Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности изучения техники
Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий. Атакующие действия являются основными для всего комплекса технических средств. Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономерности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций. На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники борьбы. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений. Выявленные закономерности становления двигательных навыков и длительный педагогический опыт многих преподавателей и научных работников позволили определить последовательность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в борьбе. Все приемы делятся на группы. В стойке, например, в классической борьбе таких групп пять (переводы в партер, броски наклоном, броски прогибом, броски через спину, сваливания); в самбо — десять (броски захватом ног, выведения из равновесия, подножки, подсечки, подхваты, броски через голову, подсады, зацепы, броски через спину, бедро, броски через грудь); в вольной — шесть (переводы, броски наклоном, броски через плечи, броски с поворотом спиной, броски прогибом, сваливания). В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием — основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). Например, в стойке в группе бросков через спину насчитывается более 14 приемов. После изучения броска через спину с наиболее простым захватом (основа структуры) легко овладеть и другими приемами из этой группы (вариантами). Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называется положительным переносом. Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, перевод в партер вертушкой мешает изучению броска через спину захватом руки через плечо (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка: атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем приеме) значительно отклоняет туловище назад (на партнера). Изучение броска зацепом стопой также мешает изучению броска боковой подсечкой. Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время. При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание борца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное выполнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление внимания к деталям. В результате у занимающегося вырабатывается умение целостно выполнять прием. Умение провести прием— это способность занимающегося сознательно выполнять техническое действие с соблюдением определенных требований. Однако овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если борец во время схватки будет обращать внимание на правильное проведение элементов приема, а не на выбор удобной ситуации для его реализации, он не сможет правильно подготовить прием и выполнить его. Поэтому как только занимающийся овладеет техникой проведения приема в простых условиях (без сопротивления партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных схваток. Занимающийся должен уметь выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его деталями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык. Под навыком понимается действие, выполнение которого благодаря многократному повторению приобрело автоматизированный характер. Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зрения физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Становление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов. Образование двигательного навыка представляет собой формирование новой, сложной координационной деятельности нервных центров. Эта координация всегда включает в себя регуляцию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена. Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцировки. Выработка дифференцировочного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества правильно выполненных повторений, предшествующего опыта занимающихся, их физической подготовленности, верного представления о структуре технического действия и содержания занятий. Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно — вначале закрепляются пространственные, затем силовые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти параметры навыка тесно связаны и взаимодействуют между собой. Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структуру и, естественно, на эффективность выполнения основных движений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы борца имели определенную устойчивость, не расстраивались при помехах со стороны всех возможных факторов. Но это не значит, что движение должно оставаться постоянным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структуры его сохраняется. Однако при максимальных результатах сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера высокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изучения и, особенно, совершенствования технического навыка в Различных условиях, а с другой — приспособлением самой основы движений. Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам. Таким образом, учитывая закономерности образования двигательного навыка, при изучении и совершенствовании технических действий, особенно сложных, тренер должен руководствоваться следующим. Date: 2015-09-27; view: 360; Нарушение авторских прав |