Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы обучения. К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения спортивной борьбе, относятся: сознательность
К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения спортивной борьбе, относятся: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность и прочность. Сознательность. Преподаватель должен давать занимающимся такие знания, которые служат руководством к действию и позволяют им на данном этапе обучения правильно решать стоящие перед ними задачи. Чтобы обеспечить сознательную деятельность занимающихся, тренер дает им необходимые знания и добивается их усвоения. Для этого надо: 1) поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение и почему необходимо ее выполнить (при изучении приема объяснить, когда и в каких условиях он может применяться, какого результата можно добиться); 2) указать путь (метод) решения поставленной задачи. Если предлагается изучить прием, то преподаватель показывает занимающемуся, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, чтобы прием получился правильно; сколько раз и в какой последовательности должны действовать партнеры, в каком направлении им следует выполнять прием и почему, сколько раз повторить его. Если ставится задача совершенствовать прием, то тренер разъясняет, как должен действовать борец, чтобы прием получился, в схватках на сопротивляющемся противнике; 3) указать средства, с помощью которых занимающийся может решить задачу. Если поставлена задача овладеть приемом, надо разъяснить, что избрать для его изучения — партнера, мягкие маты, мешок, чучело и т. п. Если требуется совершенствовать прием, то надо указать, какого партнера следует выбрать для схватки. После постановки задачи преподаватель проверяет эффективность усвоения знаний, наблюдая за деятельностью занимающихся. Если они действуют не так, как нужно, то это означает, что в усвоении приема имеется пробел. По действиям тренер определяет, что борец не понял и что ему нужно объяснить, чтобы он осознал, как правильно выполнить действие. Активность. Обучение надо строить так, чтобы борец мог применять полученные знания на практике. Если борец знает, как действовать, какого результата добиваться, какие средства применять для достижения цели, преподаватель ставит его в условия, при которых ему нужно решить эту задачу. Если задача решается занимающимся успешно, то это повышает его активность. Невыполненная задача снижает активность, особенно в том случае, когда это невыполнение связано с неприятными чувствами или эмоциями. Сначала даются простые задания, не требующие больших усилии и длительной работы, затем более сложные, на выполнения которых уходит больше времени и терпения. Давать сложные задания можно только после того, как борец привыкает успешно выполнять более простые задания. Активность занимающегося преподаватель развивает путем задании и систематической проверкой их выполнения. Задания выполняются борцами самостоятельно во время занятий и вне их. Преподавателю следует направлять внимание занимающихся на творческую работу. Поэтому он дает борцам задание самим найти правильное решение задачи. Обычно это делается тогда, когда борцы уже выполняли подобные задачи и преподаватель сообщал (показывал) им способ их решения. Создавая определенную ситуацию в схватке, преподаватель предлагает найти защиту или выход из затруднительного положения. Если борец не может найти выхода, то тренер помогает ему принять правильное решение. Наглядность. Изучение материала должно строиться так, чтобы у борцов складывалось правильное и наиболее полное представление о нем. Это возможно в том случае, если преподаватель образцово его показывает. При показе действия необходимо соблюдать основное требование — обращать внимание борца на самое главное. Не следует сразу фиксировать внимание борца на большом количестве элементарных движений или фаз. Для этого при показе преподаватель становится так, чтобы занимающиеся хорошо видели ту часть (элемент), на которую он обращает внимание. Новое лучше воспринимается, если его увязывать с усвоенным ранее. При показе нового варианта приема тренер указывает на те элементы, которые были усвоены раньше. Такой показ позволяет быстрее создать правильное представление об изучаемом действии. Этому способствуют специальные подводящие упражнения. Наиболее полное представление о приеме складывается, если: а) при показе приема объясняют его технические и тактические свойства; б) создают (показывают) ситуацию, при которой наиболее удобно выполнять изучаемый прием; в) прием показывают в целом так, как его выполняют в схватках (такой показ имеет целью создать общее представление о приеме); г) прием показывают по элементам медленно (такой показ имеет целью создать на общем фоне более точное представление о важных элементах приема); д) прием показывают в целом в таком виде, в каком следует начинать изучение. Показывать приемы и упражнения надо четко, без лишних движений. Небрежность, неточность может вызвать у занимающихся неправильное представление о приеме. В результате при его выполнении у них могут появиться ошибки. Если преподаватель не может сам образцово показать прием, то он прибегает к помощи спортсмена, владеющего этим приемом, или к кино, фотографиям и рисункам. Эти же средства используются, когда надо показать ошибки или те элементы приема, которые нельзя вычленить. Если обучение ведется наглядно, то в результате у занимающихся складывается правильное представление о технике и, следовательно, они могут добиваться правильного выполнения изучаемых упражнений и приемов. Систематичность. Обучение надо проводить по определенной системе, соблюдая последовательность в изложении материала. Преподаватель определяет систему последовательности действий и содержание работы занимающихся. Для этого следует при обучении учитывать подготовленность занимающихся и другие условия. Планируя занятия, надо продумать систему, по которой следует изучать материал и совершенствовать знания, умения и навыки борцов. Систематичность изучения материала должна быть отражена в учебных планах, графиках и расписании. В этих документах тренер предусматривает последовательность изучения теоретического курса, совершенствование в технике и тактике, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений, увеличение нагрузки (объем и интенсивность упражнений), развитие отдельных физических качеств, содержание учебных и тренировочных схваток, соревнования, в который предстоит участвовать борцам, и т. д. Весь материал тренер-педагог должен расположить в соответствии с требованиями дидактических правил: от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному. При обучении следует предусматривать регулярность занятии и добиваться хорошей их посещаемости. Постоянный состав групп, стабильное расписание занятий, рациональное чередование занятий, распределение нагрузки в уроке и ряде занятий, сочетание постепенного повышения нагрузки, ее снижения и отдыха — все это создает систему работы, обеспечивающую укрепление здоровья борца и эффективное повышение спортивных результатов. Доступность. Надо так построить обучение, чтобы занимающиеся усваивали материал и решали поставленные перед ними задачи. Это возможно только в том случае, если занимающиеся подготовлены к решению этих задач, а изучаемый материал доступен. Чтобы материал был доступным для занимающихся, необходима всесторонняя подготовка, которая является основой для достижения высоких спортивных результатов. Богатство техники и тактики борьбы, бесконечное множество ситуаций, складывающихся в единоборстве с противником, требуют от борца отличной разносторонней физической подготовленности, высокого уровня работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Спортсмены, имеющие всестороннюю физическую подготовку, быстрее усваивают технику, в сравнительно короткое время приобретают спортивную форму и более продолжительное время удерживают ее, легче переносят большие тренировочные нагрузки и быстрее восстанавливаются после них. Задача всесторонней физической подготовки, помимо развития физических качеств, нужных борцу,— обеспечить гармоническое развитие тела, правильные пропорции его. Тренер-педагог в своей работе должен учитывать возраст, состояние здоровья, степень физического развития, тренированность занимающегося и другие факторы. Планирование педагогического процесса и проведение занятий строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Индивидуальные особенности борцов.устанавливаются в процессе изучения данных врачебного контроля, анкетных данных, бесед, предварительных испытаний и наблюдений в процессе занятий. Надо так строить обучение, чтобы к концу изучения материала или в момент постановки тренером задачи борцы были подготовлены к ее выполнению. Для этого необходимо в предшествующих занятиях или прямо на уроке провести работу по подготовке к решению последующих задач. Подготовка к изучению приемов складывается из развития у занимающихся физических качеств, с помощью которых борцы должны овладеть необходимым количеством навыков, помогающих усвоению приема. Большую роль для развития физических качеств играют общеразвивающие и специальные упражнения. При проведении занятий в группе преподавателю приходится вести работу с борцами, имеющими различную степень общей и специальной подготовки. Перед тем как приступить к изучению приема, такие борцы должны выполнять различный объем работы. Подготовке более слабых борцов надо уделять большее внимание. Для этого им следует давать дополнительные задания как во время занятий, так и вне их. Для предварительной подготовки к изучению приемов применяются подводящие упражнения. Чтобы облегчить усвоение приемов, проводят занятия по физической и специальной подготовке, а также планируют уроки по определенной системе. Прочность. Обучать борьбе надо так, чтобы у занимающихся формировались и прочно закреплялись навыки борьбы. Для этого следует систематически повторять и применять знания и навыки на практике, т. е. в условиях схватки. Необходимо прочно закреплять навык выполнения не только отдельных приемов, но и всей схватки в целом (темп, маневрирование, тактика и др.). Для прочного закрепления изученного приема преподаватель может на занятиях организовать своеобразные соревнования и установить специальные правила, которые заставят занимающихся совершенствовать определенные действия, сосредоточивать внимание и усилия на решении поставленной задачи и достижении цели. Так, можно установить, что победителем в схватке будет считаться тот, кто заставит противника коснуться ковра какой-либо частью тела, кроме ступней, или тот, кто сделает удержание на спине или мосту. Следует иметь в виду, что техника закрепляется в соревновательной обстановке быстрее, чем на обычной тренировке, так как выполнение приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения. Чем ответственнее соревнование, тем выше возбуждение и тем прочнее закрепляются успешно выполненные действия, и наоборот, быстрее разрушаются неудавшиеся. Существует большое количество способов закрепления навыков (см. главу «Тренировка»).
Date: 2015-09-27; view: 361; Нарушение авторских прав |