Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения. К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения спортивной борьбе, относятся: сознательность





 

К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения спортивной борьбе, относятся: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность и проч­ность.

Сознательность. Преподаватель должен давать занимающим­ся такие знания, которые служат руководством к действию и по­зволяют им на данном этапе обучения правильно решать стоя­щие перед ними задачи.

Чтобы обеспечить сознательную деятельность занимающих­ся, тренер дает им необходимые знания и добивается их ус­воения.

Для этого надо:

1) поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение и почему необходимо ее выполнить (при изучении приема объяснить, когда и в каких условиях он может приме­няться, какого результата можно добиться);

2) указать путь (метод) решения поставленной задачи. Если предлагается изучить прием, то преподаватель показывает за­нимающемуся, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, чтобы прием получился правильно; сколько раз и в какой последовательности должны действовать партне­ры, в каком направлении им следует выполнять прием и почему, сколько раз повторить его. Если ставится задача совершенство­вать прием, то тренер разъясняет, как должен действовать борец, чтобы прием получился, в схватках на сопротивляющемся про­тивнике;

3) указать средства, с помощью которых занимающийся мо­жет решить задачу. Если поставлена задача овладеть приемом, надо разъяснить, что избрать для его изучения — партнера, мягкие маты, мешок, чучело и т. п. Если требуется совершенст­вовать прием, то надо указать, какого партнера следует выбрать для схватки.

После постановки задачи преподаватель проверяет эффек­тивность усвоения знаний, наблюдая за деятельностью занимаю­щихся. Если они действуют не так, как нужно, то это означает, что в усвоении приема имеется пробел.

По действиям тренер определяет, что борец не понял и что ему нужно объяснить, чтобы он осознал, как правильно выпол­нить действие.

Активность. Обучение надо строить так, чтобы борец мог применять полученные знания на практике.

Если борец знает, как действовать, какого результата доби­ваться, какие средства применять для достижения цели, препо­даватель ставит его в условия, при которых ему нужно решить эту задачу. Если задача решается занимающимся успешно, то это повышает его активность. Невыполненная задача снижает активность, особенно в том случае, когда это невыполнение свя­зано с неприятными чувствами или эмоциями.

Сначала даются простые задания, не требующие больших уси­лии и длительной работы, затем более сложные, на выполнения которых уходит больше времени и терпения. Давать сложные задания можно только после того, как борец привыкает успешно выполнять более простые задания.

Активность занимающегося преподаватель развивает путем задании и систематической проверкой их выполнения. Задания выполняются борцами самостоятельно во время занятий и вне их.

Преподавателю следует направлять внимание занимающихся на творческую работу. Поэтому он дает борцам задание самим найти правильное решение задачи. Обычно это делается тогда, когда борцы уже выполняли подобные задачи и преподаватель сообщал (показывал) им способ их решения. Создавая опреде­ленную ситуацию в схватке, преподаватель предлагает найти защиту или выход из затруднительного положения. Если борец не может найти выхода, то тренер помогает ему принять пра­вильное решение.

Наглядность. Изучение материала должно строиться так, что­бы у борцов складывалось правильное и наиболее полное пред­ставление о нем. Это возможно в том случае, если преподава­тель образцово его показывает.

При показе действия необходимо соблюдать основное требо­вание — обращать внимание борца на самое главное. Не следует сразу фиксировать внимание борца на большом количестве эле­ментарных движений или фаз. Для этого при показе преподава­тель становится так, чтобы занимающиеся хорошо видели ту часть (элемент), на которую он обращает внимание.

Новое лучше воспринимается, если его увязывать с усвоен­ным ранее. При показе нового варианта приема тренер указыва­ет на те элементы, которые были усвоены раньше.

Такой показ позволяет быстрее создать правильное пред­ставление об изучаемом действии. Этому способствуют специ­альные подводящие упражнения.

Наиболее полное представление о приеме складывается, если:

а) при показе приема объясняют его технические и тактиче­ские свойства;

б) создают (показывают) ситуацию, при которой наиболее удобно выполнять изучаемый прием;


в) прием показывают в целом так, как его выполняют в схват­ках (такой показ имеет целью создать общее представление о приеме);

г) прием показывают по элементам медленно (такой показ имеет целью создать на общем фоне более точное представление о важных элементах приема);

д) прием показывают в целом в таком виде, в каком следует начинать изучение.

Показывать приемы и упражнения надо четко, без лишних движений. Небрежность, неточность может вызвать у занимаю­щихся неправильное представление о приеме. В результате при его выполнении у них могут появиться ошибки.

Если преподаватель не может сам образцово показать прием, то он прибегает к помощи спортсмена, владеющего этим при­емом, или к кино, фотографиям и рисункам. Эти же средства используются, когда надо показать ошибки или те элементы при­ема, которые нельзя вычленить.

Если обучение ведется наглядно, то в результате у занимаю­щихся складывается правильное представление о технике и, сле­довательно, они могут добиваться правильного выполнения изу­чаемых упражнений и приемов.

Систематичность. Обучение надо проводить по определенной системе, соблюдая последовательность в изложении материала. Преподаватель определяет систему последовательности действий и содержание работы занимающихся. Для этого следует при обу­чении учитывать подготовленность занимающихся и другие ус­ловия.

Планируя занятия, надо продумать систему, по которой сле­дует изучать материал и совершенствовать знания, умения и на­выки борцов. Систематичность изучения материала должна быть отражена в учебных планах, графиках и расписании. В этих документах тренер предусматривает последовательность изуче­ния теоретического курса, совершенствование в технике и так­тике, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений, увеличение нагрузки (объем и интенсивность упражнений), раз­витие отдельных физических качеств, содержание учебных и тре­нировочных схваток, соревнования, в который предстоит участ­вовать борцам, и т. д.

Весь материал тренер-педагог должен расположить в соот­ветствии с требованиями дидактических правил: от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизве­стному.

При обучении следует предусматривать регулярность заня­тии и добиваться хорошей их посещаемости. Постоянный состав групп, стабильное расписание занятий, рациональное чередова­ние занятий, распределение нагрузки в уроке и ряде занятий, со­четание постепенного повышения нагрузки, ее снижения и отды­ха — все это создает систему работы, обеспечивающую укрепле­ние здоровья борца и эффективное повышение спортивных результатов.

Доступность. Надо так построить обучение, чтобы занимаю­щиеся усваивали материал и решали поставленные перед ними задачи. Это возможно только в том случае, если занимающиеся подготовлены к решению этих задач, а изучаемый материал до­ступен.

Чтобы материал был доступным для занимающихся, необхо­дима всесторонняя подготовка, которая является основой для до­стижения высоких спортивных результатов.

Богатство техники и тактики борьбы, бесконечное множе­ство ситуаций, складывающихся в единоборстве с противником, требуют от борца отличной разносторонней физической подго­товленности, высокого уровня работоспособности сердечно-сосу­дистой, дыхательной, нервной и других систем организма.


Спортсмены, имеющие всестороннюю физическую подготов­ку, быстрее усваивают технику, в сравнительно короткое время приобретают спортивную форму и более продолжительное вре­мя удерживают ее, легче переносят большие тренировочные на­грузки и быстрее восстанавливаются после них.

Задача всесторонней физической подготовки, помимо разви­тия физических качеств, нужных борцу,— обеспечить гармони­ческое развитие тела, правильные пропорции его.

Тренер-педагог в своей работе должен учитывать возраст, состояние здоровья, степень физического развития, тренирован­ность занимающегося и другие факторы.

Планирование педагогического процесса и проведение заня­тий строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Индивидуальные особенности борцов.устанав­ливаются в процессе изучения данных врачебного контроля, ан­кетных данных, бесед, предварительных испытаний и наблюде­ний в процессе занятий.

Надо так строить обучение, чтобы к концу изучения матери­ала или в момент постановки тренером задачи борцы были под­готовлены к ее выполнению. Для этого необходимо в предшест­вующих занятиях или прямо на уроке провести работу по подго­товке к решению последующих задач.

Подготовка к изучению приемов складывается из развития у занимающихся физических качеств, с помощью которых борцы должны овладеть необходимым количеством навыков, помогаю­щих усвоению приема. Большую роль для развития физических качеств играют общеразвивающие и специальные упражнения.

При проведении занятий в группе преподавателю приходится вести работу с борцами, имеющими различную степень общей и специальной подготовки. Перед тем как приступить к изучению приема, такие борцы должны выполнять различный объем ра­боты. Подготовке более слабых борцов надо уделять большее внимание. Для этого им следует давать дополнительные задания как во время занятий, так и вне их.

Для предварительной подготовки к изучению приемов приме­няются подводящие упражнения.

Чтобы облегчить усвоение приемов, проводят занятия по физической и специальной подготовке, а также планируют уроки по определенной системе.

Прочность. Обучать борьбе надо так, чтобы у занимающих­ся формировались и прочно закреплялись навыки борьбы. Для этого следует систематически повторять и применять знания и навыки на практике, т. е. в условиях схватки. Необходимо проч­но закреплять навык выполнения не только отдельных приемов, но и всей схватки в целом (темп, маневрирование, тактика и др.).

Для прочного закрепления изученного приема преподаватель может на занятиях организовать своеобразные соревнования и установить специальные правила, которые заставят занимаю­щихся совершенствовать определенные действия, сосредоточи­вать внимание и усилия на решении поставленной задачи и до­стижении цели. Так, можно установить, что победителем в схват­ке будет считаться тот, кто заставит противника коснуться ковра какой-либо частью тела, кроме ступней, или тот, кто сдела­ет удержание на спине или мосту. Следует иметь в виду, что тех­ника закрепляется в соревновательной обстановке быстрее, чем на обычной тренировке, так как выполнение приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения. Чем ответственнее соревнование, тем выше возбуждение и тем прочнее закрепляют­ся успешно выполненные действия, и наоборот, быстрее разруша­ются неудавшиеся.

Существует большое количество способов закрепления навы­ков (см. главу «Тренировка»).

 







Date: 2015-09-27; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию