Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности социального обеспечения и страхования в РФ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Социальная политика – особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которой является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Формы общения: между социальными группами, между классами, между нациями, внутри социальных групп, классов и наций, между семьями и внутри них. Социальная политика – политика, обращенная непосредственно к населению. Главный объект социальной политики – население страны, выступающее в качестве потребительской силы общества, субъекта потребности и потребления. Социальная функция государства состоит в согласовании интересов на всех иерархических уровнях: общество, регион, фирма, работник. Взаимосвязь между экономической и социальной политиками проявляется в следующих моментах: - экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирование деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важного условия роста народного благосостояния; - социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ. Современные модели социальной политики: 1. Патерналистическая социалистическая модель. Основные характеристики: - всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан; - государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению; - чувство социальной защищенности, социальной стабильности; - система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты; - лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенства, теряется инициатива. 2. Шведская модель социальной политики. Характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. Для нее характерно так же высокое налоговое давление на предпринимателей и население. 3. Модель «Государства благосостояния». Является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может. 4. Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства. Она базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы процветания личности. Эта модель характеризуется так же высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства, через перераспределение благ, налоговую политику. Правовое обеспечение и т.д. в этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство не берет на себя задачи, которые могут решить сами граждане. 5. Рыночная социальная модель. Она отличается наибольшей социальной жестокостью. Здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций. Расширением рыночных инструментариев. В России при стратегической ориентации на социально-рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Поэтому не удается реализовать такие провозглашенные принципы социальной политики, как создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния, социальная защищенность в экстремальных ситуациях, гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной заработной платы и пенсий. К основным принципам российской социальной политики так же относится: - поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; - повышение обоснованности предоставленных льгот; - перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; - гласный характер социальной политики. - развитие системы социального страхования через систему внебюджетных фондов
В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровни управления. На федеральном уровне разрабатывается социальная политика государства, осуществляется и правовое обеспечение, разрабатываются основные методы подходы к решению задач социальной политики, проводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федерального уровня власти так же относятся установление таких социальных нормативов как минимальный размер оплаты труда, минимальной пенсии, прожиточный минимум. Разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения. На федеральном уровне выделяются средства на оплату бюджетной сферы, финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности, делаются инвестиции в социальную сферу районов нового освоения, районов повышенной социальной напряженности, осуществляются выплаты по долговым обязательствам населению. Непосредственно влияет на социальную сферу и функция установления налогов и пропорций, распределения федеральных налогов между федеральными, региональными и местными органами власти. На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территории, готовится региональное и местное законодательное обеспечение. Подбираются методы и формы работы, адекватные региональным и местным особенностям, а так же проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование. Осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых льгот, осуществляются меры по социальной защите населения. Методы реализации социальной политики: 1. Правовое регулирование; 2. Финансово-кредитное регулирование. Основной формой реализации данного метода является выделения в госбюджете, за счет которых финансируются отрасли социальной сферы. Другая форма – создание внебюджетных социальных фондов(пенсионный, социальный, медицинского страхования), за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы; 3. Приватизация; 4. Целевые программы, т.е. программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам; 5. Социальные стандарты и социальные гарантии. К социальным стандартам относятся минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) Стратегической целью социальной политики является радикальное улучшение качества жизни. Для этого предусматривается обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения и его профессиональных групп. Цели социальной политики: - постепенное повышение реальных доходов населения на основе ликвидации по задолженности по зарплате и социальным пособиям; - повышение финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов; - совершенствование пенсионного обеспечения; - развитие адресной социальной помощи на основе учета прожиточного минимума и в зависимости от среднедушевого дохода семьи; - усиление социальной и экономической роль оплаты труда; - повышение МРОТ и минимального размера пенсий по старости предусматривается осуществить на основе ежегодного установления в федеральном бюджете соотношений между этими показателями и величиной прожиточного минимума. Минимальная пенсия должна быть повышена до прожиточного минимума пенсионеров. Существует законопроект Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» (ГМСС). ГМСС – установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемый в социальных нормах. ГМСС – социальные стандарты федерального уровня. Типы ГМСС: 1. Минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда; 2. Минимальные размеры социальных пособий и выплат; 3. Перечни бесплатных и частично платных услуг за счет финансирования из бюджетной системы РФ; 4. Перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; 5. Нормы обеспечения населения социальными услугами; 6. Стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг; 7. Нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг. На основе ГМСС определяются нормативы бюджетного финансирования по текущим расходам на предоставление социальных услуг. Аспекты социальной политики: 1. Политика в сфере доходов и личного потребления семьи; 2. Политика в сфере общественного благосостояния (разработка прожиточного минимума и социальной защиты, поддержка отраслей нерыночного сектора); 3. Политика в сфере воспроизводства рабочей силы и занятости; 4. Политика по поддержке слабых групп в обществе (обеспечение соответствия между прожиточным минимумом и минимумом пенсий, индексация пенсий, развитие системы социальной защиты); 5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры. Политика в области труда и занятости обеспечивается за счет функционирования служб и Фонда занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ, за счет разработки программ создания, сохранения и развития рабочих мест. До 01.01.2001 г. в Фонд занятости отчислялся 1% от размера оплаты труда. С 01.01.2001 г. Фонд занятости упразднился. Все мероприятия по занятости финансируются из федерального бюджета, поэтому все службы занятости имеют федеральный статус. Предполагается, что государство будет более эффективно использовать средства бюджета на снижение уровня безработицы и решение проблем занятости с каждым конкретным индивидом, обратившимся в службу занятости. Индекс человеческого развития включает в себя следующие показатели: 1. ВВП на 1 человека с учетом порога бедности; 2. Уровень образования (кол-во лет) для населения до 25 лет; 3. Продолжительность жизни. В 1990 году РФ занимала по этому индексу 33 место в мире, в 1993 г. – 44, в 1998 г. – 72, в 1999г. –71, а сейчас страна занимает место во второй сотне государств вместе с беднейшими странами третьего мира. Прожиточный минимум до середины 2000 г. рассчитывался по следующей формуле: SНмес*Ц = Прожиточный минимум, где Ц – цена на конец предыдущего квартала, Нмес – месячные нормативы продуктов питания (12 групп, 33 наименования). С середины 2000г. расчет прожиточного минимума осуществляется в соответствии с ФЗ от 20.11.99 г. №201 «О потребительской корзине в целом по РФ». По этому закону потребительская корзина включает: продукты питания (33 наименования), непродовольственные товары (116 наименований), услуги (7 видов). Причины появления бедных: 1. Экономические: - в связи с осуществлением структурной перестройки, следствием которой является падение производства в ряде секторов экономики; - задержки с выплатой зарплаты; - возрастание вероятности оказаться в числе безработных. 2. Рост таких новых бедных, как беженцы и вынужденные переселенцы. 3. Ухудшение экологической ситуации и условий проживания населения в целом ряде регионов. Основные направления борьбы с бедностью: обеспечение занятости, повышение эффективности труда, повышение зарплаты, социальная помощь.
Пенсионное обеспечение в РФ
Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов; страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части.
Длительное время в РФ действовала распределительная система пенсионного обеспечения, ставшая неэффективной в условиях сложившейся демографической обстановки: рост числа пенсионеров и снижение числа работающих. С 01.01.2002 проводится пенсионная реформа в РФ, которая позволит обеспечить переход к накопительной системе пенсионного страхования, при котором пенсионные отчисления каждого работающего поступают в счет его будущей пенсии. Для повышения доходности таких пенсионных вложений в системе участвуют негосударственные пенсионные фонды. Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Принципы новой пенсионной системы: 1. Заинтересованность населения в получении высокой пенсии, т.е. не скрывать высокую зарплату и вывести ее из тени; 2. Слить максимальный и минимальный размеры пенсии; 3. Пенсия будет состоять из трех уровней: базовая (гарантированная всем), дополнительная (в зависимости от отчислений в Пенсионный Фонд), доходы от инвестиционных пенсионных накоплений; 4. Не ухудшить условия сегодняшних пенсионеров; 5. Обеспечение соблюдения взятых государством обязательств по пенсионным выплатам.
Зарубежный опыт социального страхования
Существует несколько вариантов моделей социального рыночного хозяйства в зависимости от достигнутого уровня экономического развития, от конкретной экономической конъюнктуры, от политической ориентации в обществе, от национальных традиций и менталитета населения. 1. Континентальная (Германия. Франция, Австрия). Высокий объем ВВП (50%) перераспределяется через бюджетную систему. Большая часть расходов социального назначения финансируется за счет страховых взносов. Основное бремя в формировании страховых фондов возлагается на предпринимателей. 2. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Финляндия). Более 50% ВВП перераспределяется через бюджетную систему. Самый высокий в мире уровень налогообложения. Доминирование идей равенства и солидарности в осуществлении социальной политики. при этом правительство играет основную роль в финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета. 3. Англо-саксонская (Великобритания, Канада, Ирландия). Государство играет ведущую роль в финансировании социальных расходов. Уровень налогообложения высок, но ниже, чем в странах второй модели. Объем ВВП, перераспределяемого через бюджет составляет 40-50%. Политика государства в отношении рынка труда имеет преимущественно пассивный характер. 4. Модель стран Южной Европы (Греция, Испания, Италия). Более активное привлечение гражданских институтов к выполнению социальных функций. Социальная политики имеет преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Объем ВВП, перераспределяемого через бюджет – 60% в Греции и Италии, 40% - в Испании, при более низком уровне налогообложения относительно ВВП. 5. Страны Бенилюкса (+ Дания). По масштабам перераспределительных процессов через бюджет – примыкают к странам второй группы. Но в данной группе государств основной акцент на предоставление социальных услуг сделан на частный сектор. Поэтому из государственного сектора доходы передаются в частный для их финансирования. Но финансирование существенной части социальных расходов осуществляется преимущественно за счет общих налоговых доходов бюджета, как в рамках государств третьей группы, а не через систему страхования. Здравоохранение
В РФ – бюджетно-страховая модель. В Швеции – государственная система здравоохранения. Роль частного сектора – 5%. Большая часть приходится на стоматологию. Население оплачивает лишь 20% медицинских услуг. остальная часть компенсируется через систему социального страхования и за счет государственных средств. Большую роль в финансировании расходов на здравоохранение играют местные власти. Которые расходуют на эти цели 60% подоходного налога. Большая чсть медицинских услуг оказывается за счет предприятий. Эти медуслуги являются частью системы охраны труда.
Социальное страхование
В Западной Европе Фонд социального страхования формируется за счет 4-х основных источников средств: средства государства, средства предпринимателей, средства самих застрахованных и процентные платежи от использования временно свободных финансовых средств. До середины 80-х годов в Швеции стала проявляться тенденция к росту доли страховых платежей в финансировании расходов по социальному страхованию. В Дании распределение налогового бремени между работниками и работодателями примерно равно. Но основная часть расходов по социальному страхованию финансируется за счет общих налоговых доходов в бюджетные системы.
Пенсионное обеспечение В большинстве стран Западной Европы выделяют три уровня пенсионного обеспечения: 1. Государственное пенсионное обеспечение, в рамках которого существуют два вида пенсий – основная по старости и дополнительная (зависит от объема доходов, получаемых индивидом до выхода на пенсию). Право на основную пенсию предоставляется всем гражданам, независимо от стажа работы в размере 20% прежнего заработка или в твердом размере. Для получения дополнительной пенсии необходим длительный период работы, который бы обеспечил пенсионный доход (в Швеции – стаж в 30 лет, в Финляндии и Дании – 40 лет). Размер дополнительной пенсии – более 50% среднего дохода. 2. Негосударственные пенсионные фонды – формируются за счет взносов работодателей и иногда за счет самих застрахованных. 3. Система пенсионного страхования (индивидуальное или групповое) как один из видов личного страхования.
Страхование по безработице и политика на рынке труда В большинстве стран используется активная политика (переквалификация, общественные работы, создание рабочих мест, специальные меры по использованию труда инвалидов). В Швеции именно эти меры являются ведущими – 70% составляет доля расходов по осуществлению этих мер, в Норвегии – 54%, во Франции – 24%, в Канаде – 25%. То есть в последних странах доминируют пассивные меры (компенсация по безработице, финансирование более раннего выхода на пенсию).
Образование В шведской модели все виды образования предоставляются государственными институтами, являются бесплатными и финансируются за счет центральных и местных бюджетов. В ряде университетов студенты могут получить субсидию или заем от центрального правительства для обучения () на 10-15 лет. В Финляндии, Норвегии, Дании используются банковские ссуды на образование. В Канаде школьное образование представлено государственными и частными школами. Государственные школы финансируются за счет бюджетов провинций, высшее образование – со ссудами. Date: 2015-09-26; view: 851; Нарушение авторских прав |