Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антимонопольное регулирование
Антимонопольная политика государства – одно из направлений ГРЭ, представляет собой комплекс мероприятий направленных на формирование нормальной конкурентной среды. Антимонопольная политика государства реализуется в совокупности антимонопольных законов, которые призваны установить правила игры на конкурентном рынке. Конкретная программа антимонопольной политики разрабатывается и проводится правительством. Регулирование антимонопольной деятельности подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка отдельными фирмами. Оно включает методы административного (законодательного) регулирования и методы нормативно-ориентированного (корректирующего) регулирования. Антимонопольное законодательство включает в себя законы: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22.03.91 г.» «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 3.07.91 г.» «О поставках продукции для федеральных государственных нужд от 13.12.94 г.» «О финансово-промышленных группах от 30.11.95. г.» «О естественных монополиях от 17.08.95. г.» «Об акционерных обществах от 26.12.95. г.» «О некоммерческих организациях от 01.96. г.» «О рекламе от 06.96.г.» «О торговле» Но требуется дальнейшее развитие антимонопольного законодательства, в частности, необходим закон о защите конкуренции в сфере финансовых услуг. Задачи антимонопольного законодательства: - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства; - снятие всех преград на пути конкуренции на правовой основе; - определение правового режима ответственности за монопольные действия и нарушения правил конкуренции. Главная задача антимонопольного законодательства – создание условий для эффективного развития экономики страны. Первый в мире антимонопольный закон - закон Шермана - 1890 г, запрещающий любые виды сговора и попытки монополизации какой-либо отрасли. Антимонопольный комитет при министерстве юстиции США – фиксирует отступления от закона, делает представление фирме снизить долю на рынке, может наложить штраф на монополиста и может ликвидировать фирму через соответствующее решение. Монопольной считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Различают временную, естественную и государственную монополии. Временная монополия возникает в результате использования изобретений, внедрения патентов и характеризуется отсутствием конкуренции. Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые на рынке эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены, обусловленный невозможностью полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке независимо от уровня спроса в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне науки и техники. Государственная монополия создается на основе законодательства, определяющего его субъекты, формы и границы. Экономика СССР характеризовалась государственной монополией на факторы и результаты производства. В переходный период государство проводит политику демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация является длительным процессом – создание условий для конкуренции и носит многоплановый характер, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение барьеров для их свободного перемещения, для входа на рынок новых конкурирующих структур. Для реализации антимонопольной политики и поддержки предпринимателей был создан Государственный Комитет по антимонопольной политике с территориальными управлениями, а в 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В него также вошли Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи, Государственный Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Существуют федеральная энергетическая комиссия. Координацию деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ сегодня по реализации антимонопольной политики осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Предприятие признается монополистом если занимает господствующее положение на рынке товаров, не имеющих заменителей. Такое положение позволяет ему диктовать свои условия другим производителям и потребителям. Доминирующие положение – 65%рынка; менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов. Если доля предприятия торговли на рынке не превышает 25% его положение нельзя назвать доминирующим. Причины низкого уровня конкуренции в России: 1) Неэффективная приватизация; 2) Принудительная реорганизация предприятия; 3) Малый бизнес не получил должного результата. Формы влияния на монополиста: 1) Контроль и регулирование деятельности монополиста; 2) Реорганизация, расчленение монополий на более мелкие структуры; 3) Развитие малого и среднего бизнеса. Меры антимонопольной политики: 1. Ограничительные меры – запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти, которые могут неблагоприятно отразиться на конкуренции; Они включают: a) Запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию; b) Запреты на злоупотребление предприятием своего доминирующего положения. Самое частое нарушение - в отношении цен. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит, навязывать контрагенту невыгодные условия договора, включать в договор дискриминационные условия по сравнению с другими предприятиями. Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен. 2. Контроль за усилением экономической концентрации, которая возникает: a) в результате создания или слияния предприятий; b) когда появляется возможность для группы предприятий проводить на рынке согласованную политику. Меры контроля (основные): - создание слияния предприятий если их активы больше - ликвидация и разделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, - Запрет на недобросовестную конкуренцию - это действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, требованиям разумности и справедливости и которые приносят убытки конкурентам или наносят ущерб их деловой репутации – ложные сведения, введения потребителя в заблуждение, разглашение информации и коммерческой тайны без согласия владельца; 3. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Законодательством запрещено принимать нормативные акты, ограничивающие самостоятельность предприятия, создающие благоприятные условия для одних в ущерб другим; 4. Реестр - как инструмент антимонопольного контроля - включение предприятий, с долей больше 25 % на рынке, чтобы иметь информацию об этих субъектах и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Date: 2015-09-26; view: 695; Нарушение авторских прав |