Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Налоги как инструмент ГРЭ
Налоговая политика государства - это инструмент экономической политики, используемый в качестве средства воздействия на экономику. В качестве основных средств налоговой политики выступают: - порядок налогообложения агентов воспроизводства; - уровень налоговых ставок по отдельным налогоплательщикам; - налоговые льготы для отдельных групп населения; - налоговые отсрочки при получении государственного кредита. Под налогом, пошлиной, сбором и другими аналогичными платежами понимают обязательный, определенный законом взнос в бюджет или внебюджетный фонд в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Основные характеристики налога: - изъятие части дохода или собственности субъекта; - определенные по размерам и срокам внесения платежи; - юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения; - общественное принуждение. Налоговая система – это совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы и границы налогообложения. Объект налогообложения – это экономический феномен, подлежащий налогообложению, то есть доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость и другие объекты, определенные законом. Налоговая база представляет собой часть объекта налогообложения, на который практически начисляются налоги. Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой ставкой или нормой налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке и бывают фиксированными и скользящими в зависимости от величины дохода. Налоговое бремя – это доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитываются также национальное налоговое бремя или налоговая нагрузка на ВВП. Налоговые льготы – уменьшение налоговой базы, скидки, отсрочка уплаты налогов. Распространены следующие виды налоговых льгот: - необлагаемый минимум объекта налога; - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога. Например, затраты на НИОКР; - освобождение от уплаты налогов лиц или категорий плательщиков (ветераны войны); - понижение налоговых ставок; - вычет из налоговой базы; - налоговый кредит – отсрочка уплаты налогов без начисления процентов; - полный или частичный возврат налогов (возврат НДС экспортеру). Принципы построения налоговой системы: - гласность и открытость. Общественность страны должна знать, какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить, какова связь между уплатой данного налога и улучшением в предоставлении общественных услуг, обеспечиваемых этим налогом; - простота исчисления и взимания. Налоговая система должна быть простой и понятной для налогоплательщика; - гибкость налоговой системы. Предполагает зависимость уровня налогообложения от уровня доходов, имущественного положения и прочее. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика; - неотвратимость налогов. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы не оставлять сомнений в неизбежности платежа. Система штрафов должна быть построена так, чтобы неуплата налогов была менее выгодна, чем своевременное и честное выполнение обязательств по уплате налогов; - стабильность налоговой системы. Необходима всегда, но особенно важна для условий переходного периода. Функции налогов: 1. Фискальная. Обеспечивает финансирование государственных расходов; 2. Социальная. Поддерживает социальное равновесие путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения. Принципы взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налогов в доходах, независимо от их величины (подоходный налог). Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода (единый социальный налог). Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально-несправедливыми являются косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины), так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высоким и низкими доходами, поглощая при этом относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев. 3. Регулирующая. Регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса, накопления, окружающей среды и других объектов. Регулирующая функция заключается в установлении и изменении системы налогообложения, в определении налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот, то есть освобождение от налогов части прибыл и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики. Виды налогов: 1. В зависимости от органа, распоряжающегося взиманием налога, выделяют: - федеральные; - региональные; - местные налоги и сборы. 2. В зависимости от порядка использования или направления использования налоги делятся на: - Общие. Большинство налогов – общие. Налогоплательщики не информируются на какие конкретно цели будут направлены налоги, они просто поступают в бюджет; - Специальные. Поступления от специальных налогов расходуются строго по целевому назначению (взносы на социальное, медицинское страхование, по старости, дорожный налог). В отдельных развитых странах появились новые, особые налоги: экологические налоги, церковный налог, оккупационный налог (на содержание иностранной армии, выплата репатриации и контрибуции). 3. В зависимости от метода взимания выделяют: - Прямые. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица и их подразделяют на: реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся земельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, поимущественный налог; - Косвенные. Они представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара или услуги и бывают трех видов: акцизы, монопольные налоги и таможенные пошлины. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, разного рода акцизы, налоги на наследство, налги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения. Предоставлением налоговых льгот в виде налоговых кредитов, в виде пониженных ставок налогообложения, в виде ускоренной амортизации, в виде отсрочки уплаты налога и полное освобождение от него. Из всех налогов, действовавших в последние годы в России, наибольшее значение имеют пять: налог на прибыль, НДС, НДФЛ, платежи за недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Особенности современной налоговой системы России. 1. Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Поэтому груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно; 2. Чрезмерное преобладание в российской налоговой системе фискальной направленности. Это проявляется в достаточно высоких ставках по некоторым налогам; 3. Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной развитой стране. В настоящее время он составляет около 74%, а это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на ¼ меньше налогов, чем они сами обязались внести; 4. Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций; 5. Слабо проявляется социально-справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц; 6. Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг. Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень. Направления совершенствования налоговой системы: -Построение стабильной и единой в границах РФ налоговой системы; -Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и личных интересов; -Развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, регионального и местного бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; -Отмена ряда нерыночных доходов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (транспортный налог), а также налоги с целевым направлением (целевые налоги на содержание милиции). -Уменьшение налоговых ставок. Сегодня у нас одна из самых низких в мире ставок НДФЛ (13%), значительно за последние 10 лет – с 35% до 20% - снижена ставка налога на прибыль, Date: 2015-09-26; view: 695; Нарушение авторских прав |