Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность программно - целевого подхода как инструмента регулирования экономики





В практике и теории государственного регулирования используются термины: программно–целевой подход, программно–целевой метод, программно–целевое планирование, программно–целевое управление.

Суть этих терминов одна: программно–целевой метод исходит из комплекса целей социально–экономической системы и ранжирования их с точки зрения распределения ресурсов, которые должны быть достигнуты с помощью определенной системы мер.

Основное предназначение данного метода – согласование ресурсов и целей. Реализуется этот метод в построении целевых программ. Целевые задачи упорядочиваются посредством «дерева» целей, представляющего собой схему, отражающую соподчинение и внутренние взаимосвязи всего множества целей, что облегчает анализ их относительной важности, настоятельности, а также оценку необходимых для их реализации сроков и ресурсов. Распределяются ресурсы с помощью «дерева» ресурсов, которое является обратным «дереву» целей, исходя или из нормативов необходимых ресурсов, или из имеющихся ресурсов.

Программно–целевой подход - не новый инструмент в области экономического регулирования как в нашей стране, так и других странах рыночной экономики. В России и в других странах имеется большой опыт реализации крупных программ общегосударственного характера (план ГОЭЛРО, индустриализация освоение целины, космоса, развитие сельского хозяйства нечерноземной зоны России, химизацией народного хозяйства, освоение зоны БАМа). Однако эти программы касались решения только нескольких крупных народнохозяйственных задач и разрабатывались как реакция на узкие места и диспропорции в ходе реализации директивного плана. Ведущим в практике директивного планирования был ресурсно-отраслевой принцип. В его основе лежит сбалансированное планирование выпуск ресурсов – продуктов в отраслевом разрезе. Этот принцип сложился в СССР в 30-х годах.

 

 

Цели План Ресурсы

 

территориально-

отраслевая

структура

плана

 

 

В этих условиях центральные органы управления могли легко концентрироваться ресурсы на решение конкретной задачи или цели экономика была сравнительно легко «обозримой» и в этих условиях цели развития страны позволяли сравнительно легко определялись приоритеты развития отраслей. А согласование целей развития с возможностями общества (ресурсами) осуществлялось через балансы.

В 80-е годы появились факторы, которые усилили потребность и необходимость разработки целевых программ, а именно:

- рост и усложнение межотраслевых и межрегиональных связей;

- выход производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельно взятой отрасли и региона;

- усиление значимости в структуре целей социального характера;

- обострение региональных проблем;

- увеличение масштабов последствий крупных хозяйственных решений.

Все это усилило комплексный характер проблем, и в этих условиях ресурсно-отраслевой принцип планирования и территориально-отраслевая структура планов не гарантировали своевременного достижения цели. Поэтому в системе долгосрочного планирования появилось новое звено, то есть долговременные комплексные программы, которые взаимоувязывали наиболее важные цели с ресурсами в процессе составления плана. Программы были основаны на прогнозах.

Прогноз

 

Цели ДЦП Ресурсы

 

План

 


Территориально-отраслевая структура

 

Долговременные комплексные программы были основаны на прогнозах и взаимоувязывли наиболее важные цели с ресурсами в процессе состояния плана. Программный способ решения проблем стал постоянно действующим плановым инструментом.

Чрезмерное и массовое применение целевых программ без учета ресурсного потенциала, параллельная разработка директивных планов, нередко противоречащих целям программ, отсутствие специального организационного механизма реализации программ привели к дискредитации данного метода и к неэффективности использования программ в рамках директивного плана. Программы как бы растворялись в плане.

В настоящее время в условиях переходной экономики России по-прежнему существуют факторы, определяющие потребность применения программно-целевого подхода и их влияние еще более усиливается, поскольку спад производства определяет сокращение материальных и финансовых ресурсов общества, обострение социальных проблем, связанных с ростом безработицы, падением уровня жизни населения и углублением экономических и научно-технических проблем. Тем самым возрастает необходимость выбора приоритетов целей социально-экономического развития при осуществлении политики государства по реформированию и выхода из кризиса.

Критерии выбора проблем с целью их решения программным способом:

1. Настоятельность или особая необходимость;

2. Межотраслевой и многоплановый характер проблемы;

3. Сложность проблемной ситуации;

4. Величина проблемы, то есть разрыв между двумя состояниями проблем, а именно, между состоянием полного желаемого решения проблем, и тем состоянием, которое достигается инерционным движением;

5. Значимость проблем для национальной экономики связывали с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства, повышением уровня жизни населения и с обеспечением экологической безопасности;

6. Наличие многих участников решения проблемы и необходимость координации их действий;

7. Невозможность решить экономическую проблему с помощью рыночного механизма, т.е. необходима государственная поддержка.

Перечень приоритетных проблем, подлежащих программной разработке:

a) социальное развитие и экологическая безопасность;

b) поддержка эффективных и свертывание бесперспективных устаревших производств;

c) Развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

d) Сохранение научно - технического потенциала;

e) сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

f) диверсификация экспортного потенциала.

Достоинства программно - целевого подхода:

1. из многообразия проблем он позволяет выделять первоочередные, ключевые и сосредоточить ресурсы на их выполнении;

2. позволяет согласовывать цели и сроки решения проблем с ресурсами и возможностями общества.

Прогноз и программа:

Общее:

Исходным пунктом является анализ текущего социально-экономического положения как базы обоснования и выработки предложений на перспективу.

Различие:

В прогнозах предполагаемые действия по направлениям экономической политики имеют преимущественно аналитический и рекомендательный характер. А в программах они (действия) имеют характер количественно определенных мер, ориентированных в пространстве и во времени.

Таким образом, сущность программно - целевого метода заключается:

1. В выявлении приоритетных проблем и задач, требующих относительно быстрого решения;

2. В комплексной оценке каждого выбранного приоритетного направления с учетом последствий;

3. В формировании целей, вытекающих из конкретных проблем;

4. В разработке системы мероприятий по решению проблем в рамках поставленных целей;

5. В создании необходимых условий для выполнения мероприятий.

 

 

Date: 2015-09-26; view: 1767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию