Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие государственных органов различных уровней





 

Государственные органы различаются (классифицируются) по уровню управления. В странах с федеральным устройством – это федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные (местные) органы. В странах с унитарным устройством – это центральные и муниципальные органы управления.

Структура органов государственной власти, ответственных за экономическое развитие, включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власть.

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее федеральное собрание (парламент, состоящий из двух палат: совета Федерации и Государственной Думы). Федеральное собрание разрабатывает и принимает законодательные акты, которые являются механизмом управления экономикой. Государственная Дума формирует комитеты и комиссии и образует счетную палату, которая осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета.

Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ, при которой функционирует сеть координационных, консультативных органов и действуют различные комиссии. Правительство РФ, в лице своих рабочих органов, осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. Каждое министерство во главе с министром как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление в соответствующей сфере влияния, а также координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать своих соответствующих должностных лиц. Они могут так же передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В систему рабочих органов РФ, принимающих непосредственное участие в регулировании экономики и плановой работе, включаются прежде всего:

- Министерство Финансов РФ;

- Министерство экономического развития и торговли.

Это министерство обеспечивает проведение единой государственной социальной экономической политики и выполняет функции по разработке документов, обосновывающих экономическое и социальное развитие страны таких как: прогноз, комплексная программа развития страны, целевые программы по развитию отдельных важнейших направлений экономики.

Министерство Финансов – отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета в различных видах: консолидированный, федеральный и бюджет развития. В структуре его создано Федеральное Казначейство РФ, которое призвано аккумулировать бюджетные средства и фактически их распределять.

Центробанк, который юридически независим от федеральных органов власти и подвластный лишь президенту РФ, несёт ответственность за создание денежно-кредитной системы, то есть за курс рубля по отношению к другим валютам, за пополнение валютно-золотых запасов, за проблему инфляции совместно с Министерством Финансов РФ.

В странах с президентской формой правления главой государства является президент. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти: определяет основное направление внутренней и внешней политики государства; представляет страну в международных отношениях; принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целестности. Президент РФ, где главой правительства является председатель (премьер-министр), юридически не входит в систему ни единой ветви власти. Он как бы возвышается над ними, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руководствуется волей большинства избирателей. Президенту РФ непосредственно подчиняются некоторые важнейшие ведомства, в том числе «силовые».

Судебная власть РФ самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Одна из главных проблем взаимодействия государственных органов – установление рациональных связей между федерацией и ее субъектами.

Сейчас идет разделение власти по вертикали на федеральное, региональное и местное самоуправление. Еще одна проблема – это установление отношений между самими субъектами федерации, а также между администрацией субъекта федерации и органами местнрого самоуправления.


Проблемы взаимодействия между федеральным центром и регионами стоят почти перед всеми странами, и в ряде стран Запада их решение опирается на теорию "фискального федерализма", которая основана на двух принципах:

1. Принцип принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидиарности);

2. Принцип фискальной эквивалентности (принцип увязки).

В соответствии с принципом субсидиарности, считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на самый низкий уровень власти. Это связано с тем, что решения, принимаемые на уровне государства, носят универсальный, абстрактный характер, а решения, принимаемые на более низких уровнях лучше и полнее учитывают специфику интересы граждан, проживающих на данной территории. Таким образом, открывается возможность полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях. Да и на низком уровне расходы на получение информации, управление и контроль, как правило, ниже, т. к. субъект и объект, на которого направлено действие, находятся ближе.

Согласно принципу увязки, эффективное распределение общественных ресурсов (налоговых поступлений) предполагает увязку интересов тех, кто платит налоги, тех, кто их использует и тех, кто принимает решения.

Отсутствие увязки ведет к неэффективному использованию общественных ресурсов, ослаблению стабильности в обществе, падению доверия налогоплательщиков к властным структурам.

Такая увязка интересов наиболее возможна на самых низких уровнях, поскольку по мере перехода прав и полномочий по аккумулированию ресурсов на более высокий уровень, связь между теми, кто платит и теми, кто использует общественные ресурсы, слабеет, и граждане теряют представление о том, как действительно используются ресурсы.

Принцип увязки предполагает децентрализованную процедуру формирования целевых ориентиров и увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов.

Централизация государственных полномочиях оправдана лишь тогда, когда выгоды компенсируют потери от такого образа действий (когда центру удается обеспечить продвижение на местах новых прогрессивных технологий). Во многих случаях оказывается достаточным, если центр ограничивается выработкой и проведением в жизнь правил, определяющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей.

Прямое вмешательство центра оправдано и тогда, когда внешний эффект от деятельности государственных органов настолько велик, что затрагивает интересы практически всех граждан территории.

Централизация государственных полномочий целесообразна и тогда, когда их реализация на более высоком уровне достигается с меньшими затратами, т. е. некоторые функции, вследствие их частой повторяемости на высоком уровне удается лучше выполнять.

Применение этих двух принципов на практике позволяет говорить о существовании строгой иерархии связи между централизованными и нецентрализованными функциями.

Только перед центром могут стоять задачи по обеспечению гарантий демократических свобод, по созданию открытых рынков, обеспечивающих функционирование Федерации в целом.


Также к функциям центра относятся представительство интересов Федерации в мировом сообществе и защита от внешних угроз.

В идеальном случае, важнейшие прямые налоги должны собираться на низшем и среднем уровне, а центр должен получать от этих уровней установленные отчисления или же взимать косвенные налоги.

Хорошим примером децентрализации властных полномочий и демократизации выработки решений, касающихся регионального развития, является практика разработки и реализации на Западе региональной структурной политики. Суть этой политики заключается в том, что каждый регион самостоятельно разрабатывает концепцию своего развития. Разработчиками концепции являются органы местного самоуправления, общественные и научные структуры. После концепция обсуждается представителями всех общественных сил и движений. И уже затем - в целях получения инвестиций для реализации концепции - она поступает на экспертизу в государственные структуры различного уровня.

Но децентрализация властных полномочий предполагает необходимость бюджетного регулирования между регионами. А непременным условием обеспечения самостоятельности территориальных субъектов является наличие у них собственной доходной базы.

Перераспределение же средств происходит в случае, когда у региона не хватает собственных доходов. Это означает, что более сильные в финансовом отношении регионы должны отказаться от части своих доходов в пользу боле слабых.

Например, в Германии, главным критерием перераспределения средств является финансовый потенциал земель в части доходов с учетом финансовых возможностей и потребностей земель. Право на получение компенсации предоставляется тем землям, у которых их финансовый потенциал сильно отклоняется от финансового потенциала в среднем по всем землям. В отличие от субвенций, направляемых на конкретные цели, дополнительные федеральные отчисления расходуются землями по своему усмотрению и являются одним из проявлений федеративной солидарности.

Суть проводимой в России реформы управления сводится к делению РФ на 7 федеральных округов. Президент РФ назначает в каждый округ своего представителя, в обязанности которого входит:

-контроль за исполнением в федеральном округе решений органов власти;

-представление Президенту РФ отчетов о положении дел в федеральном округе;

-посредничество при взаимодействии президентских органов с органами государственной власти субъектов Федерации.

Положительные стороны проводимой реформы:

-сетка границ федеральных округов напоминает сетку военных округов, а именно военные структуры способны укрепить основу Федерации. К тому же в военных округах, кроме Нижнего Новгорода и Новосибирска, имеется необходимая для этого инфраструктура (связь, транспорт, сообщение, центральные штабы);

-совпадение границ федеральных и военных округов позволит стянуть "каркас" РФ и этим сглаживать и предотвращать конфликтные ситуации;

-эти изменения позволят усовершенствовать систему контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти.

Негативные стороны проводимой реформы:

-требуются новые дополнительные расходы;

- создание нового управленческого органа ведет к появлению новых звеньев бюрократического характера;

-политическая элита тех регионов, где размещается представитель Президента, сможет лоббировать свои экономические и политические интересы и контролировать финансовые потоки;

-может произойти дублирование функций региональных управленческих структур. Реальные экономические и финансовые рычаги могут оказаться в руках представителей Президента, а роль глав субъектов Федерации может свестись к представительским функциям в Совете Федераций и исполнению второстепенных властных полномочий;

-такие территориальные образования скорее всего будут стремиться к самоизоляции;

-непродуманность границ федеральных округов. При их определении недоучитывались экономико-географические особенности регионов. Определяющим фактором определения границ была политическая целесообразность, а не оптимальность экономической жизни страны.

 







Date: 2015-09-26; view: 1132; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию