Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архипова, И. В
А – 877 Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену по психолого-педагогическим дисциплинам (специальность «Технология и предпринимательство») / И. В. Архипова, И. Н. Лукина, А. И. Троцкая, Е. А. Белая. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 40 с.
Разработаны с целью повышения качества подготовки студентов к государственному экзамену по психолого-педагогическим дисциплинам. Предназначены для студентов факультета технологии и предпринимательства.
УДК 378+37.0 ББК 74.582.85
ã ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2007 Введение Издание содержит требования к организации и процедуре проведения государственного экзамена, описание его цели, требования к содержанию ответов на вопросы экзаменационного билета, перечень экзаменационных вопросов, комментарии к ним. Комментарии представляют собой краткий план ответа, позволяющий выпускнику сориентироваться в выборе материала: его важности, объеме и последовательности изложения, сохраняя при этом высокую степень самостоятельности и творческой активности. Вопросы государственного квалификационного экзамена и комментарии к ним составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПО к теоретической и практической подготовленности выпускника по специальности «Технология и предпринимательство». Предназначено для студентов факультета технологии и предпринимательства специальности «Технология и предпринимательство». Цели и задачи государственного экзамена Государственным образовательным стандартом по специальности «Технология и предпринимательство», утвержденным министерством образования РФ 14.04.2000 г. (регистрационный № 386 пед/сп) предусмотрена итоговая государственная аттестация учителя технологии и предпринимательства, включающая выпускную квалификационную работу и государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя технологии и предпринимательства к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения (см. ГОС ВО п. 7.2.1.). Основными задачами государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке являются: · систематизация студентами полученных за годы учебы знаний, навыков и умений по дисциплинам психолого-педагогического цикла; · осмысление студентами существующей (к моменту сдачи экзамена) практики профессионального образования с точки зрения полученных знаний; · выработка собственных профессионально-педагогических взглядов; · демонстрация элементов индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Организация государственного экзамена Организация государственного экзамена осуществляется следующим образом: · формируется государственная экзаменационная комиссия, состав которой доводится до сведения студентов; · проводятся обзорные лекции и консультации по дисциплинам, включенным в государственный экзамен; · сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании; · допуск каждого студента к государственному экзамену осуществляется приказом по факультету; · каждому студенту заранее выдаются методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену, разработанные кафедрой педагогики, психологии и предпринимательства; · практические задания (задачи) по указанным в методических рекомендациях темам готовятся в начале года (утверждаются на кафедре) и прилагаются к комплекту экзаменационных билетов; · к экзамену готовятся материалы, которыми студент может воспользоваться в процессе подготовки ответа на экзаменационный билет: учебно-программная документация образовательных учреждений, наглядные пособия, справочная литература, технические средства обучения и др. Сведения о наличии этих материалов доводятся до студентов; · на подготовку к ответу на вопросы билета отводится 1 акад. час; · на ответ, включая решение задачи, отводится 30 мин.; · порядок ответов на вопросы билета определяется самим студентом; · при необходимости дополнительные вопросы задаются студенту после ответа на каждый из вопросов билета; · итоговая экзаменационная оценка оглашается после окончания экзамена на основании решения экзаменационной комиссии.
Содержание государственного экзамена Содержание государственного экзамена определяется требованиями ГОС ВО к уровню подготовленности выпускника специальности «Профессиональное обучение» и основной образовательной программой, которую выпускник освоил за время учебы. Вопросы к экзамену включают основные темы блока психолого-педагогических дисциплин, распределяются по экзаменационным билетам, которые каждый год обсуждаются и утверждаются на кафедре. Каждый экзаменационный билет заверяется подписью заведующего кафедрой и факультетской печатью. Хранятся экзаменационные билеты на кафедре и выдаются строго под подпись экзаменатора в день экзамена. Экзаменационный билет состоит из трех вопросов: два из них – теоретические, в которые включен наиболее значимый учебный материал, охватывающий основные разделы педагогики, психологии и методики; третий вопрос – практическое задание (задача), требующее умения применять теоретические знания в конкретной педагогической ситуации.
Требования к ответу на вопросы экзаменационного билета · ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, основанные на научных данных, аргументах и фактах; · ответ должен содержать основные понятия (термины) и базовые теоретические положения по обсуждаемой теме; · ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным; · ответ следует строить в единстве теории и практики, с подтверждением теоретических положений фактами, педагогическими ситуациями; · ответом (решением задачи (практического задания)) является собственная точка зрения, обоснованная научными теоретическими знаниями и практическим опытом (опыт педпрактик).
Критерии оценки ответа: · оценка «отлично» выставляется при условии наличия ответов на все три вопроса (включая задачу) и соответствия этих ответов предъявляемым к ним требованиям (приведенным выше); · оценка «хорошо» ставится при наличии ответов на все вопросы, но при более низком качественном уровне ответа; · оценка «удовлетворительно» ставится при условии неудовлетворительного ответа на один из вопросов или при среднем уровне (согласно требованиям) ответа на все три вопроса; · оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии ответов на два из трех заданий или при очень низком уровне подготовленности по всем трем вопросам.
ВОПРоСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ 1. Основные этапы развития зарубежной педагогики. 2. Учебное планирование: требования, последовательность. 3. Зарубежные теории личности. 4. Методология психолого-педагогического исследования. 5. Личность: понятие, структура, факторы развития. 6. Отклонения в развитии и поведении личности. 7. Образовательная область «Технология»: цель, структура, содержание. 8. Состояние и тенденции развития современной школы. 9. Группа как социально-психологический феномен. 10. Сущность, содержание и средства процесса воспитания. 11. Познавательная сфера личности в процессе обучения. 12. Проверка знаний, умений и навыков учащихся: функции, виды и формы контроля. 13. Методы развития творческих способностей личности в обучении технологии. 14. Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность. 15. Понятие коллектива. Этапы развития коллектива. Классики педагогики о коллективе. 16. Характеристика классно-урочной системы обучения. 17. Организационные формы обучения технологии. 18. Особенности обучения и воспитания подростков. 19. Роль семьи в формировании личности. Педагогические подходы к семейному воспитанию. 20. Требования к учебно-материальной базе технологической подготовки школьников. 21. Профессиональное самоопределение личности. 22. Особенности обучения и воспитания старшеклассников. 23. Роль трудового воспитания в формировании личности: содержание и методы. 24. Мотивационная сфера личности. Учебные мотивы. 25. Развитие личности: сущность и движущие силы. 26. Методы психолого-педагогической коррекции детей с отклонениями в развитии. 27. Классификация методов обучения. Применение методов обучения на уроках технологии. 28. Организация взаимодействия в педагогическом процессе: закономерности, методы исследования. 29. Учет особенностей эмоционально-волевой сферы личности в процессе обучения и воспитания. 30. Государственный стандарт образования. Типы учебных планов. 31. Учет индивидуально-типологических свойств личности в обучении и воспитании. 32. Требования к профессиональной подготовке учителя технологии. 33. Реализация основных дидактических принципов в обучении технологии. 34. Периодизация возрастного развития ребёнка. Краткая характеристика основных показателей возраста. 35. Психолого-педагогическая диагностика: цели и средства. 36. Цели и содержание деятельности классного руководителя. 37. Аналитическая деятельность учителя в процессе обучения и воспитания. 38. Стимулирование учащихся в педагогическом процессе. 39. Понятие педагогического процесса, характеристики его структурных компонентов. 40. Психология взрослости: стадии развития и их характеристики. 41. Дидактика как раздел общей педагогики: основные понятия, принципы и закономерности. 42. Экономическая подготовка учащихся в рамках образовательной области «Технология». 43. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. 44. Формы и содержание самостоятельной работы учащихся по технологии и предпринимательству. 45. Основные этапы развития отечественной педагогики. 46. Управление образовательными системами. 47. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. 48. Предмет и задачи методики преподавания технологии. 49. Дидактические средства обучения и методика их применения на уроках технологии и предпринимательства. 50. Современные педагогические технологии: понятия, классификация, применение. Примерные темы практических заданий (задач) Предлагаемые темы являются общими, универсальными. В рамках каждой представленной темы кафедрой педагогики ежегодно разрабатываются более узкие, частные задачи (задания). Практическое задание выдается каждому студенту непосредственно на экзамене вместе с билетом в качестве третьего вопроса. Цель такого задания – проверить умение студента применять теоретические знания на практике. Примечание. Представленный перечень не является окончательным и неизменным, он может быть дополнен или видоизменен.
1. Анализ и решение педагогической ситуации. 2. Анализ эффективности урока (занятия). 3. Разработка плана занятия (теоретического, практического). 4. Применение какой-либо из педагогических инновационных технологий (приемов, методов). Привести пример. 5. Разработка какого-либо педагогического мероприятия. 6. Разработка и обоснование плана психолого-педагогического исследования личности. 7. Анализ возможностей развития личности в профессиональной и учебной деятельности. 8. Анализ ученического коллектива. 9. Работа с родителями. 10. Разработка и обоснование плана внеклассной работы (или одного из мероприятий). 11. Учебное планирование. 12. Техника безопасности при проведении занятий. 13. Организация научного педагогического эксперимента. 14. Методы контроля знаний. 15. Управление ОУ. 16. Педагогические конфликты. 17. Разработка творческих заданий к занятию. 18. Применение современных средств обучения. 19. Разработка плана научной работы по какой-либо теме. 20. Организация учебной внеклассной работы. 21. Профессиональное самоопределение молодежи. 22. Работа с трудными детьми (анализ причин, план мероприятий). 23. Состояние современного образования (рассмотреть один из аспектов). 24. Интеграция психолого-педагогических дисциплин в образовании. 25. Анализ собственного педагогического опыта (пед.практики). 26. Здоровье и обучение. 27. Профессиональное мастерство и творчество. 28. Саморазвитие. Карьера. 29. Государство и профессиональная школа. 30. Педагогический коллектив. Комментарии к вопросам Date: 2015-09-26; view: 449; Нарушение авторских прав |