Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения культурно-исторического подхода к исследованию психосоматических явлений





Данные работы опираются на исследования школы Выготского.

— в психологии телесности рассматриваются не только патология, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности;

— в психологии телесности раскрывается в новом контексте актив­ная роль субъекта в преобразовании и развитии телесных феноменов.

Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Психосоматический феномен является следствием социализации телесности человека, т. е. его психосоматического развития.Телесность человека развивается в онтогенезе как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию. Пути развития телесности человека аналогичны логике развития высших психических функций.

Телесные ф-и:

1. Внешний план психосоматического развития. Процесс прижизненной социализации телесности.

2. Внутренний план психосоматического развития. Развитие психологических механизмов регуляции телесных процессов.

Психосоматический феномен – аналог ВПФ:

1. По генезу – прижизненно развивающийся феномен телесности.

2. По структуре – телесный процесс опосредован системой значений, наделен коммуникацией.

3. По функции – в принципе в ходе развития появляется принципиальная возможность произвольной регуляции, в принципе любой телесный процесс может быть доступен произвольной регуляции.

 

Психологический онтогенез телесности человека (психосоматическое развитие человека в онтогенезе).

- социализации телесности, - освоение знаково-символических форм регуляции

-Содержание этого опыта фиксировано в системах значений, т.е. культурном опыте человечества.

I Психологический онтогенез телесности

1. Младенчество

Основной фактор развития младенца – это ближайший взрослый Мать осмысливает состояние и поведение ребёнка, манипулирует его телом в процессе ухода за ним,. означивает телесные состояние ребёнка. Общение с матерью на языке тела. На основе этого языка может формироваться конверсионный симптом коммуникативного типа.

 

2. Взросление (этап гностических действий) Телесные действия — подражательные и имитирующие. Ребенок подражает болеющим взрослым, неосознанно обучается семейным симптомам, способам их эмоционального переживания и преодоления, стереотипам реагирования на боль, болезнь.

Освоенные и присвоенные в этом периоде значения, могут сказаться в процессе симптомообразования — в виде актуализации выученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесного страдания Важно: чем больше телесная функция вынесена в план внешнего поведения, тем больше она регулируется социальными нормами и тем выше степень психосоматичности данной функции.

3. Этап овладения языком.. Ребенок сам начинает осуществлять означение своих телесных состояний. начинает работать система языковых значений. Происходит дифференциация отдельных частей тела, они обретают свою локализацию. Становление рефлексии и самосознания – образа Я, телесного Я. Появление возможности произвольной регуляции на высшем психологическом уровне.

4. Этап Формирование рефлексивного плана сознания. Возникает возможность произвольной и сознательной регуляции телесных процессов. После дифференциации происходит интеграция представлений о собственном теле – формируется категория целостного тела, не сводимого к сумме отдельных частей, т.е. формируется телесное Я.

Новообразование: нормальный феномен телесности (психосоматический феномен) в норме или психосоматический симптом, возникший на одной из стадий онтогенеза, – при патологии.

Психосоматический симптом, возникший в первый период онтогенеза, – есть способ выражения на языке тела неблагополучий, трудностей во взаимодействии с другим человеком или с самим собой.

 

Три основных варианта психосоматического дизонтогенеза:

· Задержка (отставание) в психосоматическом развитии. Условия – нарушение взаимодействия с взрослым, госпитализм, депривации, нахождение в домах-интернатах, отделение от родителей, воспитание в неблагополучных семьях.

· Регресс в психосоматическом развитии. Ребёнок теряет ранее освоенные им навыки телесного самообслуживания. Ближайший взрослый начинает выполнять с ребёнком действия, которые ранее выполнялись самостоятельно. Это становится способом манипуляции взрослым.

· Искажение психосоматического развития. Дисгармоничное развитие телесного Я в целом с неадекватными представлениями о собственном теле, его функциях и его отдельных частях. возникать негативное отношение к отдельным частям тела с их неприятием или отвержением.

II Социальная ситуация развития телесности.

В психосоматике болезнь можно рассматривать как особую социальную ситуацию развития, и ВКБ будет соответствовать ее внутреннему компоненту как продукт собственной активности человека по пониманию болезни и совладании с ней.

Факторы, влияющие на психосоматическое развитие:

· мать, её эмоциональные личностные и особенности

· возрастной фактор

· характер взаимодействия между матерью и ребёнком, доминирующий тип общения

· семья как целостность, её структура, характер, климат и другие характеристики

1-Мать, транслирующая ребёнку свои особенности. Могут быть следующие варианты:

· Высокая личностная тревожность матери.

· Сдерживание негативных чувств. Подавление отреагирования.

· Сильное эмоциональное реагирование матери, сочетающееся со слабой активностью совладания и неспособностью конструктивного разрешения конфликта.

· Дезорганизация собственной активности матери в ситуациях болезни ребёнка.

· Негативное восприятие и оценка матерью собственного тела.

2-Характер взаимодействий между матерью и ребёнком. Наибольшую патогенную силу имеют два типа взаимодействия:

· Скрытое отвержение ребёнка матерью

· Длительный симбиоз

 

3-Фактор семьи как целостности во всей совокупности её взаимосвязей. Патогенные особенности семьи

Ценности семьи могут поощрять или не поощрять свободное выражение чувств.

Неспособность к раннему распознаванию телесных проявлений ребёнка, не формируется словарь - алекситимия.

Неспособность членов семьи к вербальному разрешению конфликтов с включением ребёнка в семейный конфликт в качестве средства для разрешения этого конфликта.

Соматизация как стиль семейной адаптации.

Наличие хронической соматической болезни у одного из членов семьи.

Date: 2015-09-26; view: 2170; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию