Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Умственная отсталость
ЭНДОГЕННАЯ - генетические факторы. ЭКЗОГЕННЫЕ - связано с поражением мозга инфекциями, травмами и асфиксией. - необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов.: патологическая инертность, регрессивные тенденции при возникновении трудностей возвращения к более ранним формам активности. жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению. Тесты по интеллекту: (дебилы — 50—70; имбецилы — 35—50; идиоты — 20 и ниже). Память: Нарушение смысловой стороны. - Непосредственное запоминание развито лучше, чем опосредованное. Оценка зависит от эмоционального состояния. Не происходит применения схожих понятий. Рассогласование результатов между непосредственным и опосредованным запоминанием — характерный симптом при умственной отсталости. Мышление. Трудности обобщения. - отставание вербально-логического мышления практическое мышление у этих детей более сохранно. влияние «сверху вниз». «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первичных и вторичных дефектов при олигофрении. РЕЧЬ -фиксируется наиболее ранний этап словообразования (жесткая связь между словом и конкретным предметом). То есть не могут по инструкции назвать стол коровой. ИГРА Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов. И в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития. Эмоции: Сохранность базальных эмоций. К. Левин фактор косности и вязкости аффекта. Из этих свойств он выводил общую малую подвижность психики при олигофрении, начиная от восприятия и кончая мышлением. Как известно, Л.С. Выготский подверг критике концепцию К.Левина об одностороннем воздействии аффекта на интеллект. Если для здоровых детей замещающим эффектом обладали сходные по смыслу задания, то для олигофренов — сходные по материалу. Таким образом, обнаруживается не только тесная зависимость интеллекта от состояния аффекта, но и обратная — зависимость аффекта от интеллекта. возрастная динамика становления психических функций. 1 года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций, Задержка развития моторики. 2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи. В дошкольном возрасте уже четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом: Все это указывает, что у олигофренов страдает главный фактор развития — способность к планированию собственных действий. Идиотия - наиболее тяжелую степень олигофрении, грубое недоразвитие всех функций. Мышление отсутствует. Речь - нечленораздельные звуки либо набор нескольких слов. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитивны:. При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей. Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере зачатки самооценки,переживание обиды, насмешек. возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда. Дебильностъ — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер. ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга. Вторичный дефект имеет кольцевой характер, вызванный двумя координатами недоразвития: «сверху вниз» и «снизу вверх». В формировании вторичного дефекта большая роль принадлежит культуральной депривации: - асинхрония между физическим и психическим развитием, между мышлением и другими психическими процессами. Явления асинхронии наблюдаются также между аффективным и познавательным развитием (большая сохранность базальных эмоций). - симптомы изоляции отдельных функций. Наиболее демонстративным примером является идиотия, при которой резко обеднены связи между восприятием, действиями и речью. Дифференциальная диагностика между задержкой психического развития и олигофренией. При задержке невербальный интеллект лучше, чем вербальный. В целом интеллект повыше. Принимает подсказку, есть зона ближайшего развития. Олигофрены могут делать скачок в развитии в период пубертата за счёт гормонального всплеска. Обычный школьник обычно, наоборот, глупеет в подростковом возрасте. Правда, бывает сверхкомпенсация у отличниц. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - замедление темпа псих развития, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. - дети доста точно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. - есть 2 вида: на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. Различают четыре основных варианта задержки психического развития 1) задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизиологический инфантилизм) инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера на более ранней ступени развития: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. 2)задержка психического развития соматогенного происхождения; - эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. - искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. 3)адержка психического развития психогенного происхождения; из-за неблагоприятных условий воспитания. –психотравмы, безнадзорность, гиперопека, авторитарность 4) задержка психического развития церебрально-органического генеза. определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Олигофрения или ЗПР будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. При ЗПР, связанной с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксикациями и травмами) в первые 3—4 года жизни: видно наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость. Преобладание более поздних сроков поражения обусловливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении, которая часто встречается в виде неосложненных форм, в структуре задержки психического развития церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств. Первой по времени реагирует на вредность энергетическая система: В аффективной сфере при энергетической недостаточности возникают эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности. Далее страдает аффективный уровень: симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств, колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью, расстройством влечений (психопатоподобный синдром). - нарушения когнитивных функций (гнозиса, праксиса, внимания, памяти и речи). В первую очередь истощаемость психических функций, инертность психических процессов, - присоединяется первичная дефицитарность отдельных функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т.д, - парциональность, мозаичность их нарушений. Вероятно, поэтому одни из этих детей испытывали трудности преимущественно в овладении чтением, другие — письмом, третьи — счетом и т.д. Страдают предпосылки интеллекта, а потом уже мышление. У олигофренов нарушение речи наблюдалось на уровне слова, то у детей с задержкой психического развития — на уровне построения фразы. Фактор социальной сред игровые интересы этих детей не только определяются незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности. В отличие от олигофрении, возникновение которой целиком связано с биологическим фактором, в формировании задержки психического развития даже церебрально-органического генеза определенная роль принадлежит и социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания. Фактор педагогической, а правильнее — микросоциальной запущенности: Отличие органической ЗПР от олигофрении: В ЗПР включены нейродинамические и разной степени выраженности энцефалопатические расстройства. Нет тотальности, есть мозаичность нарушений, особенно демонстративная в отношении высших корковых функций. Одни из них могут быть негрубо повреждены, другие — функционально неустойчивы вследствие нейродинамических расстройств, третьи — незрелы. В одних случаях незрелость регуляторных систем будет определять специфическое замедление темпа эмоционального развития (органический инфантилизм), в других — более касаться регуляции интеллектуальной деятельности (целенаправленности, программирования, контроля). основной координатой недоразвития будет координата «снизу вверх». Неустойчивость межфункциональных связей: явления регресса, возникающие при истощении. - специфическое нарушение речи. Если при олигофрении речь страдает на уровне отдельного слова, то у детей с задержкой психического развития — на уровне построения фразы. При этом основные трудности возникают не на уровне ситуативной, разговорной речи, а при ее использовании в интеллектуальном процессе. - Недостаточная интеллектуализация речи ведет к тому, что она не способна осуществлять регуляторные функции. В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики. Время возникновения: более позднее, чем при олигофрении. Первичные нарушения: нарушение инструментальных ф-й. Вторичные нарушения: мышление. Тип связи: нет четкой фиксации, неустойчивость иерархической координаты Date: 2015-09-26; view: 674; Нарушение авторских прав |