Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спрос и факторы, его формирующие
Важнейшими факторами формирования результатов деятельности предприятия являются спрос, цена и предложение товаров, которые в свою очередь подчинены действию определённых закономерностей. Спрос - это потребность, обеспеченная денежными средствами. Спрос, как форма проявления потребностей формируется под влиянием ряда факторов. К ним относятся: – экономические - уровень развития производства, размер денежных доходов населения, уровень цен; – социальные - уровень образования, культуры, социальная структура общества; – демографические - численность и половозрастной состав, размер семьи, темпы миграции; – природно-климатические - климат, величина осадков, температура; – специфические - например, спрос на обувь зависит от моды, на мебель от объема строительства. Структура спроса может быть представлена следующим образом: 1.Реализованный: а) удовлетворённый - потребители приобретают то, что является результатом их свободного выбора; б) скрытый неудовлетворённый - означает, что потребитель приобретает товар, но вовсе не тот, который желал. 2.Нереализованный: а) явный неудовлетворённый - означает, что покупателю не удалось найти необходимый товар и он вовсе отказался от приобретения; б) отложенный - это часть дохода, которую потребитель отложил для последующего приобретения товара. Непосредственное влияние на спрос оказывает цена, доходы покупателей и распределение этих доходов. Каждый из этих факторов зависит от многих других. Но они влияют на спрос непосредственно. В соответствии с законом спроса рост цен ведет к снижению спроса на товар. Графически эта зависимость представлена на рисунке 10.
Рис.10.Зависимость спроса от цены Закон спроса не действует в трёх случаях: – при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышении цен; – для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством помещения денег; – при переключения спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Степень чувствительности спроса к различным факторам характеризуется эластичностью. Тесноту этой связи можно оценить с помощью коэффициента эластичности, который показывает размер процентного изменения объёма спроса на товар при однопроцентном изменении фактора (цены, дохода, (1) где k - коэффициент эластичности; - базисные и отчётные значения спроса; - базисные и отчётные значения фактора (цены); - абсолютный прирост спроса; - абсолютный прирост фактора (цены). Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента. Коэффициент эластичности может быть рассчитан также при помощи системы двух нормальных уравнений:
где - спрос; - цена; - параметры уравнения; n - число периодов (лет). В этом случае (3) На основании полученного коэффициента можно определить характер спроса и выбрать правильную ценовую стратегию. Возможны следующие варианты проявления ценовой эластичности (рис. 11):
а) спрос абсолютно эластичный ()
б) спрос эластичный, (1< k <¥)
в) спрос единичный (эквивалентный), (k =1)
г) спрос неэластичный, (0< k <1)
д) спрос абсолютно неэластичный (k =0)
Рис. 11. Виды ценовой эластичности спроса В прикладной экономике часто рассчитывают перекрёстную эластичность спроса. Она характеризует изменение спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Величина коэффициента эластичности зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. С этой точки зрения различают товары взаимозаменяемые (субституты), по которым коэффициент эластичности положительный (например, с ростом цен на кофе повышается спрос на чай). Существуют также взаимодополняемые товары (комплементы), по которым коэффициент эластичности отрицательный (например, с ростом цен на бензин снижается спрос на автомобили). По нейтральным товарам коэффициент эластичности равен нулю. Располагать информацией об эластичности спроса от цены необходимо для выбора ценовой политики: – в случае неэластичного спроса выгодно повышать цену товара, т. к. в этом случае выручка растёт; – в случае эластичного спроса для увеличения выручки выгодно понижение цены. Существует ряд правил изменения эластичности: 1) Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. 2) Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. 3) Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на товар. 4) Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса на товар. 5) Спрос становится более эластичным с течением времени. Спрос формируется под влиянием не только цены, но также денежных доходов населения и распределения этих доходов по различным каналам. Графически зависимость спроса от доходов представлена на рисунке12.
Рис. 12. Зависимость спроса от доходов населения
Тесноту связи между спросом и доходами населения также можно оценить при помощи коэффициента эластичности. В основном эластичность спроса положительна, т. е. с ростом доходов происходит повышение спроса. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории “нормальных” (когда рост доходов приводит к росту спроса) или “низших” (когда реакция обратная). Основная масса потребительских товаров относится к категории “нормальных”. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. Сюда относится вся продукция “Second hand”, некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.). Таким образом, с ростом или снижением доходов обязательно меняется и распределение доходов на различные цели. При этом между ростом доходов и ростом потребления нет прямопропорциональной зависимости из-за роста сбережений. Закономерность распределения дохода по важнейшим товарным группам отражает закон Энгеля, суть которого сводится к тому, что с повышением доходов растут и расходы по всем товарным группам, но неравномерно. Менее всего в абсолютной сумме растут расходы на питание (рис. 13).
Рис. 13.Распределение доходов по важнейшим товарным группам
Представляет интерес и распределение доходов по разным каналам потребления. Закономерности в этом Знание этих законов помогает прогнозировать поведение потребителя на рынке. Каждое предприятие вынуждено изучать спрос либо на каком-то территориальном, либо на товарном рынке. В этой связи исследование рынка проводится в двух аспектах: – изучение тенденций изменения совокупного стоимостного объёма спроса под влиянием общеэкономической ситуации; – изучение конкретного рынка с целью определения его потенциальной ёмкости для планирования продаж. Традиционно совокупный объём спроса населения какого-либо региона изучается с помощью балансов денежных доходов и расходов. Балансы разрабатываются территориальными органами Госкомстата на основе информации, представляемой банками, производственными и сельскохозяйственными предприятиями и т.д. Основными статьями денежных доходов и расходов населения являются: заработная плата, пенсии, пособия, доходы от операций с ценными бумагами, поступления от финансовой системы и т.д. Основные расходные статьи - это покупка товаров, оплата различных услуг (коммунальных, бытовых, медицинских и т.д.), обязательные платежи и добровольные взносы и др. Покупательные фонды населения представляют собой сумму денежных средств, направляемых на покупку товаров. Они определяются как разность между суммой денежных доходов населения региона и суммой нетоварных расходов и прироста сбережений. Однако покупательные фонды населения характеризуют не всю способность рынка вместить товар, т.к. покупателями являются также предприятия и другие хозяйствующие субъекты. В этой связи ёмкость регионального рынка, как максимально возможный объём продаж, включает в себя покупательные фонды местного населения, инорайонный спрос, а также спрос юридических лиц. Денежные доходы, покупательные фонды и ёмкость рынка представляют собой основу для оценки пропорциональности развития рынка, сбалансированности товарооборота и спроса. Date: 2015-09-22; view: 680; Нарушение авторских прав |