Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Pound;К вопросу о ссылочном ранжироваш





[Прислано в раздел Ссылочное ранжир-
fiiiOpuK Агапов 14.11 2005 @ 12 59

[»Ердним из основных факторов, влияющих на выдачу в;
>[;;поисковиках, безусловно, является фактор наличия
! внешних ссылок на сайт, как одна из важнейших;|;|!|
-!; ^характеристик популярности данного ресурса Это!
>!-|факт общеизвестный, и поэтому при продвижении
Г;^ресурсов ему уделяется самое пристальное внимание.
^;!Как следствие,. ■»>

'Большой брат" для рекламы


 

 


. -..................

'ЩВи никогда не спрашивали себя, почемутакие
[•'поисковые машины, уж. например Googje или Yahoo,
'«[несмотря на огромную популярность в англоязычных
:j! [странах, заметно проигрывают в популярности
j''[отечественным Яндексу н Рамблеру? Ведь, казалось:р|
;бы, тот ке Google, с его восемью миллиардами
!;"проиндексированных страниц, должен давать больше;*!;
;$ТОЧНОЙ-:. >»

!;|Новые статьи в формате E.SS или в вашей ленте

[друзей HaLtveJoumal.com
rmfoj articlcs

Дизайн сайта - Россия Ксеркса Powered by Movable Tvpe.jfc) 2005 SearchEngnes.ru gray@searchenjqiies.ru;

♦ ToplOO: 202V72 все документы с гаким счетчиком

Прислано в раздел Статьи от Юрий Агапов ||02 1Г2005@ 10:12

;|!В 2004 году интернет-реклама, поданным Deutsch *мШтк<*««Я|аадеаяа в среднем на 11%, а оборот этого

I

♦ SpyLog: 526635 все документы с таким счетчиком


 

 


"X
I Интернет

■энциклопедия


 

 


Рис. П1.4. Та же станица, восстановленная из базы данных Рамблера

Управление роботами

Как же веб-мастер может управлять поведением поисковых роботов на своем
сайте?

Как уже было сказано выше, в 1994 году в результате открытых дебатов веб-масте-
ров был разработан специальный протокол исключений для роботов. До настоящего
времени этот протокол так и не стал стандартом, который обязаны соблюдать все
без исключения роботы, оставшись лишь в статусе строгих рекомендаций.

Не существует инстанции, куда можно пожаловаться на робота, не соблюдающего
правила исключений, можно лишь запретить доступ к сайту уже с помощью на-
строек веб-сервера или сетевых интерфейсов для IP-адресов, с которых «неинтел-
лигентный» робот отсылал свои запросы.

Однако роботы крупных поисковых систем соблюдают правила исключений, более
того, вносят в них свои расширения.

Об инструкциях специального файла robots. txt и о специальном мета-теге robots
подробно рассказывалось в главе 7 «Как сделать сайт доступным для поисковых
систем».

С помощью дополнительных инструкций в robots. txt, которых нет в стандарте,
некоторые поисковые системы позволяют более гибко управлять поведением своих
роботов. Так, с помощью инструкции Crawl-delay веб-мастер может устанавливать
временной промежуток между последовательными запросами двух документов
для роботов Yahoo! и MSN, а с помощью инструкции Host указать адрес основного
зеркала сайта для «Яндекса». Однако работать с нестандартными инструкциями в
robots. txt следует очень осторожно, поскольку робот другой поисковой системы
может проигнорировать не только непонятную ему инструкцию, но и весь набор
правил, связанных с ней.

Управлять посещениями поисковых роботов можно и косвенно: например, робот
поисковой системы Google чаще будет повторно забирать те документы, на которые
много ссылаются с других сайтов

Выводы

Роботы — необходимая и очень важная составная часть поисковых систем. Если
представить поисковую систему как «черный ящик», где выдача результатов по-
иска — это «выход» системы, то поисковые роботы — это «вход», на который по-
ступают документы.

Если грамотно подавать свои страницы на этот «вход», управляя поведением поис-
кового робота, можно добиться лучших результатов индексации — периодичности,
полноты и лучшего ранжирования.

Полезные ссылки

□ Принципы функционирования и описания работы поисковых роботов важно
изучать из первоисточников. Мы советуем читать материалы разделов помощи
на сайтах поисковиков. Ответы на вопросы о работе поискового робота «Яндек-
са» доступны по адресу http://help.yandex.ru/webmaster/7id-995324.

□ Материал «Как управлять индексированием сайта роботом Рамблера» вы най-
дете по адресу http://help.rambler.ru/artkle.html7id-3238is-221.

□ Ответы на вопросы, связанные с индексированием сайта и работой Google-6oTa,
можно получить на справочном форуме Google в разделе «Веб-поиск» — http://
www.google.com/support/forum/p/web+search/.


□ Имена роботов «Яндекса» можно узнать в официальном справочном разде-
ле «Как в логах сервера представляется робот» — http://help.yandex.ru/web-
master/?id =995329


Приложение 2. Словарь терминов
и жаргонизмов поисковой оптимизации

Любое профессиональное сообщество имеет свой язык, часто непонятный непо-
священным. Поисковое продвижение — не исключение. Ниже приведен толковый
словарь по поисковой оптимизации — список наиболее употребительных терминов и
жаргонизмов с разъяснением смысла каждого. В словарь также включены объяснения
некоторых технических терминов. В конце приложения также приведено несколько
полезных ссылок.

Словарь

Анкор (anchor). Текст ссылки. Например, в конструкции <а href-"http: //si te.
ru/add. html "»Регистрация в каталоге</а> анкором будет текст «Регистрация
в каталоге».

Апдейт (update). Обновление результатов поиска в поисковой системе, связанное
с изменением алгоритма ранжирования либо с учетом изменившейся ситуации
с цитированием сайтов.

Бан (банить, забанить). Сленговое выражение веб-мастеров; от англ. ban — запре-
щать. Означает способ наказания поисковой машиной за применение спамерских
приемов, который состоит в запрещении сайта к индексации и удалению его из
базы. Какие бы усилия ни были вложены в оптимизацию сайта, если сайт исключен
из индекса поисковой системы, он не получит посетителей из результатов поиска.
Восстановление в индексе не гарантируется, обычно требует личной переписки
с модераторами поисковика и в любом случае занимает длительное время.

Бид (от англ. bid — ставка). Количество денег, которое рекламодатель готов запла-
тить за клик по объявлению контекстной рекламы, в результате которого получает
посетителя на свой сайт.

Браузер (browser). Программа для просмотра веб-страниц. Программа, установ-
ленная на компьютере пользователя и позволяющая просматривать документы в
определенных форматах (HTML, XML и др.). Программа позволяет ввести в поле
адреса URL сайта и при наличии соединения с Интернетом получить указанную
страницу с веб-сервера.

Бэклинк (backlink). Ссылающаяся страница, URL ссылающейся страницы и текст
ссылки.

ВИЦ. Взвешенный индекс цитирования (ИЦ) «Яндекса», учитывающий число
страниц, ссылающихся на сайт, и собственный ВИЦ этих страниц. Рассчитывается
для каждой страницы в базе «Яндекса». Значения ВИЦ нигде не публикуются.
Является одним из факторов, влияющих на положение страницы в результатах
поиска «Яндекса».

Входная страница (дорвей). Страница сайта, оптимизированная под одну или
несколько поисковых фраз с целью попадания на высокие места в результатах
поиска. Автоматически созданный дорвей содержит случайный текст, в котором
периодически встречается нужная поисковая фраза, и потому не приносит посе-
тителю никакой пользы. Созданный вручную дорвей может быть осмысленной
страницей по узкой теме, полезной и нужной пользователю.

Дорвей (дор). Жаргонизм (от англ. doorway — входная дверь, портал). То же, что
и входная страница.

Забанить (жаргонизм) — удалить из индекса поисковой машины за применение
спаммерских приемов. См. Бан.

Зона видимости. Первые 30 позиций в поисковой выдаче.

Индекс. База данных поисковой машины, так называемый инвертированный ин-
декс. Обычно напоминает индекс терминов в учебниках и научных изданиях. Со-
держит словарь слов, встречающихся на интернет-страницах, с приписанными к
ним списками адресов интернет-страниц, содержащих эти слова. Служит для поиска
страниц с вхождениями заданных ключевых слов. Индекс пополняется поисковым
роботом во время периодических обходов Интернета.


Индексация. Процесс обхода страниц сайта и помещения их в базу поисковой
машины. Только после индексации страницы она может быть найдена в поисковой
машине.

ИЦ (индекс цитирования). Показатель «авторитетности» сайта с учетом качествен-
ной характеристики и количества ссылок на него с других сайтов, рассчитываемый
по технологии компании «Яндекс». Из общего числа ссылающихся доменов, как
правило, исключаются ссылки с сайтов, расположенных на бесплатных хостингах,
ссылки из гостевых книг, форумов и ряда каталогов. Влияет на положение сайта
в каталоге «Яндекса».

Клиентские скрипты. Программы, загружаемые с сайта и выполняющиеся в брау-
зере пользователя. Наиболее распространенные языки программирования для
написания клиентских скриптов — JavaScript и VBScript.

Клик (click, переход). Переход посетителя сайта в результате щелчка на текстовой
ссылке или баннере.

Клоакинг (cloaking, маскировка) (от англ. to cloak — маскировать). Способ работы
веб-сервера, когда пользователь, приходящий на страницы сайта, видит одно со-
держимое, а поисковая машина — другое. Реализуется с помощью отслеживания
IP-адресов поисковых роботов и выдачи им другой информации. Клоакинг позво-
ляет скрыть спам, благодаря которому страница находится высоко в результатах
поиска, и выдать пристойное содержание пользователям. Обнаружение клоакинга
в большинстве случаев приводит к занесению сайта в «черный список» поисковой
системы и полному прекращению его индексации.

Конверсия. Отнесение посетителей, воспользовавшихся предлагаемой на сайте
услугой, к числу пользователей, пришедших на сайт. Рассматривается также кон-
версия посетителей в покупателей товара или услуги, то есть отнесение числа по-
сетителей сайта, воспользовавшихся предлагаемой на сайте услугой или купивших
товар, к числу всех пользователей, увидевших рекламу сайта или услуги.

Контекстная реклама (поисковая реклама). Реклама, содержание которой зависит
от запроса пользователя к поисковой системе. Так как подобная реклама показы-
вается только тем, кто целенаправленно ищет информацию на тему запроса, ее
эффективность намного выше обычной. CTR контекстной рекламы составляет в
среднем 0,5-5%, но нередко достигает и 30-40%. Подобная реклама обеспечивает
лучшую конверсию посетителей в покупателей.

Контент. Содержание страницы или сайта — текст, изображения, звуки, видео
и другие файлы.

Линк-чекер (от англ. link checker). Программа или онлайн-сервис для проверки
размещенных ссылок.


Матрикснет. Название метода машинного обучения алогоритма ранжирования
сайтов в «Яндексе». Введен на «Яндексе» с 2009 года.

Мета-теги. Специальные указания для поисковой машины, находящиеся в тексте
страниц, но не отображаемые пользователю в браузере. Чаще всего используют ме-
та-теги Keywords и Description. Первый включает список ключевых слов, которым
соответствует страница, а второй — ее краткую аннотацию. Мета-теги — устаревшая
технология, поэтому современные поисковики не придают серьезного значения
мета-тегам при ранжировании страниц.

Модератор. Пользователь или штатный сотрудник форума или чата, имеющий право
наказывать и поощрять других пользователей в местах общения в соответствии с
правилами данного сообщества и отвечающий за порядок на всем форуме (чате) или
его части. Наказание, как правило, бывает двух видов: предупреждение и отключение
(запрет пользоваться форумом/чатом). Также существуют модераторы каталогов и
поисковых машин, в задачу которых входите лежение за отсутствием в списках сайтов
порносайтов, «накрутчиков» и т. д. Существуют также модераторы почтовых систем,
основной задачей которых является борьба с почтовыми спамерами.

Мониторинг позиций (проверка видимости, снять видимость, чекер позиций). Про-
верка позиций ссылок на продвигаемый сайт в результатах поиска.

Морда (жаргонизм) — главная страница сайта.

Оптимизатор (промоутер, сеошник, SЕО-специалист). Индивидуум или компания,
занимающиеся продвижением сайта в Интернете.

Оптимизация (продвижение сайта, поисковая оптимизация, оптимизация сайта,
сео, SEO, search engine optimization).
Набор действий по изменению сайта и элемен-
тов его внешней среды с целью получения высоких мест в результатах поиска по
заданным запросам.

Непотистский спам. Размещение ссылок исключительно для учета их поисковы-
ми серверами и увеличения таким образом значений ссылочной популярности
(в разных ее модификациях), чтобы повлиять на положение сайта в результатах
поиска.

Непот-фильтр. Специальное средство поисковой машины для обнаружения ссы-
лочной «накачки» сайтов.

Непрямая ссылка (редиректная). Ссылка, в которой вызов нужной страницы
происходит с помощью скрипта переадресации. Такие ссылки не индексируются
поисковыми системами.

Партнерская программа (партнерка). Договоренность продавца (владельца парт-
нерской программы) и владельца сайта (партнера, аффилиата) в том, что партнер
будет рекламировать продавца на своем сайте, а продавец будет выплачивать часть
дохода от продажи товара или услуги владельцу сайта за приход покупателей в ма-
газин продавца.

Поисковая машина (поисковая система, поисковик, искалка, SE, search engine). Про-
граммно-аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в
Интернете и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый текстовой фразой,
выдачей набора ссылок на страницы и сайты, соответствующего запросу (по мнению
поисковой машины).

Поисковый робот («паук»). Программа, являющаяся составной частью поисковой
машины и предназначенная для обхода страниц И нтернета с целью занесения их в
базу поисковика. Порядок обхода страниц и частота визитов регулируются алгорит-
мами поисковой машины. Запретить индексацию всего сайта или его части можно
с помощью файла robots. txt, содержащего инструкции для поисковых роботов.

Поисковый спам (спамдексинг). Различные методы обмана поисковиков и их посети-
телей с целью повышения ранга страницы в результатах поиска. Различные поискови-
ки имеют разные определения того, что считать спамом; наиболее общее определение
гласит, что поисковый спам — это любые приемы или тексты, рассчитанные только
на роботы поисковых машин и не предназначенные для посетителя.

Показ (хит, визит). Просмотр страницы пользователем. Если речь идет о реклам-
ных показах, то подразумевается демонстрация ссылки или рекламного баннера
пользователю, включая многократный показ, вследствие перезагрузки страницы.
Существует также понятие уникального показа, то есть количества уникальных
пользователей, просмотревших страницу или рекламный материал.

Продажная морда (жаргонизм) — главная страница сайта, на которой можно раз-
местить ссылку на свой сайт за деньги.

Промоутер (сеошник, SEO-специалист, оптимизатор). Индивидуум или компания,
занимающиеся продвижением сайта в Интернете.


Прямая ссылка. Ссылка, в которой адрес ссылаемого сайта находится непосредст-
венно в теге <а href="URL ссылаемого сайта">. Прямые ссылки индексируются
поисковыми системами и учитываются при ранжировании документов в резуль-
татах поиска.

Рама (жаргонизм) — поисковая система Rambler.

Ранжирование (сортировка). Процесс выбора страниц из базы поисковой машины,
соответствующих запросу пользователя, и упорядочение их по степени убывания
соответствия (релевантности) запросу.

Редирект (от англ. redirect — перенаправление). Программное решение, или скрипт,
который принудительно перенаправляет пользователя с выбранной страницы на
другую страницу, возможно, не соответствующую интересам пользователя.

Результаты поиска (SERP, search engine result page, серпы, органическая выдача,
поисковая выдача, естественная выдача, счетные ссылки, алгоритмическая вы-
дача). Страница, выдаваемая поисковой системой в качестве ответа на запрос
пользователя и содержащая набор ссылок на страницы Интернета, соответствую-
щие, по мнению алгоритма поисковой машины, заданному запросу (релевантные
ему).

Релевантность (от англ. relevant — уместный, относящийся к делу) — соответствие
найденного документа запросу, сделанному пользователем поисковой системы.

Рунет — русский Интернет. Как правило, этот термин используется для обозначе-
ния множества сайтов, находящихся в доменной зоне.ru или имеющих содержание
на русском языке. В связи с развитием национальных доменных зон СНГ и бывшего
СССР им можно обозначить также множество сайтов, для которых русский язык
является основным либо одним из основных. В более широком смысле обозначает
не только сами сайты, но также компании, проекты, бизнесы, технические средства
(серверы, каналы и т. д.), используемые для их поддержки, а также людей, так или
иначе с ними связанных, — администраторов, сотрудников компаний, поддержи-
вающих сайты, и пользователей.

Сабмиттер (submitter, субмиттер, регистратор) (от англ. submit — предлагать).
Программа или онлайн-сервис, помогающие разместить информацию о сайте в
поисковых системах, тематических каталогах, досках объявлений или гостевых
книгах.

Сайт. Совокупность веб-страниц, которые содержат предлагаемую пользователям
информацию, имеющую единого владельца и управляющего.

Семантическое ядро (профильные запросы, целевые запросы). Список основных
поисковых запросов, по которым оценивается продвижение сайта в поисковых
системах.


Сервисный аудит (аудит служб заказчика продвижения сайта). Мероприятия по
мониторингу процесса обслуживания клиентов и выявлению неработающих звень-
ев. Применительно к сайту сервисный аудит должен проверить работоспособность
форм отправки заявок, правильность указанных на сайте номеров телефонов, ад-
ресов e-mail, а также приемлемое время ответа на электронные письма или время
ожидания ответа по телефону, вежливость и компетентность персонала и т. д.

Сессия. Время, проведенное пользователем на сайте. Пользователь в сессии иденти-
фицируется по IP-адресу или по cookie. Сессия определяется как промежуток между
первым и последним запросом со стороны пользователя. Не поддается точному
измерению в связи с неопределенностью времени просмотра последней страницы,
запрошенной пользователем.

Сквозная ссылка («сквозняк»). Одинаковая ссылка с одинаковым текстом, разме-
щенная на всех страницах сайта.

Скрипт (от англ. script — сценарий). Небольшая программа, исполняющаяся на
стороне сервера и написанная на специальном языке сценариев (PHP-, Perl-скрип-
ты и др.) или в браузере пользователя (JavaScript и др.). Служит для выполнения
сложных действий, которые не исполняет обычный веб-сервер или браузер.

Словоформа. Одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы
слова (то есть из именительного падежа существительного, неопределенной формы
глагола) с помощью склонения или спряжения: например, «стол —> стола, столу,
столом, столе, столы, столов...», «мебель —> мебели, мебелью» и т. д.). Для русско-
го слова количество словоформ довольно велико — от 12 у существительного до
80-100 у глагола.

Сниппеты (от англ. snippet — отрезок, лоскуток, обломок). Фрагменты текста веб-
страницы, содержащие слова поискового запроса пользователя. Отображаются в
описании ссылки на странице результатов поиска. Сниппеты помогают пользова-
телю принять решение о переходе на тот или иной сайт.

Спам, спамдексинг. См. Поисковый спам.

Ссылкоблок (линкоблок,многолинковая ссылка). Блок, абзац текста с размещенными
в нем несколькими ссылками на разные страницы продвигаемого (ых) сайта (ов).

Ссылкопомойка (липкопомойка) (жаргонизм) — неструктурированный, неряшливо
оформленный набор, содержащий большое количество ссылок.

Ссылочная популярность (от англ. link popularity). Общее название технологий,
позволяющих при расчете релевантности документа определенному запросу учи-
тывать «авторитетность» документа — наличие в Сети ссылок на этот документ
или домен, на котором он находится, и текст этих ссылок. Существует несколько
реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми сис-
темами, — PageRank (Google), ВИЦ («Яндекс»), ИЦ («Апорт») Как правило, во
всех существующих модификациях учитывается также ссылочная популярность
доменов или документов, ссылающихся на данный домен или документ.

Стоп-слова. Служебные единицы языка, не несущие смысловой нагрузки: пред-
логи, союзы, междометия и т. д. Как правило, удаляются поисковой машиной из
образа индексируемой страницы, чтобы снизить нагрузку на поисковый сервер
и уменьшить размер индекса. При обработке запроса пользователя стоп-слова
также удаляются из запроса. У каждой поисковой машины обычно имеется свой
собственный набор стоп-слов. К стоп-словам могут относиться и просто слишком
часто встречающиеся в Интернете служебные последовательности знаков, напри-
мер http, www,.com.

тВИЦ. Тематический ВИЦ. Взвешенный индекс цитирования «Яндекса», рассчи-
танный с учетом соответствия тематики сайтов, ссылающихся на данный, тематике
данного сайта. Пока не применяется.

Титул (титульная фраза). Содержимое тега <title>. Отображается в качестве
заголовка окна браузера при демонстрации страницы и в качестве заголовка най-
денной страницы в результатах поиска.

Уникальный посетитель (уник). Пользователь Интернета, который с помощью
определенного программного обеспечения (браузера) зашел на сайт с конкрет-
ного компьютера впервые в течение определенного срока (суток, последнего часа
и т. п.).

Файл.htaccess. Файл, который позволяет настраивать работу веб-сервера Apache
в каждом каталоге сайта.

Фрейм. Часть веб-страницы, созданной на основе фреймов. Суть фреймов напо-
минает окна операционной системы, привязанные к одному месту веб-страницы, —
пользователь может менять содержимое любого из окон, в то время как остальные
остаются неизменными. Фреймы предназначены для сайтов со сложной навигацией;
в других случаях их не рекомендуется использовать, так как из-за особенностей
фреймовой структуры они неудобны для роботов поисковых машин.

Фрихост. От англ. free hosting — бесплатный хостинг для сайтов.

Хит. Обращение браузера к веб-серверу. Обычно употребляется в более узком
смысле — обращение к веб-странице (документу типа.html,.php,.cgi,.asp и т. д.),
исключая, таким образом, запросы к файлам, содержащим графические изображе-
ния, служебные запросы и т. д.

Хомяк. От англ. homepage — жаргонное название домашней (личной) страницы
пользователя Интернета.

Хост. IP-адрес посетителя, впервые зафиксированный веб-сервером или сервисом
статистики в течение определенного периода времени (суток, часа). Один уни-
кальный посетитель может засчитаться как один хост (если он имеет выделенный
только для него IP-адрес), не считаться хостом вообще (если IP-адрес закреплен
за группой пользователей, к примеру за прокси-сервером, с помощью которого не-
сколько пользователей осуществляют доступ в Интернет, и с этого адреса уже было
зафиксировано посещение) или считаться за несколько хостов (если IP выделяется
пользователю динамически, скажем, при доступе через dialup-соединение).

Юзабилити. Калька с английского «usability». Означает удобство использования
сайта.

Яша (Яшка) (жаргонизм) — поисковая система «Яндекс».

CMS (Content Management System — движок сайта). Система управления содер-
жимым сайта, позволяет создавать страницы, редактировать тексты, добавлять
картинки, видео, звук, создавать разделы и меню на сайте.

CSS (Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей). Набор определенных
свойств (стилей) для удобной настройки внешнего вида элементов веб-страницы.

Cookie (куки, печенье). Небольшой файл, создаваемый браузером пользователя (по
указанию программного обеспечения на веб-сервере), содержащий определенные
данные. Как правило, используется для определения уникальности пользователя,
времени его последнего визита и личных настроек, сделанных пользователем.

CPA (Cost Per Action). Оплата за действие. При такой модели сотрудничества рек-
ламодатель оплачивает каждый факт совершения ползователем на сайте какого-то
действия (заполнение формы, заявка на обратный звонок по телефону, скачивание
файла и пр.).

CTR (Click-Through-Ratio). Отношение числа щелчков на рекламном материале или
ссылке к числу их показов посетителям. Выражается в процентах.

Flash (флэш). Дополнительный бесплатный модуль к браузеру (плагин), разрабо-
танный компанией Macromedia, который дает возможность просматривать страницы
и их элементы в формате Flash. Этот формат позволяет отображать векторную
графику (которая легко масштабируется до любого размера), воспроизводить звук
и т. д. Сайты, созданные на основе Flash, могут выглядеть очень красиво, но их плохо
индексируют поисковые машины

HTML (НуperText Markup Language — язык гипертекстовой разметки). Набор
специальных команд для оформления отображаемой на веб-странице информации:
текста, изображений, таблиц, форм и т. д.

HTTP. Протокол, на котором «разговаривают» клиент (например, браузер или
поисковый робот) и сервер сайта с помощью запросов и откликов. При каждом
запросе к серверу браузер или робот поисковика передает служебную информацию
в HTTP заголовках.

HTTP-заголовки. Служебная информация, которой обмениваются клиент и веб-
сервер. Например, поддерживаемые браузером типы данных, тип передаваемых
данных, адрес ссылающейся страницы, с которой перешел посетитель, и т. д.

IP-адрес. Уникальный адрес каждого компьютера в Интернете. Представляет собой
четыре числа от 0 до 255, разделенных точками, например 213.180.206.248.

PageRank (PR, ПР). Алгоритм расчета «авторитетности» страницы, а также сам
показатель «авторитетности» в числовом выражении.

Pay-per-Click, PPC (пиписи). Контекстная реклама. Способ оплаты рекламы не за
число показов, а за число кликов, то есть полученных посетителей. РРС-поисковики
имеют договоры с обычными поисковыми системами, и когда пользователь вводит
запрос, кроме обычных результатов отображается несколько ссылок РРС-системы,
которые соответствуют данному запросу. Это приносит прибыль традиционным
поисковикам и существенно расширяет охват РРС-систем.

SEO (Search Engines Optimization). Поисковая оптимизация сайта с целью получения
высоких мест в результатах поиска по заданным запросам.

SERP (серп, Search Engine Result Page). Результаты поиска. Страница результатов
поиска, выдаваемая поисковой системой по запросу пользователя.

SMO (Social Medial Optimization). Оптимизация для социальных медиа. Добав-
ление на сайт необходимых инструментов и удобных сервисов, которые помогут
пользователям распространять информацию о сайте в социальных медиа (форумы,
блоги, социальные сети и пр.), исправление связанных с этим ошибок на сайте.

Type in трафик. Способ попадания пользователя на сайт, когда он вручную вводит
адрес сайта в поле URL браузера.

URL (Uniform Resource Locator). Уникальный интернет-адрес веб-страницы или
какого-то другого интернет-ресурса).

Usability. Удобство использования сайта.

Полезные ссылки

□ Энциклопедию оптимизации, составленную профессионалами в этой области,
необходимо изучить в первую очередь. Она находится по адресу http://wik:
searchengines.ru/.

□ Ссылки на несколько частей объемного материала, в котором описаны 93 фак-
тора ранжирования на примере поисковой системы Google, находятся на сайте
«БЛОГика» (http://blog.seotext.ru/seo/232/).

□ В книге «Интернетско-русский разговорник», составленной Д. Завалишиным,
Е. Завалишиной и Е. Колмановской, которая также доступна по адресу http://
terms.yandex.ru/, собраны термины, относящиеся к разным областям жизни Ин-
тернета.

О Также рекомендуем ознакомиться со статьей Михаила Воловича «Как это пи-
шется в Интернете», доступной по адресу http://www.optimization.ru/articles/
style, в которой автор предлагает принять правила правописания некоторых
новых слов.


Приложение 3. Как продвигать сайты СМИ

Продвижение сайтов каждой тематики имеет свои особенности. Ниже для примера
мы рассказываем о том, как работать с продвижением сайтов средств массовой
информации (СМИ).

На первый взгляд интернет-СМИ, а также онлайновые версии печатных изданий име-
ют огромное преимущество перед типичными сайтами: если разработчики обычных
сайтов испытывают острый «конгентный голод», то в новостных онлайн-проектах
контент присутствует в огромных количествах, его неустанно производят редакции.

По логике вещей даже неоптимизированный сайт СМИ должен получать много
посетителей из поисковиков по множеству низкочастотных запросов, если его
страницы хорошо индексируются поисковыми роботами. И это действительно во
многих случаях так.

Но существует и определенная сложность: большинство СМИ, за исключением узко-
специализированных, пишут «обо всем и ни о чем», поэтому семантическое ядро для
такого сайта обычными методами составить практически невозможно. Оно получается
слишком обширным, так как СМИ охватывает практически все области человеческих
интересов: от политических новостей до советов садоводам. Поисковый трафик для
таких интернет-СМИ малоэффективен и практически является нецелевым.

Кроме того, журналисты — люди творческие. Даже названия рубрик порой на но-
востных сайтах они дают иносказательные и метафорические.

Трудно представить себе пользователя, ищущего информацию по названиям рубрик
«На злобу дня», «Вы нам писали», «Не в тему», «Будем здоровы!» и подобным.
О названиях же статей вообще говорить не приходится — здесь журналисты ис-
пользуют все средства образной речи, что делает титулы статей абсолютно непо-
ископригодными.

Существует и вторая сложность: новостные сюжеты актуальны от силы двое-трое
суток. Бывают и «долгоиграющие сюжеты», но это скорее исключение. Нужно
успеть донести сюжет до аудитории через поисковые машины за то время, пока
он «живет».

Далее мы отдельно рассмотрим пути возможного решения каждой из указанных
проблем.

□ Как ускорить индексацию СМИ?

□ Как составить для СМИ семантическое ядро?

□ Как отредактировать сайт для лучшей индексации?

Как ускорить индексацию сайтов СМИ

Прежде чем рассказывать об ускорении индексации сайтов СМИ, следует разо-
браться, чем такие сайты отличаются от обычных сайтов: корпоративных либо
рекламирующих или продающих услуги или товары.

Сайты СМИ отличает несколько характерных признаков.

□ Очень большое количество страниц на сайте.

□ Большое количество разнообразного текстового контента.

□ Быстрое устаревание контента (время «жизни» сюжета).

□ Быстро меняющаяся первая страница сайта, где чаще всего отображается лента
новостей, актуальные темы и часто обновляемый контент.

Как ускорить индексацию такого сайта?

Закрытие страниц от поисковых роботов

При публикации одной статьи на сайте СМИ обычно появляется сразу несколько
страниц: основная страница статьи, версия для печати, форма «отправить другу»,
страница комментариев пользователей для данной статьи (изначально пустая)...
Иногда при неправильно спроектированной и реализованной системе публика-
ции контента страница с новостями появляется одновременно по нескольким
адресам.

Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать одно из правил продви-
жения сайтов СМИ: для ускорения индексации сайта СМИ следует закрывать от
роботов поисковых систем неинформативные и служебные страницы.

Другими словами, можно и нужно направлять роботов поисковых систем на ос-
новной контент сайта с помощью сужения области индексации. При этом роботы
не только будут активнее индексировать новые страницы, но и чаще переиндек-
сировать быстро изменяющиеся страницы. Дополнительным плюсом такого под-
хода будет также снижение исходящего трафика и нагрузки на сервер со стороны
всевозможных поисковых роботов.

Как именно пользоваться файлом robots. txt, мы рассказали в соответствующей
главе. Но так ли просто на самом деле закрыть от индексации вспомогательные,
неинформативные и служебные страницы?

Далеко не всегда. Приведем простой пример: пусть адрес страницы «Новости» на
сайте выглядит следующим образом: http://www.site.ru/news/12345/,

где 12345 — некий уникальный номер новости на сайте, а печатная версия этой же
новости находится по адресу: http://www.site.ru/news/12345/print/.

При такой схеме публикации нельзя написать однозначное правило в robots. txt,
запрещающее индексацию страниц для печати, поскольку для каждой новости еле-
довало бы писать свое правило. Можно, конечно, воспользоваться мета-тегом на
странице для запрещения индексации, но тогда роботы поисковых систем, чтобы
прочитать запрещающий мета-тег, все равно должны будут запросить с сервера
и получить данный документ, так что это только полумера.

Было бы гораздо проще, если бы адрес страницы для печати любой статьи всегда
формировался примерно так: http://www.site.ru/print/12345/.

Тогда все страницы для печати на сайте легко было быть закрыть для индексации
всего одним правилом в файле robots. txt. Можно даже не упоминать о том, что
адреса страниц новостей должны иметь статический адрес, это требование скорее
обязательное, чем желательное.

Обработка информации о датах

Для каждой страницы должна указываться дата ее создания или изменения, причем
эта дата должна использоваться не только как время публикации новости, но и
как служебная информация при обмене данными между веб-сервером и клиентом
(браузерами пользователей и поисковыми роботами).

При правильной работе веб-сервера и клиента — строго по стандарту, — если кли-
ент уже забирал страницу и после этого страница не изменялась, то при повторном
запросе той же страницы от того же клиента веб-сервер может просто вернуть спе-
циальную служебную информацию и не отправлять повторно саму страницу.

Таким образом, при большом количестве страниц на сайте снижается нагрузка на
сервер и уменьшается исходящий трафик. Роботы поисковых систем не запрашива-
ют одну и ту же страницу по многу раз, а обращаются к новым или изменившимся
страницам.

На практике, как обычно, все не так просто. Роботы разных поисковых систем по-
разному работают с датами изменения страниц. А в некоторых поисковых системах
даже корректная работа сервера с датами может привести к недоиндексации — сни-
жению количества запрашиваемых роботом страниц!

Это связано с тем, что чем выше доля неизменных страниц, тем меньше, по мнению
поисковой системы, изменяется сайт. А статичные сайты индексируются реже,
чтобы сэкономить ресурсы поисковой системы.

RSS-ПОТОКИ

В настоящее время активно развивается такой формат подачи часто изменяю-
щегося контента, как RSS-потоки[36]. Использование RSS-потоков на сайте СМИ
более чем оправданно, поскольку позволит не только повторно привлекать на
сайт активных интернет-пользователей, но и попасть в такие новостные сервисы-
агрегаторы, как «Яндекс.Новости» (http://news.yandex.ru), «Новотека» (http://
www.novoteka.ru) и др.

Новостные агрегаторы наряду с традиционными поисковиками играют роль гене-
раторов трафика для СМИ и могут довольно значительно добавить посетителей
сайту интернет-СМИ, так что требования новостных агрегаторов по оформлению
контента выгодно выполнять.

На этапе разработки сайта или запуска RSS-потоков следует связаться с соответ-
ствующими сервисами, так как у каждого сервиса могут быть свои требования к
RSS. Например, «Яндекс» добавил свой дополнительный тег в разметку RSS-ленты,
Новотека просит размещать полный текст материала в теге описания и при этом
разбивать его на абзацы, и т. д.

Дополнительно следует отметить, что RSS-потоки могут также использоваться для
ускорения индексации сайта в системах Google и Yahoo!.

Как мы видим, важную часть в продвижении сайтов СМИ играют:

□ система публикации и управления контентом;

□ корректная работа «движка» сайта[37];

□ возможность закрывать неинформативные и служебные страницы от индекса-
ции поисковыми системами.

Важны также некоторые другие технологические факторы, о которых мы не упо-
мянули: система управления рекламными баннерами, структура архива новостей,
связывание статей в темы и сюжеты. Все это говорит о необходимости привлечения
специалиста по поисковой оптимизации на этапе проектирования сайта, чтобы еще
во время написания ТЗ и проектирования выявить возможные проблемы и недо-
статки и исправить их, а не заниматься переработкой, иногда весьма существенной,
уже запущенного проекта.

Как составить для СМИ семантическое ядро

В первую очередь нужно определить, нужно ли это делать вообще. Дело в том, что
влиять на процесс работы журналистов со стороны команды, занимающейся сайтом
СМИ, как правило, не получается. Они, в общем, обоснованно отмахиваются от
рекомендаций специалиста по поисковой оптимизации и веб-мастера использовать
такие-то фразы и не использовать такие-то, так как это ограничивает их свободу
творчества.

Однако у нас есть и противоположный опыт: иногда журналисты проникаются по-
ниманием требований интернет-бизнеса. Несколько лекций о том, что же происхо-
дит с их статьями после того, как они выложены на сайт, способны в корне изменить
ситуацию. Иногда между авторами даже начинаются негласные соревнования: чья
статья попадет в топ новостей Google или — еще более изощренно —< приведет к
отказу в работе сервера от наплыва посетителей, перешедших с результатов поиска
по новостям.

Таким образом, первый совет — организационного плана. Проведите «ликбез» с
журналистами и приучите их пользоваться статистикой поискового спроса в любой
форме: самостоятельно или при вашем посредничестве.

Если же ваши просветительские порывы оказались невостребованными, не трать-
те время на составление каких бы то ни было семантических ядер на основании
поискового спроса. Двигайтесь в этом направлении не от спроса на информацию,
а от предложения — текстов конкретных статей СМИ.

Если сайт СМИ, который необходимо продвигать, уже имеет достаточно большой
архив, проанализируйте его с помощью программ, которыми вы обычно пользуе-
тесь для определения плотности ключевых слов. На выходе должен получиться
сведенный воедино частотный словарь, показывающий частоту слов (абсолютную
и относительную) по всему корпусу текстов (архиву). Это позволяет в кратчайшие
сроки получить представление о том, о чем реально пишет СМИ. Заметим, что
иногда это не соответствует представлениям самой редакции и ее претензиям на
внимание определенной аудитории.

Зона значимых слов всего корпуса обычно находится в диапазоне от 3 до 7%
относительной частоты, что не противоречит правилам оптимизации отдельных
страниц.

Для СМИ широкой направленности нужно анализировать не весь корпус, а отдель-
ные рубрики, и составлять список основных ключевых слов для каждой рубрики
отдельно. Понятно, что в спортивных и политических рубриках они будут полно-
стью отличаться, хотя могут и пересекаться в незначительной части.

Если сайт не имеет проблем с индексацией, воспользуйтесь функцией поисковика
Поиск в пределах сайта и определите наиболее релевантные страницы сайта по
полученному из частотного словаря списку ключевых слов и фраз.

Составьте список соответствия, где каждому из наиболее популярных ключевых
слов всего издания либо отдельной рубрики соответствуют конкретные страницы
(одна или несколько).

Если к вашим рекомендациям все же прислушиваются и анализ поискового спроса
целесообразен, приготовьтесь к тому, что делать вам его предстоит намного чаще,
чем на любом сайте коммерческой направленности. У СМИ нет постоянного семан-
тического ядра: оно с той или иной скоростью постоянно изменяется, и предвидеть
что-либо практически невозможно, так как статистика поисковиков дается, как
правило, за предыдущий месяц. Одной из важных задач как раз и является опре-
деление периодичности, с которой нужно обновлять ядро.

Некоторые рекомендации все же можно дать.

Найдите неизменную часть ядра. Неизменная часть семантического ядра сущест-
вует и для сайта СМИ. Постарайтесь ее определить и отделить от изменяющейся
части. Многие сервисы статистики, в частности и «Рамблер» и «Яндекс», дают
возможность сравнивать спрос за несколько месяцев. Отдавайте предпочтение тем
запросам, которые демонстрируют стабильность спроса.

Обратите внимание на периодические события. Например, для такого издания, как
рассылка «Продвижение сайта — профессиональные советы экспертов», периоди-
ческим событием является ежегодная конференция «Оптимизация и продвижение
сайтов».

Для различных отраслей бизнеса такими событиями будут ежегодные отраслевые
выставки; для различных видов спорта - чемпионаты мира, Олимпийские игры;
для журнала мод — недели высокой моды в Париже, Милане, Лондоне или Нью-
Йорке, также проходящие с определенной периодичностью; для сайта медицинской
направленности — сезонные эпидемии гриппа.

Как правило, опытный журналист сам знает о подобных событиях в своей тема-
тике. Ваше дело только опросить журналистов и проверить полученный список
событий, помня о том, что спрос появляется где-то за месяц до подобного события
и продолжается также не очень долго по его окончании, то есть низкочастотность
запроса в любое другое время еще ни о чем не говорит, важно только наличие его
в списке запросов.

Оптимизируйте подобные запросы, вдохновляясь тем, что через год (месяц, квар-
тал и т. п.) все повторится, а оптимизировать уже ничего не будет нужно, разве что
поменять дату в титулах соответствующих страниц.

Такие периодические запросы обнаруживают себя, в частности, тем, что в них
встречаются указания на годы либо на другие даты, например REX 2005, MAPIC
2003. (Киевский международный фестиваль рекламы и Международная выставка
по недвижимости.)

Обратите внимание на «долгоиграющие» сюжеты. Это требует определенных навы-
ков, но некоторые сюжеты просто предполагают дальнейшее развитие. Как правило,
сами сотрудники редакции СМИ группируют их в виде статей, связанных ссылками
«Читайте также» либо подобными. Свои предчувствия можно проверять при поиске по
новостным интеграторам наподобие Новотеки, которые дают возможность просмотра
сюжетов в хронологии со ссылками на количество новостей из разных изданий.

Обычно журналисты такие сюжеты сами хорошо чувствуют, ваше дело только
«поддержать их технически». В 2006 году, например, в который раз была проиг-
рана «долгоиграющая» тема газовых договоров между Россией и Украиной. Если
покопаться в архивах, то обнаружится, что эту же тему вполне можно отнести
и к периодичным. Только вот период будет привязан к украинским выборам.

Обратите внимание на номенклатуру названий. Каждая предметная область ис-
пользует какие-то номены — имена собственные — названия компаний, фирм, ор-
ганизаций, торговые марки, названия изделий и т. п. Для сайта, посвященного
украинскому футбольному чемпионату, это названия всех команд высшей лиги.
Для СМИ, посвященного строительству, это названия всех крупных строительных
компаний и т. п. Для новостей автомира — это наиболее популярные марки авто-
мобилей. Для издания медицинской тематики — названия болезней или разделов
медицины, которые «отвечают» за эти болезни.

Обратите внимание на персоналии. Всегда есть люди, умеющие поддерживать к
себе неиссякаемый интерес аудитории. Это знаменитости или публичные люди.
Постарайтесь определить круг таких людей для тематики, в которой работа-
ет издание. Это в первом приближении можно сделать при помощи «Яндекса.
Новостей», которые выводят справа от результатов поиска «Новости в лицах»,
«Спорт в лицах» и «Упомянутые лица» по запросу. Правда, существуют запро-
сы, по которым упомянутых лиц не набирается в достаточном для статистики
количестве.

При этом относитесь к списку достаточно критически, потому что встречаются
фамилии, которые почему-то присутствуют во всех областях. Как правило, это
политики, которые успевают высказаться обо всем на свете.

Некоторые из известных людей, в частности Билл Гейтс и Бритни Спирс, регуляр-
но входят в топы поисковых запросов в мировом масштабе, и их фамилии можно
черпать из сервисов вроде Word Tracker.

И главный совет — дерзайте. Каждое издание имеет уникальное лицо, иначе ему
трудно будет выжить среди конкурентов. Постарайтесь на основании этого пред-
ложить ему уникальную стратегию продвижения.

Изменения на сайте

Ваши дальнейшие действия зависят от того, какие возможности предоставляет
движок сайта СМИ. Идеальным является вариант, когда разработчики вносят
изменения в движок в зависимости от специфики текстов конкретного издания по
вашей просьбе. Например, в одном из изданий существовал стандарт заголовков
статей, по которому основной заголовок должен быть иносказательно-метафори-
ческим, а его содержание раскрывалось в подзаголовке ЭТАПЫ СЛОЖНОГО
ПУТИ — Стратегия проектных продаж на рынке В2В. Понятно, что вынесение
в титулы названия такой статьи не даст никакого эффекта. Вынесение же подза-
головка — очень информативно и способно принести пользу.

Иногда основную информационную нагрузку способны нести «лиды» или «бри-
фы» (в различных изданиях их называют по-разному) — краткое содержание или
наиболее «ударный» абзац статьи, поэтому логично его использование для авто-
матического формирования титула и описания страницы.

Следовательно, из этого можно сформулировать следующий совет: определите
наиболее информационно-ценные части статей конкретного издания. Исходя из
этого сформулируйте правила формирования титулов и описания страницы.

Формулируйте правила для автоматического заполнения нужных тегов, а не на-
дейтесь на собственные силы или на то, что авторы сами станут заполнять поля,
важность которых им непонятна. Даже если правила сработают только в части
случаев, это более продуктивно, так как авторский состав редакции меняется, все-
гда найдется журналист, который не слушал ваших лекций или был невнимателен.
Компромиссом могут быть решения, когда теги формируются автоматически в том
случае, если это не было сделано вручную. Существуют даже программы автомати-
ческого реферирования текстов, ужимающие текст до нескольких строк, оставляя
самые значимые его места.

Хороший эффект ссылочного ранжирования дают внутренние ссылки между раз-
личными статьями, организовать которые можно по-разному, как в автоматическом,
так и в полуавтоматическом режиме.

Для автоматического режима подходят различные сортировки — по рубрике, по
дате, по номеру журнала, по сюжетам, связанные статьи и т. п., текст ссылок должен
соответствовать тексту титулов статьи. Если вы решили проблему с информа-
тивностью заголовков — это неплохо работает. Нужно только проследить, чтобы
реализовано это было на прямых ссылках, а не на скриптах и других недоступных
для поисковиков методах.

При полуавтоматическом режиме различные статьи перелинковываются по опреде-
ленным ключевым словам, причем «адресную страницу», на которую ведут ссылки,
вы выбираете исходя из сформированного списка соответствия.

Например, ссылки с текстом «страховая реклама» со всех статьей издания, где
эта фраза встречается, ведут на страницу, которую поисковик выбрал наиболее
релевантной по этому запросу. При этом желательно соблюдать правила юзаби-
лити по максимальному количеству активных ссылок на одной странице, так как
при большом количестве ключевых слов некоторые страницы могут превратиться
в сплошные блоки ссылок.

Также будет полезна возможность такого же автоматического удаления ссылок по
указанному ключевому слову. Второе требование необходимо потому, что самые
релевантные страницы на сайте могут изменяться со временем, могут изменяться
ключевые слова и т. п. Удалять ссылки вручную — такая же трудоемкая задача,
как их размещение.

Еще одной проблемой СМИ является частая смена текстов основных страниц,
например главной страницы, где статьи выводятся в виде ленты по рубрикам
либо по другому принципу. Между тем постоянные запросы, по которым сайт
все же должен находиться, существуют, особенно для отраслевых и тематических
изданий.

Решением является использование ключевых слов в тех фрагментах текста, которые
не изменяются от номера к номеру: названия пунктов меню и рубрик, атрибуты а! г
постоянно используемых изображений и пр. Также неплохо работает включение
какого-либо «постоянного» текста как можно ближе к началу документа. Естест-
венно, эти слова должны присутствовать также в титулах и мета-тегах.


Полезные ссылки

□ В статье Ольги Моисеевой «Общая концепция продвижения в Интернете сайта
строительной тематики» на примере конкретного сайта показаны этапы про-
движения в Сети, Ознакомиться со статьей вы можете по адресу Ийр://\лмУ¥.
promo-techart.ru/analysis/sibmaster.htin.

□ Рекомендуем посмотреть материалы с прошедших конференций «ЬСМИ», ко-
торые проводятся для профессионалов, работающих в интернет-СМИ, адрес —
http://www.i-smi.ru/.

□ В трех частях статьи Александра Кириллина «Раскрутка форума» шаг за шагом
рассказывается о том, что нужно сделать, чтобы создать популярный форум.
Ссылки на части:

• первая — http://www.webotdel.ru/riotes/foruml/.

• вторая — http://www.webotdel.ru/notes/forum2/.

• третья — http://www.webotdel.ru/notes/forum3/.


Приложение 4. Как продвигать
туристические сайты

Продолжаем рассказ об особенностях продвижения сайтов различных тематик.
Продажа туристических услуг с помощью Интернета — бизнес, стремительно
набирающий обороты. На сайте можно разместить намного больше информации,
чем в любом рекламном проспекте, поэтому поиск нужного тура люди все чаще
начинают именно с поисковой системы.

Туристическая тематика довольно широко представлена в русскоязычном сегменте
сети Интернет. По данным Rambler's Тор 100 на сентябрь 2006 года, количество
сайтов, посвященных туристической тематике, составило больше 5000, при темпе
прироста порядка 15% в год. В действительности же сайтов туристической тематики
значительно больше, так как в статистике «Рамблера» приведены только ресурсы,
зарегистрированные в рейтинге Rambler's ToplOO. Скажем, «Яндекс» по запросу
«отдых» выдает почти 30 000 сайтов, по запросу «туры» — около 13 000.

Большое количество туристических сайтов обусловливает довольно высокую кон-
куренцию в данном сегменте рынка, которая растет из года в год.

Особенности продвижения туристических сайтов

При продвижении туристических сайтов оптимизатор должен учитывать некото-
рые особенности данной тематики, например сезонность или разные типы сайтов.
Рассмотрим эти особенности подробнее.







Date: 2015-09-25; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.085 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию