Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для превентивного обучения





 

6.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наш опыт говорит о том, что профилактические уроки по программам ППНВ нравятся школьникам. Они проходят увлекательно и эмоционально. Такое бывает тогда, когда превентолог использует на занятиях интерактивные методы обучения.

Энергизаторы - наиболее простые и часто используемые учителями-превентологами ИМО. В пособии мы достаточно подробно объяснили сущность этого метода и методику его проведения (см. 3.4. и 5.2.).

Напомним, что ЭН – это короткое многофункциональное упражнение, которое помогает ученикам проявить различные способности. Важнейшая задача ЭН состоит в том, что он позволяет создать в классе доверительную атмосферу. Подобный «климат отношений» даёт возможность школьникам полнее использовать свой потенциал и развивать личностные ресурсы.

Напомним, что особенность ЭН заключается в их многофункциональности. Одни ЭН применяются для знакомства и обычно они используются в начале занятия. Другие ЭН предназначены для более тесного сплочения и позволяют почувствовать взаимную поддержку участников группы. Есть также ЭН для концентрации внимания. Ещё одна функция ЭН состоит в разрядке и снятия напряжения. Существуют ЭН для завершения занятия. Они дают ученикам ощущение удовлетворения от занятия и проделанной ими работы. Мы назвали только часть задач, решаемых энергизаторами.

Многие ЭН выполняют сразу несколько функций. Например, снимают напряжение, создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал и позволяют разделить учебную группу на подгруппы.

На обучающих тренингах-семинарах учителя часто высказывали просьбу назвать издания, где можно найти ЭН для уроков по программам предупреждения употребления ПАВ школьниками. Мы не могли назвать учителям систематизированного сборника энергизаторов для ПО. Однако идея создать «Банк энергизаторов» в помощь учителям-превентологам «витала» в нашем сознании с 2001 года. Шестая глава пособия позволяет нам реализовать это давнее желание и предложить учителям сборник энергизаторов, который классифицирован следующим образом:

6.1. Общие положения;

6.2. Энергизаторы для знакомства;

6.3. Энергизаторы для создания работоспособности в начале урока;

6.4. Энергизаторы для поддержания работоспособности в ходе урока;

6.5. Энергизаторы для сплочения группы;

6.6. Энергизаторы для снятия напряжения;

6.7. Энергизаторы для концентрации внимания;

6.8. Энергизаторы для деления класса на малые группы;

6.9. Энергизаторы для тематических уроков;

6.10. Энергизаторы для завершения урока и профилактической программы.

Мы не включили в сборник ЭН соревновательного характера, поскольку считаем, что они могут разобщить отдельных учеников и класс. Думаем, что применять подобные ЭН необходимо с осторожностью и только тогда, когда класс достаточно сплочён.

В сборник вошли наиболее интересные ЭН, которые автор встретил за свою двадцатилетнюю практику в области групповой работы. Часть ЭН были придуманы, другие «подсмотрены» у школьных превентологов, а некоторые были заимствованы из других сборников интерактивных упражнения [60, 77, 79, 80].

По нашим оценкам за период с 2001 по 2011 годы мы обучили на профилактических тренингах-семинарах около 1000 учителей УР. В настоящее время многие из них продолжают обучать учеников по ПРП. В знак уважения этих учителей, в сборник вошли многие ЭН, которые применялись на тренингах-семинарах с ними.

Структура представления ЭН в сборнике следующая:

Инструкция;

Возможные вопросы и реплики;

Примечание;

Рекомендация желательного возраста (в некоторых случаях).

Возможные вопросы и реплики используются во время обсуждения. Как правило, это делается сидя в круге (полукруге). В примечании сказано об особенностях, эффектах и задачах проведения ЭН. В некоторых случаях мы указываем возраст учеников, для которого ЭН оптимален.

Спектр возможного применения энергизаторов сборника широк. Их можно использовать:

- на профилактических уроках по различной превентивной тематике с учениками с 1 по 11 класс;

- на тренингах и групповых практикумах по формированию качеств детей и подростков в школах и системе дополнительного образования. Например, в коммуникативных тренингах для подростков;

- на профилактических родительских собраниях;

- на предметных уроках в школе;

- при обучении учителей работе по ПРП;

- при групповой работе с учителями.

Однако «ключевой адресат сборника» - школьные превентологи сферы профилактики УПАВ.

Подбирая ЭН для профилактического урока, учителю следует учесть следующие критерии:

- возраст школьников;

- стадия развития класса (либо ученики только начинают учиться вместе, либо - уровень сплочённости уже высокий);

- назначение ЭН (для знакомства, для сплочения, для снятия напряжения и т.д.);

- тему урока.

Мы рекомендуем творчески и осознанно подходить к использованию энергизаторов. Это означает, что превентологу возможно потребуется корректировать инструкцию ЭН и вопросы для обсуждения «под себя» (опыт, стилевые особенности), а также под особенности класса (городской, сельский, класс компенсации, повышенного уровня и т.д.).

Мы надеемся, что сборник энергизаторов поможет учителям и школьным превентологам в работе, а также и облегчит установление контакта с учащимися.

 

6.2. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА

 

Основное назначение энергизаторов этого параграфа - создание положительной психологической атмосферы в начале работы по профилактической программе. Этап «знакомство» необходим при любом уровне знания учеников друг друга.

ЭН 1. Приветствие в кругу. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас один из нас начнёт упражнение. Он назовёт своё имя и сопроводит его каким-либо несложным приветственным жестом. Далее все мы вместе с этим человеком хором произносим его имя и покажем его жест. Таким образом, каждый представит себя».

Возможные вопросы и реплики: «Ну вот, познакомились, теперь можем приступать к следующему упражнению».

Примечание. Желательно, чтобы этот ЭН выполнили все ученики. Однако не следует оказывать давления в том случае, если кто-то не захочет выполнять его. Обычно упражнение проходит весело.

ЭН 2. Карлсон. Ученики сидят в кругу. В руках у превентолога резиновая игрушка в форме сказочного героя Карлсона. Он спрашивает у школьников: «Кто это?». Обычно ученики без труда определяют имя «героя».

Инструкция: «Сейчас мы будем передавать Карлсона друг другу. Будем делать это так: тот, у кого в руках Карлсон называет своё имя и качество Карлсона, начинающееся на первую букву своего имени. Например, меня зовут Анна. Это Карслон и он активный. Далее, вы передаёте Карлсона тому, кто справа от Вас. Этот человек также называет своё имя и качество Карлсона на первую букву своего имени. Важно, чтобы Карлсон побывал у каждого из нас».

Возможные вопросы и реплики: «Как ваше настроение сейчас?».

Примечание. Это один из наиболее «мягких» ЭН для знакомства. Его можно использовать одним из первых в тех классах, где нет опыта использования ИМО или там, где ученики плохо знакомы друг с другом.

Если нет игрушки «Карлсон», то можно применить другую подобную. Важно чтобы она вызывала позитивное настроение участников.

Как правило, упражнение легко и на лицах школьников появляются улыбки. Этот ЭН «снимает напряжение», которое естественно в начале работы по профилактической программе.

ЭН 3. Лист с именем. Ученики сидят за столами. Нужно передать каждому из них лист А-4 и маркер.

Инструкция: «Сейчас Вы на этом листе будете записывать ответы на вопросы, которые я задам. Пожалуйста, пишите крупными печатными буквами. Так, чтобы впоследствии эти слова можно было прочесть. Ответы пишите коротко».

Далее учитель последовательно задаёт ученикам вопросы: «Нравится ли Вам Ваше имя?», «Если бы Вы были ребёнком, как бы Вы хотели чтобы Вас называли?», «Кто Вам выбрал имя и почему?», «Каково происхождение Вашего имени (что оно обозначает)?», «Если бы была возможность изменить имя, какое бы вы имя выбрали?».

После того, как ученики записали ответы, вы предлагаете им встать.

Продолжение инструкции: «Сейчас Вы будете ходить по залу. При этом держите лист со своими записями перед собой. Таким образом, у всех будет возможность увидеть то, что написано на листе каждого. У вас есть возможность лучше узнать друг друга».

Возможные вопросы и реплики: «Узнали ли Вы что-нибудь новое об учениках классса?», «Что Вас удивило?», «Понравилось ли Вам это упражнение?».

Примечание. Этот ЭН наиболее эффективен в тех классах, где ученики мало знают друг друга.

Возраст: с 14 лет.

ЭН 4. Снежный ком. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас один из нас начнёт упражнение и назовёт своё имя. Сидящий от него справа человек также назовёт своё имя, но перед этим он должен назвать имя первого человека. Таким образом, по кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавшихся перед ним».

Возможные вопросы и реплики: «Запомнили имена друг друга?».

Примечание: Упражнение способствует запоминанию имен участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы.

Его следует выполнять в группах, где участники мало знакомы друг с другом или незнакомы совсем. Такое возможно в системе дополнительного образования, когда вновь организуется кружок или студия. Этот ЭН лучше выполнять с количеством участников не более 15.

Возраст: с 12 лет.

ЭН 5. Найдите тех у кого. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас будет двигаться по залу в удобном для него темпе и направлении. Представьте, что Вы просто прогуливаетесь. В какой-то момент я попрошу вас кое-что сделать, и вы сделаете это». Ученики начинают ходить по залу. В какой-то момент вы произносите: «Найдите тех, у кого одежда одного цвета с вашей. Когда вы найдёте людей, сходных с вами по указанному признаку, оставайтесь стоять рядом».

После «остановки» вы вновь просите учеников «погулять» по залу. Затем предлагаете им объединится по другому признаку.

Возможные вопросы и реплики: «Узнали что-нибудь новое о других членах класса?».

Примечание: При выполнение этого ЭН можно предложить ученикам «погулять» 3-4 раза. Возможные варианты, по которым ведущий будет объединять учеников:

- Кто родился в одно время года с вами (зима, весна, лето, осень);

- Одинаковый цвет глаз;

- Близкий «музыкальный вкус».

ЭН 6. Прогулки за кругом. Ученики стоят в кругу близко друг к другу, лицом к центру. Один из них, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга.

Инструкция: Превентолог обращается к ведущему: «Двигаясь за кругом, ты должен выбирать кого-либо и коснуться его плеча. При этом ты продолжаешь свое движение в том же направлении. Выбранный тобой участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив свое место свободным. Таким образом, вы идёте навстречу друг другу. При встрече друг с другом вы должны называть свои имена. Затем идёте дальше, не меняя направления. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остаётся стоять в кругу. Участник, которому не досталось места в кругу, продолжает свое движение и выбирает следующего участника. Дальше всё повторяется также».

Возможные вопросы и реплики: «Немножко познакомились?».

Примечание: Этот ЭН используется в самом начале работы с классом или в системе дополнительного образования в том случае, когда уча­стники не знакомы друг с другом.

ЭН 7. Весёлая Вера. Участники сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас будем знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди представится и назовёт своё имя. Также он назовёт качество, характеризующее его личность и начинающееся на ту же букву, что и имя. Например: "Вера - веселая".

Возможные вопросы и реплики: «Можно сказать, что мы лучше узнали друг друга?».

Примечание: Этот ЭН можно использовать лишь в групповой работе со старшеклассниками или взрослыми участниками.

ЭН 8. Никто из вас не знает, что я. Участники сидят в кругу.

Инструкция: «Мы продолжим знакомство и сделаем это так. Сейчас кто-нибудь из нас начнёт этот ЭН и произнесёт такую фразу: «Никто из вас не знает, что я….». И далее он добавит то, что, как ему кажется, никто не знает о нём в классе. Затем это упражнение продолжит следующий человек. Таким образом, у каждого из нас будет возможность высказаться».

Возможные вопросы и реплики: «Скажите, узнали что-нибудь новое о других?».

Примечание: Этот ЭН позволяет ученикам лучше узнать друг друга.

ЭН 9. Пересаживания. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Мы продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (водящий) предложит поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Этот признак он называет. Например, можно сказать: «Пересядьте все те, у кого есть сёстры», - и все у кого есть сёстры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять одно из мест. Тот, кто останется без места, станет водящим. Он продолжит упражнение. Используем этот ЭН для того, чтобы лучше узнать друг о друге».

Возможные вопросы и реплики: «Удалось узнать друг о друге что-то новое?».

Примечание: Обычно этот ЭН проходит весело. Он позволяет снизить напряжённость в группе и поднимает настроение. Для выполнения этого ЭН нужно убрать из круга один стул.

 

6.3. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

В НАЧАЛЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УРОКА

 

ЭН 10. Молекулы. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Представьте, что каждый из вас атом. По ходу упражнения атомы будут двигаться. В какой-то момент время я скажу «Стоп» и назову число. Это означает, что вам следует остановиться и объединиться в молекулы. Количество атомов в молекулах должно соответствовать названному числу. Молекула будет выглядеть так…».

Превентолог вместе с двумя соседними учениками демонстрирует как выглядит молекула из 3 атомов. Они стоят лицом другу и касаются друг друга ладонями.

Возможные вопросы и реплики: «Как ваше настроение?», «Были ли сложности в ходе этого упражнения?», «Можем мы приступить к следующему упражнению?».

Примечание. Превентологу следует предложить ученикам 3-4 раза образовать молекулы. В конце упражнения учитель называет число, равное количеству всех участвующих в ЭН.

Это упражнение имеет другие варианты проведения. Например, ведущий может предлагать разные «формулы» образования молекул: «спина-спина», «нога-нога», «плечо-плечо» и т.д.

ЭН 11. Охота на зверей. Ученики сидят в кругу. Вы с ними разучиваете такой стишок:

Мы охотиться решили,

Собирались дня четыре,

А пока мы собирались,

Все зверюшки разбежались.

Далее учитель присваивает каждому ученику роль. Он делает это так: находясь внутри круга, обходит его и по порядку указывая на учеников произносит: ежата, бельчата, волчата, зайчата. Превентолог просит детей запомнить свою роль.

Инструкция: «Каждый раз у нас будет водящий. Он будет выходить в центр круга и произносить тот стишок, который мы разучили. Только сейчас вместо слова «зверюшки» водящий будет называть одного из тех зверей, которыми вы названы. Например, если водящий скажет – «бельчата», тогда все «бельчата» должны встать со своего стула и занять другой освободившийся стул. Тот, кто не успеет занять место, становится водящим. Он вновь читает стишок и называет кого-либо из тех зверей, которые имеются в нашей игре. Просьба к водящим: постарайтесь назвыать всех «зверей», которые есть среди нас».

Возможные вопросы и реплики: «Как ваше настроение?», «Понравилось упражнение?».

Примечание: Можно этот стишок разучить со школьниками заранее. Для выполнения этого ЭН нужно убрать из круга один стул.

Возраст: Ученики начальной школы.

ЭН 12. Здравствуй друг. Ученики сидят в кругу. До начала выполнения этого упражнения превентолог предлагает ученикам заучить такую речёвку: «Здравствуй друг. Как ты тут? Я скучал. Ты пришёл. Хорошо». Далее следует поделить класс на 2 группы. Для этого есть существует много способов. Например, посчитаться на «первый» - «второй» и т.д.

Инструкция: «Пожалуйста, образуйте два круга: внутренний и наружный. Первые номера образуют внутренний круг, а «вторые» - внешний. Первые номера стоят спинами друг к другу. Напротив каждого человека с первым номером, должен быть второй номер. После того, как я произнесу «три- четыре» мы хором произнесём нашу речёвку. Затем Вы здороваетесь с Вашим партнёром». После того как ученики поприветствовали друг друга учитель продолжает инструкцию.

Продолжение инструкции: «Теперь каждый участник внешнего круга перемещается «на одного» человека по часовой стрелке. Участники внутреннего круга остаются на своих местах. Мы снова хором произносим речёвку и приветствуем своих партнёров».

Возможные вопросы и реплики: «Понравилось Вам это упражнение?».

Примечание. Обычно в этом ЭН мы предлагаем приветствовать друг друга в парах от 4 до 8 раз. Однако если ученическая группа небольшая 12-16 человек, тогда можно «пройти» весь круг. Как правило, ЭН проходит весело.

ЭН 13. Здороваемся по-разному. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем здороваться. Мы будем перемещаться по залу. Каждый будет двигаться в удобном для него темпе. В какой-то момент, я громко произнесу: «Здороваемся как…» и скажу, каким образом надо здороваться. Сразу после этого, вы должны поприветствовать как можно большее число участников названым способом. При этом Вы считаете с каким количеством людей Вы поздоровались. После того, как прозвучит «Стоп» - надо прекратить здороваться и вновь продолжить перемещение по залу. У нас будет 3 варианта приветствий».

Далее учитель с учеником, который находится рядом с ним, демонстрирует варианты приветствий: 1) По-японски (кланяясь друг другу); 2) Как жители острова Мумба-Юмба – (касаясь плечами); 3) Как политики (здороваясь двумя ладонями).

Возможные вопросы и реплики: «Какое у Вас сейчас настроение?», «В каком случае удалось поприветствовать большее (меньшее) количество людей?».

Примечание. Как правило, ЭН проходит весело. Этот ЭН возможно использовать как начальный по теме «Установление контакта».

ЭН 14. Мы с тобой похожи тем. До начала выполнения этого упражнения учитель предлагает школьникам поделиться на 2 группы. Например, используя для деления названия двух цветков: «Роза», «Тюльпан».

Инструкция: «Пожалуйста, образуйте два круга: внутренний и наружный. «Розы» образуют внутренний круг, а «вторые» - внешний. Напротив каждой «розы» во внешнем круге встанет «тюльпан». Сейчас каждый из участников внутреннего круга начнёт такую фразу: «Мы с тобой похожи тем, что…». И вы говорите партнёру то, что вас объединяет. Например, мы похожи тем, что одинаково роста. Затем, участник внешнего круга добавляет, а ещё мы с тобой похожи тем, что... И он также указывает на какое-либо сходство».

После того как ученики поприветствовали друг друга учитель продолжает инструкцию. «Теперь каждый участник внешнего круга перемещается «на одного» человека по часовой стрелке. Участники внутреннего круга остаются на своих местах. Далее всё повторяется».

Возможные вопросы и реплики: «Какое у Вас сейчас настроение?», «Были ли у Вас сложности при выполнении этого упражнения?».

Примечание. Вы используете этот ЭН в том случае, когда знаете, что ученики достаточно хорошо знают друг друга. Возможно также использование этого ЭН и вначале обучения по профилактической программе.

Возраст: с 12 лет.

ЭН 15. Уровень настроения. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Покажите, пожалуйста, уровень вашего настроения в настоящий момент. Сделайте это, используя вашу ладонь. Если у вас очень хорошее настроение, то поднимите её высоко, на уровень головы. Если оно плохое, то ваша ладонь будет находиться ближе к полу».

Возможные вопросы и реплики: «У нас неплохое настроение и мы можем приступить к уроку».

Если у кого-то из учеников очень плохое настроение, можно спросить: «Что мы можем сделать, чтобы улучшить твоё настроение?».

Примечание: Этот ЭН носит двоякую функцию: мы активизируем школьников к уроку, а также диагностируем уровень их настроения.

ЭН 16. Пожелание на урок. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому и выскажет ему пожелание на сегодняшний урок. Тот, к кому подошел первый участник, подой­дет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание».

Возможные вопросы и реплики: «Как ваше настроение сейчас?».

Примечание: Этот ЭН возможно проводить только при условии, если в группе высокий уровень доверия и школьники достаточно уверенны в себе.

Возраст: с 12 лет

ЭН 17. Давненько не виделись. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из нас начнёт этот ЭН и произнесёт такую фразу: «Давненько не виделись и вот что, я вам хочу сказать….». И далее этот человек произнесёт то, что он хочет сказать группе. Далее, таким же образом это упражнение продолжит следующий человек. У каждого из нас будет возможность высказаться».

Возможные вопросы и реплики: «Может быть, ещё что-то хочется сказать?».

Примечание: Этот ЭН настраивает класс на работу в условиях «здесь и теперь».

Возраст: с 12 лет

ЭН 18. Рукопожатия. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Начнём сегодняшний день так: сейчас мы поздороваемся друг с другом. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Главное – никого не пропустить».

Возможные вопросы и реплики: После того, как ученики сели в круг учитель говорит: «Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми поздоровались?».

Примечание: Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться.

6.4. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

В ХОДЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УРОКА

ЭН 19. Угадай профессию. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Нам нужен доброволец, который выйдет за дверь. Когда он выйдет за дверь, остальные члены класса придумают какую-либо профессию. Например: води­тель, рыбак и т.д. Когда доброволец вернётся в класс, остальные ученики должны молча выполнять движения, характерные для этой профессии. Добровольцу по этим движениям нужно будет угадать, какую профессию загадал для него класс».

Возможные вопросы и реплики: «Взбодрились немножко?». Тех, кто угадывал профессию также можно спросить: «Были ли у Вас сложности?».

Примечание. Можно предложить угадать профессию нескольким добровольцам. Этот ЭН также можно использовать на занятиях по профориентации.

ЭН 20. Брюхо. Ученики стоят в кругу поодаль друг от друга.

Инструкция: «Сейчас я буду одновременно произносить считалочку и выполнять действия. Вам следует вместе со мной одновременно хором повторять эти слова и сразу воспроизводить действия».

Превентолог произносит считалочку и выполняет действия (касаясь последовательно носа, уха и т.д.): «Это носик, это ухо, это глаз, язык и брюхо. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки».

Возможные вопросы и реплики: «Вижу, что все активизировались. Теперь мы можем перейти к следующему упражнению».

Примечание: Считалочку можно произнести несколько раз. При этом учителю можно ускорять темп выполнения упражнения.

ЭН 21. Бабочка. Ученики стоят в кругу поодаль друг от друга. Учитель просит запомнить их следующий стишок:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Инструкция: «Сейчас мы хором будем произносить этот стишок и одновременно выполнять действия. Следите за моими действиями и повторяйте их».

Возможные и реплики: «Понравилась физзарядка?», «Скажите, для чего люди делают зарядку?».

Примечание. Возможен вариант, когда стих будет произносить только учитель.

Возраст: Ученики начальной школы.

ЭН 22. Дракон. Ученики стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего человека. Первый ученик – голова дракона, последний – конец хвоста.

Инструкция: «Голова дракона должна поймать конец хвоста. А хвост - стремится «увернуться».

Возможные и реплики: «Изменилось ли ваше состояние?», «Я вижу вы оживились и мы можем продолжить наши занятия».

Примечание: Если класс большой, то можно организовать двух «драконов». На месте «головы» дракона могут побывать разные ученики. Для этого ЭН нужно большое безопасное помещение. Его также можно проводить на улице.

Возраст: С первого класса и старше.

ЭН 23. Солнечный зайчик. Ученики сидят в кругу. Учитель соединяет две ладони и таинственно смотрит на них.

Инструкция: «Представьте себе, что у меня между ладоней живёт солнечный зайчик. Он очень подвижный и может жить только в движении. Мы будем быстро передавать его друг другу. Важно, чтобы он жил как можно дольше и побывал у каждого из нас. Передавать зайчика друг другу будем таким образом…».

Далее, учитель показывает как следует передавать солнечного зайчика: резкое скользящее движение верхней ладони по нижней в направлении ученика, которому адресуется зайчик.

Возможные и реплики: «Что помогло нам справиться с упражнением?».

Примечание: Этот ЭН требует быстроты реакции и максимальной включённости участников.

ЭН 24. Ипподром. Участники становятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои «копыта» на ко­лени - это наш ипподром».

Далее учитель поясняет. «Вот так мы бежим по песочку». Потереть ладони друг о друга. «Вот так мы бежим по камешкам». Потереть кулаками друг о друга. «Вот так мы бежим по водичке». Слегка бить ладошками по надутым щекам. «У нас есть барьеры». Показать руками, как будто прыгаем через барьер. «Есть повороты вправо и влево». Показать наклон корпуса вправо или влево. «У нас есть зрители слева и справа». Хлопки слева или справа.

После такой репетиции учитель объявляет: «Игра началась».

Возможные и реплики: «Понравилась вам упражнение «Ипподром?».

Примечание: По ходу ЭН ведущий может произвольно менять действия. Завершить ЭН можно так: «Подняли правое копыто. Утерли лоб. Подняли левое копыто. Сде­лали то же самое. А теперь поаплодируем друг другу».

ЭН способствует увеличению двигательной активности, разрядке напряжения и созданию хорошей атмосфе­ры.

Возраст: Для детей начальной школы.

ЭН 25. Пусикота. Ученики стоят в кругу, лицом к центру. Один из них, который согласился быть ведущим, находится с внешней стороны круга.

Инструкция: Превентолог обращается к ведущему: «Двигаясь за кругом, ты должен выбрать кого-либо. Коснуться рукой его плеча и спросить: «Пойдёшь гулять со мной на гору Фудзияма?». Тот, кого спросили, может ответить «нет» и остаться стоять на своём месте. Однако если он ответит «да», то начнёт двигаться за кругом в противоположном направлении относительно движения ведущего, оставив свое место свободным. А ведущий продолжит свой движение в том же направлении, что и ранее. Таким образом, вы будете двигаться навстречу друг другу. При встрече вы должны поклониться друг другу и произнести «Пусикота-Пусикота». Сделав это, идти дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Оставшийся без места, становится водящим. Он продолжает свое движение за кругом и выбирает следующего участника. Дальше всё повторяется так, как описано ранее.

Возможные и реплики: «Понравился энергизатор?».

Примечание: Обычно этот ЭН вызывает интерес у участников.

ЭН 26. Рассказ про хомячка. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем сочинять рассказ о хомячке. Кто-нибудь из нас начнёт рассказ так: «У меня живет хомячок и у него вот такие лапки». И покажет нам, какие у хомячка лапки. Следующий повторит рассказ и движения предыдущего участника и добавит: «А ещё у хомячка вот такие ушки». В дальнейшем все по очереди сделают свои добавления к рассказу по принципу снежного кома».

Возможные и реплики: «Понравился вам наш хомячок?».

Примечание: ЭН способствует развитию воображения и тренировке памяти. По окончании рассказа весь класс может нарисовать хомячка, о котором они только что сочинили рассказ.

ЭН 27. Грузовик. Ученики сидят в кругу. В руках у учителя мяч.

Инструкция: «Мы одна бригада и нам всем вместе надо загрузить грузовик. В него можно брать любые предметы. Мы выберем любую букву русского алфавита и именно на эту букву нужно будет грузить предметы в грузовик. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать 3 предмета на выбранную букву и бросить мяч любому из нас. Этот человек также должен назвать 3 предмета на выбранную букву. Грузить надо быстро, иначе мы нечего не заработаем. Предметы должны быть разными, то есть, мы не повторяем названия тех предметов, которые уже прозвучали. Постарайтесь включить в работу (кинуть мяч) каждого члена бригады.

Возможные и реплики: «Понравилось вам грузить грузовик?».

Примечание: ЭН способствует активизации учеников. Можно несколько раз менять буквы для называния предметов. Учитель может ускорять процесс, призывая учеников быстрее называть предметы.

 

6.5. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ГРУППЫ

 

ЭН 28. Дрозд. Ученики сидят в кругу. Ведущий просит запомнить их следующий стишок:

Я дрозд и ты дрозд,

У меня нос и у тебя нос.

У меня щечки аленькие,

И у тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга.

Далее этот стишок учитель повторяет с детьми хором для запоминания. ЭН предполагает деление класса на две равные группы, т. е. нужно чётное число участников.

Ученики образуют два круг: внутренний и внешний. Подобное уже описывалось в предыдущем ЭН «Мы с тобой похожи тем». Важно, чтобы ученики в парах стояли друг против друга.

Инструкция: «Мы с вами все вместе будем хором произносить тот стишок, который только что выучили. И вы будете выполнять следующие движения:

- открытой ладонью показывать на себя и стоящего напротив;

- прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу партнёра;

- прикасаться к щечкам;

- обниматься или пожимать руку партнёра.

Нужно убедиться в том, что учащиеся поняли инструкцию. После того как ученики поприветствовали друг друга первый раз учитель продолжает инструкцию. «Теперь каждый участник внешнего круга перемещается «на одного» человека по часовой стрелке. Участники внутреннего круга остаются на своих местах. Далее всё повторяется».

Возможные вопросы и реплики: «Понравилось ли Вам это упражнение?», «Какое у Вас сейчас настроение?».

Примечание: Для выполнения этого ЭН требуется высокий уровень доверия в классе. Это нужно для того, чтобы касания не вызвали у учеников напряжения. Участие превентолога в упражнении возможно в том случае, если у него доверительные отношения с учениками. Количество повторений (перемещений на одного участника) зависит от численности и состояния конкретной группы учеников.

Возраст:с 1 по 6 класс.

ЭН 29. Мяч по кругу. Ученики становятся поближе друг к другу в круг, вытягивая руки ладонями вверх.

Инструкция: «Нам следует прокатить мяч по ладоням так, чтобы он прокатился один полный круг и не упал».

Возможные вопросы и реплики: «Можно ли было уклониться от выполнения упражнения?», «Что дало это упражнение классу?».

Примечание. Можно вначале пустить мяч по часовой стрелке, а затем - против. Позднее можно провести подобный ЭН, предложив вытянуть руки ладонями вниз.

ЭН 30. Путаница. Ученики становятся поближе друг к другу в круг, вытягивая руки к центру.

Инструкция: «По моему сигналу «три-четыре» одновременно возьмёмся за руки. Важно, чтобы в каждой руке была одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами».

После того, как ученики соединят руки попарно, ведущий говорит: «Перед Вами стоит задача распутаться, не разъединяя рук».

Возможные вопросы: «Что помогло справиться с поставленной задачей?», «Какие навыки развивает упражнение?».

Примечание: Этот ЭН следует проводить в небольших группах (от 10 до 16 человек) тогда, когда есть доверительные отношения. Не следует включать его в план урока на первых занятиях. Особенно это ограничение стоит учесть для групп малознакомых подростков, поскольку этот ЭН предполагает тактильный контакт.

Учителю важно занимать нейтральную позицию и не помогать ученикам. Важно, чтобы они распутались сами.

ЭН 31. Ритмические хлопки. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Это упражнение вы будете выполнять с закрытыми глазами и при этом вы не можете переговариваться друг с другом. Глаза вы закроете после того как я объясню что нужно делать. Каждый из вас с закрытыми глазами должен будет «отхлопывать» ладошками какой–либо ритм. Тот, какой желаете. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы начнёте различать ритмы своих соседей и других членов группы. Цель класса: создать общий ритмический рисунок. Как только вы почувствуете, что общий ритм создан, то вы открываете глаза и продолжаете выполнять упражнение с открытыми глазами до появления чёткого общего ритмического рисунка».

Возможные вопросы и реплики: «Смотрите, как здорово получилось!», «Что нам помогло создать общий ритм?».

Примечание: Обычно это упражнение проходит эффектно и у учеников появляется общий ритмический рисунок. При обсуждении можно «показать» школьникам, что сообща они могут сделать «многое».

ЭН 32. Если весело живется. Ученики сидят в кругу, а учитель (ведущий) в центре. Он показывает движения и поет песенку, а школьники повторяют за ним.

Инструкция: «Если весело живется, делай так!». (2 хлопка). «Если весело живется, делай так!». (2 хлопка). «Если весело живется, мы друг другу улыбнемся, если весело живется - делай так!». (2 хлопка).

Затем песня продолжается с другими движениями: 2 раза щелкнуть пальцами, 2 хлопка по коленям, 2 притопа.

Возможные вопросы и реплики: «Какая отличная песня у нас получилась!».

Примечание: ЭН способствует сплочению класса и разрядке напряжения. Можно использовать вариант выполнения этого ЭН, когда ученики будут стоять в кругу. Более эффективно ЭН проходит тогда, когда ведущим является кто-либо из учеников.

ЭН 33. Оркестр. Ученики сидят в полукруге. Учитель перед ними.

Инструкция: «Сейчас мы создадим оркестр. Вначале каждому нужно выбрать музыкальный инструмент. Они должны быть разными». Далее надо определиться с тем, какие инструменты есть в оркестре. Каждый ученик произнесёт название инструмента.

Продолжение инструкции: Сейчас мы совместно исполним музыкальное произведение. При этом вы будете имитировать звуки своего инструмента. Вы можете щёлкать пальцами, свистеть, вздыхать, топать ногами и т.д.».

Возможные вопросы и реплики: «Понравилось вам наша мелодия?».

Примечание: Для этого ЭН важно подобрать хо­рошо известную ученикам мелодию. Его следует проводить тогда, когда в классе достаточно высокий уровень доверия и хороший климат отношений. ЭН способствует развитию самовыражения, группо­вой сплоченности и снятию напряжения.

ЭН 34. Пять островов. Ученики стоят в кругу. В классной комнате на полу мелом нарисованы пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех учеников. У каждого острова есть названия.

Инструкция: «Сейчас каждому из вас следует выбрать остров, на котором вы бы хотели бы жить. Займите этот остров». После того как ученики разойдутся по «островам», вы объявляете: «Остров Итуруп начинает затоплять вода. Жителям этого острова следует перебраться на соседние острова». ЭН продолжается до тех пор, пока все ученики не соберутся на одном острове.

Возможные вопросы и реплики: «Понравился вам этот ЭН?».

Примечание: ЭН можно проводить как в начале, так и в конце занятий. Он усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.

ЭН 35. Правый борт. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Так случилось, что все мы оказались на палубе корабля. И он попал в шторм. Нам нужно сделать так, чтобы корабль не затонул. Если я скажу: «правый борт», то все должны быстро переместиться направо. Если произнесу - «левый борт», то все дружно перемещаются налево. Если же прозвучит команда «выров­нять корабль», то всем следует переместиться в центр комнаты».

Возможные вопросы и реплики: «Молодцы! Нам удалось спасти корабль».

Примечание: Это очень энергичное упражнение. Все ученики вовлекаются в игру, актив­но выполняя задания. Следует иметь в виду, что после этого ЭН они будут возбужде­ны.

ЭН 36. Неожиданные картинки. Ученики сидят в кругу. У каждого из них лист бумаги, прикреплённый на планшет (твёрдое основание), а также небольшая коробка фломастеров.

Инструкция: «Подпишите своё имя с обратной стороны листа. И начните рисовать какую-нибудь картинку».

Через 2 минуты превентолог просит учеников перестать рисовать и передать рисунок соседу слева.

Продолжение инструкции: «У каждого из вас в руках лист с рисунком соседа. Продолжите, пожалуйста, рисовать начатую им картинку».

Через 2 минуты превентолог вновь просит учеников перестать рисовать и передать рисунок соседу слева. Такой способ коллективного рисования продолжается до момента, пока рисунок не окажется у его первоначального владельца.

Возможные вопросы и реплики: «Нравятся ли вам рисунок, которые вы начали рисовать?», «Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?».

Примечание: В больших классах требуется много времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг и вернутся хозяину. В таких случаях можно остановить упражнении после 8-10 «дорисовок» или попросите передавать рисунок через одного.

Возраст:с 1 класса.

 

6.6. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

 

ЭН 37. Кенгуру. Следует объединить учеников в пары. Критерий объединения: одинаковый вес и рост. Вы предлагаете ученикам прижаться друг к другу спиной и сцепиться, переплетя руки в локтях.

Инструкция: «Придумайте любое число от 1 до 10, но не говорите пока его вслух. На счёт «три-четыре» одновременно повернитесь друг к другу и назовите, задуманные Вами числа. Сложите их. Каждой паре не разъединяясь надо подпрыгнуть такое количество раз, какое получилось у Вас при сложении».

Возможные вопросы и реплики: «Немножко отдохнули, а теперь перейдём к следующей части занятия», «Как Вам это упражнение?».

Примечание. Не следует это упражнение предлагать ученикам начальной школы, поскольку при его выполнении существует риск падений. Также следует отказаться от него в группах, где есть девушки на «высоких каблуках или дети-инвалиды.

Возраст. С 12 лет и старше.

ЭН 38. Жители и домики. Следует объединить учеников в тройки следующим образом: двое держатся за руки, а между ними в центре стоит третий человек. Эти тройки размещаются в свободной части класса так, чтобы не мешать друг другу. Также для этого упражнения нужен водящий.

Инструкция: «Те, кто держатся за руки – это домики. Стоящие в центре – жители. До конца игры вы сохраняете свои роли. У водящего есть три варианта: 1) Он может предложить: «меняются жители». И тогда жители перемещаются в другие домики. При этом водящий должен занять какой-либо домик; 2) Водящий может также сказать: «меняются домики». В этом случае жители остаются стоять на своих местах, а домики перемещаются к другим жителям. При этом можно образовывать домики с другими партнёрами. Водящий также стремится организовать домик с кем-либо из тех участников, чья роль «домик»; 3) Если водящий скажет: «Меняются все» - то должны поменяться все: и жители и домики. Тот, кто не смог стать ни домиком, ни жителем - становится водящим».

Возможные вопросы и реплики: «Вижу все развеселились. Давайте перейдём к следующему упражнению».

Примечание: Мы применяем этот ЭН для снятия напряжения после сложный дискуссий и обсуждений в группе. Этот ЭН можно также использовать для повышения работоспособности класса.

В этом упражнении «заложена» ошибка в инструкции. Поскольку водящий может взять любую роль, то часто случается путаница. Например, может оказаться так, что жителей будет больше, чем домиков. Возможны и другие «недоразумения».

На наш взгляд, в этом ЭН важнее процесс, чем результат. Опыт использования этого ЭН говорит о том, что «путаница ролей» не мешают его проведению. Как правило, этот ЭН выполняется учениками очень активно и весело.

Возраст. С 12 лет и старше.

ЭН 39. Потрогайте тёплое. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый из Вас будет двигаться по залу в удобном для него темпе и направлении. Представьте, что Вы просто прогуливаетесь. В какой-то момент я скажу «Стоп» и попрошу Вас кое-что сделать». Ученики начинают ходить по залу. Вы произносите: «Найдите в этом зале что-нибудь синее и потрогайте это». Далее ученики вновь «прогуливаются» и Вы просите потрогать «что-нибудь зелёное». И после третей «прогулки» просите потрогать «что-нибудь тёплое».

Возможные вопросы и реплики: «Изменилось ли ваше состояние? Как?».

Примечание. Это упражнение можно использовать после «тяжёлых» обсуждений по теме «Наркомания» или «ВИЧ/СПИД». Эта тематика в ПРП обычно используется в старших классах.

Если в ученической группе созданы доверительные отношения, то обычно после предложения потрогать «что-нибудь тёплое» многиеученики обнимаются и таким образом поддерживают друг друга.

Возраст. С 14 лет и старше.

ЭН 40. Тряпичная кукла и солдат. Ученики стоят в кругу поодаль друг от друга.

Инструкция: «Пожалуйста, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь». Учитель просит детей побыть в этой позе несколько секунд.

После этого он продолжает: «А теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными как тряпичная кукла».

Вы просите учеников попеременно быть солдатом и куклой несколько раз, до тех пор, пока ученики не расслабятся. Завершаете ЭН так: «Теперь представьте, что вы большая собака с густой шерстью, которая выходит из воды. Отряхните всю воду со спины, с рук и с ног».

Возможные вопросы и реплики: «Как вам это упражнение?», «Удалось ли расслабиться?».

Примечание. По ходу инструктирования учитель показывает ученикам позы солдата, куклы и собаки.

Возраст: с 1 класса.

ЭН 41. Зеркало. Для выполнения ЭН следует объединить учеников в пары. Они становятся лицом друг к другу.

Инструкция: «Один из вас будет выполнять роль зеркала и отражать все движения, жесты и мимику своего партнера. Партнёру следует строить гримасы и кривляться. Если «зеркало» рассмеялось, то игроки меняются места­ми и игра продолжается».

Возможные вопросы и реплики: «Сколько раз вам удалось рассмешить партнёра?».

Примечание. Этот ЭН способствует разрядке и созданию хорошей атмосферы.

ЭН 42. Хрю. Участники становятся в круг как можно ближе друг к другу.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас будет одновременно «хрю­кать», обращаясь к своему соседу справа. И вы будете делать это все быстрее и быстрее, до тех пор, пока не получит­ся общее «хрю».

Возможные вопросы и реплики: «Смотрите, какое симпатичное «хрю» у нас получилось!».

Примечание: Упражнение способствует разрядке и созданию хорошей атмосферы.

ЭН 43. Времена года. Участники сидят в кругу. Учитель делит класс на 4 МКГ. Каждой группе даёт карточку с названием времени года и просит не показывать её членам других малых групп.

Инструкция: «Каждой малой группе надо подготовиться и затем посредством пантомимы изобразить то, что написано на карточке».

После того, когда группы подготовятся, они по очереди изображают то, что написано на карточке. Задача остальных учеников – угадать, что это такое.

Возможные вопросы и реплики: «Как интересно вы изобразили времена года. Молодцы!».

Примечание: Учителю следует похвалить каждую из МКГ. Упражнение способствует разрядке и созданию хорошей атмосферы.

ЭН 44. Контроль над эмоциями. Ученики сидят в кругу.

Инструкция: «Расслабьтесь, сядьте удобнее на стуле. Это упражнение вы будете выполнять с закрытыми глазами. Закройте глаза. Вам нужно следить за моей речью и выполнять предложенные инструкции. Напрягите мышцы. Сожмите кулаки. Подожмите пальцы ног и напрягите их. Втяните живот и сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание и медленно про себя сосчитайте до пяти. А теперь медленно выдохните. Расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и расслабьтесь. Сделайте ещё один глубокий вдох. Во время вдоха следите, чтобы ваши зубы не были сжаты. Задержите дыхание на 5 секунд. Медленно выдохните. Теперь дышите спокойно. Почувствуйте, как спокойствие и расслабленность наполняют всё ваше тело. Представьте, что вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего моря. Удерживайте этот образ в своём сознании несколько секунд. А теперь медленно откройте глаза и возвращайтесь в нашу учебную комнату».

Возможные вопросы и реплики: «Удалось расслабиться?».

Примечание: Это упражнение следует проводить в том случае, если есть необходимость снять напряжение или просто отдохнуть.

Возраст: с 7 класса.

ЭН 45. Пять этажей. Ученики сидят в кругу поодаль друг от друга.

Инструкция: «Расслабьтесь, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт. Дверь открывается и ты в него заходишь. Рядом с кнопками ты обнаруживаешь 5 табличек. На первой из них написано «Классная комната» (это наш класс), на второй – «Чудесное спокойное место», на третьей – «Приятный умный человек», с которым можно поговорить». На четвёртой табличке написано «Потрясающее приключение», на пятой – «Встреча с другом, которого ты давно не видел.

Выбери этаж, на который тебе хочется попасть и нажми на кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта. Постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранному тобой этажу. Вот ты уже и приехал. Дверь медленно открывается. Выйди из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется делать. У тебя есть около двух минут, и этого будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там всё, что тебе нужно».

Далее учитель выдерживает паузу в 2 минуты.

Продолжение инструкции: «Теперь подошло время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта открыта, зайди в него и из кабины лифта ещё раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой написано «Классная комната». Смотри, как закрывается дверь, и почувствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца лифта откроется, открой глаза, потянись и выпрямись. И вот ты снова здесь, бодрый и свежий».

Возможные вопросы и реплики: «Скажите, интересно ли вам было?».

Примечание: Во время этого упражнения школьники могут отдохнуть и внутренне собраться. После него можно заняться деятельностью, требующей от учеников сосредоточенности.

Возраст: с 10 лет.

 

6.7. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

ЭН 46. Муха. Ученики сидят в кругу. Учитель показывает им лист с расчерченным 25-клеточным полем (5х5). В центральной клеточке поля имеется фигурка.

Инструкция: «Вам следует запомнить это клеточное поле, поскольку вы не будете видеть его. Фигурка в центре поля – муха. Вы должны последовательно передвигать муху по клеточному полю так, чтобы она оставалась в его пределах. Перемещение мухи происходит посредством одной из четырёх команд: влево, вправо, вверх, вниз. Команды для движения мухи вы будете давать по очереди (по кругу). Каждый раз муха перемещается только на одну клетку. Перед вами стоит групповая задача: нужно передвигать муху один круг (все ученики), не «выпуская» её из границ клеточного поля. Всё ли понято?».

Особенно в этом ЭН учителю нужно быть убеждённым в том, что все ученики поняли инструкцию.

Продолжение инструкции: «Итак, муха в центре. Она начинает движение по часовой стрелке, начиная от Сергея». Учитель предлагает сидящему справа ученику начать движение мухи.

Возможные вопросы и реплики: «Молодцы, вам удалось выполнить сложное задание!», «Что помогло вам это упражнение?».

Примечание: Кроме решения задачи концентрации внимания удачное выполнение этого ЭН способствует сплочению группы. Для этого нужно, чтобы ученики обязательно справились с задачей. Попыток выполнить задание может быть несколько.

Если в классе более 25 человек, то для выполнения этого ЭН можно поделить его на две части. Обычно ученики с интересом выполняют этот ЭН. Он мобилизует их к дальнейшей групповой работе.

Возраст: с 12 лет.

ЭН 47. Двое рисуют одним карандашом. Превентолог объединяет учеников в пары. Каждая пара берёт лист бумаги и карандаш.

Инструкция: «Нужно вдвоём, держась за один карандаш, нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок. У вас нет возможности договариваться посредством слов и вам следует выполнять упражнение молча».

Возможные вопросы и реплики: «Что вы нарисовали?», «Как вы решали, кто будет лидировать?», «Был ли один лидер или лидерство переходило от одного партнера к другому?».

Примечание: Это упражнение можно также использовать и для решения других задач: для повышения работоспособности, для начала обсуждения по определенной теме. Например, теме «Лидерство».

ЭН 48. Сосчитай до пяти. Группа сидит в кругу.

Инструкция: «Кто-нибудь из нас начнёт считать с цифры «один» и при этом укажет рукой направление счёта. Например, влево. После этого участники, сидящие слева от водящего, начинают вслух считать по порядку. Когда счет дохо­дит до пяти, участник который произносит «пять» указывают на того, кто должен будет продолжить счёт. Этот человек вновь начинает считать с цифры 1. При этом он вновь указывает рукой направление, в котором должен продолжаться счет. Постараемся выполнять упражнение быстро и не ошибаться».

Возможные вопросы и реплики: «Как бы вы определили сейчас ваше состояние?», «Можем двигаться дальше?».

Примечание: Этот ЭН также можно применять и в начале урока. Если в ходе выполнения случится ошибка, следует возобновить упражнение.

Возраст:с 5 по 11 класс.

ЭН 49. Коленочки. Ученики и учитель сидят в кругу, разместив свои ладони следующим образом: правая ладонь на левом колене соседа справа, левая – на правом колене соседа слева.

Инструкция: «Нам следует пустить «волну» по кругу. Волна будет двигаться от меня по часовой стрелке. Я слегка хлопну по коленке моего соседа слева, затем должна «хлопнуть» следующая ладонь и так далее по кругу. Важно, чтобы волна бежала быстро и без остановок».

Возможные вопросы и реплики: «Как вам этот энергизатор?».

Примечание: Обычно этот ЭН проходит весело, он способствует включения учеников в дальнейшую работу на уроке.

ЭН 50. Прыжки на 90 градусов. Ученики становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

Инструкция: «Я буду считать и на каждый счёт вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча. Перед вами стоит задача - повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».

Возможные вопросы и реплики: «Что помешало выполнить задачу быстрее?».

Примечание: Этот ЭН - многофункционален. Его можно использовать для снятия напряжения и сплочения группы. Также он может использоваться как начальный для темы «Учусь взаимодействовать с другими».

ЭН 51. Передай предмет. Ученики стоят близко друг к другу в тесном кругу. Руки учеников за спинами. В центре круга водящий (Сергей).

Инструкция: «Сейчас те, кто стоит в кругу, будут передавать друг другу небольшой предмет. Им следует делать это так, чтобы Сергей не заметил, как движется предмет. Задача Сергея определить того, у кого находится предмет».

Возможные вопросы и реплики: Для водящих: «Были ли сложности при выполнении задания?».

Примечание: Этот ЭН можно использовать тогда, когда в группе высокий уровень доверия. Можно предложить выполнить этот ЭН и другим ученикам.

ЭН 52. Переманивания. Половина класса сидит на стульях лицом в центр круга. Вто­рая половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит. За ним стоит Сергей.

Инструкция: «Задача Сергея переманить на свой стул кого-то из тех, кто сидит на стульях. Он это должен сделать незаметно. Задача того, кто стоит за стулом не отпустить «своего» сидящего. Сделать это можно коснувшись ладонью его плеча. Если он прикоснётся раньше, чем его подопечный «убежит» - то «подопечный» остаётся».

Возможные вопросы и реплики: «Можем продолжить наш урок?».

Примечание: Этот ЭН способствует развитию внима­ния, разрядке, проявлению личных взаимоотношений и спло­чению. Для его выполнения необходимо нечетное количест­во участников. Нечётным человеком может стать учитель.

ЭН 53. Симон говорит. Ученики стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас вы будете выполнять различные действия после моих инструкций. Инструкцию я каждый раз буду начинать со слов «Симон говорит». Если я произнесу инструкцию не с этих слов, то вы не должны выполнять предложенные действия».

Превентолог может начинать ЭН со слов: «Симон говорит, по­хлопайте в ладоши». Участники выполняют действие. Далее ведущий может ускорить действия, всегда повторяя при инструктировании фразу «Симон говорит». После некоторого времени «Симон говорит» опускается ведущим. Те уча­стники, которые в этом случае будут следовать инструкциям, выбывают из игры.

Возможные вопросы и реплики: «Пойдём дальше?».

Примечание: Этот ЭН стимулирует многие органы чувств учеников и способствует развитию внима­ния. ЭН можно проводить в начале и конце урока.

ЭН 54. Пишущая машинка. Ученики стоят полукругом. Определяется ведущий. Он выходит перед полукругом, а все ос­тальные остаются на местах. Превентолог помогает распределить все буквы алфавита между учащимися.

Инструкция: «Сейчас мы будем имитировать работу пишущей машинки. Ведущий будет диктовать какую-нибудь фразу из стихотворения, а все остальные должны напечатать её на пишущей машинке. Печатание будет происходить с помощью хлопка в ладоши того уча­стника, за которым эта буква эта буква закреплена».

Возможные вопросы и реплики: «Понравилось упражнение?».

Примечание: Упражнение способствует концентрации и развитию внимания, сплочению группы и снимает напряжение.

6.8. ЭНЕРГИЗАТОРЫ ДЛЯ ДЕЛЕНИЯ КЛАССА НА МАЛЫЕ ГРУППЫ

 

При профилактическом обучении часто используется метод кооперативного обучения. Иное название этого метода - работа в малых группах (см. 5.3.).

В этом параграфе представлены ЭН, которые можно применять для деления класса на малые группы (МКГ).

ЭН 55. Фруктовый салат. Ученики сидит в кругу. Превентолог просит первых 4 человек, сидящих рядом, назвать по одному фрукту (Например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в кругу по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый из учеников определён «фруктом».

Инструкция: «Пожалуйста, запомните «свой фрукт». Каждый раз у нас будет водящий, стоящий в центре круга. Он может назвать один из 4 фруктов. Например, когда водящий произнесёт «яблоко», то все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящий может называть не только один из 4 фруктов, но и произнести «Фруктовый салат». Это означает, что все должны поменяться местами».

Возможные вопросы и реплики: «Понравилось Вам это упражнение?».

Примечание: Перед выполнением этого ЭН учителю следует убрать один стул из круга для того, чтобы каждый раз в группе был водящий.

После выполнения ЭН и его обсуждения, вы предлагаете ученикам сесть в группы КО относительно названных фруктов. То есть, будет 4 МКГ: «яблоки», «груши», «бананы» и «апельсины».

Этот ЭН многофункционален, поскольку: активизирует школьников, направлен на сплочение группы и усиливает концентрацию внимания.

ЭН 56. Животные без звуков. Ученики стоят в кругу. Учитель передаёт каждому из них карточку и просит не показывать её другим и не озвучивать того, что там написано.

Инструкция: «На карточках написаны названия животных. Знайте, что вы не одиноки. Названия на карточках повторяются. Например, если у Вас «слон», знайте, что у кого-нибудь из класса также есть карточка с названием «слон». Задача каждого из вас найти своих. Делать вы это будете одновременно. При этом вы будете пользоваться любыми выразительными (невербальными) средствами, обозначающими вашего животного. Звуки издавать нельзя. Когда вы найдёте своих, оставайтесь рядом, но продолжайте молчать. Когда все группы животных будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Возможные вопросы и реплики: Когда группы «животных» сформируются, учитель по очереди подойдёт к каждой и спросит: «Кто вы?».

Примечание: Превентолог должен заранее решить на сколько групп КО он поделит класс. Исходя из этого, определяется количество животных. Например, если вам нужно разделить класс на 5 МКГ, то на карточках будут указаны 5 животных. Например, медведь, заяц, собака, обезьяна и жираф.

Этот ЭН помогает разделить класс на несколько МКГ и вовлекает ребят в активную деятельность. Обычно он проходит весело

ЭН 57. Животные со звуками. Ученики стоят в кругу. Ведущий, двигаясь внутри круга, последовательно рассчитывают группу. Он называет школьников именами животных. Например: хрюшки, собачки, лягушки, коровки. Таким образом, превентолог делит учеников на 4 МКГ.

Инструкция: «Перед каждым из вас стоит задача: найти своих. Делать вы это будете одновременно. При этом вы должны издавать характерные звуки того животного, которым я вас именовал. Когда вы найдёте своих, то вам следует сесть на стулья в кружок для работы в группах КО.

Возможные вопросы и реплики: Вы указываете ученикам на место в классе и говорите: «Хрюшки садятся сюда…».

Примечание: Обычно этот ЭН проходит весело и шумно. Приходится успокаивать ребят и помочь им найти свою МКГ.

ЭН 58. Пожарники и врачи. Ученики стоят в кругу. Учитель предаёт им карточки, на которых написаны различные профессии.

Инструкция: «У каждого из вас есть карточка. На ней написана какая-либо профессия. Вам нужно ходить по комнате и найти тех, у кого такая же профессия, как и у вас».

Возможные вопросы и реплики: Вы определяете каждой «профессии» своё место в классе и предлагает сесть в группы КО: «Пожарники сядут в этой части комнаты, врачи – здесь и т.д.»

Примечание: С помощью данного ЭН вы можете разделить группу в случайном порядке на необходимое количество МКГ. Вы заранее планируете на сколько групп КО следует поделите класс. Например, если вам нужно пять групп, то можно взять такие профессии: пожарники, врачи, дизайнеры, учителя и юристы.

Кроме решения задачи деления на МКГ, этот ЭН активизирует школьников.

ЭН 59. Т акси. Ученики стоят в кругу. Учитель предлагает нескольким добровольцам стать «таксистами».

Инструкция: «У нас есть четыре таксиста. Все остальные пассажиры. Каждый из пассажиров планирует доехать до дома на такси. Таксисты будут двигаться по залу и предлагать свои услуги пассажирам. Пассажирам «следует сесть в такси», то есть присоединиться в группу к тому или иному «таксисту». В каждое такси может поместиться только четыре пассажира».

Возможные вопросы и реплики: «Молодцы таксисты, забрали всех пассажиров».

Примечание: Вы заранее определяете количество МКГ и количество учеников в каждой из них. И учитываете эти цифры перед инструктированием. Этот ЭН объедин

Date: 2015-09-18; view: 1601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию