Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. ПРЕВЕНТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ





 

3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕВЕНТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

 

Результаты исследований, а также многочисленные цифры и факты из официальных источников свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья детей и подростков за годы перехода России к рыночным отношениям. К примеру, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют различные патологии, 40% относятся к группе риска. Можно констатировать, что ухудшение здоровья детей и подростков достигло масштабов национального бедствия [8, с.328].

Ухудшение здоровья школьников обусловлено как возрастанием «традиционных» рисков для здоровья школьников (табакокурение, алкоголизм, сколиоз и др.), так и появлением новых - наркомания, ВИЧ/СПИД и т.п.

В настоящее время общеобразовательная школа становится центральным звеном системы, которое призвано способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [9]. Существует ряд предпосылок, обусловивших это. Выделим основные:

- в школе дети и подростки проводят значительную часть своего времени;

- школьников подросткового возраста следует отнести к «группе риска». Это та возрастная группа, которая может быстро втянуться в наркотизацию и случайные половые контакты;

- в школе есть реальные возможности для организации процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Как реакция на ухудшение здоровья школьников в системе общего образования появилась новая мультидисциплинарная область деятельности, называемая превентивное обучение (в дальнейшем, ПО). В ней тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и медицинская профилактика.

Понятие превентивный происходит от английского prevent, что означает - предотвращать. Термины «превентивный» и «профилактический» мы будем понимать как синонимичные.

Определим превентивное обучение следующим образом: сочетание овладения школьниками знаний с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья [72].

ПО является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья – это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности [73].

За последние годы рост употребления табака и алкоголя детьми и подростками происходит очень интенсивно. Тревожным является тот факт, что всё большее количество подростков приобщается к наркотикам. Ситуация в общеобразовательных школах большинства регионов РФ и Удмуртии такова, что большая часть реализуемых школьных превентивных программ направлена на предупреждение употребления табака, алкоголя и наркотиков. К примеру, практически каждая школа г. Ижевска в той или иной мере реализует подобные программы [6]. Это вполне логичная и адекватная реакция на угрозу подростковой наркотизации.

Однако ПО имеет широкое тематическое поле и не ограничивается лишь сферой профилактики употребления ПАВ. К примеру, некоторые школы г. Ижевска реализуют федеральные превентивные программы «Разговор о правильном питании» и «Полезная прививка» [48]. Цель «Полезной прививки»: предупреждение заражения старшеклассников ВИЧ-инфекцией. Программа «Разговор о правильном питании» предназначена для учеников 1 и 2 класса.

Обозначим также ещё несколько популярных тем, используемых в школьных превентивных программах:

- гигиенические правила;

- основы личной безопасности и профилактика травматизма;

- культура потребления медицинских услуг [2].

ПО реализуется посредством превентивных программ (в дальнейшем, ПРП) и предполагает не только информирование школьников, но и развитие навыков.

В частности, программы сферы предупреждения употребления ПАВ решают две основные задачи:

- Предоставление школьникам объективной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;

- Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья.

При этом чаще всего эти ПРП сферы профилактики УПАВ направлены на развитие следующих навыков:

- формирование положительного образа «Я»;

- навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;

- навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников.

Основным нормативным документом для реализации программ в сфере профилактики употребления ПАВ общеобразовательной школе является «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [28]. Этот документ представлен в Приложении 1. Кроме этого, были приняты и многие другие правовые документы федерального уровня, регламентирующие деятельность в сфере сохранения и укрепления здоровья школьников.

К началу 21 века на федеральном уровне появились правовые условия для реализации ПО в системе общего образования. Это позволяет вести разработку и реализацию ПРП на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и внутришкольном.

 

3.2. ШКОЛЬНЫЕ ПРЕВЕНТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ СФЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ,

СХОДСТВА, КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ

 

В рамках этого параграфа мы будем говорить о популярных в России ПРП сферы предупреждения ПАВ федерального уровня: «Все цвета, кроме чёрного», «Здоровье» и «Полезные привычки, навыки выбор» (в дальнейшем, ППНВ).

Важное условие успешного внедрения ПРП в школах - наличие учебно-методического пакета программы. В него входят: пособие для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей, а также методические рекомендации по оценке эффективности ПО.

Учебно-методические пакеты профилактических федеральных программ, рекомендованных к использованию, сходны. Для примера рассмотрим содержание учебно-методического пакета программы «Полезные привычки», которая входит в состав объёмной программы ППНВ.

Пособие «Полезные привычки», адресованное детям начальной школы, включают в себя:

- пособие для учителей;

- рабочие тетради для учеников;

- материалы для родителей;

- методические рекомендации по оценке эффективности ПО.

Центральный элемент методического пакета - пособие для учителей. Оно содержит описание целей и задач, используемых понятий и тех принципов, в соответствии с которыми разрабатывалась программа.

В пособии для учителей детально представлены планы уроков с 1 по 4 класс, освещены теоретические вопросы и методы современного ПО.

Планов уроков в «Полезных привычках» всего 32. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре содержательных блока, по два урока в каждом. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два урока – информации о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.

Фактически, когда мы говорим о развитии личностной и социальной компетентности, мы говорим о формировании навыков. Первые три содержательных блока «Полезных привычек» посвящены развитию навыков, а именно: коммуникабельности, принятия решений и уверенности в себе.

 

Наблюдение практика

Опыт внедрения программы «Полезные привычки» в УР и в других регионах России показал, что на реализацию программы ежегодно требуется не восемь, а 16 часов учебных занятий. При этом желательно использовать вариант «спаренного урока». В этом случае профилактический урок длится 80 мин. Это позволяет реализовать «Схему обучения навыкам» (см. 5.1). Разрыв по времени между отдельными профилактическими уроками не должен превышать одной недели.

Планы уроков в ППНВ гибкие. Они позволяют учителю менять и дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения можно включать в уроки видео и аудиоматериалы. Учитель может использовать и иные материалы, которые считает важными для своих учеников. Для учащихся с высоким уровнем академической подготовки следует расширить информационную часть учебных материалов.

Рабочие тетради предусмотрены для детей с первого по четвертый класс в отдельности. Они содержат название урока, словарь, задания к каждому из уроков и оценки урока учениками. Для этого предусмотрены короткие задания, позволяющие учителю отслеживать отношение учеников к ПО.

Материалы для родителей [71] содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака и алкоголя учениками. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках. Очень важно чтобы учитель и родители говорили о профилактике в «одном русле».

Методические рекомендации «Полезные расчеты, или как оценить эффективность ПО» включают все необходимые сведения и инструментарий для проведения опросов учащихся [49, 50].

Структура программ «Полезные навыки» и «Полезный выбор» идентична программе «Полезные привычки».

В программах ППНВ заложена идея спиральности. То есть, в планах уроков для каждого класса темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась все более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Понятно, что содержание уроков от класса к классу меняется в зависимости от возраста учащихся. Такой подход соотносится с подходом психологов бихевиорального направления. Его суть в следующем, для того чтобы сформировать навык нужно большое число повторов действия (300 и более).

Далее, выделим сходства школьных программ сферы предупреждения употребления ПАВ [9]:

- направлены на сохранение и укрепление здоровья школьников;

- решают задачи информирования и формирования навыков;

- используют интерактивные методы обучения;

- используют знания сферы медицинской профилактики;

- предполагают программное ведение уроков;

- предполагают предварительное обучение учителей;

- предполагают наличие учебно-методического комплекса;

- допущены экспертным советом Министерства образования и науки;

- превентивная программа имеет инструментарий оценки эффективности.

Наиболее популярной в Удмуртии является мульти-программа ППНВ, предназначенная для учащихся с 1 по 11 класс. Она представляет собой единую программу, охватывающую весь цикл обучения в общеобразовательной школе. Эта ПРП состоит из трёх программ, каждая из которых может использоваться самостоятельно.

«Полезные привычки» предназначены для детей начальной школы, «Полезные навыки» - для учеников с пятого по девятый класс, а «Полезный выбор» - для учащихся десятого и одиннадцатого класса. Долговременная цель программы ППНВ - предупреждение приобщения школьников к наркотикам [72, 73].

Профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного» предназначена для учеников начальной школы. Её цель: формирование навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющих в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков [13].

Цель объёмной программы «Здоровье»: сохранение и укрепление здоровья школьников. Профилактика употребления ПАВ в этой программе представлена как одна из семи тем, связанных со здоровьем школьников [76].

Цели, задачи, методы обучения и содержание учебно-методического комплекса этих трёх федеральных программ во многом сходны. Например, все они используют такие интерактивные методы обучения, как: энергизаторы, ролевое моделирование, мозговой штурм, дискуссии и кооперативное обучение.

Опыт внедрения в Удмуртии программ ППНВ позволил выделить критерий успешности реализации ПО в школе [9]. Он назван «готовность школы к превентивной работе». Критерий указывает на то, что ПРП в школе внедряются гораздо успешнее в случае, если:

- руководители и педагоги школы мотивированы к деятельности в сфере превентивного обучения ПАВ;

- в школе имеется опыт использования здровеьсберегающих технологий.

На основании данного критерия выделены условия успешной реализации школьных превентивных программ:

- мотивация руководства и педагогов к превентивной деятельности;

- наличие опыта работы по здровеьсберегающим технологиям;

- наличие программы, допущенной экспертным советом к реализации в общеобразовательных школах;

- наличие педагогов, обученных работе по превентивным программам;

- наличие учебно-методических материалов к ПРП;

- непрерывное и длительное обучение школьников по профилактическим программам;

- стимулирование учителей-превентологов.

 

3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ-ПРЕВЕНТОЛОГУ

 

Принципиально важно, чтобы деятельностью в сфере школьной профилактики употребления ПАВ занимались компетентные люди. То есть, важно чтобы учителя прошли специальную подготовку.

Одно из основных требований к школьному превентологу - владение интерактивными методами обучения (в дальнейшем, ИМО). Это обусловлено тем, что любая ПРП ставит своей задачей формирование определённых навыков. В свою очередь, ИМО эффективны и незаменимы при формировании навыка.

Наш опыт говорит о том, что для практического овладения ИМО учителю достаточно 24-часового семинара-тренинга. С некоторыми из интерактивных методов учителя уже знакомы и применяют их на своих уроках.

Специалисту в области ПО важно осознать тот факт, что роль и функции учителя-превентолога несколько иные, чем при традиционном обучении. Выделим шесть пунктов, указывающих на изменение этой роли [72]:

1) Превентолог не является экспертом. В дисциплинах учебного цикла, например в математике, учитель является экспертом для школьников (он знает больше их). При ПО обучении учитель не может быть экспертом. К примеру, ребёнок из семьи алкоголиков может знать о влиянии алкоголя на отношения в семье гораздо больше учителя. Известно также, что осведомлённость современных учеников о ПАВ, нередко большая, нежели у учителя. То есть, особая роль учителя в превентивном обучении начинается с понимания того, что ученики могут знать больше, чем он. Также нужно признать и то, что ученики могут говорить о сложных явлениях проще, чем превентолог.

2) Осторожность. Обсуждение некоторых тем и вопросов сферы ПАВ может вызвать болезненную чувствительность учеников. Например, дети могут начать рассказывать о злоупотреблении алкоголем в их семьях и жестоком обращении с ними. Чтобы избежать откровений, разбор которых не входит в задачи превентолога, следует:

А) не задавать "закрытых" вопросов (предполагающих ответы «да» или «нет»), требующих однозначных, конкретных ответов о семейной жизни. Например, не стоит задавать вопрос типа: «Пьют ли в ваших семьях алкогольные напитки?».

Б) говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то, что в действительности происходит в семьях.

Учителю необходимо (что не всегда просто!) говорить детям правду, оставаясь при этом эмоционально чутким.

3) Нет единственного и правильного ответа. Важно также осознать, что в ПО не существует готовых, единственно правильных ответов. Доказано, что такой традиционный профилактический подход как морализаторство малоэффективен. Для предупреждения употребления ПАВ школьниками «правильных» бесед о вреде употребления табака и алкоголя и смертельной опасности потребления наркотиков явно недостаточно. Принципиально важно, что к осознанию опасности употребления ПАВ придут сами ученики. Поэтому так важны дискуссии и работа в малых группах. Именно это и составляет основу методов обучения в группе.

Каждое высказанное учениками мнение может иметь право на существование. То есть, при ПО важно разнообразие мнений. При этом учителю не стоит навязывать свою точку зрения. Допустим, что учащиеся долго обсуждали какой-то связанный с употреблением алкоголя вопрос, но так и не пришли к единому мнению. Это не беда. Значимо, что вопрос обсуждался открыто и были выслушаны разные точки зрения в обстановке взаимного уважения.

Очень вероятно, что какое-либо из мнений, высказанных в этой дискуссии, поможет ученику в дальнейшем принять самостоятельное ответственное решение. Результат урока состоит не только в том, что ученики усвоят некий набор непреложных истин. Важно, что они совместно обсуждают важные для их здоровья и будущего вопросы.

Вместе с тем, в пособиях [13, 72, 76] есть объективная информация, которую следует сообщать детям. Она отражена в разделах пособия для учителя: "Информация для учителя", в разделе "Словарь" и в уроках из блока информирования. Мастерство превентолога состоит в том, что он подведёт учеников к самостоятельным выводам и суждениям.

Что делать, если у учеников есть разные ответы на один и тот же вопрос? В этом случае превентолог должен:

• констатировать факт наличия разных мнений (ответов) на один и тот же вопрос;

• поблагодарить каждую группу (ученика) за ответ;

• никогда не критиковать ответы учеников;

• сказать, что все ответы отражают разные стороны сложной реальности и что каждая группа (ученик) права по-своему.

4) Задача учителя: помочь детям учиться. При традиционном обучении учитель намного активнее школьников и говорит не менее 60-70% времени. При ПО активности учителя и учеников выравниваются. Чтобы помочь школьникам самими добывать знания учитель:

А) Побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями;

Б) Задаёт открытые вопросы (допускающие множество ответов);

В) Ведёт дискуссию;

Г) Обобщает и комментирует высказывания детей.

Превентологу следует чаще задавать школьникам открытые вопросы. Они позволяют:

- вызывать школьников на разговор;

- постепенно формировать здоровые представления и ценности, ответственное поведение в рискованных для здоровья ситуациях.

5) Превентолог ведёт здоровый образ жизни. Важно не только то, о чём говорит учителя, а то, как он поступает. Тезиса «о воспитании личности личностью» ещё никто не отменял. Конечно же, если школьники будут видеть курящего или пьющего превентолога, то уровень доверия к нему и ценность профилактических уроков сильно снизится.

6) Не следует бояться показаться незнающим. В ходе урока может случиться так, что учитель не будет знать ответа на какой-либо вопрос. Это вполне нормальная ситуация и не стоит пытаться скрывать это. На самом деле скрыть это невозможно и ученики поймут это. Как мы уже указывали, превентологу важно быть честным.

Есть различные варианты реагирования на подобную ситуацию. Например, учитель может прямо сказать о том, что он не знает ответа. Затем предложить детям вместе с ним поискать ответ. Есть и другие варианты, которые известны учителям.

 

Наблюдение практика

Одно из основных требований к превентологу - владение интерактивными методами обучения. Если учитель-превентолог испытывает сильное напряжение при их использовании, то ему следует отказаться от проведения профилактических уроков.

 

3.4. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕВЕНТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Общие сведения об интерактивных методах обучения

Понятия «методы активного обучения» и «обучение в группе» близко термину «интерактивные методы обучения». В пособии мы будем использовать понятие «интерактивные методы обучения» (ИМО).

Термин «интерактивный» происходит от англ. interaction, что означает - взаимодействие. Интерактивное обучение отличается от школьных традиционных методов обучения, прежде всего, большим взаимодействием учителя и обучаемых. Соответственно, ученики более активны на превентивных занятиях.

Известно, что каждой обучающей задаче соответствуют определённые методы обучения. ИМО наиболее оптимальны в случае необходимости формирования навыков и установок ЗОЖ. По своей сути и форме проведения ИМО близки методам, которые используются в психологическом тренинге [25, 33, 60, 62, 68, 77].

Наряду с использованием ИМО, профилактическое обучение предполагает применение традиционных методов обучения. Учителя школ в большей мере знакомы с ними: урок, лекторий и др. Однако при ПО использование ИМО должно превалировать.

Одно из отличий ИМО состоит в том, что акцент в них делается на работу в микрогруппах (в дальнейшем, МКГ). Когда ученики объединяются в малые группы (по 2-6 человек), они получают новые возможности для обучения и развития личности. При этом значительно увеличивается вероятность того, что школьники смогут высказать собственное мнение. При общении друг с другом в малой группе, у учеников развиваются умения слушать, думать, работать вместе и др. [72].

Важнейший результат работы в МКГ состоит в том, что ученики из пассивных слушателей превращаются в активных и самостоятельных «добытчиков новых знаний и навыков».

При традиционном обучении учитель говорит примерно три четверти времени. Это время он в основном тратит на поддержание дисциплины, сообщение новой информации, на инструктирование учеников по выполнению заданий и ответы на вопросы. Ученики должны сидеть тихо, воспринимать материал пассивно и воздерживаться от общения друг с другом. Только 30% времени учитель тратит на поощрение инициативы, похвалу, организацию общения учеников между собой и помощь ученикам в выполнении заданий [72].

При обучении в группе учитель способствует общению учеников друг с другом. Количество времени, в течение которого говорит учитель, значительно уменьшается. Большую часть времени превентолог расходует на поощрение инициативы, усилий школьников и помощь им.

При реализации ИМО часто используют дискуссии и обмен мнениями. Фактически в ходе такого обучения происходит процесс взаимообучения.

Известно, что школьники помнят содержание важных для них обсуждений многие годы [72]. И когда в реальной жизни перед подростком возникнет серьёзный выбор в отношении здоровья он, весьма вероятно, вспомнит содержание дискуссий на превентивных уроках. Чем больший спектр мнений учеников относительно вопросов их здоровья, тем выше вероятность выбора в пользу ЗОЖ.

По сути, ИМО можно понимать как педагогическую технологию, способствующую развитию личности. Она отличается тем, что во главу угла постановлены методы активного обучения.

Наблюдение практика

По такой «личной» теме как здоровье не существует готовых и единственно правильных ответов. Выделим принципиально важную позицию: каждое высказанное учениками мнение имеет право на существование. Можно сказать, что «продуктом» превентивного обучения является «обмен мнений учащихся».

 

В последующих разделах пособия мы познакомимся с сущностью и методикой проведения ИМО, встречающихся во многих российских программах профилактики употребления ПАВ. Эти методы универсальны, поскольку они используются в ПРП любой здоровьесберегающей тематики. Универсальность методов состоит также и в том, что они могут быть применимы на любых предметных уроках.

Наблюдение практика

Внедрение превентивных программ в общеобразовательных школах важно, но они являются лишь частью школьной «системы здоровеьсбережения». Необходимо шире и основательней вести работу в направлении формирования ЗОЖ школьников. Помимо реализации специализированных профилактических программ, элементы здоровьесбережения следует также использовать в рамках учебных предметов. Например, на физике можно обсуждать вопросы сохранения зрения. Фактически, учить школьников сохранять здоровье можно на любом предмете: биологии, литературе, истории и т.п. Это реально и такой опыт имеется. Следует приобщать каждого учителя к деятельности в направлении охраны здоровья школьников. Учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

 

Наиболее распространёнными ИМО являются: энергизаторы, дискуссии, ролевое моделирование, мозговой штурм и кооперативное обучение [13, 36, 63, 72]. Далее мы познакомимся с тем, что представляют собой энергизаторы, дискуссия и ролевое моделирование.

Энергизаторы

Школьники во время занятий время от времени теряют мотивацию и внимание к учению. Естественно, что в это время снижается концентрация их внимания и нормальный ход урока нарушается. Образно говоря, «энергия учеников падает». Средством преодоления спада энергии при ПО являются упражнения, называемые энергизаторы [72].

Энергизатор - короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса. Такого рода упражнение можно определить также как подвижную групповую игру. По своим эффектам и способам проведения энергизатор (в дальнейшем, ЭН) близок к упражнениям, называемым «физкультминутка» и «психогимнастика» [60, 77, 79, 80].

Понятием ЭН обозначают широкий круг упражнений. Они могут быть вербальными и невербальными, устными и письменными. В большинстве случаев ЭН предполагает двигательную активность учащихся. В результате выполнения ЭН у учеников снимается психическая и физическая усталость.

ЭН позволяют школьникам проявить различные способности: телесно-кинесте-тические, музыкально-ритмические, визуально-пространственные и межличностного общения. При проведении профилактических занятий ЭН обычно используются вначале и в конце урока. «Начальный» ЭН позволяет школьникам включиться в обучение, а завершающий - даёт возможность поднять настроение. Позитивное завершение занятия нужно для того, чтобы ученики были мотивированы к следующему уроку.

Возможно проведение ЭН и по ходу урока. Например, в тот момент, когда учащиеся утомились от информирования. Однако частое использование ЭН нежелательно (например, более трёх за урок), иначе можно «заиграться» и отойти от содержания и темы урока.

 

Наблюдение практика

Многие учителя не только знакомы, но и используют физкультминутки на своих уроках. Особенно это характерно для учителей начальной школы. Отличие физкультминутки от психогимнастики в том, что после проведения психогимнастики проводится обсуждение упражнения. При использовании физкультминутки обсуждение отсутствует.

 

ЭН могут выполняться в малых группах, а также всей группой вместе. Во время первых профилактических уроков или в случае, когда школьники плохо знакомы друг с другом, ЭН желательно выполнять по 2-3 человека.

Важнейший эффект ЭН состоит том, что они создают положительную атмосферу в классе. Наличие такой атмосферы очень важно при ПО. Об этом подробнее поговорим в следующем параграфе.

Отметим такую особенность ЭН как многофункциональность. То есть, многие ЭН выполняют несколько функций. Например, ЭН одновременно может быть направлен на то, чтобы: снять напряжение, создать доброжелательную атмосферу, повысить энергетический потенциал учеников, разделить учебную группу на подгруппы.

Назовём также и другие задачи, на решение которых направлено проведение ЭН:

- восстановление энергии класса;

- привлечение внимания школьников;

- включение всех в обучение;

- получение удовольствия от учебы;

- знакомство учеников;

- создание положительной (доверительной) атмосферы в классе;

- формирование навыков невербальной коммуникации;

- тренировка концентрации внимания;

- тренировка быстроты реакции;

- способствует проявлению креативности;

- самовыражение;

- снимает напряжение;

- облегчает установление контакта с учениками для учителя;

- укрепляет межличностные отношения в классе.

Кроме достижения этих задач, в результате выполнения ЭН может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволяет продвигаться в содержательном плане. Например, начальный (в начале урока) ЭН может помочь превентологу «войти» в тему очередного занятия.

Учителю, готовясь к очередному превентивному уроку, желательно подбирать ЭН в соответствии с темой. Сделать это не всегда просто, но с приобретением опыта превентивной работы - возможно.

В Главе 6 представлен широкий набор ЭН, которые можно использовать не только на различных превентивных уроках, но и в целях развития личности школьника.

 

Дискуссия

Дискуссия - специфическая форма беседы, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Дискуссию организует ведущий.

Цели дискуссии:

- решение групповых задач. Например, групповое принятие решения;

- воздействие на мнения и установки участников.

Задачи:

- Обучение участников анализу реальных ситуаций;

- Формирование навыков формулирования проблемы;

- Развитие умения взаимодействовать с другими участниками;

- Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего:

- Обозначение проблемы;

- Побуждение к дискуссии всех участников;

- Сбор различных мнений и аргументов;

- Выделение общих точек зрения и важных пунктов;

- Подведение итога групповой дискуссии;

- Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

Использование дискуссии позволяет:

- увидеть проблему с разных сторон;

- уточнить персональные позиции и личные точки зрения участников;

- ослабить скрытые конфликты;

- выработать общее решение;

- повысить интерес к проблеме;

- удовлетворить потребность учащихся в признании и уважении одноклассников.

Дискуссия может быть использована в разных частях превентивного урока. Например, для подведения итогов урока

Ролевое моделирование

В различных ПРП часто используется ролевое моделирование. Оно может реализовываться в форме сценок, драматических представлений, телевизионных шоу и т.д. В частности, вариант проведения ток-шоу описан в ПРП «Полезная прививка» [48].

Сказка как разновидность ролевого моделирования. К разновидности ролевого моделирования мы относим использование сказок. Такая форма подачи материала может в увлекательной форме рассказать об окружающей жизни. Посредством сказки можно за короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность примерить на себя и пережить чужие чувства и поступки. Эта уникальная возможность пережить, ''проиграть'' жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни ставит сказку в ряд с самыми действенными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Особенно эффективно использования сказок с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

С 2007 по 2010 год в Первомайской школе Завьяловского р-на УР проходил эксперимент по теме «Профилактика употребления психоактивных веществ среди «трудных» детей и подростков в условиях сельской школы».

В эксперимент были включены не только школьники, но и воспитанники детского сада с 5-летнего возраста. Для проведения занятий с воспитателями детского сада был приглашён педагог-психолог из г. Перми Калугина Т.В. В своей работе она использовала авторскую программу «Сказка – ложь, да в ней – намек», которая популярна в г. Перми.

Калугина Т.В. в занятиях с детьми мастерски использует возможности сказки. Свои уроки она называет «Сюжетно-игровые занятия с элементами тренинга социальных навыков». Её программа ранней профилактики социально обусловленных заболеваний предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Шесть сценариев её занятий с использованием сказок представлены в приложении 3.

Разыгрывая роли, изображая те или иные события, школьники размышляют над ними и устанавливают связь между различными явлениями. Таким образом, они учатся самостоятельно решать игровые задачи. Дошкольники и школьники с удовольствием «принимают» сказку как метод обучения. По словам Д. Киппера, по своей природе люди - прирожденные актеры. И эта человеческая особенность помогает нам лучше приспособиться к окружающему миру [25].

Ролевая игра. Понятию «ролевое моделирование» очень близок термин «ролевая игра». В ходе ролевых игр школьники тренируют социально желательное поведение на глазах учителя. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так, как они хотели бы действовать в реальности. В некоторых случаях учитель раздает роли заранее или готовит сценарий, который можно разыграть. В других случаях, он только подаёт идею и просит учеников импровизировать.

Цель ролевой игры: смена неэффективных установок и способов поведения. Достигается эта цель через непосредственное проигрывание значимых для учеников ситуаций. Важно, чтобы заданная учителем ситуация была адекватна целям урока, возрасту и жизненному опыту школьников.

Отметим особую значимость ролевой игры для подростков, поскольку многим из них не хватает навыков общения. То есть, ролевая игра является эффективным методом повышения коммуникативной компетентности. Можно сказать, что ролевая игра помогают подросткам «войти в мир взрослых».

Наблюдение практика

Наш опыт применения ролевых игр с обучаемыми различных возрастов, профессий и проживающих в разных регионах России позволяет утверждать: ролевые игры как интерактивный метод интересны для всех обучаемых.

Известный педагог А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен обладать не только педагогическими, но и актерскими способностями и навыками [31]. Известно, что не все учителя используют на своих уроках ролевые игры. В данном случае речь идет не только о ПО, но и о предметных уроках. По мнению исследователя игрового обучения С.А. Шмакова «мало кто из педагогов не понимает значения игры». Он считает, что часть педагогов игр “чураются” потому, что педагогу надо самому играть. По его мнению, не все учителя любят «играть» [820].

Если превентолог испытывает сильное напряжение в ходе использования ролевого моделирования, то ему следует отказаться от этого метода.

 

3.5. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

 

Важным аспектом ПО является «положительная психологическая атмосфера». Наличие подобной атмосферы важно для успеха в любом обучении. Однако для ПО такая атмосфера необходима как методическое условие. Подобный «климат отношений» способствует созданию открытости и доверия между учащимися и учителем.

Необходимость создания положительной психологической атмосферы при обучении соотносится с идеями известных психологов К. Роджерса и Д. Гибба. По утверждению К. Роджерса, главный фокус обучения заключается в “создании психологического климата, соответствующего обучению, осмысленному и направляемому самими учащимися”. По мнению Д. Гибба, «уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде» [62].

 

Позиция превентолога

При ПО важно, чтобы учитель вызывал у школьников симпатию. Вряд ли будет продуктивен учитель, если он не нравится детям. Вряд ли будет продуктивно воспитание и учение, если не создана атмосфера доверия и принятия.

 

В середине прошлого века выдающиёся отечественный педагог В.А. Сухомлинский настойчиво призывал к тому, чтобы в школе давали знания по психологии [69]. Учитывая современные тенденции «психологизации» обучения в общеобразовательной школе, можно сказать, что призывы Сухомлинского В.А. наконец-то услышаны.

Наш опыт говорит о том, что школьники с большим интересом обучаются по программам ПО. Во многом этому способствует положительная психологическая атмосфера. Природа человека такова (тем более школьника), что он нуждается в понимании, доверии и поддержке. Основные характеристики положительной психологической атмосферы таковы: безоценочность, принятие и доверие. Такую атмосферу при ПО позволяет сформировать и поддержать следование следующим правилам и приёмам:

Возможность каждому высказывать своё мнение;

Введение правил группы. Важно, чтобы ученики приняли правила, которые устраивают их. В принимаемых учениками правилах часто встречаются такие пункты:

1) внимательно слушай говорящего;

2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал;

3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать;

4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Вы можете предложить к обсуждению ещё одно-два дополнительных правила, которые считаете важными для воспитания учеников вашего класса. Правил не должно быть много. Принципиально важным является следование им как со стороны учителя, так и учеников.

Превентологу также важно следовать в своей работе правилу: «Никогда не критикуйте то, что сделала группа».

Далее мы приводим ещё ряд факторов, способствующих формированию положительной психологической атмосферы:

- Следование принципам и планам уроков;

- Отсутствие оценочного отношения друг к другу;

- Использование ИМО.

 

Наблюдение практика

В начале работы по профилактической программе превентологу не следует форсировать события. То есть, не следует спешить и сразу обращаться к содержательной части профилактической программы. К ней следует переходить лишь тогда, когда сформирована необходимая положительная психологическая атмосфера. В некоторых случаях на её формирование следует затратить от 1 до двух уроков.

Резюмирую этот параграф, можно сказать так: на профилактическом уроке вначале формируется положительная психологическая атмосфера, а затем решаются содержательные задачи занятия.

3.6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Виды и инструментарий оценки эффективности превентивного обучения

Принципиально важно, чтобы в составе «методического пакета» каждой программы профилактики УПАВ был инструментарий оценки эффективности. Реальность такова, что используемые в школах УР профилактические программы не всегда имеют таковой инструментарий. Бывают также случаи, когда ПРП имеет инструментарий оценки эффективности, но превентологи не используют его.

Безусловно, оценка эффективности является обязательным элементом профессионально грамотного внедрения любой ПРП. Она помогает осмыслить результаты профилактического обучения. Анализ слабых и сильных сторон проведённой работы позволяет в будущем работать наиболее продуктивно с минимальными затратами.

Оценка эффективности не обязательно должна быть дорогостоящей и сложной. Существуют такие виды оценки, которые не требуют больших материальных затрат. Также оценка эффективности не должна выполняться исключительно профессионалами или быть всеобъемлющей. Всегда можно оценить ровно столько аспектов проделанной работы, сколько представляется необходимым [3].

Существуют 3 вида оценки превентивного обучения [3, 48]:

- Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведённого обучения;

- Оценка процесса внедрения профилактической программы;

- Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы.

Анализируя свои возможности и задачи оценки, специалист принимает решение о том, какой вид оценки (или какую их комбинацию) следует применить.

Инструменты оценки эффективности

К наиболее доступным инструментам оценки эффективности ПО следует отнести: беседу, наблюдения, пре и пост-тесты, интервью, фокус-группы и опросники [3, 48].

Опросники. Это наиболее широко распространённые инструменты оценки эффективности. Они позволяют собрать максимальное количество информации от большого количества участников опроса в кратчайший срок. Опросники могут содержать в себе открытее и закрытые вопросы.

Беседа. Беседы с участниками профилактической программы на всех уровнях всегда полезны. Можно задать вопросы и выслушать интересные мнения.

Наблюдение. Для наблюдения можно посетить профилактический урок. В приложении 5 представлена «Карта наблюдения превентивного урока». Её можно использовать как один из методов оценки эффективности превентивного обучения.

Пре и пост-тест. Этот метод основан на сравнении одних и тех же показателей до начала (пре-тест) и после завершения ПО (пост-тест). Можно вести оценку лишь в классе, который обучается по ПРП. Есть также и другой вариант, когда все опрашиваемые учащиеся делятся на группы: экспериментальные классы и контрольные. Во всех этих классах дважды с интервалом не более 3 месяцев проводится опрос: до превентивного обучения (пре-тест) и после завершения обучения (пост-тест). Учащиеся экспериментального класса после пре-теста продолжат обучение по ПРП, а учащиеся контрольного класса нет.

В учебно-методические пакеты популярных в УР профилактических программ «Полезные привычки» и «Полезные навыки» входят детально разработанные методические рекомендации для оценки эффективности превентивного обучения [49, 50].

Эти методики имеют следующие выходные данные:

- Полезные расчёты, или как оценить эффективность превентивного обучения. Методические рекомендации для учителей. – М., 2000.

- Полезные тесты или как оценить эффективность превентивного обучения в средней школе. Методические рекомендации для учителей. – М., 2004.

Обозначенные нами методические рекомендации включают все необходимые сведения и инструментарий для проведения оценки эффективности.

Интервью. Этот инструмент оценки эффективности используется для получения более детальной информации о ПО. До проведения интервью важно хорошо продумать вопросы, которые вы хотите задать.

Фокус-группа. Фокус-группа – это группа людей в 10-12 человек, организуемая и направляемая ведущим. Ведущий задаёт преимущественно открытые вопросы и слушает больше, чем говорит. Проблемы обсуждаются открыто и спонтанно. Этим фокус-группа отличается от интервью. Фокус-группа продолжается не более 1,5 часов.

 

Краткие результаты проекта «Оценка эффективности школьных превентивных

программ в общеобразовательных школах г. Ижевска»

С 2001 года в общеобразовательных школах г. Ижевска внедряются федеральные программы профилактики употребления ПАВ «Полезные привычки, навыки, выбор». В настоящее время они реализуются во многих школах города. Администрация г. Ижевска неоднократно выделяла финансовые средства на приобретение методических материалов ППНВ и обучение учителей. Методике работы по программам ППНВ в г. Ижевске обучено более 400 педагогов [6].

Основательной научной оценки эффективности превентивных программ ППНВ в г. Ижевске не проводилось. Отдельные учителя оценивают эффективность программ ППНВ для учеников своего класса. Для этого они используют инструментарий, входящего в состав учебно-методического комплекса ППНВ [49, 50]. Однако этот фрагментарный мониторинг позволяет оценить лишь изменения в знаниях учеников отдельно взятого класса. Этого явно недостаточно для объективных выводов об оценке эффективности программ ППНВ в целом по г. Ижевску.

В 2007 году по заказу Управления образования администрации г. Ижевска был разработан экспериментальный проект «Оценка эффективности школьных превентивных программ «Полезные привычки, навыки, выбор» в общеобразовательных школах г. Ижевска». При разработке этого проекта были использованы различные методы оценки, в том числе и социологические [45, 48, 49, 81].

Проект по оценке эффективности школьных превентивных программ в общеобразовательных школах г. Ижевска была реализована во второй половине 2007 года на базе 10 общеобразовательных школ г. Ижевска [3].

Цель проекта: оценить эффективность превентивных программ ППНВ в общеобразовательных школах г. Ижевска.

Оценка эффективности была выполнена относительно трёх видов оценки указанных ранее в параграфе 3.6. Были использованы следующие инструменты оценки эффективности: пре и пост-тесты для учеников, опросы, наблюдение и интервью.

В исследовании участвовали учащиеся с третьего по седьмой класс. Всего было 19 экспериментальных и 7 контрольных классов представляющих 10 общеобразовательных школ города (по 2 школы на каждый район). Общее число учеников участвовавших в пре и пост тестировании и опросах – 495, Из них: 358 учеников из ЭК и 137 учеников из КК. В ходе эксперимента во всех 36 классах были проведены пре и пост- тесты.

В ходе программы было проинтервьюировано 10 директоров школ и 10 ответственных за ПО в школах.

Опрос учеников. Опросы учащихся проводились в тех же экспериментальных и контрольных классах, что пре и пост-тесты.

Наблюдение. В качестве наблюдателей были задействованы опытные специалисты сферы превентивного обучения. Наблюдатели посетили 10 профилактических уроков - по одному уроку в каждой школе. Для них была разработана карта наблюдения превентивного урока. Она представлена в Приложении 5. Метод «наблюдение» можно использовать при оценивании эффективности ПО в рамках конкретной превентивной программы или отдельного профилактического урока.

Интервью с директором школы. Вопросы стандартизированного интервью касались темы «Школьная профилактика употребления ПАВ». Некоторые из вопросов, касались обучения учеников по ПРП. Интервью позволило оценить влияние ПО на коллектив школы [3].

Опрос учителей. Безусловно, учителя являются центральным субъектом профилактического обучения. В опрашиваемую выборку включены учителя всех 10 экспериментальных школ занимающихся ПО. Учительский опрос позволил определить отношение учителей к программам ППНВ. Данные опроса позволили выявить также мнение педагогов и по другим аспектам школьной профилактики употребления ПАВ. Общее число опрошенных превентологов – 98.

Интервью с ответственным за превентивную работу в школе. Вопросы стандартизированного интервью затрагивают широкий контекст темы «Школьная профилактика употребления ПАВ». Интервью позволило оценить процесс внедрения программ ППНВ в конкретной школе.

Итоги эксперимента по оценке эффективности были отражены в развёрнутом аналитическом отчёте [3]. В завершении параграфа представим выводы этого аналитического отчёта (констатирующая и рекомендательные части).

 

КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Федеральные профилактические программы «Полезные привычки, навыки, выбор» можно определить как современные воспитательные программы. Они интересны и полезны как для учащихся, так и для учителей. ППНВ решают не только специфические задачи профилактики употребления ПАВ, но и задачи воспитания личности школьника.

Исследование в рамках проекта «Оценка эффективности школьных превентивных программ «ППНВ» в общеобразовательных школах г. Ижевска» позволило определить:

- Оценку изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведённого обучения;

- Оценку процесса внедрения профилактической программы;

- Оценку влияния превентивного обучения на коллектив школы.

Помимо основной цели, реализация проекта позволила выявить:

- уровень работы в сфере школьной профилактики употребления ПАВ;

- проблемы превентивного обучения, имеющиеся в школах.

Исследование позволяет заключить, что превентивные программы «Полезные привычки, навыки, выбор» эффективны. Об этом свидетельствуют следующие результаты:

1. Знания учащихся в ходе превентивного обучения по программам ППНВ возрастают;

2. Программы ППНВ позволяют учащимся развивать необходимые для предупреждения употребления ПАВ личностные ресурсы: коммуникабельность, уверенность в себе, навык сопротивления давлению, умение работать в группе и др. Одновременно эти свойства личности способствуют достижению успеха в жизни;

3. Превентивное обучение по ППНВ представляют школьникам нужную информацию по тематике ЗОЖ;

4. Программы ППНВ интересны для учащихся и учителей;

5. Учащиеся, педагоги и директора школ считают, что программы ППНВ нужные и полезные;

6. С возрастом уровень интереса учеников к ППНВ несколько снижается. В начальной школе он выше 95 %, в седьмом классе - не ниже 70%.

7. Превентивные уроки отличаются активностью учеников и наличием положительной психологической атмосферы;

8. Педагоги и директора школ считают, что необходима методическая подготовка в сфере превентивного обучения;

9. Прошедшие методическую подготовку педагоги считают, что она была полезна для них;

10. Опросы учеников выявили, что нередко взрослые инициируют «пробы» алкоголя детьми»;

11. Около 40 % учителей сталкиваются с трудностями при проведении профилактических родительских собраний. Респонденты указали, что основные сложности возникают вследствие пассивности родителей;

12. Опыт работы по программам ППНВ оказывает на учителей позитивное влияние: а) превентологи применяют методы ПО на уроках общеобразовательного цикла; б) произошло более глубокое осознание проблемы употребления ПАВ школьниками;

13. Исследование показало, что цели профилактики достигаются в тех школах, которые целенаправленно работают в направлении тематики ЗОЖ длительное время (не менее 8 лет).

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Деятельность в сфере школьной профилактики УПАВ должна быть системной;

2. Превентивное обучение по программам ППНВ должно быть одним из звеньев системной деятельности в сфере профилактики употребления ПАВ в школе;

3. Необходимо шире и основательней вести ПО школьников. Помимо реализации специализированных профилактических программ элементы здоровьесбережения следует использовать и в рамках учебных предметов;

4. Необходимо систематизировать профилактическую работу с родителями. Следует активней включать родителей в превентивное обучение. Практически во всех школах есть ресурсы в работе с родителями;

5. Следует изменить широко распространённую практику использования ППНВ на классных часах и выделить в расписание отдельный урок для превентивного обучения;

6. Необходимо обеспечить каждого ученика, обучающегося по ППНВ, персональной рабочей тетрадью;

7. Следует изыскивать и расширять каналы финансирования закупки учебно-методических материалов;

8. Следует разработать или адаптировать к условиям школ г. Ижевска методику проведения профилактических родительских собраний;

9. Для повышения квалификации превентологов следует: 1) Проводить обучающие семинары для учителей, работающих по программам ППНВ, но не имеющих методической подготовки; 2) Организовать постоянно действующий семинар, на котором опытные превентологи могли бы давать мастер-классы для начинающих превентологов;

10. Для достижения устойчивого эффекта, обучение по программам ППНВ следует вести с 1 по 11 класс, в крайнем случае – с 1 по 9 класс.

Эксперимент «Оценка эффективности школьных превентивных программ «Полезные привычки, навыки, выбор» в общеобразовательных школах г. Ижевска» позволил осмыслить результаты семилетней работы в сфере школьной профилактики УПАВ. Проведённая оценка эффективности позволяет превентологам в будущем вести обучение школьников более продуктивно.

Date: 2015-09-18; view: 7336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию