Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Завершение
Далее мы коротко сообщим о целях и особенностях проведения каждого из указанных восьми этапов. Этап 1. Привлечение родителей В 2006-2008 годах были проведены несколько мастерских по теме «Организация родительских собраний, посвящённых профилактике употребления ПАВ» с учителями школы N 49 г. Ижевска и Первомайской школы Завьяловского района УР. На этих встречах учителя активно обсуждали и предлагали идеи для организации и проведения ПРС. Многие из них ценны и могут быть использованы при организации ПРС. Большая часть предложений приведена в Приложении 2. Они оказались также полезными при разработке Методики ПРС. Цель первого этапа Методики ПРС «Привлечение родителей» заключается в том, чтобы все родители учеников (обычно по одному от семьи) пришли на собрание. Это означает, что для классного руководителя ПРС начинается намного раньше, чем для родителей. При реализации первого этапа Методики ПРС превентологу требуется учесть следующие моменты: Начинать ПРС в удобное для родителей время; Проводить ПРС в помещении, где родителям будет комфортно; Начинать и заканчивать ПРС в заранее оговорённое время; При необходимости на время ПРС обеспечить присмотр за детьми; Подготовить для родителей чай, кофе, минеральную воду или сок. Следующий принципиальный момент: необходимо заранее оповестить родителей о планируемом ПРС и его теме. Например, за две недели до ПРС в дневниках учащихся классный руководитель сделает предупредительную запись о ПРС, а через неделю всем родителям передать приглашения. Приглашение на первое ПРС. Важно, чтобы приглашение было оформлено красиво и понятно. Вот один из вариантов его содержания: Уважаемые (И.О. отца) и (И.О. матери)! Приглашаем Вас на родительское собрание по теме «Обучение первоклассников по программе профилактики употребления табака и алкоголя «Полезные привычки». Собрание состоится _______ (указать дату). Собрание начнётся ________ (указать время). Собрание закончится _______ (указать время). Надеюсь на взаимное сотрудничество. С уважением классный руководитель (ФИО и подпись). Если явка на предыдущие родительские собрания была низкой, то возможен вариант, когда превентолог лично позвонит домой по телефону и пригласит родителей. Возможны и иные подходы, способствующие привлечению родителей на собрание. Этап 2. Ориентация Непосредственное взаимодействие превентолога с родителями начинается во время этапа «Ориентация». Цель этапа – создание положительной психологической атмосферы. Лишь после создания подобной атмосферы, можно переходить к реализации содержательной части родительского собрания. О смысле и способах создания такой атмосферы подробно сказано в параграфе 3.5. На этом этапе превентологу следует чётко обозначить тему собрания и его цель. В этой части ПРС реализуется стадия, называемая разминка (См. предыдущий раздел этого параграфа «Стадии ПРС»). Методическое средство проведения разминки – энергизаторы. При подготовке ПРС классный руководитель может воспользоваться «Сборником энергизаторов», представленным в главе 6. На этапе ориентации важно доброжелательное отношение к родителям. Нужно персонально поприветствовать каждого из них при встрече и предложить занять то место за столом в аудитории, где на ватманском листе (в форме «пирамидки») указана их фамилия, имя, отчество. Эти своеобразные бэджи выполняются на бумаге формата А-4. Она складывается в «пирамидку» так, чтобы надписанная часть была видна присутствующим. В том случае, если превентолог не знаком с кем-либо из родителей, ему нужно представиться. А именно: - сообщить, как его зовут; - кратко рассказать о себе (не более 1 мин.). Организация пространства. Пространство в классе следует поделить на две зоны. В одной части класса следует расположить столы в форме квадрата (прямоугольника) так, чтобы сидевшие за ними родители могли хорошо видеть друг друга. Это своего рода «круглый стол». Именно на этих столах должны быть размещены «пирамидки» с ФИО (полностью) всех родителей. В другой зоне класса, свободной от столов, следует разместить стулья в полукруг. Впоследствии здесь будут выполняться групповые упражнения. Будем называть эту часть класса игровой. ПРС следует начать с благодарности родителям за их участие в собрании. Далее следует чётко и акцентировано объявить тему собрания и его цель. На этапе ориентации выполняется несколько ЭН, чтобы создать положительную психологическую атмосферу. Энергизаторы этой части направлены на то, чтобы дать возможность родителям познакомиться друг с другом. Наш опыт проведения ПРС говорит о том, что в зависимости от конкретной группы родителей достаточно от одного до трёх ЭН. Как мы сказали, этап ориентации реализуется сидя за столами. Поэтому для ориентации следует подобрать такие ЭН, которые можно выполнять сидя за столами. Примерная длительность этапа ориентации от 5 до 10 минут.
Этап 3. Первое информационное выступление На третьем этапе перед превентологом стоят 2 задачи: - информирование; - мотивирование. Известно, что длинные информационные сообщения неинтересны для слушателей. Выступление превентолога должно быть лаконичным и коротким. При этом речь должна быть чёткой, доброжелательной, краткой, понятной, мотивирующей и наглядной. Понятие «мотивирующая речь» означает, что выступление должно быть эмоциональным («зажигательным»). Подтекст выступления должен быть таков: «школе и семье следует сообща заботиться о здоровье первоклассника». Наглядность означает, что во время произнесения речи вы будете демонстрировать родителям элементы методического пакета программы, которая будет использоваться в работе с учениками начальной школы. Например, «Полезные привычки». В состав методического пакета этой программы входит: пособие для учителей, рабочая тетрадь для учителей, брошюра для родителей и инструментарий для оценки эффективности ПО. Выступление следует отрепетировать заранее с тем, чтобы выучить текст наизусть. Длительность речи на этом этапе от 1 до 3 минут.
Этап 4. Принятие правил группы Принятие правил на ПРС важно. Во-первых, для формирования положительной психологической атмосферы. Во-вторых, выработанные родителями единожды правила, могут быть использованы длительное время (несколько лет). Естественно, что в случае необходимости они могут уточняться и даже меняться. На этом этапе вы предлагаете родителям перейти в игровую часть класса и разместиться на стульях, которые размещены полукругом. Далее, вы предлагается им выработать правила поведения, необходимые для эффективной и комфортной работы на профилактических родительских собраниях. Принятие правил группы на родительском собрании может быть организовано также как и у учеников на превентивных уроках. Методическое средство реализации этапа: кооперативное обучение (см. 5.3.).
Этап 5. Выход на идею сотрудничества Речь идёт о сотрудничестве школы и семьи в профилактической работе со школьниками. Это принципиальный момент, поскольку только совместная систематическая деятельность родителей и школы в сфере предупреждения УПАВ даёт устойчивый успешный результат. На этом этапе вы предлагаете упражнение, которое позволит кому-либо из родителей высказать следующую идею (мысль, фразу, предложение и т.д.): «В профилактической работе со школьниками нужно сотрудничество семьи и школы». Как только подобное будет озвучено кем-либо из родителей, превентологу необходимо сразу обратить внимание группы на эту идею. И акцентировано повторить её ещё раз. Надо обязательно подчеркнуть, что это очень важно и значимо в профилактической деятельности со школьниками. Методические средства реализации этапа – МШ или дискуссия. Наш опыт говорит о том, что вероятность выхода на идею сотрудничества семьи и школы в ходе ПРС очень высокая. В следующем разделе параграфе будет сказано о том, как вести себя превентологу в том случае, если родители не предложат такую идею. Принципиально важно, чтобы идея о сотрудничестве школы и родителей прозвучала из уст родителей. Этап 6. Второе информационное выступление На этом этапе реализации Методики ПРС перед превентологом стоят те же задачи, что и на этапе 3: информирование и мотивирование. В ходе краткого выступления вы должны познакомить родителей с целями, содержанием и особенностями профилактической программы, по которой будут обучаться дети родителей. Речь идёт о программе, которая будет реализовываться у учеников первого класса. Это могут быть «Полезные привычки», либо другая хорошо зарекомендовавшая себя профилактическая программа. Требования к выступлению остаются прежние, как и во время первого информационного выступления. Отличие заключается в том, что больший акцент в речи должен быть сделан на информировании. Эмоциональная составляющая на этом этапе может быть представлена в меньшей мере. Длительность выступления от 2 до 5 минут. По завершении выступления вы передаёте каждому родителю (бесплатно) брошюру для родителей из методического пакета программы. В методическом пакете программы «Полезные привычки» эта брошюра называется «Уроки для родителей» [71].
Этап 7. Определение границ ответственности Речь идёт об определении границ ответственности родителей и превентолога при профилактической работе со школьниками. На этом этапе следует обсудить два вопроса: Что могут сделать родители, чтобы ребёнок не употреблял ПАВ? Что нужно сделать, чтобы ПРС были эффективными? Обсуждение этих двух вопросов позволит прояснить ответственность в профилактической деятельности каждой из сторон. Этот этап для ведущего будет полезным ещё и потому, что на нём возможно: - определить представления родителей об эффективном ПРС; - соотнести свои возможности с представлениями родителей об эффективном ПРС. Оптимальные методические средства реализации этапа: КО и МШ. Этап 8. Завершение Содержанием заключительного этапа Методики ПРС «Завершение» являются две последних стадии ПРС: рефлексия и прощание. Последовательность шагов такова – сначала рефлексия, затем прощание. Методическое средство для стадии прощание – энергизатор. Надо подобрать такой ЭН, который позволит позитивно завершить ПРС. Например, можно воспользоваться параграфом 6.10. При расставании надо обязательно поблагодарить родителей за их приход на собрание и активное участие в нём. Примерная длительность этапа от 4 до 8 минут.
СЦЕНАРИЙ ПЕРВОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Сценарий ПРС следует рассматривать как прикладную часть Методики ПРС. Его содержанием являются конкретные детальные и пошаговые действия во время ПРС. В этом разделе последовательно будут описаны упражнения, апробированные в реальной практике проведения ПРС. Тем не менее, сценарий следует понимать как «примерный». Каждому превентологу, организующему ПРС по данной методике, потребуется вносить в него коррективы с учётом собственного опыта и конкретной группы родителей. Изменения, прежде всего, могут коснуться текстов двух информационных выступлений. Они сделаны на основании опыта и понимания автора пособия того, каким должно быть ПРС. Вероятна также корректировка других упражнений. Например, энергизаторов. Если родители плохо знакомы друг с другом и не имеют опыта групповых занятий, то ведущему потребуется увеличить количество ЭН. Однако последовательность этапов, принципы организации и общие подходы к организации ПРС выверены и адаптированы. Поэтому общий ход родительского собрания должен соответствовать требованиям, изложенным в Методике ПРС. Если вы знаете, что группа родителей «закрытая» и «сопротивляется» групповой работе, то возможна подготовка к первому ПРС. Она будет заключаться в том, что до ПРС (на прошлом родительском собрании) вы предложите родителям выполнить простые ЭН позитивного характера. После того, как родители приобретут опыт групповой работы, ведущему будет легче работать с ними в рамках Методики ПРС. Сценарий предназначен для ПРС с родителями первоклассников. Однако его можно использовать и на ПРС с родителями школьников других возрастов.
Действия и упражнения на этапе «Ориентация» Процедура. Родители сидят за столами лицом друг к другу. Превентолог приветствует их, представляется и благодарит за посещение собрания. Далее он объявляет тему и задачи ПРС. Тема: «Обучение первоклассников по программе профилактики употребления табака и алкоголя «Полезные привычки» Задачи собрания: - познакомиться друг с другом; - познакомиться с программой профилактики употребления табака и алкоголя для учеников начальной школы «Полезные привычки». Превентолог напоминает, что собрание будет длиться так, как это указано в приглашении - 120 минут. Далее учитель сообщает, что на нём наряду с традиционной формой проведения собраний будут использованы и интерактивные (групповые) формы работы. Энергизатор «Карлсон» Родителями сидят за столами. В руках у превентолога резиновая игрушка в форме сказочного героя Карлсона. Ведущий спрашивает у родителей: «Кто это?». Обычно родители без труда определяют имя «героя». Инструкция: «Сейчас мы будем передавать Карлсона друг другу. Будем делать это так: тот, у кого в руках Карлсон называет своё имя и качество Карлсона, начинающееся на первую букву своего имени. Например, меня зовут Анна. Это Карслон и он активный. Далее, вы передаёте Карлсона тому, кто справа от Вас. Этот человек также называет своё имя и качество Карлсона на первую букву своего имени». Когда ЭН закончится, превентолог может спросить: «Как ваше настроение сейчас?». Как правило, упражнение проходит весело. Обычно этот ЭН «снимает напряжение», которое естественно для начала занятия. Примечание. Если превентолог не найдёт игрушку «Карлсон», то можно использовать другую. Желательно, чтобы игрушка вызывала позитивное настроение участников. Естественно, что не следует использовать игрушку типа: «Кощей бессмертный» или «Дьявол». Энергизатор «Имя на карточке» Родители продолжают сидеть за столами. Превентолог говорит: «До того, как мы начнём занятие, я предлагаю познакомимся. Все ли Вы знаете друг друга по имени?». Последний вопрос позволяет уточнить уровень знакомства родителей друг с другом. Далее каждому из родителей передаётся карточка (небольшой лист бумаги). Инструкция: «Напишите на карточке, как Вас зовут. Укажите также, чья вы мама (чей папа). На одной стороне карточки напишите причину, по которой вы пришли на собрание, а на другой стороне причину, по которой вы могли бы пропустить его». Надо сообщить родителям, что эти причины затем будут озвучены в группе. После того, как участники группы сделают это, они по очереди озвучивают написанное на карточке. Ведущему следует говорить «спасибо» после каждого прочтения. При выполнении ЭН, постарайтесь включить в него каждого родителя (без давления). После завершения ЭН можно обратиться к группе с вопросом: «Узнали что-то новое друг о друге?». Примечание. С разрешения родителей следует собрать карточки и оставить себе. Указанная в карточках информация может оказаться полезной при планировании следующих родительских собраний.
Действия на этапе «Первое информационное выступление» Длительность этапа от 1 до 3 минут. Ведущий держит в руках методический пакет профилактической программы. Данный вариант выступления подготовлен для случая обучения учеников по программе «Полезные привычки». Примерный текст выступления. «Думаю, вы согласитесь с тем, что для успешной жизни в 21 веке вашему ребёнку, прежде всего, необходимо быть здоровым. В этом учебном году ваши дети начнут заниматься по здоровьесберегающей программе «Полезные привычки». Она предназначена для детей начальной школы». Далее превентолог демонстрирует пособие родителям. В том случае, если превентолог сам будет вести профилактическую программу, он скажет: «Занятия по программе «Полезные привычки» буду вести я. Её цель: предупреждение употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. Уроки по программе будут продолжены во втором, третьем и четвёртом классах. А затем с пятого по одиннадцатый класс ваши дети продолжат профилактическое обучение и будут учиться по программам «Полезные навыки» и «Полезный выбор». Все эти программы взаимосвязаны и их долговременная задача – предупреждение употребления наркотиков. Программа «Полезные привычки» состоит из следующих элементов. Во время этих слов превентолог показывает и называет элементы методического пакета: пособие для учителя, рабочую тетрадь, брошюру для родителей и инструментарий для оценки эффективности ПО. Окончание текста выступления. «Одна из важных особенностей программы «Полезные привычки» состоит в том, что она позволяет развивать в детях такие качества как: коммуникабельность, уверенность и умение принимать решения. Согласитесь, эти качества необходимы вашим детям в наше время. Действия и упражнения на этапе «Принятие правил группы» После того как завершиться первое информационное выступление, вы предлагаете родителям перейти в игровую часть класса и разместиться на стульях. Стулья размещены полукругом. Используя метод КО (см. 5.3.) превентолог организует несколько МКГ по 4-5 человек. После того, как будут определены роли участников МКГ, ведущий определяет цель работы. Инструкция: «В течение 7 минут в микрогруппах вам следует обсудить и выработать правила работы для наших профилактических родительских собраний: на этом и последующих. Правила нам нужны для эффективной и комфортной работы на собрании». Далее ведущий выясняет насколько для родителей понятно задание. При необходимости он разъясняет его суть. Например, объясняет, что каждая МКГ должна предложить свой вариант правил для всей группы. Ведущий может пояснить ролевой функционал участников КО. К примеру, «оформитель» должен записать результаты совместной работы маркером на листе бумаги и т.д.. После того, как все МКГ выполнят задание, оформленные результаты следует вывесить на доске (прикрепив скотчем или магнитами). Затем ведущий предлагает всем родителям сесть полукругом перед доской, так чтобы у всех была возможность видеть оформленные результаты МКГ. Докладчики от каждой МКГ последовательно представляют результаты. После общего обсуждения представленных малыми группами правил, опираясь на предложения МКГ, следует выработать правила группы. При этом превентологу следует быть демократичным и учитывать мнение каждого. Правила крупно и чётко записываются на отдельном листе. По окончании этого этапа ПРС нужно похвалить родителей за проделанную работу. Можно предложить родителям расписаться под правилами группы, как знак того, что они их принимают. Важно, чтобы группа приняла правила, которые устраивают всех. Вот примеры правил, которые важны для ПРС: - внимательное слушание; - взаимоуважение; - регламент; Обычно участники МКГ сами предлагают подобные правила. Если они не будут предложены, ведущий может (без давления) предложить их к обсуждению. В случае необходимости превентолог может предложить к обсуждению ещё одно-два дополнительных правила, которые считает важными для этой группы родителей. Правил не должно быть много. В среднем на принятие правил расходуется 15 мин. Принципиально важным является выполнение принятых правил в ходе ПРС как со стороны ведущего, так и со стороны родителей.
Действия и упражнения на этапе «Выход на идею сотрудничества» В зависимости от времени, выделенного на ПРС, возможно использование двух вариантов реализации этого этапа. Выбор варианта также зависит от опыта и предпочтений ведущего группы. Мы считаем, что вариант 1 предпочтительней. Он занимает от 6 до 12 минут, вариант 2 – от 10 до 15 минут. Вариант 1 Этот вариант предполагает использование структурированного МШ (см. 5.4.). Группа родителей сидит полукругом или в кругу. Превентолог предлагает родителям объединиться в пары. В руках у каждой пары должен быть лист бумаги (тетрадь) и авторучка. Задаётся вопрос: «Скажите, каким образом в школе следует организовать работу по предупреждению употребления табака и алкоголя с тем, чтобы добиться устойчивого и положительного результата?». Далее ведущий предлагает в течение 2 минут в парах обсудить этот вопрос и зафиксировать возникшие идеи в тетрадь. Далее группа родителей размещается полукругом у доски. На доске скотчем укреплён ватманский лист бумаги. Каждая пара вслух по кругу озвучивает выработанные ранее идеи. При этом ведущий просит не повторять те идеи, которые уже озвучены. Во время озвучивания родителями их предложений, превентолог кратко записывает их маркером на лист ватмана. По окончании МШ превентолог зачитывает вслух все идеи, предложенные участниками. Очень вероятно, что одна из предложенных родителями идей будет касаться необходимости сотрудничества семьи и школы. В этом случае, превентологу следует обратить особое внимание на эту идею и указать, что она чрезвычайно важна для успеха в профилактической деятельности. В завершении ведущий благодарит всех родителей за продуктивную работу. Вариант 2 Для второго варианта используется метод дискуссии (см. 3.4.). Родители сидят на стульях в игровой части класса. Инструкция: «Сейчас я произнесу утверждение, а каждый из вас определит личное отношение к нему». Текст утверждения: «Профилактическую работу по предупреждению употребления табака и алкоголя следует вести школе. Семья не должна участвовать в этой работе, поскольку перед ней стоят ней другие задачи». На стенах класса заранее должны быть развешены четыре оценочных суждения: 1) Полностью согласен; 2) Скорее согласен, чем не согласен; 3) Скорее не согласен, чем согласен; 4) Полностью не согласен. Продолжение инструкции: «Каждому из Вас следует подойти к тому оценочному суждению, которое отражает Вашу личную точку зрения». После того, как родители образуют малые группы у оценочных суждений, ведущий скажет: «Группа, оказавшаяся вместе у какого-либо оценочного суждения должна подумать об аргументах за суждение. Нужно также выбрать докладчика, который позже выскажет мнение МКГ в общем кругу». Как правило, на подготовку аргументов расходуется не более 5 мин. Затем ведущий предлагает родителям сесть в круг, а докладчики от МКГ по очереди высказывают аргументы. В ходе представления докладчиками мнения МКГ возможно включить в обсуждение всю группу. То есть, превентолог даёт возможность каждому желающему высказать своё мнение. Далее ведущий высказывает свою чёткую позицию в отношении обсуждаемой темы: «Профилактика употребления табака и алкоголя сложная воспитательная задача. Решить это задачу можно только совместно, объединив усилия семьи и школы». Примечание. Используя одно из этих упражнений (вариант 1 или 2) вы решаете следующие задачи: - Определяете уровень знаний родителей в области профилактики; - Даёте родителям возможность включиться (окунуться) в обсуждаемую тему; - Позволяете родителям высказать их точку зрения; - Выходите на идею о том, что нужно сотрудничество семьи и школы. Если первый или второй вариант реализации этого этапа не позволит выйти на идею сотрудничества (что маловероятно), превентологу следует задать родителям для организации дискуссии прямой вопрос: «Нужно ли в вопросах профилактики употребления ПАВ сотрудничество семьи и школы?». Когда в ходе дискуссии прозвучит идея необходимости сотрудничества, то следуетобратить особое внимание на важность этой идеи. Действия на этапе «Второе информационное выступление» Ведущий держит в руках методический пакет программы «Полезные привычки» (либо иной другой ПРП, которая будет реализовываться в вашей школе). Примерный текст выступления: «Сейчас я расскажу о целях и содержании программы «Полезные привычки». В ходе обучения по этой программе ваши дети получат знания того, какой вред наносит табак и алкоголь их здоровью. Кроме этого, программа развивает в детях такие важные свойства как коммуникабельность, уверенность в себе, навыки сопротивления давлению и принятия решений. Почему же так важно развивать навык сопротивления давлению? Это связано с тем, что многие школьники начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики только потому, что не умеют сопротивляться давлению сверстников, взрослых или рекламе пивной и табачной продукции. Программа состоит из следующих элементов…». Далее ведущий кратко и доступно описывает содержание пособия для учителей и рабочей тетради для учеников. Продолжение текста выступления: «Эта программа предполагает участие в обучении не только детей, но и их родителей. Это важный момент. И мы с вами только что пришли к выводу, что сотрудничества семьи и школы необходимо. Почему это важно? Во-первых, задача предупреждения употребления табака и алкоголя очень непростая. Будет здорово, если ваши дети не будут употреблять ПАВ. Однако есть вероятность, что в старших классах некоторые из них будут пробовать табак и алкоголь. Для нас принципиально важно, чтобы первые пробы табака и алкоголя были сделаны школьниками как можно позже». (При необходимости Вам следует разъяснить понятие «первые пробы»). Исследования показывают, что чем раньше ребёнок начинает пробовать алкоголь и табак, тем выше вероятность развития у него алкоголизма и приобщения к наркотикам. Во-вторых, родители для детей – самые близкие люди и именно родители оказывают на них самое большое влияние. В-третьих, в профилактической работе очень важно чтобы учителя в школе и родители дома говорили одно и тоже. Представляете, что может быть, если вы, например, говорите ребёнку, что пиво это вредный для здоровья напиток, а мы будем, как в известной рекламе утверждать, что пить пиво – это круто. Поэтому, нам с вами следует учить ребёнка одному и тому же. Для этого мы с вами будем на родительских собраниях выделять 60-80 минут для того, чтобы обсуждать тему предупреждении употребления табака и алкоголя. Кроме этого, на ПРС мы будем и согласовывать наши совместные воспитательные действия. Совместно мы будем находить ответы на сложный вопрос, как сделать так, чтобы способствовать тому, чтобы ваши дети вели здоровый образ жизни. С этого момента мы объединяемся. Я буду учить ваших детей тому, как укреплять и сохранять здоровье в школе, а вы будете делать это дома». Превентолог берёт в руки брошюру для родителей и говорит: «Важной составной частью программы «Полезные привычки» является брошюра для родителей. Она называется: «Уроки для родителей или как помочь ребёнку не употреблять табак или алкоголь». Задача этой книжки – способствовать воспитанию здорового ребёнка». В это момент учителю следует передать родителям брошюры: «Пожалуйста, познакомьтесь дома с материалами этой брошюры. Эта книга передаётся в ваше пользование безвозмездно. В ней содержаться 8 уроков для родителей. На следующем собрании мы обсудим ваши впечатлениями от содержания этой книжки». Предложенный текст, разумеется, каждому превентологу следует корректировать «под себя». Действия и упражнения на этапе «Определение границ ответственности» На этом этапе важно определить границы ответственности родителей и превентолога при профилактической работе со школьниками. Группа родителей сидит в кругу. Превентолог делит родителей на МКГ для проведения КО. Количество МКГ и число участников в малых группах будет зависеть от общего числа родителей. Желательно чтобы в каждой МКГ было не менее 4 человек. Наименьшее число участников в МКГ – 3 человека. Пошаговая методика ведения КО описана в параграфе 5.3. Отличие лишь в том, что в качестве учеников выступают родителем. Превентолог предлагает родителям, объединённым в МКГ, обсудить следующий вопрос: «Что могут сделать родители, чтобы ребёнок не употреблял ПАВ?» На эту работу отводится 8 минут. В течение этого времени каждая из МКГ после обсуждения записывает маркером на листе А-4 список согласованных идей. Далее, оформленные результаты крепятся скотчем на доске. Вся группа родителей рассаживается полукругом перед доской. Докладчики от каждой МКГ по очереди выходят к доске и комментируют собственный список предложений. После каждого выступления очередного докладчика ведущий даёт возможность: - сделать добавления (частные мнения) членам МКГ; - высказать мнения желающим от всей группы родителей. Это могут быть добавления, возражения или умозаключения. В завершении КО превентологу следует обязательно озвучить наиболее ценные идеи родителей и подводит итоги КО. Ведущему следует особо подчеркнуть, что роль родителей в профилактической работе значима. Далее, ведущий проводит структурированный МШ по теме: «Что нужно сделать, чтобы ПРС были эффективными?». Обсуждение этой темы позволит превентологу соотнести свои возможности с представлениями родителей об эффективном ПРС. В завершении этапа ведущий благодарит всех родителей за работу. Примерная длительность этапа 20-25 мин.
Действия и упражнения на этапе «Завершение» Завершающий этап методики состоит из двух стадий: рефлексия и прощание. Рефлексия. Превентолог может спросить у родителей: «Что вы узнали на сегодняшнем родительском собрании?». Дальнейшие вопросы к родителям и ход рефлексии следует формулировать с учётом ответов на этот вопрос. Например, если осталось что-то непонятное, тогда ведущий сделает дополнительные разъяснения. В ходе рефлексии обязательно следует задать вопросы типа: «Понравилось ли сегодняшнее занятие?» или «Как Ваше настроение сейчас?». Возможен вариант, когда ведущий задаст вопрос: «Какие выводы мы можем сделать?». Вариант рефлексии, при котором родители сами делают выводы, наиболее удачен. В завершении рефлексии ведущий подводит краткие итоги ПРС. Прощание. Для реализации заключительного шага следует подобрать энергизатор, который позволяет позитивно закончить РС. Мы представляем один из таких вариантов. Энергизатор «Комплимент соседям» Родители сидят в кругу. Инструкция: «Обратите внимание, пожалуйста, на соседа слева и справа. Сейчас каждый из нас скажет своим соседям справа и слева, каждому в отдельности, что вам понравилось в их поведении на сегодняшнем собрании. Делать это мы будем все одновременно и негромко. Так, чтобы Ваши слова были услышаны только соседом». Примечание: Когда превентолог увидит, что все высказались, следует закончить упражнение. При расставании следует поблагодарить родителей за их посещение собрания и активное участие в его работе.
5.7. ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УРОКА «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПЯТОГО КЛАССА
Основой для разработки этого параграфа стали материалы, предложенные учителями школ г. Ижевска: Наговицыной Н.Н. (шк.40), Нелюбиной О.Л. (шк.40), Новиковой О.В. (шк.5), Санниковой О.Л. (шк.5), Анфаловой Е.В. (шк.70) и Корниловой И.Н. (шк.67). Эти материалы они подготовили к показательному уроку на обучающем тренинге-семинаре, посвящённому обучению учителей работе по ПРП «Полезные привычки, навыки, выбор». Вышеуказанная группа учителей для показательного урока выбрала урок 11 для учеников 5 класса «Моё здоровье» по программе «Полезные навыки» [74, c.37]. Приведённая в этом параграфе методическая разработка существенно отличается от оригинального плана урока «Моё здоровье» для учеников пятого класса в ППНВ, которая приведена в материалах для учителя [74]. Это подтверждает то, что планы уроков в программе ППНВ позволяют учителю корректировать, менять и дополнять их содержание для соответствия особенностям класса. Далее мы представляем откорректированный вариант плана урока. Цель урока Познакомиться с понятиями здоровье и нездоровье. В ходе урока школьники должны узнать, что здоровье - это не просто отсутствие болезни, а показатель высокого качества жизни. Подготовка и материалы к уроку В ходе урока используется рабочая тетрадь для учеников 5 класса к программе «Полезные навыки» [75]. На доске заранее учитель надписывает пословицы: «Здоровому – всё здорово» и «Здоровье – всему голова». Используемые материалы: мяч, рабочие тетради, маркеры для учителя, фломастеры и бумага. Ход урока Начальный энергизатор «Бабочка». Урок начинается с ЭН «Бабочка». Рекомендации к его проведению описаны в параграфе 6.4. (см. ЭН 21). В этой части мы лишь напомним текст стишка: Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. После выполнения ЭН ведущий задаёт вопросы: «Понравилась физзарядка?», «Скажите, для чего люди делают зарядку?». Затем учитель «подводит» детей к тому, что урок будет посвящён теме «Здоровье». Предложив детям посмотреть на доску, где записаны две пословицы, превентолог спрашивает: «Скажите, о чём мы сегодня будем говорить?», «Скажите, какая сегодня у нас будет тема урока». Очень вероятно, что школьники сами назовут тему урока. Тема и цель урока. Далее объявляется тему и цель урока). Тема: моё здоровье. Цель: познакомиться с понятиями здоровье и нездоровье. Мозговой штурм. Учитель предлагает школьникам разместиться полукругом перед доской. Он передаёт ученикам мяч и спрашивает их: «Кого следует считать здоровым? ». После того как первый из учеников дал ответ, он перекидывает мяч тому, кто готов также ответить на этот вопрос. Учитель (или помощник) фиксирует все ответы учащихся маркером на листе, который прикреплён к доске. Учитель задаёт второй вопрос: «Кого следует считать нездоровым?». Ответы учеников также фиксируются маркером на втором листе. Превентолог вслух прочитывает то, что предложили дети. Обобщает предложения учеников и обсуждает с ними вопрос о том, кого следует считать здоровым и нездоровым. Работа с рабочей тетрадью. Предложите ученикам выполнить задание 25 в рабочей тетради [75, с.33]. Следует проверить правильность выполнения задания, спросив варианты ответов нескольких учеников. Работа с понятиями. Учитель говорит: «Сегодня мы с вами говорим о важном понятии здоровье. Оно включает в себя 3 вида здоровья: физическое, умственное и социальное». Превентолог предлагает ученикам обратиться к словарю на стр. 33 в рабочей тетради. Надо попросить школьников по очереди прочесть вслух определение каждого из видов здоровья. Здоровье (общее определение) – это гармоничное состояние физического, умственного и социального благополучия. Физическое здоровье – сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье – ум и сила духа человека. Социальное здоровье – благополучие человека и умение ладить с окружающими. Будет хорошо, если учитель заранее заготовит таблички с определениями видов здоровья и вывесит их на доску. Инсценировка сказок Учитель делит класс 3 МКГ, используя один из энергизаторов параграфа 6.8. Для учеников 5 класса вполне подойдёт ЭН 58 «Пожарники и врачи». ЭН «Пожарники и врачи». Ученики стоят в кругу. Учитель предаёт им карточки, на которых написаны три профессии. Далее следует инструкция: «У каждого из вас есть карточка. На ней написана какая-либо профессия. Вам нужно ходить по комнате и найти тех, у кого такая же профессия, как и у вас». С помощью ЭН вы делите группу на три МКГ. В этом ЭН вы предлагаете профессии: пожарники, врачи и учителя. После того, как все ученики найдут «своих», вы определяете каждой «профессии» своё место в классе и предлагает сесть в группы КО: «Пожарники сядут в этой части комнаты, врачи – здесь, а учителя – в этой части класса. Каждой из трёх МКГ передаются название сказки и вид здоровья. Для сказки «Репка» - физическое, для «Колобка» - умственное, для «Теремка» - социальное. После этого даётся инструкция: «Каждой малой группе следует инсценировать сказку так, чтобы она отразила названный в вашей карточке вид здоровья. Для того чтобы точнее показать ваш вид здоровья, можно вносить в сказку некоторые изменения. Постарайтесь инсценировать сказку так, чтобы герои сказки (или герой) добились своей цели. Время на подготовку: 8 мин.». Малые группы по очереди инсценируют сказки. Сразу после показа сказки «Репка» можно спросить: «Почему вы считаете героев Вашей сказки физически здоровыми?». В обсуждение этого вопроса можно включать и остальных учеников. Резюмируя обсуждение после сказки «Репка», учитель может сказать: «Итак, о физическом здоровье говорит … ». При этом ведущий или его помощник записывает на листе основные признаки физического здоровья. После показа сказки «Колобок» учитель задаёт вопрос: «Какие качества помогли Колобку противостоять соблазну?». Далее по вышеуказанной схеме (как в «Репке») следует организовать обсуждение и запись основных признаков умственного здоровья. Для выделения аспектов социального здоровья на основе инсценировки сказки «Теремок» учителю надо задать такой вопрос: «Какими качествами следует обладать, чтобы жить в ладу с окружающими?». Аналогично, как и для первых двух видов здоровья, следует записать на листе основные аспекты социального здоровья. Учителю следует поблагодарить каждую из МКГ. В завершении обсуждения фрагмента урока «Проигрывание сказок» можно спросить учеников: «Понравилось вам разыгрывать сказки?». Завершающий энергизатор Ученики сидят в кругу. В руках превентолога мяч. Он предлагает каждому ученику по очереди продолжить фразу «Я здоровый, потому что...». Подведение итогов и формулирование выводов. Ученики сидят в кругу. Учитель задаёт ученикам два вопроса: «Скажите, что мы сегодня узнали на уроке?», «Каким бы вы хотели быть человеком: здоровым или нездоровым?». Далее можно спросить детей: «Согласны вы с утверждением: когда человек здоров – обычно у него хорошее настроение и ему нравится жить». На основании обсуждения, ученики совместно с учителем делают выводы: 1) Здоровье – это гармоничное состояние физического, умственного и социального благополучия; 2) Здоровым быть хорошо. При прощании учитель можно высказать ученикам пожелание хорошего здоровья. Date: 2015-09-18; view: 1674; Нарушение авторских прав |