Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЕ КАК СИСТЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.1. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКИВНЫХ ВЕЩЕСТВ КАК ЭЛЕМЕНТ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Рост потребления детьми и подростками табака, алкоголя, токсикантов и наркотиков несёт для общества и государства многие угрозы. И если мы хотим действенно решать проблему снижения потребления ПАВ, то это потребует серьёзных, осознанных, целенаправленных и долгосрочных усилий со стороны различных государственных ведомств и социальных институтов. Сферу профилактики УПАВ следует рассматривать как междисциплинарную научно-практическую деятельность со своими законами, методами и принципами. При этом профилактическая деятельность не должна сводиться лишь к набору мероприятий. Для достижения устойчивых результатов, профилактика должна стать сферой долгосрочной деятельности опирающейся на науку и профессиональный подход. Проблема снижения потребления ПАВ носит мультидисциплинарный характер, что означает необходимость межведомственного и системного подхода в её решении. Для эффективного решения этой проблемы, каждая общеобразовательная школа должна основательно, долгосрочно и системно заниматься профилактикой УПАВ. Предупреждение УПАВ в рамках отдельной школы, мы рассматриваем как основное звено школьной системы здоровьесбережения. В настоящее время каждая школа, в той или иной мере, занимается работой по предупреждению потребления ПАВ школьниками. Однако порой эта деятельность представлена разрозненными и фрагментарными мероприятиями. В УР есть успешный опыт построения и реализации школьных систем здоровьесбережения в ряде валеологических школ. Например, в школе N 2 г. Сарапула или в школе N 49 г. Ижевска. Этот опыт следует изучать, распространять и использовать. В свою очередь система школьного здоровьесбережения должна как составной элемент органично входить в более крупную систему – школьную воспитательную систему. В итоге, мы рассматриваем деятельность в сфере профилактики УПАВ как один из необходимых элементов школьной системы воспитания. Напомним, что цель системы воспитания - развитие личности учащегося. С точки зрения достижения этой глобальной цели, применение школьных программ профилактики УПАВ весьма уместно. Имеется ввиду то, что помимо достижения профилактических задач, ПРП способствуют развитию личностных ресурсов (навыков) школьников. К примеру, федеральные ПРП «Здоровье», «Полезные привычки, навыки, выбор» и «Все цвета, кроме чёрного» являются современными воспитательными программами, способствующими развитию личности школьника[13, 71, 72, 73, 74, 75, 76]. Их основная задача: формирование навыков ответственного поведения в отношении здоровья. В этих программах развиваются следующие навыки школьников: - формирование положительного образа «Я»; - навыки принятия ответственных решений и эффективного общения; - навыки сопротивления давлению СМИ и сверстников. В наибольшей мере развитию навыков способствуют профилактические программы, базирующиеся на подходе «Формирование жизненных навыков». В следующем параграфе представлены различные практические подходы к профилактике употребления ПАВ, в том числе и этот подход. 4.2. ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
В настоящее время существует различные практические подходы к профилактике употребления ПАВ [44, 56, 72, 73, 76, 78]. Современные программы профилактики УПАВ включают в себя многие из тех подходов, которые будут представлены ниже. На них можно опираться при разработке школьных программ профилактики УПАВ.
Информационный подход Информационный подход (в дальнейшем, ИП) наиболее распространён. Его суть состоит в предоставлении обучаемым данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях курения, употребления алкоголя и других ПАВ. При этом учащимся сообщается объективная информация о факторах риска и защитных факторах.
Наблюдение практика ИП опирается на логику взрослого человека. Многие взрослые полагают, что узнав об опасности ПАВ подростки выработают к ним отрицательное отношение и, в конце концов, примут здравое решение не употреблять ПАВ. Однако потребности подростков несколько иные, чем у взрослых. У них также другие жизненные задачи. Принципиально важно при разработке профилактических программ учитывать базовые потребности подростков. О них было сказано в параграфе 1.6. ИП, безусловно, увеличивает знания о ПАВ. Однако иногда он вызывает обратный эффект – у подростков может возникнуть любопытство к ПАВ. Чтобы снизить такого рода риски, наряду с ИП в профилактических программах следует использовать и другие подходы. В частности, подход «Формирование жизненных навыков». Важно, чтобы в ходе занятий подростки самостоятельно пришли к выводам о вредоносном действии ПАВ. Обычно специалисты рассматривают три варианта ИП. Познакомимся с ними подробнее [44, c.54; 56, с.74]. 1) Предоставление частичной информации о влиянии УПАВ на организм, поведение и продолжительность жизни. 2) Запугивание. Цель подхода - достижение эмоционального шока. Этот подход использует преувеличенные, эмоционально насыщенные призывы не употреблять ПАВ. При этом информация может подаваться преувеличенно и необъективно. Классическим примером запугивания является демонстрация фотографий автомобильных аварий с целью предупредить вождение в нетрезвом виде. При использовании запугивания в профилактической деятельности могут показывать на видео картины умирающих от наркотиков людей, ужасные «ломки», уродливое потомство наркоманов. Запугивание не является эффективным подходом для подростков, особенно старших. Дело в том, что они в состоянии отличить правду от лжи. 3) Предоставление фактов о деградации людей злоупотребляющих ПАВ. Обучаемым рассказывают (показывают) то, с какими жизненными трудностями сталкиваются наркоманы и другие ХЗ люди. По сути, это разновидность «запугивания»
Позиция превентолога Программы профилактики УПАВ, использующие только ИП сами по себе не являются эффективными. Они повышают уровень знаний обучаемых. И в некоторых случаях это может дать толчок к принятию решения не употреблять ПАВ. Однако подобные программы не включают в себя задачи: 1) изменения поведения подростков; 2) формирование ЗОЖ. Отказываться от ИП не следует. Однако следует обратить внимание на два момента: - Информацию школьникам о ПАВ следует предоставлять объективно и соответственно возрасту; - ИП следует комбинировать в одной программе с другими подходами. В российских школьных программах профилактики УПАВ информационный подход обычно сочетают с подходом, основанном на формировании жизненных навыков. Формирование жизненных навыков Основой этого подхода является идея необходимости изменения поведения. Соответственно, он опирается на методы поведенческого (бихевиорального) направления психологии. Основу этого подхода составляют две теории, рассмотренные в параграфе 1.6. (Бандуры и Джессора). Этот подход учитывают социальные и психологические причины приобщения детей и подростков к ПАВ. Эта концепция строится на убеждении, что адекватная самооценка, развитые навыки общения и принятия решений, осознание собственных ценностей повышают вероятность участия подростков в организованных коллективах дополнительного образования. На основе этого разрабатываются профилактические программы развития жизненных навыков. Задачи этих программ таковы: - повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям; - повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам. Программы жизненных навыков включают в себя два блока: информационный и развития навыков. Блок информационный опирается на ИП, с которым мы познакомились ранее. В блоке «Развитие навыков» обычно формируют таковые: - формирование положительного образа «Я»; - навыков принятия ответственных решений - коммуникабельность; - навыки сопротивления давлению (СМИ, сверстников, взрослых и т.д.). В рамках этого подхода также разрабатывают профилактические программы, целиком посвящённые формированию навыков сопротивления давлению. Нередко такие программы называют «Умей сказать нет». Они основаны на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и СМИ социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным или социально желательным. Известно, что многие из подростков начинает употреблять ПАВ в семье или компании сверстников. При этом они часто делают это под давлением. В рамках профилактических программ, которые развивают навыки сопротивления давлению, подростков обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации давления. Наиболее популярный метод обучения для этих программ – ролевые игры. Однако чаще подход «Формирование жизненных навыков» связан с программами, направленными на развитие широкого спектра личностных и социальных навыков. Такие программы формируют навыки преодоления жизненных трудностей в целом и не ограничиваются каким-то одним навыком, как приведенные выше программы навыков сопротивления давлению. В этом случае детей и подростков обучают взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению отстаивать свою точку зрения, умению вместе учиться и работать и т.д. Кроме этого, их учат решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и СМИ, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Об эффективности подхода «Формирование жизненных навыков». Оценка эффективности для программ формирования навыков сопротивления давлению показала, что распространенность употребления табака, алкоголя и других ПАВ в среде обученных школьников падает на 35-45%. Особенно эффективным оказалось обучение навыкам сопротивления давлению для детей из группы «риска». Среди них распространенность курения снижалась на 85% [72]. Формирование личностной и социальной компетентности также оказывает большое влияние на поведение детей. Доказано, что среди обученных подростков распространенность курения падает на 42–75% [73]. Кроме двух подходов указанных выше, существуют и иные подходы к ведению профилактической работы. Назовём ещё 4 популярных подхода: «Подход, основанный на эмоциональном обучении», «Развитие альтернативных сфер деятельности» и «Подход, основанный на укреплении здоровья», «Подход, основанный на учёте влияния социальных факторов» [38, 44, 56]. Подход, основанный на эмоциональном обучении Данный подход основан на идее, что употреблять ПАВ начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой. Нередко такие особенности личности формируются в семьях, где существовал «запрет на эмоции» [56, с.75; 78]. Также аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от ПАВ развивается у людей с трудностями в определении и выражении эмоций. Чаще всего, неразвитость эмоциональной сферы случается в семьях, где один или несколько членов семьи ХЗ люди. Пайвина Е.Ю. справедливо замечет, что отечественная культура воспитания ребёнка предполагает определённые запреты на чрезмерное эмпатическое переживание [44, с.55]. В эмоциональном обучении особое внимание уделяется дифференциации и выражению эмоций, а также работе с индивидными факторами риска: заниженной самооценкой, низкой способности к эмпатии, коммуникабельности и т.д. Обычно, из-за сложностей в общении, такие ребята не очень популярны среди сверстников и готовы на многое, что бы завоевать хоть каплю внимания. Поэтому они, как правило, мотивированы к аффективному обучению. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению ПАВ Этот подход фокусирует внимание на необходимости развития альтернативных социальных программ для молодёжи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы такие потребности молодых людей, как: - стремление к риску; - поиск острых ощущений; - повышенная поведенческая активность. Выделяют 4 варианта программ, основанных на модели«Развитии деятельности, альтернативной употреблению ПАВ»: Предложение специфической активности. Например, путешествие с приключениями, предполагающее преодоление различных препятствий. Этот вариант обычно реализуется вдали от центров цивилизации. Например, на островах или в тайге; Удовлетворение специфических для подростков потребностей. Например, потребности в самореализации через занятия творчеством или спортом; Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности. Это могут быть разнообразные хобби, клубы и т.д. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. В России этот вариант реализуется посредством создания группы лидеров, пропагандирующих выбор ЗОЖ. Речь идёт о подростках- волонтёрах Подход «Альтернативных сфер деятельности» особенно эффективен среди подростков с отклоняющимся поведением [44, с.56]. Подход, основанный на укреплении здоровья В этом подходе делается акцент на личном выборе подростком ЗОЖ. При этом важно умение подростков успешно противостоять негативным факторам окружающей среды. Важнейшие составляющие подхода - развитие здоровой личности и пропаганда ЗОЖ [56, 78]. Программы, опирающиеся на этот подход, чаще всего реализуются в рамках школьного обучения. В школьных условиях есть возможность организовать регулярное и систематическое образование. Программы укрепления здоровья [78] имеют следующую тематическую классификацию: - Личная гигиена, физическое, эмоциональное развитие, здоровый образ жизни, отказ от принятия ПАВ. Предотвращение заболеваний и несчастных случаев; - Укрепление эмоциональных связей с родителями, учителями, сверстниками. Обучение навыком позитивного общения родителей и учителей; - Сосредоточение на влиянии средств массовой информации, концентрация общественной работы на улучшении жизни. Подход, основанный на учёте влияния социальных факторов Этот подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в предупреждении УПАВ. С точки зрения этой концепции, важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. На основании этого подхода разрабатываются специальные программы для родителей и программы, направленные на предотвращение социального давления среды сверстников. Наиболее популярными среди таких программ - тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников. В ходе групповой работы подростки обучаются навыкам отказа от предполагаемых ПАВ. Одним из важных направлений работы в этих программах является обучение лидеров. Речь идёт о подростках, которые в дальнейшем ведут профилактическую деятельность в своей школе или микрорайоне Кроме вышеописанных шести подходов к практической деятельности в сфере профилактике УПАВ специалисты дополнительно выделяет такие подходы: морализирование и организация досуга [1, 72]. Организация досуга. Подход основан на идее предоставления подросткам возможности проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования и общественной работы. Морализирование. Это профилактика в форме моральных и этических суждений. При этом лекции о «дьявольских зельях» иногда комбинируются с информированием и запугиванием. Хотя подход довольно популярен вследствие своей простоты, но и он, к сожалению, неэффективен. Действительно, религиозные люди обычно не употребляют ПАВ. Однако реальность такова, что большинство современных подростков не являются верующими людьми и поэтому моральные и этические призывы для них малопривлекательны. Обычно, они не хотят слушать «нравственные проповеди».
4.3. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Деятельность в сфере школьной профилактики УПАВ опирается на шесть важнейших принципов [6]: - программность и научная обоснованность; - непрерывность и долгосрочность; - подготовка учителей-превентолгов; - сотрудничество семьи и школы; - оптимальное начало работы по ПРП; - системность. Кратко поговорим о каждом из этих принципов. Программность и научная обоснованность. Программное ведение превентивного обучения - принципиальное условие его эффективности. Это означает, что профилактические уроки со школьниками следует проводить по тщательно разработанной специалистами программе. При этом она должна пройти утверждение в соответствующем экспертном совете и иметь разрешение на её реализацию в общеобразовательной школе. Непрерывность и долгосрочность. Профилактику употребления ПАВ следует рассматривать как составляющую воспитательного процесса, и соответственно, положительные результаты в этой сфере не могут быть достигнуты за короткий промежуток времени. Эта деятельность не будет эффективной, если сведётся к череде акций и мероприятий. Она должна иметь научно обоснованный, длительный, последовательный, непрерывный и программный характер. Подготовка учителей-превентологов. Обязательным элементом ПО является подготовка учителей к работе по профилактическим программам. К примеру, обучение педагогов к деятельности по школьным федеральным программам ППНВ осуществляется в рамках двадцатичетырёхчасового семинара-тренинга [6, 36]. Учителя, обучившегося работе по профилактическим программам, мы называем учителем-превентологом. Сотрудничество семьи и школы. Организация систематической совместной работы семьи и школы в школьной профилактике принципиально важна. Влияние родителей на детей и подростков невозможно переоценить: в семье школьник формируется и проводит большую часть времени. Родители совместно со школой призваны обеспечить адаптацию школьника к жизни в сложных внешних условиях и защитить его от различных рисков для здоровья. Важно чтобы при разговоре с детьми и подростками о предупреждении употребления ПАВ превентолог и родители говорили примерно об одном и том же. Удачный вариант совместной работы с родителями таков: превентолог ведёт превентивные уроки со школьниками и он же проводит профилактические родительские собрания с их родителями. При этом организация и методы обучения школьников и их родителей близки. Оптимальное начало работы по ПРП. Реализацию конкретной профилактической программы следует начинать в оптимальный возрастной период. Например, программа предупреждения употребления детьми начальной школы табака и алкоголя «Полезные привычки» предполагает начало обучения в первом классе. Это связано с тем, что профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употребляет ПАВ. Исследования показывают, что подавляющее большинство первоклассников не имеют опыта употребления табака и алкоголя [72]. Системность. На поведение школьника одновременно оказывает влияние множество факторов: СМИ, семья, школа, улица, неформальная группа и т.д. Для формирования устойчивости к употреблению ПАВ профилактическую деятельность следует вести в направлении системы мишеней профилактики: семья, школа, индивид, группа сверстников, общество. Также этот принцип указывает на то, что и внутришкольная профилактическая работа должна вестись с использованием различных форм и направлений деятельности. Именно об этом пойдёт речь в следующем параграфе. 4.4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Состав и количество направлений профилактической деятельности в школе может быть различным. Это связано как с особенностями и традициями школы (сельская, городская, валеологическая, гимназия и т.д.), так и представлениями разработчиков школьных программ (систем) воспитания. Мы выделяем следующие направления деятельности в сфере школьной профилактики УПАВ: 1) Работа с родителями; 2) Превентивное обучение; 3) Формирование ответственного поведения в отношении потребления ПАВ на предметных уроках; 4) Организация досуга учащихся; 5) Волонтёрские отряды.
Работа с родителями Несмотря на значимость всех указанных направлений деятельности в сфере профилактики УПАВ в школе, мы выделим как особо важное – работу с родителями. Мы думаем, что немногие из родителей способны к самообразованию в сфере профилактики УПАВ. Это соотносится с мнением учёных, что в настоящее время «воспитание родителей есть важнейшее условие решения социальных проблем». К примеру, Куликова Т.А. раскрывает суть воспитания родителей, как «квалифицированную помощь семье в выполнении воспитательной функции» [29, с.177]. Организация систематической совместной работы семьи и школы в сфере предупреждения употребления ПАВ школьниками принципиально важна [11]. Общую цель работы с родителями в этой сфере можно сформулировать как: повышение педагогической культуры родителей. Отметим, что значимость систематической совместной работы семьи и школы в школьной профилактике УПАВ возрастает. Исследования, проведённые в г. Ижевске в последние 10 лет говорят о том, что всё чаще и чаще первые пробы алкоголя происходят в семье. Случается и так, что родители сами предлагают школьникам (иногда младшим) употребить пиво, шампанское или красное вино [3, 64]. Прежде всего, в организации работы с родителями в сфере школьной профилактики следует опираться на родительский комитет. Этот орган может действенно помочь организовать досуговую деятельность: совместные праздники, творческие мероприятия, экскурсии, походы, КВНы, интересные встречи, спортивные соревнования, летняя оздоровительная компания и т.д. Некоторые из школ г. Ижевска можно определить как социокультурные центры [11]. Центры, в которых есть профессиональные педагоги, целенаправленно занимающиеся воспитанием школьников и родителей. Эти школы систематически и регулярно привлекает жителей микрорайона к различным мероприятиям. Речь, прежде всего, идёт о двух видах мероприятий: - концертные программы, посвященные праздничным датам; - культурно-просветительные мероприятия. Непосредственная работа с родителями в сфере профилактики УПАВ предусматривает различные формы работы. При этом можно выделить традиционные и инновационные формыработы. Выделим наиболее известные. Традиционные формы: - родительские собрания; - лектории со специалистами; - консультации (групповые индивидуальные); - передача родителям памяток и буклетов по антинаркотической тематике; - патронаж неблагополучных семей; - видеофильмы. Инновационные формы: - заседания дискуссионных клубов; - родительские группы само- и взаимопомощи; - инструктажи; - групповые занятия. Существуют и другие методы и форм работы, которые можно использовать при работе с родителями. Многие педагоги имеют собственные разработки в работе с родителями. Работая с родителями, превентологам важно уметь подбирать и чередовать различные формы и методы «под конкретную группу родителей». В параграфах 5.5. и 5.6. пособия представлена авторская методика работы с родителями в сфере школьной профилактики УПАВ.
Превентивное обучение Превентивное обучение в сфере профилактики УПАВ следует реализовывать в общеобразовательной школе в течение всего цикла пребывания учеников. Оно организуется посредством на основе программ, имеющих гриф «Допущено». Важно понимать, что положительные результаты профилактической работы в школе не могут быть достигнуты за короткий промежуток времени. Как уже мы отметили, профилактическую работу в школе следует понимать как неотъемлемую составную часть воспитательной деятельности. Поэтому руководителям общеобразовательных учреждений важно найти оптимальную «стыковку» сферы профилактики УПАВ с общей воспитательной системой школы. Сущности и особенностям реализации ПО обучения в школе посвящена предыдущая глава 3. В этом параграфе мы хотим обратить внимание на то, что только реализации ПРП, направленных на предупреждение употребления ПАВ школьниками явно недостаточно. Это лишь одно из направлений деятельности в сфере школьной профилактики УПАВ. Помимо реализации специализированных профилактических программ, элементы здоровьесбережения следует использовать в рамках учебных предметов.
Формирование ответственного поведения в отношении потребления ПАВ на предметных уроках У нас есть убеждение, что поворотным моментом в решении задачи сохранения и укрепления здоровья школьников будет ситуация, когда все педагоги школы будут активно включены в профилактическую деятельность. Одним из значимых результатов такого включения будет ситуация, когда все учителя (большая часть) будут использовать на предметных уроках элементы здоровьесбережения. Это возможно и такой опыт в г. Ижевске имеется [46]. Безусловно, этот опыт достоин уважения и распространения. В УР есть педагоги, имеющие авторские здоровесберегающие программы [15, 46]. Многие из учителей-энтузиастов готовы к разработке таких программ. Важно, чтобы руководители школ и представители Управления образования оказали им поддержку: методическую, правовую и финансовую. Существуют различные формы применения «элементов здоровьесбережения» на предметных уроках. К примеру, возможны такие формы работы на предметных уроках: написание учащимися сочинений, изложений, диктантов. Написание сочинений может быть проведено со старшеклассниками (8-11 кл.). Темы сочинений могут быть следующие: - Как люди становятся алкоголиками и наркоманами? - Наркотики и семья. - Почему люди курят, принимают алкоголь и наркотики? - В чем вред наркотиков, алкоголя и табака? - Как снизить распространенность курения, пьянства и наркомании? - Встречались ли вы с рекламой табака, наркотиков? На уроках изобразительного искусства и рисования можно начать подготовку к школьному конкурсу рисунков и плакатов о ЗОЖ. Организация досуга учащихся Это направление школьной профилактики представлено различными формами активного отдыха, дополнительного образования и общественной работы. Можно сказать, что это самое давнее и «благополучное» направление деятельности в сфере профилактики УПАВ.
Волонтёрские отряды За последние 15 лет в нашей стране, и в Удмуртии в частности, набрало силу подростковое добровольческое движение в сфере предупреждения употребления ПАВ. В России это движение называют волонтёрским, от английского volunteer - доброволец. Обычно таковой профилактической деятельностью занимаются подростки 13-15 лет. Вместе с тем, некоторые юноши и девушки продолжают эту деятельность и в более старшем возрасте. Цели волонтёрского движения подростков обычно обозначаются широко: - пропаганда ЗОЖ; - деятельность, направленная на снижение вероятности употребления ПАВ детьми и подростками. В сфере профилактики употребления ПАВ волонтёры занимаются многообразной деятельностью: организуют различные акции по пропаганде ЗОЖ, участвуют в конкурсах, проводят лектории и интерактивные занятия с детьми и сверстниками и т.д. Привлечение волонтёров к деятельности по профилактике употребления ПАВ одновременно решает несколько задач: 1) Формирование устойчивых антинаркотических установок самих волонтёров и тех, кого они обучают; 2) Приобретение новых знаний; 3) Развитие свойств личности волонтёров, а именно: - развитие ответственности и самостоятельности; - развитие коммуникабельности; - повышение уверенности в себе; - развитие творческих способностей; - развитие навыков принятия решения; - формирование гражданской позиции. Участвуя в волонтёрской работе, старшие подростки удовлетворяют потребности присущие подростковому возрасту. Например, потребность в неформальном общении, потребности самовыражения и самоутверждения. Волонтёрское подростковое движение можно определить как образ жизни, реализация которого приносит реальную пользу обществу. Важнейший итог подросткового волонтёрского движения состоит в том то, что оно способствует становлению гражданина, принимающего на себя ответственность за будущее страны. На наш взгляд, к наиболее сложному виду профилактической деятельности подростков-волонтёров следует отнести – обучение сверстников и младших школьников по профилактическим программам. Об этом говорит наш двухлетний опыт работы (2004-2005 г.) с волонтёрами отряда «Мир» Центра эстетического воспитания Индустриального района г. Ижевска [10]. На основании этого опыта можно заключить, что в качестве превентологов могут выступать лишь наиболее опытные, уверенные и способные волонтёры. Обучение волонтёров показало, что они быстро осваивают такие ИМО: ЭН, мозговой штурм, КО и дискуссии. Именно эти методы лежат в основе программ школьной профилактики употребления ПАВ. Привлечение подростков к превентивной деятельности базируется на идее, что волонтёры и их обучаемые принадлежат к одному поколению. Эта ситуация способствуют более быстрому установлению контакта волонтёров с обучаемыми и позволяет им говорить со сверстниками и младшими школьниками доступно и просто («на одном языке»). Установление контакта и доброжелательные отношения способствуют созданию положительной психологической атмосферы при превентивном обучении. Как мы уже говорили, наличие таковой атмосферы – важнейший элемент школьной профилактики. Девять волонтёров отряда «Мир» имеют опыт реализации профилактической программы «Полезные привычки» для детей начальной школы. Одна из особенностей «преподавательской манеры» обучения волонтёров состоит в том, что они устойчиво ориентируются на субъект-субъектную модель. Отметим, что в начале реализации обучения все волонтёры испытали серьёзные сложности с дисциплиной учеников 1-4 классов на первых двух уроках программы. Однако они достойно вышли из трудного положения и к 3-4 уроку обучения по профилактическому пособию «Полезные привычки» они смогли наладить надлежащий процесс обучения. Впоследствии каждая из 3 групп волонтёров-учителей с успехом завершила профилактическую программу. Ряд исследований показывает, что профилактические уроки волонтёров более продуктивны, чем уроки учителей. Однако наряду с преимуществами у волонтёров-превентологов есть и ограничения. Например, участие волонтёров в качестве учителей-превентологов требует постоянной поддержки со стороны взрослого наставника, особенно на начальной стадии реализации программы. Ещё одно ограничение состоит в том, что волонтёры в какой-то момент могут «охладеть» к длительной работе по ПРП. То есть, мы говорим о риске, что они могут увлечься другой профилактической деятельностью, не доводя начатую программу до конца. Для того, чтобы подростки-волонтёры могли обучать школьников по ПРП нужно выполнить ряд условий: - организовать обучение подростков-волонтёров; - по итогам обучения отобрать наиболее способных из них; - в ходе обучения волонтёрами школьников следует оказывать им поддержку. В УР и г. Ижевске имеются школы, где есть успешный опыт деятельности волонтёрских отрядов [19, 26]. Несомненно, такой опыт следует изучать и развивать.
Date: 2015-09-18; view: 2781; Нарушение авторских прав |