Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организации превентивного обучения в школе
5.1. СХЕМА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ
Как было уже сказано в главе 3, одна из центральных задач ПО - развитие навыков учащихся. Выполнение этой задачи важно не только с точки зрения реализации задач конкретной профилактической программы, но также направлено на воспитания личности учащегося. Например, программы ППНВ способствуют развитию многих значимых навыков. Назовём некоторые из этих навыков: принятия решения, сопротивления давлению, коммуникабельности и работы в команде. Для программ профилактики УПАВ особенно важно развитие навыков отказа в ситуации давления и неагрессивного отстаивания своего мнения. То есть, ППНВ как и многие другие профилактические программы являются современными воспитательными технологиями, направленными на развитие личности школьника. Термин «навыки» можно также трактовать как «личностные ресурсы». Совершенно очевидно, для того чтобы ученики были успешны (а стало быть и здоровы) в их настоящей и будущей жизни - им следует иметь развитые личностные ресурсы. Все уроки по развитию навыков в ППНВ «укладываются» в рамки трёх тем: коммуникабельность, навыки принятия решения, развитие позитивного образа «Я». Каждый профилактический урок, связанный с развитием личностных ресурсов, проводится в определённой последовательности (схеме). Всего уроков, направленных на развитие навыков, в программах ППНВ - 75 % от всего материала, остальные 25 % связаны с информированием учащихся. Представленная ниже схема, прежде всего, применима к профилактическим урокам по развитию навыков. В меньшей степени эта схема подойдёт для информационных уроков в профилактических программах. В любом случае предложенную схему не следует воспринимать как жёсткий алгоритм. План конкретного профилактического урока и варианты использования энергизаторов, мозгового штурма и кооперативного обучения представлены в параграфе 5.7.
Схема профилактического урока 1. Энергизатор. Очередной урок следует начинать с ЭН. Хорошо, если ЭН соответствует теме урока. Это означает, что его краткое обсуждение позволяет назвать тему урока или обозначить его основные идеи. В следующем параграфе 5.2. описана методика проведения энергизатора, а в главе 6 представлен сборник энергизаторов для превентивного обучения. 2. Открытие. На этом этапе превентолог определяет уровень информированности учеников относительно темы урока. Часто в этой части урока используют метод мозгового штурма (см. 5.4.). Например, на уроке связанном с темой «Общение» учитель может спросить у учеников: «Что такое общение?». 3. Информирование. Здесь можно кратко информировать учеников о том, что пред-стоит изучать и для чего это нужно. На этом этапе урока следует чётко определить его цель. Одновременно решается задача мотивирования учеников к развитию навыка. Учителю следует «простым языком» объяснить, что формируемый навык будет полезен учащимся в реальной жизни. 4. Моделирование навыка. Смоделируйте (покажите) навык так, чтобы ученики видели, как он работает. Например, это можно сделать в ролевой игре. 5. Тренировка навыка. Например, в малых группах. 6. Энергизатор. Важно, чтобы школьники ушли с занятия с позитивным настроем. В пособии для учителей программы «Полезные привычки» на странице 24 представлен ещё один вариант схемы обучения навыкам [72]. По сути, это упрощённый вариант только что рассмотренной схемы. Исключением является добавление нового 4 элемента. В этом случае, схема представлена четырьмя компонентами: • Представление навыка. Представьте детям навык, объяснив, что они собираются изучать и для чего это надо. Мотивируйте учеников, объяснив, почему и как они смогут использовать навык в жизни; • Моделирование навыка. Моделируйте навык просто и коротко. Сделайте это так, чтобы ученики могли видеть, как он «работает»; • Тренировка навыка. Дайте ученикам возможность попрактиковаться в навыке. Обеспечьте им обратную связь, с целью улучшить навык; • Практическое применение навыка. Помогите ученикам использовать навык в ситуациях вне школы. Например, задав домашнее задание. Обратим внимание на 4 этап этого варианта схемы. В практике ПО мало кто из учителей его реализует. Можно сказать, что делают это лишь превентологи «высокого уровня». Однако это чрезвычайно важно с точки зрения для эффективного развития навыков. Два наиболее важных требования при обучении навыкам: - Учитель должен обладать данным навыком; - Уверенность учителя в том, что навык полезен для учеников. Некоторым навыкам превентологу легче учить детей совместно с помощниками. Вы можете привлечь к работе старшеклассников, школьного психолога или кого-либо их родителей. В любом случае тот, кто вам помогает, должен обладать формируемым навыком. Помощник может вместе с учениками разыгрывать сценки и организовывать ролевые игры. Перед тем как обучать навыку школьников надо быть уверенным в том, что вы этим навыком обладаете. Возможно, вам следует в нем поупражняться.
Наблюдения практика Работа по профилактическим программам, базирующимся на подходе «формирование жизненных навыков», побуждает школьных превентологов развивать собственные навыки. При обучении школьников по этим программам важно, чтобы сам превентолог обладал ими. Тезис о воспитании «личности личностью» остаётся базовым «во все времена». Школьные превентологи, работающие по программам ППНВ, подтверждают это. Они говорили о том, что работа по профилактическим программам побуждает развивать собственную личность (навыки). 5.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ-ЭНЕРГИЗАТОРА В разделе 3.4. мы в общих чертах познакомились с интерактивными упражнениями, называемыми энергизаторы (ЭН). В этом параграфе будет описана методика, которой следует руководствоваться при использовании ЭН. При выборе ЭН для конкретного профилактического урока важно действовать осознанно. Это означает, что превентологу следует подбирать ЭН не только для ПОД «конкретный урок», но и для определённого его этапа (начало, завершение, середина). При этом учитель должен предвидеть, какое влияние может оказать ЭН на весь класс и на отдельных учеников. Это означает, что на стадии подготовки превентивного урока учитель заранее должен подумать о том, какие конкретные ЭН будут использованы в занятии. Значимыми критериями включения/невключения ЭН в план урока является: психологическая и физическая безопасность учеников. То есть, принимая решение об использовании того или иного ЭН нужно быть убеждённым, что он не нанесёт «ущерб» группе или отдельному ученику. Например, если в классе имеется низкорослый подросток, то не следует включать ЭН предполагающий ранжирование по росту. Физическая безопасность предполагает защиту от физических травм при двигательных и других рискованных ЭН. Например, при выполнении ЭН с закрытыми глазами. Превентологу также важно понимать на какой стадии развития находится класс. Чем свободнее и непринуждённее чувствуют себя ученики, тем более «рискованными» могут быть ЭН. Несвоевременное использование «рискованных» ЭН приводит к повышению напряжённости и возникновению дискомфорта в ученической группе. Детальнее и подробнее о критериях подбора ЭН можно прочесть книге «Психогимнастика в тренинге» [60]. Однако мы считаем, что вышеуказанных рекомендаций вполне достаточно для того, чтобы подбирать ЭН для профилактических уроков. Выделим три этапа проведения ЭН: инструктирование, выполнение, обсуждение. Инструктирование Эффективность проведения ЭН во многом зависит от чёткости, ясности и лаконичности инструкции. Она должна содержать необходимую информацию и в то же время её не следует перегружать излишними пояснениями. Неудачен вариант, когда превентолог инструктирует дольше, чем длится выполнение ЭН. При необходимости в процессе проговаривания инструкции следует продемонстрировать ученикам, как выполняется ЭН. Проговаривая инструкцию, следует посмотреть на всех учеников. По выражению лиц можно заметить тех, кто не понял инструкции. В этом случае надо задать вопрос на уточнение. Например: «Всё ли понятно?» или «Нужно что-нибудь пояснить?». Приступать к выполнению ЭН возможно только тогда, когда вы убедились, что все ученики поняли инструкцию. Выполнение Как мы уже говорили ранее, при выполнении ЭН важно соблюсти психологическую и физическую безопасность учеников. Остановку выполнения ЭН следует проводить тогда, когда степень вовлечённости и удовольствия от него ещё не начала снижаться. Если вы собираетесь обсуждать содержательную часть упражнении, то ЭН следует остановить лишь тогда, когда появится материал (опыт) для обсуждения. Обсуждение На этом этапе вначале следует задать ученикам вопросы типа: «Какое у вас настроение?», «Как вы себя чувствуете?». Такие вопросы дают возможность ученикам отреагировать эмоции. В некоторых случаях учитель может просто сказать: «Я вижу, все развеселились. Теперь мы можем перейти к следующему упражнению». Далее идёт обсуждение ЭН по содержанию. Варианты вопросов могут быть такими: «Какие были трудности?», "Что помогло выполнить упражнение?», «Что помешало?». На наш взгляд, обсуждение наиболее сложная часть выполнения ЭН. Обычно умение обсуждать ЭН приходит с опытом. Как правило, начинающие превентологи используют только первые два этапа выполнения ЭН: инструктирование и выполнение. Это не следует считать ошибкой. В начале «превентивной карьеры» можно проводить ЭН и таким образом. Заметим также, что обсуждение содержания ЭН не следует проводить «глубоко» и долго. Естественно, чем старше ученики, тем уместнее содержательное обсуждение ЭН. Во время обсуждения ЭН мы лишь контурно обозначаем значимые моменты (идеи) урока. Позже, по ходу занятия, превентолог может обратить внимание учеников на результаты обсуждения ЭН и это может стать основой для более глубокого и серьёзного «разговора». Для этого возможно использовать другие ИМО. Например, кооперативное обучение. Об этом методе и пойдёт речь в следующем разделе пособия. 5.3. КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Кооперативное обучение (в дальнейшем, КО) – интерактивный метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики решают общую задачу. Совместная работа в МКГ (микрогруппа) формирует в учащихся качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. Для учеников, обладающих этими качествами и умеющих выбирать друзей, вероятность приобщения к табаку и алкоголю невелика [72]. Для проведения КО следует: - поделить класс на МКГ; - попросить сесть учеников в круг лицом к лицу; - определить каждому ученику роль; - дать общее задание; - указать время, отведённое на выполнение задания; - попросить оформить результаты совместной работы маркером на листе бумаги; - оформленные результаты вывесить на доске; - по окончании работы в МКГ следует предложить всему классу сесть полукругом перед доской; - заслушать докладчиков от групп; - провести дискуссию после выступления каждого докладчика; - похвалите каждую группу КО и всех участников. На первых профилактических уроках при использовании КО лучше делить учеников на небольшие МКГ по 3-4 человека. Впоследствии можно организовывать и большие МКГ (по 5-6 человек). Способы деления на МКГ могут быть различны. Возможен вариант, когда в одну МКГ объединяются разнополые ученики, с разной успеваемостью, из разных культурных сред. То есть, вполне уместен вариант, когда учитель делит учеников на малые группы в произвольном порядке. Этот подход, обеспечивает разнообразие МКГ по полу и другим характеристикам. Иногда учителя поддерживает существование одних и тех же МКГ на протяжении всей превентивной программы. Это усиливает дружеские связи между детьми и положительно влияет на обучение в целом. При определении ролей важна нейтральность и осторожность. Естественно, что вариант, когда учитель говорит: «У кого самый длинный нос, тот будет докладчиком от группы», - совершенно неприемлем. Каждому участнику МКГ должна быть предписана определённая роль. Если в МКГ по 4 ученика, то можно дать им следующие роли: ведущий, оформитель, докладчик, хронометрист. Ролевой функционал таков: - ведущий. Ведёт дискуссию в МКГ; - оформитель. Маркером на листе «оформляет» результаты общей работы; - докладчик. Сообщает всему классу то, что сделала МКГ; - хронометрист. Следит за временем. В зависимости от задач КО и численности учеников в МКГ возможны и другие роли. Например: - чтец. Он читает вслух текстовое задание; - завхоз. Обеспечивает МКГ бумагой и маркерами, которые находятся на столе у учителя. При проведении КО обязательными являются следующие роли: докладчик, оформитель, хронометрист. В малочисленной МКГ (3 человека) следует совмещать роли. То есть, один ученик может выполнять сразу 2 роли. К примеру, кто-то может быть одновременно завхозом и хронометристом. Использование КО способствует формированию различных навыков. В частности, таковых: - личная ответственность за происходящее в группе; - навыки работы в группе; - позитивная взаимозависимость. 5.4. МОЗГОВОЙ ШТУРМ И ПРАВИЛА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний учеников по теме или проблемному вопросу. Мозговой штурм (в дальнейшем, МШ) можно также определить как метод генерирования альтернатив решения задачи. Цель МШ: поиск путей решения какой-либо задачи. МШ позволяет превентологу: - включить в работу всех учеников класса; - определить уровень знаний и основных интересов участников; - активизировать творческий потенциал учеников. Правила проведения МШ 1. Учеников просят высказывать идеи (мнения) без какой-либо оценки или обсуждения этих идей (мнений); 2. Называя идеи, нельзя повторяться; 3. Чем больше список идей, тем лучше; 4. Следует подходить к проблеме с разных сторон; 5. Идеи не оцениваются и не критикуются; 6. Идеи фиксируются учителем на доске или листе; МШ позволяет группе за короткое время высказать множество идей. Он продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не закончится отведенное для МШ время. Возможен вариант, когда учитель ограничит длительность МШ определённым временем. Роль учителя при МШ 1) Определяет тему МШ; 2) Побуждает высказывать идеи; 3) Записывает идеи, высказанные участниками, на лист; 4) Не предлагает свои идеи. Ватманский лист с оформленными идеями следует размесить на стене или доске учебной комнаты. Эта информация будет «ждать своего часа». Как и в случае проведения ЭН, собранные при МШ идеи могут служить учителю основой для организации более глубокой и содержательной работы. Например, можно вернуться к каким-либо идеям МШ используя метод дискуссии. Существует много разновидностей МШ и многие учителя знакомы с ними. На обучающем семинаре-тренинге мы знакомим превентологов с двумя видами МШ: структурированным и неструктурированным. Структурированный МШ наиболее прост для реализации. Он проводится в такой последовательности: - вначале обучаемых объединяют в небольшие группы (по 2-3 чел.); - в этих группах они совместно обсуждают тему (проблему); - записывают предложенные идеи в блокнот; - каждая МКГ вслух по кругу по очереди озвучивает эти идеи. При этом ведущий просит не повторять те идеи, которые уже прозвучали; - ведущий МШ по ходу высказываний участников записывает маркером в кратком виде все их предложения. Таким образом, учебная группа формирует «банк» идей по теме. Как правило, по любой теме набирается большое количество идей. В конце МШ превентолог зачитывает вслух все идеи, предложенные участниками. И в завершении благодарит всех обучаемых за продуктивную работу. Неструктурированный МШ отличается только тем, что идеи высказываются учениками спонтанно и сразу после объявления темы. В остальном – учитель всё делает также, как и при структурированном МШ При МШ ценным становится умение превентолога быстро и разборчиво писать маркером. Если такое умение неразвито, то можно пригласить помощника. В средних и старших классах таковым может быть один из учеников. 5.5. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»: ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В фокусе внимания большинства ПРП, посвящённых профилактике употребления ПАВ, находится учащийся. Однако превентивную деятельность следует вести одновременно в нескольких направлениях: с учеником, с родителями школьника, со сверстниками, в школьной среде и внутри всего общества в целом. В учебно-методическом комплексе программ ППНВ имеются материалы для родителей [71]. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках. Однако детальной методики работы с родителями программа ППНВ не предоставляет. В 2005 году в рамках внутришкольного эксперимента «Развитие превентивного обучения» в школе N 49 была поставлена задача: разработать методику организации и проведения родительских собраний по теме «Профилактика употребления ПАВ среди школьников». К концу 2008 года эта задача была реализована. Эту разработку можно одновременно рассматривать и как самостоятельную методику, и как приложение к превентивным программам ППНВ. Созданию методики предшествовало проведение мастерских с учителями общеобразовательной школы N 49, на которых обсуждались основных идеи родительского собрания по теме предупреждение употребления ПАВ школьниками (в дальнейшем, «Профилактическое родительское собрание» или ПРС). На этих встречах учителя активно обсуждали и предлагали идеи к ПРС. Их предложения отражены в Приложении 2. В первом пункте этого приложения отмечено: «Разработать памятки-рекомендации для родителей». Такие рекомендации (советы) представлены в Приложении 4. В 2008 году методика ПРС была успешно апробирована в школе 49, а позже и в Первомайской школе Завьяловского р-на УР. Принципы и задачи проведения профилактического родительского собрания ПРС должно отличаться от традиционного школьного родительского собрания, прежде всего, большей активностью родителей. Организация и проведение ПРС по форме работы близка превентивным урокам по программе ППНВ. Подходы (методы), описанные ранее в пособии относительно организации ПО школьников, близки и для профилактического родительского собрания. Это касается, прежде всего, необходимости использования ИМО и создания положительной психологической атмосферы. Другая важная особенность ПРС связана со стилем его ведения. Он должен быть дискуссионным и диалогичным. Мы исходим из посылки, что у большинства людей есть потребность самовыражения и проявления активности. Соответсвенно, основная задача превентолога при проведении ПРС состоит в том, чтобы создать условия для реализации этих потребностей. При организации и проведении ПРС следует соблюсти следующие принципы: - раннего начала; - непрерывности и долгосрочности; - общего понимания. Раннее начало. Этот принцип означает, что первое ПРС следует (желательно) проводить с родителями учеников первого класса. Родительское собрание надо проводить до того, как первоклассники начнут обучаться по какой-либо, разрешённой к использованию программе профилактики УПАВ. Например, «Полезные привычки». Мы уже говорили о том, что превентивную деятельность со школьниками важно начинать до возраста «первых проб». В настоящее время «подавляющее» число учеников начальной школы не имеет «опыта проб» табака и алкоголя [3]. Вышесказанное не отменяет варианта, при котором ПРС может проводиться с родителями учеников любого класса. Непрерывность и долгосрочность. Этот принцип указывает на то, что и после первого класса следует продолжать проводить ПРС с родителями регулярно каждый год. В идеале, это должно происходить все 11 лет. Естественно, что тематика год от года будет меняться в соответствии с возросшими знаниями школьников и их родителей. Очень важно, чтобы ПРС проводились в начальной школе. Общее понимание. Работа с родителями должна строиться с учётом единого понимания особенностей и принципов профилактической деятельности в школе. Поэтому важно, чтобы учителя и родители имели сходное понимание задач профилактики употребления ПАВ. Это принцип также говорит о важности единства взглядов учителей школы. ПРС в течение 11 лет будут проводить, прежде всего, классные руководители школьников. Поскольку это будут разные учителя, необходимо, чтобы у них был единый взгляд на профилактическую деятельность со школьниками и родителями. Существуют следующие наиболее важные задачи родительских собраний в сфере профилактики употребления ПАВ: 1. Просвещение родителей в сфере профилактики употребления ПАВ; 2. Мотивация родителей к профилактической работе; 3. Формирование умений и навыков для успешного воспитания детей; 4. Изменение воспитательных установок и стереотипов. Безусловно, что задачи со второй по четвёртую наиболее сложны для реализации. При реализации ПРС следует учесть ряд принципиальных моментов организации и проведения, а именно: Привлечение родителей на профилактическое собрание. Надо ответить на вопрос: «А что следует сделать, чтобы родители захотели прийти на ПРС?». Способы привлечения родителей на собрание подробно описаны в параграфе 5.6. Использование ИМО. Доступность. Общение с родителями следует вести доброжелательно и на равных. Язык превентолога должен быть понятным и доступным для родителей. Наличие положительной психологической атмосферы. Принципиально важно, чтобы каждое ПРС начиналось с формирования такой атмосферы. Мы уже говорили о том, что большинство людей нуждается в понимании, внимании и поддержке. Образно говоря, каждому из нас важно чтобы к нам относились «по-человечески». Кроме приёмов по формированию положительной психологической атмосферы, указанных ранее, существует большой спектр и других приёмов создания «позитивного климата» в группе. У некоторых из учителей есть собственные эффективные приёмы создания атмосферы доверия на родительских собраниях. Тщательная подготовка к ПРС. Известно, что в настоящее время многим родителям не хватает времени для полноценного воспитания собственных детей. Это проявляется в частности и в том, что мотивация значительной части родителей к родительским собраниям низкая. Реальность такова, что многие родители с неохотой посещают собрания и ведут себя на них пассивно. В такой ситуации требование к ПРС и по содержанию и форме подачи, конечно же, возрастают. Тщательная подготовка особенно важна перед первым ПРС.
Методические требования к проведению профилактического родительского собрания Требование к превентологу. На наш взгляд, проведение ПРС следует отнести к наиболее сложному виду деятельности в области школьного ПО. Для успешного проведения ПРС по изложенной в данном пособии методике превентологу необходимо соответствовать ряду требований: 1) Наличие успешного опыта работы по какой-либо здоровьесберегающей программе (не менее года); 2) Владение ИМО; 3) Мотивация к проведению ПРС; 4) Тщательная подготовка к первому ПРС. Классные руководители могут привлечь к проведению ПРС психологов, имеющих опыт групповой работы. На отдельные ПРС возможно приглашение наркологов и других специалистов, компетентных в области предупреждения употребления ПАВ и семейного воспитания. Если превентолог не соответствует хотя бы одному из требований пунктов 2-4, то следует ограничиться традиционной формой проведения ПРС. Другой вариант – пригласить компетентного специалиста. Помещение Основных требований к классу для проведения ПРС два: просторность и звукоизоляция. Просторность. Лучший вариант таков: в одной части класса должны быть размещены столы для традиционного лектория, а в другой – свободное пространство для ИМО, где находятся только стулья. Их следует разместить по кругу или в полукруг. Звукоизоляция. Важно, чтобы посторонние шумы не мешали проведению ПРС. Этот критерий также следует учесть при подборе помещения. Требуется также доска или возможности крепления листов скотчем на стены или классную доску. Принадлежности. Для ведения ПРС следует иметь: маркеры, бумагу А-3 и А-4, скотч, мяч, соответствующие игрушки и т.д. Длительность и количество профилактических родительских собраний Длительность ПРС. Родительское собрание следует поделить на две части: общую и профилактическую. Длительность профилактической части может составлять от 60 до 80 минут. Именно в это время реализуется методика профилактического родительского собрания, представленная в пособии. Длительность общей части определяет классный руководитель. Однако мы считаем, что она не должна превышать 40 минут. Таким образом, максимальная общая длительность родительского собрания составит 120 минут. На наш взгляд, это оптимальное время для собрания с родителями. Собрания длительностью в 3 часа и более утомляют. К тому же в наше сложное время «ценность времени» возросла. Между общей и профилактическими частями собрания родителям следует предложить 10-мнутный перерыв. Общая часть традиционно состоит из тех текущих вопросов, которые обычно обсуждаются на родительских собраниях: успеваемость, сложности в обучении, организация праздников и т.д. Собрание с родителями необходимо начинать с профилактической части. Естественно, что в первой части собрания родители наиболее мотивированы и продуктивны. В это время есть большие возможности для создания необходимого психологического настроя на работу в группе. Количество ПРС. При определении количества ПРС, которые следует провести в течение учебного года, мы учитываем нормы отражённые в уставах школ. Как правило, каждому классному руководителю в год надлежит провести четыре родительских собрания. Однако, два родительских собрания в год - общешкольные. Стало быть, в год можно провести два ПРС. Вышесказанное означает, что в течение года каждому классному руководителю следует провести, как минимум, два ПРС. Некоторые классные руководители проводят до 6 родительских собраний в год. Конечно же, такую инициативу следует приветствовать. Наблюдение практика Известно, что некоторые из родительских собраний в школе проходит одновременно с общешкольными родительскими собраниями. Наш опыт позволяет сделать принципиальное замечание: не следует совмещать ПРС с общешкольным родительским собранием. При таком совмещении возникают сложности при формировании положительной психологической атмосферы в группе родителей. Речь идёт о том, что родители после общешкольного собрания могут быть излишне взволнованны или даже негативно настроены. Тематическое планирование ПРС Каждый классный руководитель самостоятельно определяет темы ПРС на учебный год (двух или более). Делает это он исходя из собственного опыта и возможностей, а также особенностей группы родителей. При разработке тематического плана превентолог может опираться на различные материалы, помогающие организовать ПРС. Можно воспользоваться такими учебными материалами [37, 40, 71]. Речь идёт о следующих материалах: - Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. Краткое руководство / Сост. О.Л. Романова. – М., 2000; - Методические рекомендации для проведения родительских собраний, посвященных превентивному обучению / Составители О.Л. Романова, Л.Ф. Шатохина. – М., 2003; - Материалы для родителей. 127 полезных советов, или как уберечь детей от наркотиков / Под ред. О.Л. Романовой. – М., 2001. При тематическом планировании превентологу следует учесть пожелания родителей. В этом случае следует обсудить этот вопрос с родителями. Как говорилось ранее, на отдельные ПРС возможно приглашение компетентных специалистов.
5.6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Общие положения и цель Этот раздел пособия посвящён описанию содержания методики проведения родительского собрания по теме «Профилактика употребления ПАВ среди школьников». Она вполне применима для организации и проведения ПРС по любой другой «здоровьесберегающей» тематике. Методика ПРС представляет собой логично выстроенную последовательность действий, ведущих к достижению цели. При этом важно соблюдение последовательности этапов, предложенных в методике и качественная «проработка» каждого из них. Одной из идей, положенных в основу разработки методики, стала мысль Микеланжело: «Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь». В организации совместной работы школыс родителями в сфере предупреждения употребления ПАВ принципиально важным является успешное проведение первого ПРС. Поэтому отметим, что методика ПРС разработана для проведения первого профилактического собрания с родителями первоклассников. Это собрание следует проводить до обучения первоклассников по программе профилактики УПАВ для начальной школы. Вместе с тем, Методика ПРС универсальна. То есть, её можно использовать на профилактических собраниях с родителями учеников любого из одиннадцати классов общеобразовательной школы. За «универсальность» методики, как уже сказано, говорит и то, что её можно также применять для проведения ПРС по самой широкой здоровьесберегающей тематике. Методическая разработка основывается на рекомендациях, принципах организации и особенностях проведения ПРС, изложенных в параграфе 5.5. Ряд идей был заимствован из методических рекомендаций для проведения родительских собраний, посвящённых ПО [40]. Первое ПРС можно определить как ключевое. Если родители, придя на родительское собрание будут чувствовать себя на нём комфортно и получат удовольствие от общения, то их мотивация к дальнейшему посещению ПРС вырастет. А если они получат полезный опыт и информацию, то вероятность дальнейшего их участия в ПРС будет очень высокой. Можно выделить два основных аспекта, позволяющих привлечь родителей на ПРС: - комфортность пребывания; - полезность информации. Цель первого ПРС – мотивация родителей к профилактической работе. Стадии профилактического родительского собрания Содержание стадий ПРС опирается на подход, представленный в тренинге толерантности для подростков [68]. Мы предлагаем четыре стадии: - разминка; - содержательная часть; - рефлексия; - прощание. Разминка. Её цель – создание положительной психологической атмосферы. Основное методическое средство создания таковой атмосферы – энергизаторы, направленные на знакомство участников. Для подбора ЭН этого этапа превентологи могут воспользоваться параграфом 6.2. данного пособия. Длительность разминки зависит от отношений, сложившихся в конкретной группе родителей и мастерства превентолога. В некоторых случаях для создания необходимого «климата отношений» достаточно одного ЭН, в других - требуется больше усилий и времени. Как правило, на разминку затрачивается от 5 до 12 минут. Возможны также и другие формы создания положительной атмосферы и опытные классные руководители используют их. Например, дружеское чаепитие в начале ПРС. Содержательная часть, конечно же, занимает большую часть времени ПРС. Она включает в себя: короткие информационные сообщения и дискуссии по теме. Здесь же используются и другие ИМО, помогающие понять и усвоить тему занятия. Рефлексия. На этом этапе следует: - Прояснить непонятые вопросы; - Дать возможность выразить отношение к занятию; - Сформулировать выводы. Методика проведения отдельных ИМО также предполагают рефлексию. Например, она используется в заключительной части выполнения ЭН. Речь идёт об этапе проведения ЭН, который называется обсуждение (См. параграф 5.2). В конце каждого ПРС следует запланировать время, чтобы родители могли поделиться своими чувствами, впечатлениями и мнениями. Особое внимание нужно обратить на то, что было не конца понято или недосказано. Во время рефлексии можно задать следующие вопросы: - Как ваше настроение сейчас? - Было ли интересным ПРС? - Что вы узнали на сегодняшнем ПРС? - Какие выводы мы можем сделать? - Что показалось вам наиболее интересным, новым и неожиданным? - Есть что-то такое, что осталось непонятым? В завершении рефлексии ведущему следует подвести краткие итоги ПРС. Это можно сделать таким образом: напомнить изучаемую тему, сообщить цель занятия, сделать выводы. Прощание. Это короткий заключительный этап родительского собрания. Закончить ПРС следует позитивным ЭН. Прощаясь, надо обязательно поблагодарить родителей за их участие в собрании. Представленные стадии ПРС напоминают схему обучения навыкам (См. параграф 5.1). Это обстоятельство указывает на то, что ПРС по форме проведения близко превентивному уроку. Этапы профилактического родительского собрания Содержание и ход ПРС можно представить в виде последовательных восьми этапов: Date: 2015-09-18; view: 1657; Нарушение авторских прав |