Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоактивных веществ подростками





 

2.1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ

 

В этом параграфе мы представим понятия, сферы профилактики УПАВ, которые необходимы для более полного понимания главы 2 и пособия в целом. Начнём с термина наркомания.

Наркомания

Наркомания это болезнь, развивающаяся вследствие употребления наркотиков. Понятие наркомания происходит от греческих слов «наркэ», что означает - сон, оцепенение и «мания», что значит - страсть, безумие [59].

Мы будем исходить из понимания, что наркомания это сложное социобиопсихическое явление. Однако, прежде всего, это болезнь. У больного «страдает» тело, душа, а также в сложной ситуации оказывается семья. Основные аспекты наркомании: медицинский, социальный, правоохранительный. Врачи-психиатры и наркологи дают следующее определение наркомании.

Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении ПАВ, принимающее форму непреодолимого влечения [20, с.63].

В результате этой болезни человек также деградирует морально и отличается асоциальным поведением. Согласно международной классификации болезней (в дальнейшем, МКБ-10) наркомания определяется так: психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ [20]. Заметим, что оба последних определения указывают на то, что наркотики относятся к одному из видов ПАВ.

Наркотики - ПАВ, запрещённые для производства, транспортировки, хранения, продажи и потребления.

Зависимость (определение ВОЗ) - состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества [20, с.8]

Под термином зависимость также понимается хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным поведением при отсутствии адекватного отношения к последствиям такого поведения [38]. Термин «компульсивное» означает - неуправляемое, неконтролируемое, вынужденное поведение.

Химическая зависимость (в дальнейшем, ХЗ) – термин, включающий в себя такие формы зависимостей как: алкоголизм, наркомания и токсикомания [23, с.5]. Этот термин активно используется в зарубежной литературе [22]. Однако в последние годы он всё чаще применяется и отечественными специалистами [41]. Поворотным моментом в развитии ХЗ является переход от нерегулярного употребления ПАВ к регулярному.

Различают 2 вида химической зависимости: психическую и физическую.

Психическая зависимость

Психическая зависимость (в дальнейшем, ПЗ) - психическое влечение к наркотикам и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения [65, с.44]. Мы более кратко определяем ПЗ так: психическое влечение к ПАВ.

ПЗ проявляется в том, что человек перестаёт получать удовольствие от жизни без приёма ПАВ. Оно становится важным компонентом контакта с самим собой и окружающими. Синдром ПЗ включает патологическое влечение к ПАВ и способность достигать состояния психологического комфорта в интоксикации [23, с.86]. Наиболее сильную ПЗ вызывают наркотики.

Специалисты считают, что ПЗ к наркотикам возникает на ранних стадиях на­ркомании и остается на всю жизнь [35, 65]. Вот что говорит о лечении наркомании один из известных российских специалистов в области профилактики употребления ПАВ Н.А. Сирота: «Лечение от наркомании – путь длиной в жизнь» [35].

При ПЗ влечение к веществу проявляется в посто­янных мыслях о нём, а также в подъеме настрое­ния от предвкушения его приема. Взгляд человека на мир, его настроение и эмо­циональный фон зависят от того, принято ли вещество в организм. Чаще всего происходит так, что химически зависимые люди находит компанию, где также употребляют ПАВ.

ПЗ может погаснуть, если появиться новое сильное увлечение чем-нибудь и захватит «зависимого» человека целиком. При этом новый интерес должен насытить жизнь по­ложительными эмоциями. Однако такая ситуация возможна лишь в усло­виях изоляции от ПАВ.

На поздних стадиях болезни (наркомания, алкоголизм) состояние психического комфорта - это не столько удовольствие, сколько уход от мучений [65, c.46]. В конце концов, ПАВ становится для больного единствен­ным условием благополучного существования.

 

Физическая зависимость

Вслед за ПЗ у больного человека возникает физическая зависимость к веществу. ХЗ человек замечает, что возможность достижения физического комфорта связана только с состоянием опьянения [65]. В ходе развития болезни у «зависимого» также теряется способность регулировать количество потреблённого вещества. Утрата контроля – один из признаков физической зависимости (в дальнейшем, ФЗ). По мере развития ФЗ человек обнаруживает, что для облегчения болезненных состояний достаточно принять небольшую дозу, чтобы почувствовать себя комфортно.


Синдром ФЗ включает компульсивное (непреодолимое) влечение к ПАВ и оно превосходит любые желания и потреб­ности. В частности, вытесняет чувство голода и жажды. Если ПЗ возможно преодолеть волевым усилием, отвлечься например, то устранить ФЗ без дополнительной дозы ПАВ крайне трудно.

 

Абстинентный синдром

Абстинентный синдром - болезненное состояние, возникающее при лишении организма привычного ПАВ. В просторечии его называют «ломка». Подобное состояние возникает тогда, когда больной прекращает употребление привычного для него ПАВ [23, с.87].

По мере развития ФЗ человек убеждается в том, что его самочувствие улучшается только во время опьянения, а без ПАВ он не чувствует себя здоровым. Достаточно принять неболь­шую дозу, чтобы почувствовать облегчение.

Абстинентный синдром появляется в срок от нескольких часов до суток после приёма ПАВ. Быстрее всего при алкоголизме – через несколько часов, медленнее при приёме наркотиков – к концу первых суток. Наличие синдрома сигнализирует о наличии сформированной физической зависимости. Абстинентный синдром проявляется тогда, когда организм человека уже не может нормально функционировать без дополнительного приёма ПАВ. То есть, ФЗ связана с включением ПАВ в цепь обменных процессов организма.

Все поведение ХЗ человека во время действия абстинентного синдрома направлено на поиск необходимого вещества. В этот период больной способен нарушить не только моральные нормы, но и закон. За­висимость организма настолько велика, что в отдельных случаях, без своевременного употребления ПАВ (алкоголя, наркотика) у человека наступает смерть. Даже очень волевые и сильные люди с трудом переносят абстинентный синдром. В этот период у ХЗ людей преобладает тоскливое, подавленное и мрачное настроение. При этом у них может возникать беспричинное чувство страха.

Для абстинентного синдрома характерны следующие симптомы:

- тяжесть и боль в голове;

- общее недомогание;

- нарушения деятельности сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем;

- расстройства сна;

- повышенная потливость;

- учащенный или уреженный пульс;

- дрожание пальцев рук;

- расширенные или суженные зрачки;

- вялость, неспособность переносить психические и физические нагрузки;

- сухость во рту;

- болезненное действие яр­кого света, звуков и холода;

- отеч­ность.

Детоксикация. В лечебных учреждениях врачи освобождают больного от ФЗ путём процедуры детоксикации. Суть процедуры - вывод из организма ПАВ.

Алкоголь. Это понятие происходит от английского alcohol. Напомним, что алкоголь - любой напиток, содержащий токсическое вещество этанол. Он способен при однократном приёме вызывать эйфорию либо другие эффекты, связанные с приёмом ПАВ. При систематическом приёме алкоголя у человека может развиться болезнь, называемая алкоголизм.

Спиртные напитки - синоним понятия алкоголь [76].

У многих людей употребление алкоголя носит ритуальный характер. Однако следует понимать, что зависимость от алкоголя развивается незаметно и впоследствии может в алкоголизм. Наиболее развитые страны стремятся значительно ограничить потребление алкоголя [44]. Педагоги должны знать, что употребление любых доз алкоголя детьми и подростками недопустимо.


Алкоголизм - хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления алкоголем [20, с.40]. Эта болезнь отличается тем, что у больного формируется ПЗ и ФЗ от спиртных напитков. Алкоголизм можно также понимать как биопсихосоциальное заболевание, являющееся одной из форм девиантного поведения [16, 20].

Девиантное поведение - поведение, не согласующееся с нормами общества. Термин «девиантный» происходит от англ. deviation – отклонение. Девиантное поведение также называют отклоняющимся поведением. Основные виды ОП: преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.

Мы рассматриваем алкоголизм как закономерный процесс, состоящий из ряда этапов. Содержание этапов этого процесса для подросткового алкоголизма будет рассмотрено в параграфе 2.4. этой главы. В этой схеме алкоголизм как болезнь диагностируется на этапе, называемом стадия физической потребности. На этой стадии формируется алкогольная зависимость и окончательно теряется самоконтроль. В это время у подростка появляется абстинентный синдром.

Хронический алкоголизмзаболевание, характеризующееся глубокими нарушениями нервно-психической деятельности, вплоть до полной деградации личности и выраженными изменениями деятельности всего организма.

Пьянствочрезмерное употребление алкоголя [20, с.40]. Пьянство не всегда переходит в хронический алкоголизм. Его можно понимать как один из этапов в развитии алкоголизма.

С позиций медицинских под пьянством понимается любое немедицинское потребление спиртных напитков [55].

Алкоголик - мы считаем, что алкоголиком следует называть человека, злоупотребляющего спиртными напитками со сформированной зависимостью от них.

Токсикомания (от англ. toxiс, что означает яд) - заболевание, вызываемое вдыханием ингалянтов.

2.2. ТАБАКОКУРЕНИЕ

 

Курение – очень серьёзная проблема для всего мира и нашей страны. Эта «вредная привычка» вызывает множество болезней и преждевременной смертности человека. Ежегодно в мире курение становится причиной прямой или опосредованной смерти 3 миллионов человек [54].

Употребление никотина в течение длительного времени может привести к заболеваниям сердца и лёгких, бронхиту и онкологическим заболеваниям.

Табак, наряду с алкоголем, самое распространённое ПАВ для получения удовольствия.

В нашей стране курит около 40% мужчин и 15% женщин, что позволяет говорить о наличии эпидемии курения [54].

В Удмуртской Республике (в дальнейшем, УР), как и в большинстве регионов России, курит большая часть взрослого населения. В Удмуртии табакокурение распространено среди 36,4 % взрослых людей (от 18 до 60 лет). В сельской местности этот показатель вдвое больше, чем по г. Ижевску [43, с.15]. Эти данные указывают на то, что в сельских школах в большей степени следует акцентировать внимание на профилактике табакокурения.


Согласно данным ВОЗ нюхание и друге формы потребления табака значительно уступают курению.

Состояния зависимости человека от табака, алкоголя и наркотиков включены МКБ-10 в одну категорию “Нарушения психики и поведения, обусловленные приёмом ПАВ” [54].

Формирование зависимости от никотина

Действие никотина на организм начинается спустя несколько секунд после курения. Курение действует так: происходит эмоциональное выравнивание и успокаивающий эффект. Часто курение используют в моменты страха и напряжения [20, с.96].

У начинающего курить человека повышается толерантность никотину и быстро развивается зависимость от него. Человек, начавший курить, скорее всего, будет делать это в течение длительного времени [44]. 80% людей, начинающих экспериментировать с сигаретами, попадают на наркотический “крючок” и быстро становятся регулярными курильщиками. Почти все начавшие курить в возрасте до 18 лет, испытывают трудности при желании избавиться от этого порока до конца своих дней [52].

Если человек прекращает курить, то абстинентные симптомы при отказе от курения достаточно тяжёлые: желудочно-кишечные расстройства, раздражительность, нарушения сердцебиения, беспокойство [20, с.97].

Пассивное курение. Не меньшую опасность вызывает пассивное курение, пагубная роль которого только начинает осознаваться медицинскими работниками и населением. Табачный дым вреден не только для тех, кто непосредственно курит. Почти в такой же мере страдает здоровье и так называемых “пассивных курильщиков”, тех, кто вынужден вдыхать отравленный табаком воздух. При пассивном курении вдыхаются никотин, угарный газ и в значительно большем количестве, чем курящими, цианистый водород, бензол, толуол, акролеин и другие токсические и канцерогенные вещества. Например, N-нитрозодиметиламин, являющийся активным канцерогеном, поступает в легкие пассивного курильщика в сотни раз большей концентрации, чем при активном курении. В результате пассивное курение на 34% увеличивает риск возникновения рака легкого, на 50% - сосудистой патологии.

Широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к снижению числа курящих говорит о необходимости принятия безотлагательных мер, направ­ленных на предупреждение начала курения и его прекращение, то есть к проведению комплексных программ по преодолению курения.

Учебно-воспитательная профилактическая работа

Для предупреждения табакокурения школьниками, педагогам полезно воспользоваться рекомендациями из пособия под редакцией Смирнова Н.К. [54]. В нём говорится о важности учебно-воспитательного воздействия на школьников. Основные формы и возможности подобного воздействия следующие:

1. Использование на уроках по своему предмету таких элементов его содержания (фактов, аргументов, примеров, задач), которые бы постепенно убеждали школьников в реальном вреде, который наносит табакокурение здоровью (учебный аспект).

2. Демонстрация своего отношения к этой вредной привычке, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение (воспитательный аспект).

3. Отказ самих учителей от курения (по крайней мере, на территории школы), т.к. любые оправдания своей вредной привычки будут снижать воспитательное и обучающее воздействие на школьника, и вступать в противоречие морально-нравственными нормами. Открытым остается вопрос о законности такого запрета с юридической точки зрения.

4. Работа с родителями учащихся. Это касается и помощи им в отказе от табакокурения (на информационном уровне). А также инструктирования их о методах родительской педагогики, позволяющей снизить риск приобщения их ребенка к этой вредной привычки или отказаться от нее, пока она не обрела формы психологической зависимости.

5. Организационно-педагогическая работа учителя, направленная на формирование в школе норм, традиций приобщения к здоровому образу жизни, “моды на здоровье”.

 

2.3. ТОКСИКОМАНИЯ

 

Токсикомания проявляется в психической, а иногда и в физической зависимости от ингалянтов, которые токсикоманы нюхают или вдыхают.

Ингалянты (или токсиканты) также называют «летучими веществами», поскольку они активно испаряются и имеют стойкий запах. Эти вещества не включены в официальный список запрещённых ПАВ. Их можно приобрести в любом хозяйственном магазине. Речь идёт о бензине, ацетоне, различных аэрозолях, чистящих жидкостях, клеях, красках, растворителей для красок, жидкости для снятия лака, газ для зажигалок и т.д.

Первые случаи токсикомании в России были зарегистрированы среди подростов 12-14 лет в 90-ые годы 20 века. Известны случаи потребления ингалянтов (клей, ацетон и т.п.) детьми 6-8 лет [20]. В 90-ые годы также появляются первые сообщения о летальных исходах вследствие отравления от вдыхания паров клея «Момент». Есть исследования, где показана устойчивая связь между токсикоманией в подростковом возрасте и последующим быстрым развитием алкоголизма [24].

Подобно алкоголю ингалянты вызывают у их потребителей чувство снятия всех запретов, ощущение эйфории, релаксации и сонливости. Затем нарушается координация, речь становится невнятной, появляется раздражительность и беспокойство. Если вдыхание продолжается, возникают галлюцинации [44, 74].

В зависимости от вида потребляемых инглянтов и способов их употребления различают типы токсикоманов. Вот одна из классификаций, согласно которой выделяют такие типы: аппликаторщик, нюхач, колёсник и ширевой [20, c.92].

Взрослым (педагогам или родителям) несложно установить факт того, что подросток употребляет токсиканты. На это указывают следующие признаки [20]:

- запах, исходящий от их одежды;

- наличие ваты в носу;

- выбритый затылок с покрасневшей и раздражённой кожей;

- сыпь вокруг рта и носа;

- раздражение век и глаз;

- стремление к группированию и уединению в перерывах между занятиями.

Способ потребления

Ингалянты быстро действуют на центральную нервную систему. Вдыхаемые подростками пары сразу попадают в мозг и интоксикация наступает через несколько минут и продолжается около получаса. Например, опьянение парами бензина наступает в течение 5-10 минут [20, с.94].

Мода на различные токсические вещества меняется, также меняются и способы вдыхания. Один из самых известный способ связан с использованием пластикового или полиэтиленового пакета. Обычно в них кладётся вата или тряпка, смоченная летучим веществом. Другой известный способ связан с выбриванием волосяного покрова на затылке. Туда токсикоманы прикладывают смоченную раствором вату или тряпку [20].

Последствия токсикомании

Потребление ингалянтов приводит к кислородному голоданию организма. Это заставляет сердце биться быстрее, в неровном ритме. Люди, вдыхающие ингалянты, могут потерять обоняние, страдать от тошноты, носовых кровотечений, у них могут развиться заболевания печени, легких и почек. Длительное употребление может привести к уменьшению мышечной массы, ослаблению мышечного тонуса и силы. Самый большой вред ингалянты наносят мозгу, когда токсичные испарения вдыхаются непосредственно в носовые пазухи.

Известны смертельные случаи при вдыхании ингалянтов. Чаще всего смертельные несчастные случаи происходит во время первой попытки. Основные причины такого рода смертей – сердечная недостаточность и удушье в пластиковых мешках. После того, как пройдёт опьянение у токсикоманов наступает вялость и головная боль. К этому могут добавиться: тошнота и рвота, понос и галлюцинации.

В ходе употребления ингалянтов формируется зависимость, которая разрушает интеллект и личность в целом. Наиболее значимые последствия потребления токсических веществ таковы:

- нарушение сна, аппетита, повышенная утомляемость;

- подросток мало бывает дома;

- потеря интереса к учёбе;

- грубость и раздражительность.

- снижается концентрация внимания и объём памяти;

- снижается интеллект, плохо соображает;

- пассивность и склонность к безделью может чередоваться с агрессивностью;

- «беднеет» речь. Подросток использует однотипные обороты;

- через несколько месяцев развивается слабоумие;

- теряется способность ориентироваться в новой обстановке;

- головные боли и головокружения;

- бессонница;

- непереносимость транспорта;

- поражения почек, печени и дыхательных путей.

Со временем у токсикомана формируется зависимость, что приводит к неуправляемому поведению. Подросток может перестать скрывать употребление токсических веществ и перейти от группового потребления к индивидуальному. В случае, когда взрослые будут отбирать ингалянты у подростка, то он может вступить в драку. Со временем может развиться воровство домашних вещей, либо кражи в иных местах. Число рецидивов от общего числа выписанных больных токсикоманией детей и подростков достигает 20 % [20].

Причины

Почти во всех случаях токсикомания связана с отсутствием должного воспитания детей и подростков. Поэтому эту болезнь можно понимать как явление, обусловленное социальной и педагогической запущенностью детей и подростков.

При отсутствии устойчивых, положительных интересов дети охотно группируются с асоциально ориентированными, старшими по возрасту подростками. Как правило, именно в такой компании дети впервые прибегают к вдыханию ингалянтов. В группе детям и подросткам легче преодолеть естественный страх перед отравлением и интересней совместно пережить состояние «кайфа». Нередко группы подростков-токсикоманов становятся орудием в «руках» лидеров ассоциальных групп и тогда фактически вся группа становится криминальной [20].

Мотивы употребления токсических веществ почти полностью совпадают с мотивами употребления алкоголя подростками. Назовём некоторые из них: из любопытства, бравада смелостью, стремление самоутвердиться, групповая сопричастность, для «кайфа», уход от проблем, для снятия барьера пред совершением преступления и т.п. [20, с.92].

Профилактика. По закону все токсикоманы должны быть поставлены на диспансерный учёт и следует организовать их лечение. В набор мер профилактики входит:

- антитоксическое просвещение;

- вовлечение в социально полезную деятельность;

- индивидуальное шефство;

- жёсткий тотальный контроль.

2.4. ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ

Употребление алкоголя как проблема

Алкоголь и алкоголизм относятся к явлениям, которые знакомы многим людям из многих стран мира. Например, эти явления характерны и для таких развитых стран как США и Великобритания [39, 70, 83, 85].

Надо признать, что в настоящее время Россия относится к одной из самых «алкоголизированных» стран мира. Официальные данные говорят о том, что потребление алкоголя на душу населения в нашей стране одно из самых высоких в мире. Последние 20 лет оно колеблется от 14 до 18 литров на душу населения. В 2011 году в России на каждого человека, включая младенцев, приходилось около 15 литров чистого алкоголя [90].

Эксперты ВОЗ считают, что если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год это уже опасно для здоровья [44, 51].

Алкоголь - неотъемлемая часть нашего бытия, обязательная составляющая многих ритуалов и праздников, атрибут многих способов время­препровождения и решения личных проблем. Однако социокультурная традиция потребления алкоголя несёт много негативных следствий как отдельной личности, так и для социума.

В УР, как и в большинстве регионов России, алкоголь потребляет большая часть взрослого населения. К примеру, 96,4 % взрослых людей в УР (от 18 до 60 лет) хотя бы один раз употребляли те или иные спиртные напитки [43].

Злоупотребление алкоголя взрослыми ведёт к многочисленным негативным последствиям. Употребление детьми и подростками даже малых доз алкоголя очень опасно для их здоровья.

Регулярное употребление алкоголя в больших количествах в течение продолжительного периода времени может привести к потере аппетита (и, как следствие, привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта), изменению кожных покровов, нарушению работы печени, головного мозга и других органов, а также к расстройствам в сексуальной сфере [44, с.45].

Больше всего от алкоголя страдает печень. Именно в этом органе человека обезвреживается 95% всего поступающего в организм алкоголя. Вначале в печени алкоголика возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного [34].

Злоупотребление алкоголем, по данным ВОЗ, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире. Алкоголики живут в среднем на 15–20 лет меньше, чем люди непьющие. Только 25% алкоголиков преодолевают 50-летний рубеж. Риск самоубийства у людей, страдающих этим заболеванием, в десятки раз выше, чем у обычных людей [16].

Злоупотребление алкоголем даёт много и других негативных побочных явлений. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства и изнасилований при отягчающих обстоятельствах связаны с опьянением. Грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии. Около 40% убийств также совершается при опьянении. 50–60% всех разводов связано с пьянством одного из супругов [16].

В настоящее время большие усилия государства и общественности направлены на предупреждение употребления наркотиков. При этом не стоит забывать, что ранее потребление алкоголя «подталкивает» к употреблению наркотиков. Это означает, что профилактику употребления наркотиков следует начинать с деятельности по предупреждению употребления алкоголя у детей. Эта работа должна начинаться с первого класса или в детском саду.

 







Date: 2015-09-18; view: 2032; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию