Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки УРСтр 1 из 15Следующая ⇒
Министерство образования и науки УР ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Институт педагогики, психологии и социальных технологий
АВЕРИН А.Н.
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Ижевск 2012 УДК ББК
Рецензенты Александр Аркадьевич Баранов, доктор психологических наук, профессор Эдуард Рафаилович Хакимов, доктор педагогических наук, доцент
Аверин А.Н. Профилактика употребления психоактивных веществ: Учебно-методическое пособие. – Ижевск:???, 2012.
В пособии рассмотрены основные теоретические и методические вопросы, знание которых поможет организовать деятельность в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. В центре внимания книги находится превентивное обучение - новая мультидисциплинарная область деятельности в системе общего образования, направленная на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Пособие предназначено для педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников, родителей и руководителей образовательных учреждений. Оно может быть также полезно для студентов старших курсов психолого-педагогических направлений подготовки при изучении курса «Профилактика употребления психоактивных веществ». Книга адресована классным руководителям и педагогам, занимающимся превентивным обучением. Методические разделы пособия содержат апробированные методики и упражнения, которые могут быть использованы ими. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………5 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….………………………………………………….7 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ………………………………………………………..…….8 1.1. Основные понятия и типы психоактивных веществ…………………….. ……………...8 1.2. Проблема употребления психоактивных веществ подростками и её решение……10 1.3. Профилактика употребления психоактивных веществ: понятия, классификации, уровни, цели и задачи…………………………………………………………………………..13 1.4. Особенности подросткового возраста…………………………………………………...16 1.5. Причины употребления психоактивных веществ подростками………………..……18 1.6. Научные теории……………………………………………………………………...……20 Глава 2. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ………………………………………………………………..24 2.1. Используемые понятия…………………………………………………………….………24 2.2. Табакокурение..……………………………………………………………………….……27 2.3. Токсикомания……..………………………………………………………………………..29 2.4. Подростковый алкоголизм..………………………………………………………...…….31 2.5. Наркомания…………………….……………………………………………………..……38 Глава 3. ПРЕВЕНТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ…………………………………………………..…43 3.1. Общие сведения о превентивном обучении …….................... ………….………………43 3.2. Школьные превентивные программы сферы предупреждения употребления ПАВ: учебно-методический пакет, сходства, критерии успешности…………………………..….44 3.3. Требования к учителю-превентологу…….. ………………………………….....…….…47 3.4. Интерактивные методы в превентивном обучении. …………………………..…….…..48 3.5. Положительная психологическая атмосфера………………………..……………….…..55 3.6. Оценка эффективности превентивного обучения……..…………………………….…..56 Глава 4. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ШКОЛЕ КАК СИСТЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………….…..61 4.1. Профилактика употребления психоактивных веществ как элемент школьной системы воспитания…....………………………………………………………………………61 4.2. Подходы к профилактике употребления психоактивных веществ………………..……63 4.3. Принципы школьной профилактики употребления психоактивных веществ………..67 4.4. Направления профилактической деятельности в школе……..........................................69 Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ………………………………………………74 5.1. Схема обучения навыкам..…………………………………….…………………………..74 5.2. Методика проведения упражнения-энергизатора……………………………………….75 5.3. Кооперативное обучение и методика его проведения……………………...…………..77 5.4. Мозговой штурм и правила его проведения……………………………………………..78 5.5. Родительское собрание, посвящённое теме «Профилактика употребления психоактивных веществ": принципы, задачи и методические требования…..……………79 5.6. Методика проведения профилактического родительского собрания.…………………84 5.7. План профилактического урока «Моё здоровье» для учеников 5 класса……...………97 Глава 6. СБОРНИК ЭНЕРГИЗАТОРОВ ДЛЯ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…….100 6.1. Общие положения………………………………………………………………………100 6.2. Энергизаторы для знакомства………………………………………………………….102 6.3. Энергизаторы для создания работоспособности в начале урока….…………………104 6.4. Энергизаторы для поддержания работоспособности в ходе урока……...…………107 6.5. Энергизаторы для сплочения группы…………………………………………………110 6.6. Энергизаторы для снятия напряжения………………………………………………..113 6.7. Энергизаторы для концентрации внимания………………………………………….117 6.8. Энергизаторы для деления класса на малые группы………………………….……..119 6.9. Энергизаторы для тематических уроков……...………………………………………122 6.10. Энергизаторы для завершения урока и профилактической программы…….……..124 ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………………………………………..128 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде… …………………………………………….………133 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Предложения учителей по организации профилактических родительских собраний……………………………………………………………… ………165 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Сюжетно-игровые занятия на основе сказок……………….…………166 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Советы для родителей…………………………………………………..180 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Карта наблюдения превентивного урока………………………………190
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья школьников становится весьма важной для общеобразовательной школы, поскольку усиливается действие разнообразных факторов неблагоприятно влияющих на здоровье детей и подростков. Актуальным становится систематическое образование школьников в области охраны здоровья в течение всего периода их пребывания в школе. Особое беспокойство вызывает рост потребления психоактивных веществ (в дальнейшем, ПАВ) детьми и подростками. Решить задачу уменьшения потребления ПАВ детьми и подростками возможно лишь при объедении усилий ведомств, общественных организаций, образовательных учреждений и граждан. Сложившееся положение требует эффективных мер как в масштабах страны, так и в рамках каждой общеобразовательной школы. Естественно, что в этой ситуации педагоги не могут «стоять в стороне» и должны активнее включиться в решение этой архиважной задачи. Сфера профилактики употребления ПАВ занимает значимое место в школьной системе здоровьесбержения. В Удмуртской Республике практически каждая общеобразовательная школа ведёт работу по предупреждению употребления табака, алкоголя и наркотиков учащимися. Это вполне логичная и адекватная реакция на угрозу подростковой наркотизации. Для достижения более устойчивых результатов, деятельность в сфере школьной профилактики употребления ПАВ должна опираться на науку и профессиональный подход, а не сводиться к набору мероприятий. Это условие требует создания в общеобразовательных школах основательной и продуманной системы взаимосвязанных видов деятельностей как в рамках учебной программы, так и за её пределами. Важное звено подобной системы - подготовка педагогов к ведению деятельности в области предупреждения потребления ПАВ школьниками. Такого рода подготовку целесообразнее вести в рамках тренингов-семинаров, где учителя-превентологи одновременно получают знания и осваивают практические навыки. Превентологом мы называем учителя, прошедшего систематическую специальную подготовку и готового обучать школьников по программам профилактики употребления ПАВ. В учебно-методическом пособии рассмотрены основные теоретические и методические вопросы, знание которых необходимо для организации деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ школьниками. Книгу можно рассматривать также как дополнительные материалы к обучающим тренингам-семинарам для школьных превентологов. Пособие отличает системный практико-ориентированный подход в решении проблем школьной профилактики употребления ПАВ. Оно включает в себя шесть глав. Глава 1 содержит теоретические основы профилактики употребления ПАВ среди детей и подростков. В ней сформирована система основных понятий, представлены цели, даны распространённые классификации и современные теории, объясняющие причины приобщения подростков к ПАВ. Глава 2 знакомит педагогов с возможными последствиями употребления ПАВ подростками. В центре внимания книги находятся такие опасные для здоровья явления как: табакокурение, токсикомания, подростковый алкоголизм инаркомания. Глава 3 посвящена новой области педагогической деятельности в системе общего образования – превентивному (профилактическому) обучению. В ней представлены основные сведения, условия и требования, позволяющие грамотно и профессионально организовать превентивное обучение в школе. В главе 4 сфера школьной профилактики употребления ПАВ рассмотрена как системная деятельность. Этот раздел, прежде всего, может быть полезен руководителям общеобразовательных школ, заинтересованных в построении системной, долгосрочной и результативной деятельности. Глава 5 содержит в себе апробированные автором методические материалы. Они адресованы, прежде всего, школьным превентологам. Описаны этапы проведения профилактического урока, представлены методики проведения наиболее распространённых интерактивных методов обучения. Важной частью раздела является методика проведения родительского собрания, посвящённого теме «Профилактика употребления психоактивных веществ". Глава 6 включает в себя 76 упражнений-энергизаторов, классифицированных по их назначению. Энергизатор – короткое многофункциональное упражнение, которое помогает ученикам проявить различные способности. Энергизатор относится к наиболее простым и часто используемым упражнениям в профилактических программах. Энергизаторы снабжены инструкцией, примечанием, а также возможными вопросами и репликами. Они могут представлять особый интерес для педагогов, которые ведут уроки по программам профилактики употребления ПАВ. В пособии можно встретить два типа пометок: «Позиция превентолога» и «Наблюдение практика». Пометка «Позиция превентолога» отмечена значком …. и отражает принципиальную позицию, которой следует придерживаться при ведении деятельности в сфере профилактики употребления ПАВ среди школьников. Пометка «Наблюдение практика» отмечена значком … и отражает умозаключения автора, основанные на его опыте работы в сфере профилактики употребления ПАВ. Мы надеемся, что учебно-методическое пособие станет полезным для педагогов, родителей и студентов, а также специалистов, занимающихся проблемами профилактики употребления психоактивных веществ. Date: 2015-09-18; view: 2215; Нарушение авторских прав |