Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия русского Просвещения XVIIIв
В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее: Реформы царя Петра I (правил с 1682 по 1725) не только обеспечили масштабные перемены, но и сблизили духовную культуру России с западными странами. Его преобразования сказались и на развитии философии. «Ученая дружина» Петра I – так принято называть группу интеллектуалов, ставших теоретиками перемен и ближайшими помощниками царя. Представители: Феофан Прокопович (1681–1736); Василий Никитич Татищев (1686–1750); Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744); Иван Тихонович Посошков (1652–1726). Идеи «ученой дружины» Во-первых, светско- практическое понимание философии. Для Ф. Прокоповича философия – средство удовлетворения запросов многих людей, а не тайное знание для избранных. Философия стремится к постижению «общих принципов» существования и взаимодействия «тел». Во-вторых, отстаивали самостоятельность развития философии и естествознания, независимое от церкви и богословия. Феофан Прокопович призывает трактовать Священное писание не буквально (догматически), а образно (аллегорически). Библия не может содержать естественнонаучных знаний. Он находил немало естественнонаучных ошибок в Писании. В-третьих, относительноновое для средневековья понимание Бога (совершеннейший разум, который в форме первообразов содержит все материальные объекты и явления). Иначе говоря, в Боге заложены все потенциальные формы, которые переходят в актуальные как под его влиянием (он – первопричина и «перводвигатель»), так и на основе движения в природе, опирающегося на собственные «принципы». В-четвертых, отстаивали новые, естественнонаучные представления о мире (деизм, гелиоцентрическая теория, учение о бесконечности вселенной). В- пятых, в теории познания критерием истины видели разум, физические и математические аргументы, а саму истину – как согласие суждения с предметом. Феофан Прокопович выделяет два пути и два средства познания: чувственное познание и мысленная форма. Он – сторонник концепции «двойственной истины»: религия и научно-философское знание автономны друг от друга, имеют свои собственные истины. В- шестых, социально-политические воззрения в духе Просвещения (договорное происхождение государства, представления о естественном праве и роли знаний в общественной жизни) дополнялись обоснованием права царя на абсолютную власть. Философские взгляды М.В. Ломоносова (1711–1765) Онтология опирается на деизм (лат. deus – Бог) в духе И. Ньютона: мир сотворен Богом, после чего Бог не вмешивается в ход природных процессов по заложенным им законам. Атомизм. Все тела составлены из мельчайших материальных частиц (атомов или монад). Атомы объединяются в молекулы («корпускулы»). Атомы невидимы и обладают тремя типами движения (вращательное, поступательное и колебательное). Понимание материи. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она протяженна, непроницаема, делима на части. Проблема движения. Движение разделяется на внешнее (движение макротел) и внутреннее (движение атомов и молекул). Однако любое движение происходит под влиянием внешней силы. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств решается им оригинально. И те, и другие принадлежат материальному миру. Нельзя считать «вторичные» качества (цвет, запах, вкус, теплота и т.п.) принадлежащими только восприятию, поскольку они тоже порождены движением атомов. Date: 2015-09-18; view: 506; Нарушение авторских прав |