Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты: Национальная философия возникает в связи с христианизацией Руси, начало которой положено крещением 988 года. Объективные условия развития философии на Руси. В. Зеньковский отмечает три фактора, которые повлияли на развитие русской философии[56]: Во-первых, языковая изолированность от двух основных языков философии – латинского и греческого. Даже богослужебным языком на Руси стал не греческий, а собственный литературный язык (старославянский)[57]. Во-вторых, отсутствие прямых связей с античностью, поскольку заимствование философских идей шло через переводы. В то время как на Западе античная латынь фактически была родным языком, а в Италии эпохи Возрождения жизнь древних римлян воспринималась как национальная история. В-третьих, подозрительное отношение к Западу, который после формирования католицизма стремился с XIII века и церковно (через унию с Римско-католической церковью), и политически подчинить себе русские земли. Источники русской философии подразделяются на две группы: 1. Национальная литература домонгольского периода. В литературных источниках XI–XIVвв. («Повесть временных лет» (нач. XIIв.), «Слово о полку Игореве» (кон. XIIв.), «Русская правда» (1280-е годы), «Задонщина» (кон. XIV–нач. XVвв.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XVв.) и др.) затрагиваются и философско-мировоззренческие проблемы. 2. Переводные источники на Руси носили религиозно-этический характер: сочинения православных Отцов Церкви и различных византийских авторов. Переводы основных сочинений Платона (427–347 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.) на Руси не получили широкого распространения. Особенности русской философии 1. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) философии и культуры, тесное взаимодействие философского знания с другие сферами культуры (прежде всего, религией и литературой). 2. Духовно-практический характер. Русскую философию традиционно интересуют две проблемы: 1) жизнь человека и ее смысл, проблема добродетели; 2) постижение смысла истории. Поэтому отечественная общественно-политическая мысль часто носит историософский характер. Историософия (история и sofia – мудрость) – религиозно-мистический вариант философии истории, претендующий на познание «мудрости» истории, переживание ее как личной судьбы. 3. Правдоискательство и стремление воплотить идеал «правды» в земной жизни. По мнению Н.К. Михайловского, в правде соединяются в одно целое истина и справедливость. Постижение правды осуществляется единой, согласованной работой сердца и ума. 4. Соборность – общественное единство, но с учетом индивидуальности каждого. Наиболее полно дух соборности выражается в фразе: «Всем миром», подразумевающей единение людей ради какого-то конкретного дела. Периодизация русской философии I период – средневековая русская философия (предфилософский) (XI–XVIIвв.) – зарождение философской мысли на Руси. II период – философия русского Просвещения (философия русского ренессанса) (XVIII – начало XIXвв.). III период – русская философия XIX – начала XXвв.[58], в котором она достигает своего исторического максимума, формируя наиболее крупные философские системы (система В.С. Соловьева (1853–1900), русский космизм, русский религиозный ренессанс). IV период – философия советского периода (1917–1991гг.), связанный с развитием в нашей стране марксизма (в форме марксизма-ленинизма). V период – постсоветский (современный) (после 1991г.), в рамках которого отечественная философия становится подлинно плюралистической и свободной. РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (соответственно эволюции государственности) подразделяется на два этапа: 1) философия Киевской Руси (ХI–ХIIIвв.) (древнерусская философия); 2) философия Московского государства (XV–XVIIвв.) (средневековая русская философия). I. Философия Киевской Руси (ХI–ХIIIвв.) Особенности исторического развития Киевской Руси: - приход на Русь христианства из Византии, которое в X–XIIвв. было синтезировано с язычеством («период двоеверья»); - развитие торгово-экономических и культурных связей как с Византией, так и западно-христианским миром; - динамичное развитие страны в различных сферах, в результате которого уровень жизни на Руси был не ниже западноевропейского. Особенности русского православия: - смягчение эсхатологических (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение) мотивов (идея конца мира и второго пришествия Христа не играла ведущей роли в русской религиозной психологии); - в культе вместо традиционного для христианства почитания Иисуса Христа акцент делался на почитание Богородицы Девы Марии, в который были удачно интегрированы многие языческие представления; - тяга к эстетическому пониманию реальности и религиозной жизни (для Византии, напротив, была характерна этическая направленность). Представители философии Киевской Руси Митрополит Илларион (XIв.) – первый древнерусский философ. Главная работа: «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050). Мировая история, ее периодизация. Выделяется три стадии истории: - языческая («идольская лесть»); - иудейская (ветхозаветная история еврейского народа, век «закона»); - христианская (история христианских народов, век «благодати»). Различие «закона» и «благодати». «Благодать» (соответствует Новому Завету) носит универсальный характер и противопоставляется национальному характеру иудейского «закона» (соответствует Ветхому Завету). Закономерность истории – движение от иудейского закона через христианскую истину и благодать к будущему веку. Закон и благодать противопоставляются как рабство и свобода. Но период «закона» был необходим, т.к. он подготовил период «благодати». Роль земной власти в обществе. Благодать рождает свободу. Однако свободе необходимо покровительство сильной светской власти, которая и способствует окончательной победе благодати. Крещение Руси он рассматривает как завершающий этап распространения христианства в мире и положительный факт в истории страны. Место Руси в истории. На этапе «закона» история основывается на подчинении народов, а на этапе «благодати» все народы исторически равноправны. В истории велика роль «новых народов», особенно не испорченных гордыней. Поэтому история страны – часть всемирной истории. Данный тезис особенно значим для молодого русского государства. Владимир Мономах (1053–1125) – великий князь, законодатель. Основное произведение: «Поучение детям» (XI-XIIвв.) Политические представления. Владимир Мономах затрагивает многие аспекты практической политики: объем власти великого князя, взаимоотношения церкви и государства, критерии оценки политика (моральные и правовые). Призывает к единству страны, осуждает междоусобные войны. Нравственные поучения. Призывает стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Для победы над «врагом» (дьяволом) есть три средства: покаяние, слезы и милостыня. Полагает, что заслужить милость Божию можно не только через религиозное самоограничение (затворничество, монашеская жизнь, посты), но и конкретным малым делом. В работе приводится немало актуальных и ныне конкретных советов[59]: - «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев»; - «Не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну»; - «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». II. ФИЛОСОФИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХV–ХVII вв.) Date: 2015-09-18; view: 861; Нарушение авторских прав |