Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление, особенности и основные этапы развития русской философии





При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты:

Национальная философия возникает в связи с христианизацией Руси, начало которой положено крещением 988 года.

Объективные условия развития философии на Руси. В. Зеньковский отмечает три фактора, которые повлияли на развитие русской философии[56]:

Во-первых, языковая изолированность от двух основных языков философии – латинского и греческого. Даже богослужебным языком на Руси стал не греческий, а собственный литературный язык (старославянский)[57].

Во-вторых, отсутствие прямых связей с античностью, поскольку заимствование философских идей шло через переводы. В то время как на Западе античная латынь фактически была родным языком, а в Италии эпохи Возрождения жизнь древних римлян воспринималась как национальная история.

В-третьих, подозрительное отношение к Западу, который после формирования католицизма стремился с XIII века и церковно (через унию с Римско-католической церковью), и политически подчинить себе русские земли.

Источники русской философии подразделяются на две группы:

1. Национальная литература домонгольского периода. В литературных источниках XI–XIVвв. («Повесть временных лет» (нач. XIIв.), «Слово о полку Игореве» (кон. XIIв.), «Русская правда» (1280-е годы), «Задонщина» (кон. XIV–нач. XVвв.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XVв.) и др.) затрагиваются и философско-мировоззренческие проблемы.

2. Переводные источники на Руси носили религиозно-этический характер: сочинения православных Отцов Церкви и различных византийских авторов. Переводы основных сочинений Платона (427–347 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.) на Руси не получили широкого распространения.

Особенности русской философии

1. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) философии и культуры, тесное взаимодействие философского знания с другие сферами культуры (прежде всего, религией и литературой).

2. Духовно-практический характер. Русскую философию традиционно интересуют две проблемы: 1) жизнь человека и ее смысл, проблема добродетели; 2) постижение смысла истории. Поэтому отечественная общественно-политическая мысль часто носит историософский характер.

Историософия (история и sofia – мудрость) – религиозно-мистический вариант философии истории, претендующий на познание «мудрости» истории, переживание ее как личной судьбы.

3. Правдоискательство и стремление воплотить идеал «правды» в земной жизни. По мнению Н.К. Михайловского, в правде соединяются в одно целое истина и справедливость. Постижение правды осуществляется единой, согласованной работой сердца и ума.

4. Соборность – общественное единство, но с учетом индивидуальности каждого. Наиболее полно дух соборности выражается в фразе: «Всем миром», подразумевающей единение людей ради какого-то конкретного дела.

Периодизация русской философии

I период – средневековая русская философия (предфилософский) (XI–XVIIвв.) – зарождение философской мысли на Руси.

II период – философия русского Просвещения (философия русского ренессанса) (XVIII – начало XIXвв.).

III период – русская философия XIX – начала XXвв.[58], в котором она достигает своего исторического максимума, формируя наиболее крупные философские системы (система В.С. Соловьева (1853–1900), русский космизм, русский религиозный ренессанс).

IV период – философия советского периода (1917–1991гг.), связанный с развитием в нашей стране марксизма (в форме марксизма-ленинизма).

V период – постсоветский (современный) (после 1991г.), в рамках которого отечественная философия становится подлинно плюралистической и свободной.

РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (соответственно эволюции государственности) подразделяется на два этапа: 1) философия Киевской Руси (ХI–ХIIIвв.) (древнерусская философия); 2) философия Московского государства (XV–XVIIвв.) (средневековая русская философия).

I. Философия Киевской Руси (ХI–ХIIIвв.)

Особенности исторического развития Киевской Руси:

- приход на Русь христианства из Византии, которое в X–XIIвв. было синтезировано с язычеством («период двоеверья»);

- развитие торгово-экономических и культурных связей как с Византией, так и западно-христианским миром;

- динамичное развитие страны в различных сферах, в результате которого уровень жизни на Руси был не ниже западноевропейского.

Особенности русского православия:

- смягчение эсхатологических (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение) мотивов (идея конца мира и второго пришествия Христа не играла ведущей роли в русской религиозной психологии);


- в культе вместо традиционного для христианства почитания Иисуса Христа акцент делался на почитание Богородицы Девы Марии, в который были удачно интегрированы многие языческие представления;

- тяга к эстетическому пониманию реальности и религиозной жизни (для Византии, напротив, была характерна этическая направленность).

Представители философии Киевской Руси

Митрополит Илларион (XIв.) – первый древнерусский философ.

Главная работа: «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050).

Мировая история, ее периодизация. Выделяется три стадии истории:

- языческая («идольская лесть»);

- иудейская (ветхозаветная история еврейского народа, век «закона»);

- христианская (история христианских народов, век «благодати»).

Различие «закона» и «благодати». «Благодать» (соответствует Новому Завету) носит универсальный характер и противопоставляется национальному характеру иудейского «закона» (соответствует Ветхому Завету).

Закономерность истории – движение от иудейского закона через христианскую истину и благодать к будущему веку. Закон и благодать противопоставляются как рабство и свобода. Но период «закона» был необходим, т.к. он подготовил период «благодати».

Роль земной власти в обществе. Благодать рождает свободу. Однако свободе необходимо покровительство сильной светской власти, которая и способствует окончательной победе благодати.

Крещение Руси он рассматривает как завершающий этап распространения христианства в мире и положительный факт в истории страны.

Место Руси в истории. На этапе «закона» история основывается на подчинении народов, а на этапе «благодати» все народы исторически равноправны. В истории велика роль «новых народов», особенно не испорченных гордыней. Поэтому история страны – часть всемирной истории. Данный тезис особенно значим для молодого русского государства.

Владимир Мономах (1053–1125) – великий князь, законодатель.

Основное произведение: «Поучение детям» (XI-XIIвв.)

Политические представления. Владимир Мономах затрагивает многие аспекты практической политики: объем власти великого князя, взаимоотношения церкви и государства, критерии оценки политика (моральные и правовые). Призывает к единству страны, осуждает междоусобные войны.

Нравственные поучения. Призывает стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Для победы над «врагом» (дьяволом) есть три средства: покаяние, слезы и милостыня. Полагает, что заслужить милость Божию можно не только через религиозное самоограничение (затворничество, монашеская жизнь, посты), но и конкретным малым делом.

В работе приводится немало актуальных и ныне конкретных советов[59]:

- «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев»;

- «Не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну»;

- «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

II. ФИЛОСОФИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХV–ХVII вв.)







Date: 2015-09-18; view: 861; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию