Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базис и надстройка. Производительные силы и производственные отношения
Базис и надстройка. Экономико-материальные факторы трактуются К. Марксом как базис, а культурные и политические явления (искусство, религия, философия, политика и т.д.) – как надстройка. Т.е., общественное бытие признается первичным. В этом состоит материализм философии марксизма. Базис (греч. basis – основание) – в философии марксизма – понятие для описания экономико-производственных отношений как первичных; триединство производительных сил, производственных отношений и природных условий. Рассмотрим элементы базиса подробнее. 1. Производительные силы – это рабочая сила (обладающая знаниями, умениями и навыками) и средства производства (технологии и орудия труда). 2. Производственные отношения – это организационные формы, в рамках которых осуществляется функционирование производительных сил (формы собственности, отношения обмена и отношения распределения). Природные условия – природные факторы и ресурсы. Базисный характер экономических отношений проявляется не в том, что без производства товаров жизнь людей невозможна. В отличие от предшественников, в марксизме утверждается, что экономические отношения определяют все отношения в обществе и его развитие. Надстройка – в философии марксизма – идеологические отношения в обществе, включающие в себя государство и право, формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, политическое и правовое сознание) и соответствующие им учреждения. Экономический детерминизм и его критика. Учение о базисе и надстройке при ведущей роли экономического базиса допускало упрощение понимания их соотношения. Последователи учения К. Маркса (речь идет о представителях рабочего движения в разных странах) неоправданно преувеличивали роль базиса: - базис однозначно определяет надстройку (прежде всего, политику и идеологию), обратного влияния нет; - развитие базиса, а не надстройки, выступает как движущая сила истории, что приводило к фатальной предопределенности истории. Такая система представлений получала название экономический детерминизм(лат. determino – определяю). В классическом марксизме предложено два аргумента против экономического детерминизма. Во-первых, это переписка Ф. Энгельса (т.н. «письма об историческом материализме» (1890–1894), написанные молодым марксистам). В этих письмах указывается на обратное (порой решающее) воздействие идей и духовного фактора в целом на социально-экономические процессы. Во-вторых, К. Маркс иногда трактовал понятие «надстройка» в метафорическом (образном) смысле. Классовая природа общества связывается с производственными отношениями. Класс возникает через отношение к средствам производства (сырье и орудия производства). В современном классическому марксизму обществе существовало два класса: капиталисты, владеющие средствами производства, и пролетариат (наемные рабочие), не имеющие этих средств. Их противоречие приводит к классовой борьбе, которая должна завершиться революцией. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) показал исторический, классовый характер капиталистического государства. Идеология, философия и другие сферы духовной жизни выступают как орудия господствующего класса в борьбе за власть. В этом их принципиальная суть. Поэтому весь вопрос в том, кому они служат. Теория общественно-экономических формаций представляет собой философию истории марксизма и опирается на учение о базисе и надстройке. Движущая сила истории – способ производства (двуединство производительных сил и производственных отношений). Философ формулирует закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Согласно ему, прогрессивное развитие производства неизбежно приводит к тому, что производственные отношения перестают им соответствовать. В силу классового характера общества это несоответствие перестает в конфликт, ведь господствующий класс не хочет терять власть. Равновесие восстанавливается по закону отрицания отрицания, а противоречие снимается на более высокой стадии общественного развития. Стадиальность развития общества. Т.о., исторический процесс представляет собой постоянную смену способа производства и связанного с ним взаимоотношения классов. Схема периодизации истории впервые появляется в совместной работе «Немецкая идеология» (1845–1846; полное издание – 1932), а потом развивается и уточняется К. Марксом в «Капитале» (1867). Необратимый исторический процесс проходит через следующие стадии (общественно-экономические формации): - первобытная (в работе «Немецкая идеология» – племенная); - рабовладельческая (там же – античная); - феодальная; - капитализм, включающий в себя стадии первичного накопления капитала, концентрации и всемирного распространения; - коммунизм – идеальная формация будущего. Формация общественно-экономическая – в философии марксизма – центральная категория исторического материализма, описывающее существование общества на каждом историческом этапе его развития как единство конкретно- исторического базиса и надстройки. Коммунизм как общественно-экономическая формация представляет собой возврат к первобытнообщинному бесклассовому обществу, но с сохранением достижений предшествующих стадий (тесные связи феодализма, формальные права и развитое производство капитализма). В итоге для коммунизма будут характерны следующие особенности: - бесклассовый характер общества; - труд становится средством всестороннего физического и духовного развития людей и жизненной потребностью каждого человека (за счет постоянного прогресса производительных сил, ликвидации классов, различий города и деревни, умственного и физического труда); - принцип распределения «от каждого по способностям, каждому – по потребностям»; - увеличение количества свободного времени для личностного совершенствования, когда свободное развитие отдельного человека становится условием развития всех. Критика казарменного коммунизма. Но при строительстве нового общества есть опасность уклониться в сторону казарменного коммунизма, когда общество превращается во «всеобщего капиталиста», а люди уравниваются и экономически (оплата, низкий уровень потребностей), и в личностном плане. В этом случае не происходит свободного развития личности. Историческая миссия пролетариата. Пролетариат – передовой класс, за которым будущее. Опираясь на понимание законов истории, он и совершит революционное переустройство общества, т.е. переход к коммунизму. Политическая экономия как теории прибыли была разработана К. Марксом в труде «Капитал» (1867). Различие труда и рабочей силы. Рабочая сила – это товар на рынке, обладающий стоимостью (стоимость предметов потребления, необходимых для ее воспроизводства). А труд –использование рабочей силы, создающее стоимость. При капитализме наемный рабочий часто не имеет ничего, кроме собственной рабочей силы, и для выживания вынужден продавать свою рабочую силу обладателю рабочих мест и средств производства (т.е. капиталисту). Новый закон стоимости. К. Маркс был первым, кто понял, что прибавочная стоимость формируется за счет неоплаченной части труда рабочего:
Связано это с особым свойством рабочей силы как товара: производить больше, чем затрачено на ее покупку (найм). Природа эксплуатации при капитализме связана с присвоением прибавочной стоимости. К. Маркс приходит к выводу, что рабочие при капитализме всегда эксплуатируются. Таков принцип функционирования капитализма. Капитал. Конкуренция подталкивает капиталиста вкладывать часть полученной прибыли в развитие производства. Но мотивация капиталиста очевидна: он хочет получать еще большую прибыль. Соответственно, деньги при капитализме функционируют несколько иначе, чем при обычном обмене. Обычный обмен реализуется по схеме:
Иначе говоря, происходит обмен одного товара на другой при посредничестве денег. Это классическая схема обмена, существовавшая с момента появления денег. На основе данной схемы осуществляется продажа рабочей силы на рынке труда: человек меняет один товар (собственную рабочую силу) на другие необходимые ему товары, получая плату за работу. Так же функционирует и коммерсант, перепродающий товар по более высокой цене. При капитализме базовая схема обмена отрицается новой формой:
В данном случае идет расширенное воспроизводство денег, т.е. «деньги делают деньги». В итоге деньги переходят становятся капиталом. Критика капитализма. «Отчужденный труд». «Ранний» К. Маркс отмечает, что важнейшее выражение человеческой сущности – труд – при капитализме поглощает все время и силы человека и превращается в «отчужденный труд». Стихийность капитализма. В поздний период творчества («зрелый» К. Маркс) делается вывод о несбалансированности капитализма как экономической системы. На уровне отдельного предпринимателя, стремящегося к максимальной прибыли, мы видим осмысленность и рационализм. Но система в целом функционирует неэффективно (подвержена кризисам) и негуманно (осуществляется эксплуатация человека человеком). Преодоление этих проблем возможно только при коммунистической системе экономики. Критика частной собственности связана с ее историческим характером: однажды эти отношения возникли в истории, и они неизбежно должны исчезнуть в историческом развитии экономики.
Date: 2015-09-18; view: 1283; Нарушение авторских прав |