Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базис и надстройка. Производительные силы и производственные отношения





Базис и надстройка. Экономико-материальные факторы трактуются К. Марксом как базис, а культурные и политические явления (искусство, религия, философия, политика и т.д.) – как надстройка. Т.е., общественное бытие признается первичным. В этом состоит материализм философии марксизма.

Базис (греч. basis – основание) – в философии марксизма – понятие для описания экономико-производственных отношений как первичных; триединство производительных сил, производственных отношений и природных условий.

Рассмотрим элементы базиса подробнее.

1. Производительные силы – это рабочая сила (обладающая знаниями, умениями и навыками) и средства производства (технологии и орудия труда).

2. Производственные отношения – это организационные формы, в рамках которых осуществляется функционирование производительных сил (формы собственности, отношения обмена и отношения распределения).

Природные условия – природные факторы и ресурсы.

Базисный характер экономических отношений проявляется не в том, что без производства товаров жизнь людей невозможна. В отличие от предшественников, в марксизме утверждается, что экономические отношения определяют все отношения в обществе и его развитие.

Надстройка – в философии марксизма – идеологические отношения в обществе, включающие в себя государство и право, формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, политическое и правовое сознание) и соответствующие им учреждения.

Экономический детерминизм и его критика. Учение о базисе и надстройке при ведущей роли экономического базиса допускало упрощение понимания их соотношения. Последователи учения К. Маркса (речь идет о представителях рабочего движения в разных странах) неоправданно преувеличивали роль базиса:

- базис однозначно определяет надстройку (прежде всего, политику и идеологию), обратного влияния нет;

- развитие базиса, а не надстройки, выступает как движущая сила истории, что приводило к фатальной предопределенности истории.

Такая система представлений получала название экономический детерминизм(лат. determino – определяю). В классическом марксизме предложено два аргумента против экономического детерминизма.

Во-первых, это переписка Ф. Энгельса (т.н. «письма об историческом материализме» (1890–1894), написанные молодым марксистам). В этих письмах указывается на обратное (порой решающее) воздействие идей и духовного фактора в целом на социально-экономические процессы.

Во-вторых, К. Маркс иногда трактовал понятие «надстройка» в метафорическом (образном) смысле.

Классовая природа общества связывается с производственными отношениями. Класс возникает через отношение к средствам производства (сырье и орудия производства). В современном классическому марксизму обществе существовало два класса: капиталисты, владеющие средствами производства, и пролетариат (наемные рабочие), не имеющие этих средств. Их противоречие приводит к классовой борьбе, которая должна завершиться революцией.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) показал исторический, классовый характер капиталистического государства. Идеология, философия и другие сферы духовной жизни выступают как орудия господствующего класса в борьбе за власть. В этом их принципиальная суть. Поэтому весь вопрос в том, кому они служат.

Теория общественно-экономических формаций представляет собой философию истории марксизма и опирается на учение о базисе и надстройке.

Движущая сила истории – способ производства (двуединство производительных сил и производственных отношений). Философ формулирует закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Согласно ему, прогрессивное развитие производства неизбежно приводит к тому, что производственные отношения перестают им соответствовать. В силу классового характера общества это несоответствие перестает в конфликт, ведь господствующий класс не хочет терять власть. Равновесие восстанавливается по закону отрицания отрицания, а противоречие снимается на более высокой стадии общественного развития.

Стадиальность развития общества. Т.о., исторический процесс представляет собой постоянную смену способа производства и связанного с ним взаимоотношения классов.

Схема периодизации истории впервые появляется в совместной работе «Немецкая идеология» (1845–1846; полное издание – 1932), а потом развивается и уточняется К. Марксом в «Капитале» (1867).

Необратимый исторический процесс проходит через следующие стадии (общественно-экономические формации):


- первобытная (в работе «Немецкая идеология» – племенная);

- рабовладельческая (там же – античная);

- феодальная;

- капитализм, включающий в себя стадии первичного накопления капитала, концентрации и всемирного распространения;

- коммунизм – идеальная формация будущего.

Формация общественно-экономическая – в философии марксизма – центральная категория исторического материализма, описывающее существование общества на каждом историческом этапе его развития как единство конкретно- исторического базиса и надстройки.

Коммунизм как общественно-экономическая формация представляет собой возврат к первобытнообщинному бесклассовому обществу, но с сохранением достижений предшествующих стадий (тесные связи феодализма, формальные права и развитое производство капитализма).

В итоге для коммунизма будут характерны следующие особенности:

- бесклассовый характер общества;

- труд становится средством всестороннего физического и духовного развития людей и жизненной потребностью каждого человека (за счет постоянного прогресса производительных сил, ликвидации классов, различий города и деревни, умственного и физического труда);

- принцип распределения «от каждого по способностям, каждому – по потребностям»;

- увеличение количества свободного времени для личностного совершенствования, когда свободное развитие отдельного человека становится условием развития всех.

Критика казарменного коммунизма. Но при строительстве нового общества есть опасность уклониться в сторону казарменного коммунизма, когда общество превращается во «всеобщего капиталиста», а люди уравниваются и экономически (оплата, низкий уровень потребностей), и в личностном плане. В этом случае не происходит свободного развития личности.

Историческая миссия пролетариата. Пролетариат – передовой класс, за которым будущее. Опираясь на понимание законов истории, он и совершит революционное переустройство общества, т.е. переход к коммунизму.

Политическая экономия как теории прибыли была разработана К. Марксом в труде «Капитал» (1867).

Различие труда и рабочей силы. Рабочая сила – это товар на рынке, обладающий стоимостью (стоимость предметов потребления, необходимых для ее воспроизводства). А труд –использование рабочей силы, создающее стоимость.

При капитализме наемный рабочий часто не имеет ничего, кроме собственной рабочей силы, и для выживания вынужден продавать свою рабочую силу обладателю рабочих мест и средств производства (т.е. капиталисту).

Новый закон стоимости. К. Маркс был первым, кто понял, что прибавочная стоимость формируется за счет неоплаченной части труда рабочего:

прибавочная стоимость = произведенная рабочими продукция издержки капиталиста и заработная плата

Связано это с особым свойством рабочей силы как товара: производить больше, чем затрачено на ее покупку (найм).

Природа эксплуатации при капитализме связана с присвоением прибавочной стоимости. К. Маркс приходит к выводу, что рабочие при капитализме всегда эксплуатируются. Таков принцип функционирования капитализма.

Капитал. Конкуренция подталкивает капиталиста вкладывать часть полученной прибыли в развитие производства. Но мотивация капиталиста очевидна: он хочет получать еще большую прибыль. Соответственно, деньги при капитализме функционируют несколько иначе, чем при обычном обмене.


Обычный обмен реализуется по схеме:

ТОВАР ДЕНЬГИ ТОВАР

Иначе говоря, происходит обмен одного товара на другой при посредничестве денег. Это классическая схема обмена, существовавшая с момента появления денег. На основе данной схемы осуществляется продажа рабочей силы на рынке труда: человек меняет один товар (собственную рабочую силу) на другие необходимые ему товары, получая плату за работу. Так же функционирует и коммерсант, перепродающий товар по более высокой цене.

При капитализме базовая схема обмена отрицается новой формой:

ДЕНЬГИ ТОВАР ДЕНЬГИ

В данном случае идет расширенное воспроизводство денег, т.е. «деньги делают деньги». В итоге деньги переходят становятся капиталом.

Критика капитализма.

«Отчужденный труд». «Ранний» К. Маркс отмечает, что важнейшее выражение человеческой сущности – труд – при капитализме поглощает все время и силы человека и превращается в «отчужденный труд».

Стихийность капитализма. В поздний период творчества («зрелый» К. Маркс) делается вывод о несбалансированности капитализма как экономической системы. На уровне отдельного предпринимателя, стремящегося к максимальной прибыли, мы видим осмысленность и рационализм. Но система в целом функционирует неэффективно (подвержена кризисам) и негуманно (осуществляется эксплуатация человека человеком). Преодоление этих проблем возможно только при коммунистической системе экономики.

Критика частной собственности связана с ее историческим характером: однажды эти отношения возникли в истории, и они неизбежно должны исчезнуть в историческом развитии экономики.

 







Date: 2015-09-18; view: 1283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию