Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектико-материалистическая теория познания





В результате изучения учебного материала следует понять и усвоить следующее:

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали ряд основных идей диалектико-материалистической теории познания.

Основной вопрос философии решается с позиций материализма (первичность материи и вторичность) и гносеологического оптимизма.

Учение о материи. Материя понимается как несотворимая и неуничтожимая, а движение – ее атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю). Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» постоянно подчеркивает развитие в природе.

Гносеологический оптимизм обосновывается представлениями о единстве законов природы и законов мышления.

По Ф. Энгельсу, при рассмотрении сознания и мышления как самостоятельной реальности действительно непонятна причина согласованности законов мышления реальности. Но если «поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга, что сам человек – продукт, развившийся в определенной среде вместе с ней. Само собой разумеется, в силу этого, что продукты природы не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей»[52].

Постижение действительности. Субъективная диалектика раскрывает диалектику объективного мира. Но есть две особенности этого процесса. Во-первых, отражение не является механическим, зеркальным, а представляет собой активное взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом. Во-вторых, для познания характерны собственные формы и внутренние закономерности, отличные от материального мира.

Динамика познания. Абсолютная и относительная истина. В работе «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс критикует представления о познании как открытии истины в последней инстанции, некоей «высшей истины».

Поиск истины – это процесс, при котором происходит диалектически противоречивый переход от относительной истины к абсолютной.

В марксизме абсолютная истина – всеобъемлющее и полное знание, а относительная истина – верное в своей основе, но неполное и приблизительное знание. Абсолютная истина возникает в истории познания как бесконечная сумма относительных истин, когда в каждой последующей содержание истинного знания возрастает.

При этом нужно понимать, что полное знание о мире – идеал, который невозможен из-за безграничности мира и его постоянной изменчивости. Но мир принципиально познаваем, и процесс приближения к полному и совершенному знанию о нем реализуется постоянно. Соответственно, абсолютная истина – это не совершенное знание обо всем, а правильное и неопровержимое во времени представление о каком-либо фрагменте действительности.

А абсолютное знание обо всем мире недостижимо в принципе. Процессуальный характер познания проявляется в том, что истина есть постоянное движение от одной относительной истины к другой, но с возросшим количеством истины абсолютной.

Практика как критерий истины. Принципиальный вопрос любой теории познания – поиск и обоснование критерия истины.В классическом марксизме ведущий критерий истины – общественно-историческая практика.

В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс критикует созерцательность материализма в истории философии: «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика…»[53]. Иначе говоря, не идеи изменяют мир, а деятельность, практика (которая, кстати говоря, может находиться под влиянием идей).

Практика общественно-историческая (греч. praktike, от praktikós – деятельный, активный) – в философии марксизма – материальная, чувственно-предметная и целенаправленная деятельность общественного человека для познания и преобразования действительности (в целом и отдельных объектов).

Главная идея практики как критерия истины состоит в том, что люди изначально что-то делают, изменяют действительность ради выживания и улучшения собственной жизни. Попутно они постигают отдельные свойства и отношения действительности. А уже на этой основе возникает любое теоретическое (в том числе и философское) знание. В свою очередь, любое новое знание также проверяется практически.

Единство диалектики, логики и теории познания выступает как одна из отличительных черт гносеологии марксизма. При этом логика понимается не как формальная, а диалектическая логика (субъективную диалектику, постигающая мир).

Их взаимодействие проявляется в следующем:

- диалектика постигает универсальные законы развития безотносительно их фактического наполнения;

- теория познания – специфическое действие, преломление диалектических законов в процессе познания;

- диалектическая логика – постигает объективную диалектику в субъективном мышлении, опираясь на знание законов диалектики; приемы мышления, формирующиеся на основе этих законов.

 







Date: 2015-09-18; view: 561; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию