Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты философии классического марксизма





Среди достижений классического марксизма можно отметить:

1. последовательный характер диалектико-материалистического учения (природа, общество и познание), в результате разработки которого появился ряд оригинальных представлений в социальной философии:

- учение об экономическом базисе и надстройке;

- формирование понятия «общественно-историческая практика»;

- разграничение понятий «труд» и «рабочая сила»;

- материалистическое понимание отчуждения, которое связано с экономическими отношениями;

- философия истории, в рамках которой разработан формационный подход и учение о коммунистической формации;

2. установка на теоретическое обоснование активно- преобразовательную деятельности для изменения общества в интересах рабочего класса и социальной справедливости;

3. гуманистический характер учения (нацеленность на полное раскрытие и реализацию творческого потенциала человека). Последний момент часто ослаблялся или даже сводился на нет в различных версиях марксизма.

 

2. Разработка марксистской диалектики: объективная и субъективная диалектика

При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал:

К. Маркс разрабатывает диалектический метод применительно к социально-философской проблематике (т.н. «исторический материализм»).

Критика диалектики Г.В.Ф. Гегеля. Философ отмечает, что «у Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»[45]. Фактически в этом тезисе сформулирована программа построения материалистической диалектики, которая признает в качестве первоосновы не Абсолютную идею, а материю. По К. Марксу, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[46].

У философа был замысел изложить основы диалектики Г.В.Ф. Гегеля в отдельной работе, но этот замысел не был реализован.

Диалектическое понимание истории. Исторический процесс понимается диалектически,т.е. как взаимообусловленный процесс формирования природы и человека. Т.е., природа все более изменяется человеческим трудом, а бытие человека все более зависит от сферы производимых продуктов.

Материалистическое понимание отчуждения. В произведении «Экономическо-философские рукописи» (1844) К. Маркс уточняет теорию отчуждения Л. Фейербаха: религиозное отчуждение не является подлинной причиной несвободы человека, поскольку оно базируется на социальном и политическом отчуждении. А первоисточником любого отчуждения в обществе выступает экономическое отчуждение.

Общая схема отчуждения и его восстановления выглядит так:

Тезис: исходная гармония во взаимодействии человека и природы.

Антитезис: Труд создает отчуждение при капитализме, когда человек не властен над своими же творениями, которые сосуществуют с ним как самостоятельная сила, вынуждающая его трудиться ради их производства.

В итоге люди становятся социальными автоматами и придатками к существующим технологиям и общественным отношениям, а не свободными и творческими существами. В этой идее проявляется гуманизм К. Маркса.

Отчуждение захватывает не только рабочего, который трудится на своего хозяина в сложных условиях и за скромное вознаграждение. В таком же положении находится и капиталист, который вынужден постоянно инвестировать средства в развитие производства и конкурировать с другими капиталистами за эффективность производства и рынки сбыта продукции. В итоге все оказываются порабощенными существующей экономической системой.

Синтез: Отчуждение отрицается (в диалектике – снимается) в результате революции. Люди берут под свой контроль экономические процессы и могут реализовать себя в качестве свободных существ.

Ф. Энгельс, в отличие от К. Маркса, пытается придать диалектике завершенный вид и превратить ее в универсальную теорию, описывающую природу, общество и мышление (т.н. «диалектический материализм»).

Систематического изложения собственной диалектики Ф. Энгельс так и не подготовил. У него две основные работы в этом направлении:

- «Анти-Дюринг» (1878) – работа полемического характера, в которой он критикует взгляды Евгения Дюринга (1833–1921) – одного из представителей теории насилия в понимании происхождения государства;

- «Диалектика природы» (1873–1883) – неоконченная рукопись, которая была издана в СССР (1925).

Но, несмотря на это, можно говорить о ряде идей и представлений новой диалектики, заслуживающих внимания и положительной оценки.


Основной недостаток предшествующей философии – попытки построения завершенной системы в условиях постоянного развития знания. По К. Марксу, «У всех философов преходящей оказывается как раз «система», и именно потому, что системы возникают из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия»[47]. Однако это принципиально невозможно усилиями одного человека, поскольку преодоление всех противоречий – не только бесконечный, но и коллективный по сути процесс. «Раз мы поняли это, – а этим мы больше, чем кому-нибудь, обязаны Гегелю, – то всей философии в старом смысле слова приходит конец»[48].

Однако в духе диалектического метода, Ф. Энгельс принципиально против отказа от наработанного ранее знания, ведь в истории философии очень много ценных идей, в том числе и философия Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831). «Ее надо было «снять» в ее собственном смысле, то есть... уничтожить ее форму и спасти добытое ею новое содержание»[49]. С этих позиций диалектика в философии Ф. Энгельса наполняется новым содержанием.

Новое понимание диалектики уже не связывается, как у Г.В.Ф. Гегеля, с движением абстрактной, не связанной с жизнью Абсолютной идеей. У Ф. Энгельса диалектика есть диалектика самой жизни, которая «ежедневно» доказывается «тысячами примеров», близких и понятных всем людям.

В целом же диалектика трактуется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»[50].

Законы и категории диалектики: материалистическое понимание. В своих работах Ф. Энгельс излагает три закона диалектики:

- закон перехода количества в качество и обратно;

- закон взаимного проникновения противоположностей;

- закон отрицания отрицания[51].

Философ отмечает, что эти законы сформулированы еще Г.В.Ф. Гегелем. Но, в отличие от предшественника, Ф. Энгельс рассматривает эти законы как результат абстрагирования из истории развития природы и общества.

К законам у Ф. Энгельса добавились парные категории, выражающие отдельные диалектические закономерности: явление – сущность; необходимость – случайность; причина – следствие; возможность – действительность; форма – содержание.

Диалектизация естествознания. Развитие естествознания подтверждает реальность диалектических закономерностей. Ф. Энгельс отмечает, что наука XVIII века опиралась на «метафизический» (аналитический) метод мышления. А поскольку ведущей наукой того времени была механика, то и философия приобретала характер механистического материализма.

В XIX веке наука начинает изучать развитие (геология, эмбриология и палеонтология). Гипотеза Канта – Лапласа рассматривает Солнечную систему как продукт эволюции. А три крупнейших научных открытия (теория клеточного строения организмов, закон сохранения и превращения энергии, теория происхождении видов Ч. Дарвина), по мнению Ф. Энгельса, окончательно разрушают механистическую картину мира. Вся природа (и неживая, и живая) становится единой и развивающейся.

В итоге неизбежна смена прежнего, «метафизического» и механистического материализма его современной, диалектической формой.

На основе этих открытий Ф. Энгельс:

- сформулировал тезис о материальном единстве мира;

- выявил основные формы движения материи (механистическая, физическая, химическая, биологическая и социальная) и показал их взаимосвязь.

Ввиду материалистического характера философии, К. Маркс и Ф. Энгельс различали два вида диалектики:

- объективная – проявляется в мире природе;

- субъективная – диалектика мышления, т.е. отражение природного мира в человеческом сознании.

 







Date: 2015-09-18; view: 530; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию