Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Основные законы диалектики
В результате изучения вопроса следует усвоить следующее: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) является автором самой масштабной системы объективного идеализма в истории философии. Произведения: «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822). Основная идея философа заключается в том, что разум носит универсальный, надчеловеческий характер, а бытие и мышление тождественны. И именно такой разум способен постичь абсолютную истину. Абсолютная идея как основа мира. Г.В.Ф. Гегель не признает представления о субстанции как абстрактной и неподвижной основе мироздания. Абсолютная идея (Абсолютный дух, или просто Абсолют) – это одновременно и реальность, автономная от отдельного человека, истории и природы, и процесс самораскрытия заложенного в ней потенциала. Поэтому систему Г.В.Ф. Гегеля характеризуют как абсолютный идеализм. Структура философской системы связана с развитием Абсолюта, когда трем этапам раскрытия Абсолюта соответствуют три части философии (Таблица 9). На третьей стадии Дух порождает человека и постепенно постигает самого себя. Вершиной Духа выступает философия, в которой процесс самопостижения завершается. В итоге круг самодвижения Абсолюта замыкается: логика как автономное бытие Абсолюта постигается в философии человеческим мышлением. Таблица 9 Стадии развития Абсолюта и структура философской системы Г.В.Ф. Гегеля
Метод Г.В.Ф. Гегеля. Законы диалектики. Метод философа носит диалектический (греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор, от dialegomai – веду беседу, спор) характер. Как видим, это проявляется уже на уровне общей схемы философской системы. В общем виде диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля включает в себя: - тезис – исходное утверждение; - антитезис – отрицание, противоположность тезису; утверждение, исключающее тезис; - синтез – объединение тезиса и антитезиса, в результате чего происходит снятие противоположностей и формирование нового единства более высокого порядка. Г.В.Ф. Гегель выделяет три закона диалектики, которые он мыслит как законы мышления и самораскрытия Абсолютного духа: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимоперехода количественных изменений в качественные; 3. закон отрицания отрицания (двойного отрицания). Каждый из законов раскрывает свою сторону, свою особенность процесса развития (Таблица 10). Рассмотрим содержание разделов философии подробнее. I. Логика изложена в работе «Наука логики» (1812–1816). Критика логики Аристотеля. Диалектическая логика. Критика формальной логики идет по двум пунктам. Во-первых, это законы и формы мышления Абсолюта, а не человеческого мышления. Во-вторых, формальная логика ориентируется на неподвижные формы мышления, в то время как Абсолют находится в постоянном изменении. Поэтому ставится задача создать диалектическую логику как систему законов развития Абсолюта. Панлогизм. Новая, диалектическая логика фактически оказывается триединством онтологии (учение о бытии как всем существующем), гносеологии (учение о познании, которое повторяет развитие бытия) и собственно логики (учение о законах мышления). Эту особенность мышления философа характеризуют как панлогизм (греч. pan – всё и logismos – рассуждение) – учение о тождестве, равнозначности бытия и мышления. Таблица 10 Содержание законов диалектики
Логическое учение Г.В.Ф. Гегеля складывается из трех разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. II. Ф илософия природы есть изучение инобытия Абсолютной идеи. В качестве основных разделов философии природы выступают: 1. «Механика» – изучает инертную материю, т.е. универсальную телесность, внешнюю пространственность (пространство, время, материя, движение и др.). Философ считает пространство и время не априорными формами чувственности (И. Кант), а объективной физической реальностью. 2. «Физика» – рассматривает свободные тела и потому постигает свет и звук, магнитные, тепловые, электрические и химические процессы. 3. «Органическая физика» («органика») – изучает функциональные системы и соответствует геологии и биологии (история Земли, растительная природа, животный организм). Человек рассматривается как высший животный организм. Интересен и даже парадоксален в свете диалектического мышления философа тезис об отсутствии развития в природе. Все ступени природы, представленные выше, существую одновременно. Философия природы – наименее оригинальная часть системы философа. В ней немало построений, сомнительных даже с точки зрения современного ему естествознания. В настоящее время его натурфилософия имеет только историческое значение, а также как элемент его системы. III. Философия Духа – наиболее оригинальная часть системы Г.В.Ф. Гегеля. Дух, побывав в своем инобытии, возвращается к самому себе. Философия Духа структурирована в виде фундаментальной триады: субъективный Дух – объективный Дух – абсолютный Дух. 1. Субъективный Дух связан с отдельным человеком, индивидуальным сознанием: - антропология изучает «душу», т.е. духовную деятельность, непосредственно связанную с человеческой телесностью; - феноменология изучает сознание, т.е. разум и самосознание в «чистом» виде; - психология постигает формы, в которых реализуются знания и активность человека. К ним относятся: «теоретический дух» (восприятия, представления и мышление) и «практический дух» (чувства и воля). Эти формы носят пока абстрактный характер, поскольку наполняются конкретным содержанием на стадии объективного и абсолютного духа. 2. Объективный Дух – или общественное сознание – включает в себя: - абстрактное (формальное) право – воля людей в вещах, т.е. в собственности; сфера внешних по отношению к воле личности законов; - мораль – область свободной воли, внутреннего мира личности; - нравственность, в которой личное синтезируется с общественным. Нравственность проявляется в формах общности людей и проходит три стадии в своем развитии: - семья; - гражданское общество, опирающееся на сословное деление и индивидуальный экономический интерес; - государство как высшая ступень объективного духа. В этой триаде Г.В.Ф. Гегель критикует договорные теории, отмечая, что фактически эти авторы описали гражданское общество, в котором идет война всех против всех. Государство выше гражданского общества. Они соотносятся между собой как разум и рассудок соответственно. Государство есть действительность нравственной идеи, шествие Бога в мире. Оно объединяет семьи и сословия в единое целое и представляет собой воплощение разума в условиях конкретного общества. Философия истории. С появление государства можно говорить об истории, понимая ее как самораскрытие Духа во времени. Т.о., в истории – в отличие от природы – возможен прогресс. Объективность истории. Хитрость мирового разума. Он против осмысления истории как нагромождения исторических событий. В истории есть своя объективная логика. Но реализуется она стихийно, через страсти и стремления людей. В этой связи Г.В.Ф. Гегель говорит о «хитрости разума» в истории, который предоставляет людям свободу действовать и реализовывать свои страсти и при этом все же осуществляет свою собственную цель. Очень интересна в этой связи мысль: чем менее разумен конкретный порядок, тем выше роль хитрости мирового разума. Возможность сознательной активности в истории. Но разумность в истории может реализовываться и планомерно. Итак, Абсолютная идея реализовала себя как свобода в истории и возвращается к самой себе для самопознания на стадии Абсолютного духа. 3. Абсолютный Дух возвращается к самому себе через самопознание, реализуемое в рамках триады: - искусство – Абсолютная идея постигает саму себя через чувственные образы (эстетика); - религия – через самоуглубленные представления (вера); - философия – через научные понятия. Как видим, абсолютная идея раскрывает все свои возможности и достигает своего завершения. В философии идея постигает сущность эпохи. Свою систему философ рассматривал как финальную форму самопознания духа, как абсолютную истину. Противоречие между системой и методом. Итак, в последнем тезисе налицо фактическое противоречие: с одной стороны, бесконечность любого развития (в соответствии с диалектическим методом), с другой стороны – конкретная философская система, историческая и потому преходящая по своей сути, рассматривается как абсолютная истина. Г.В.Ф. Гегеля, конечно, можно просто обвинить в нескромности или недальновидности. Но следует помнить тот факт, что к 20-м годам XIX века его философия стала ведущей в духовной жизни Германии. И сохраняла свое монопольное положение до 40-х годов XIX века, пока ее не сменила неклассическая философия. И философ оказался в определенной мере прав в своем нескромном выводе: его философия действительно стала вершиной, но не философии в целом, а ее классической формы.
Date: 2015-09-18; view: 2692; Нарушение авторских прав |