Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Основные законы диалектики





В результате изучения вопроса следует усвоить следующее:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) является автором самой масштабной системы объективного идеализма в истории философии.

Произведения: «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822).

Основная идея философа заключается в том, что разум носит универсальный, надчеловеческий характер, а бытие и мышление тождественны. И именно такой разум способен постичь абсолютную истину.

Абсолютная идея как основа мира. Г.В.Ф. Гегель не признает представления о субстанции как абстрактной и неподвижной основе мироздания. Абсолютная идея (Абсолютный дух, или просто Абсолют) – это одновременно и реальность, автономная от отдельного человека, истории и природы, и процесс самораскрытия заложенного в ней потенциала. Поэтому систему Г.В.Ф. Гегеля характеризуют как абсолютный идеализм.

Структура философской системы связана с развитием Абсолюта, когда трем этапам раскрытия Абсолюта соответствуют три части философии (Таблица 9).

На третьей стадии Дух порождает человека и постепенно постигает самого себя. Вершиной Духа выступает философия, в которой процесс самопостижения завершается. В итоге круг самодвижения Абсолюта замыкается: логика как автономное бытие Абсолюта постигается в философии человеческим мышлением.

Таблица 9

Стадии развития Абсолюта и структура философской системы Г.В.Ф. Гегеля

Стадия развития Онтологическая характеристика Раздел философии
Абсолютная идея «бытие-в-себе» логика
Природа инобытие («бытие-для-другого») философия природы
Дух возвратное бытие («бытие-в-себе-и-для-себя») философия духа

Метод Г.В.Ф. Гегеля. Законы диалектики. Метод философа носит диалектический (греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор, от dialegomai – веду беседу, спор) характер. Как видим, это проявляется уже на уровне общей схемы философской системы.

В общем виде диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля включает в себя:

- тезис – исходное утверждение;

- антитезис – отрицание, противоположность тезису; утверждение, исключающее тезис;

- синтез – объединение тезиса и антитезиса, в результате чего происходит снятие противоположностей и формирование нового единства более высокого порядка.

Г.В.Ф. Гегель выделяет три закона диалектики, которые он мыслит как законы мышления и самораскрытия Абсолютного духа:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимоперехода количественных изменений в качественные;

3. закон отрицания отрицания (двойного отрицания).

Каждый из законов раскрывает свою сторону, свою особенность процесса развития (Таблица 10).

Рассмотрим содержание разделов философии подробнее.

I. Логика изложена в работе «Наука логики» (1812–1816).

Критика логики Аристотеля. Диалектическая логика. Критика формальной логики идет по двум пунктам. Во-первых, это законы и формы мышления Абсолюта, а не человеческого мышления. Во-вторых, формальная логика ориентируется на неподвижные формы мышления, в то время как Абсолют находится в постоянном изменении.

Поэтому ставится задача создать диалектическую логику как систему законов развития Абсолюта.

Панлогизм. Новая, диалектическая логика фактически оказывается триединством онтологии (учение о бытии как всем существующем), гносеологии (учение о познании, которое повторяет развитие бытия) и собственно логики (учение о законах мышления).

Эту особенность мышления философа характеризуют как панлогизм (греч. pan – всё и logismos – рассуждение) – учение о тождестве, равнозначности бытия и мышления.

Таблица 10

Содержание законов диалектики

Законы диалектики Сущность закона Аспект развития
Закон единства и борьбы противоположностей Источник развития – становление, обострение и разрешение основных внутренних противоречий ЧТО лежит в основе развития?
Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные Механизм развития – выход за рамки наличного качества через накопление количественных изменений КАК осуществляется развития?
Закон отрицания отрицания, или двойного отрицания Направление развития – снятие (отрицание) старого качества новым, более жизнеспособным при сохранении ценного из старого качества КУДА идет процесс развития?

Логическое учение Г.В.Ф. Гегеля складывается из трех разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.

II. Ф илософия природы есть изучение инобытия Абсолютной идеи.

В качестве основных разделов философии природы выступают:

1. «Механика» – изучает инертную материю, т.е. универсальную телесность, внешнюю пространственность (пространство, время, материя, движение и др.). Философ считает пространство и время не априорными формами чувственности (И. Кант), а объективной физической реальностью.

2. «Физика» – рассматривает свободные тела и потому постигает свет и звук, магнитные, тепловые, электрические и химические процессы.

3. «Органическая физика» («органика») – изучает функциональные системы и соответствует геологии и биологии (история Земли, растительная природа, животный организм). Человек рассматривается как высший животный организм.

Интересен и даже парадоксален в свете диалектического мышления философа тезис об отсутствии развития в природе. Все ступени природы, представленные выше, существую одновременно.

Философия природы – наименее оригинальная часть системы философа. В ней немало построений, сомнительных даже с точки зрения современного ему естествознания. В настоящее время его натурфилософия имеет только историческое значение, а также как элемент его системы.

III. Философия Духа – наиболее оригинальная часть системы Г.В.Ф. Гегеля. Дух, побывав в своем инобытии, возвращается к самому себе.

Философия Духа структурирована в виде фундаментальной триады: субъективный Дух – объективный Дух – абсолютный Дух.

1. Субъективный Дух связан с отдельным человеком, индивидуальным сознанием:

- антропология изучает «душу», т.е. духовную деятельность, непосредственно связанную с человеческой телесностью;

- феноменология изучает сознание, т.е. разум и самосознание в «чистом» виде;

- психология постигает формы, в которых реализуются знания и активность человека.

К ним относятся: «теоретический дух» (восприятия, представления и мышление) и «практический дух» (чувства и воля). Эти формы носят пока абстрактный характер, поскольку наполняются конкретным содержанием на стадии объективного и абсолютного духа.

2. Объективный Дух – или общественное сознание – включает в себя:

- абстрактное (формальное) право – воля людей в вещах, т.е. в собственности; сфера внешних по отношению к воле личности законов;

- мораль – область свободной воли, внутреннего мира личности;

- нравственность, в которой личное синтезируется с общественным.

Нравственность проявляется в формах общности людей и проходит три стадии в своем развитии:

- семья;

- гражданское общество, опирающееся на сословное деление и индивидуальный экономический интерес;

- государство как высшая ступень объективного духа.

В этой триаде Г.В.Ф. Гегель критикует договорные теории, отмечая, что фактически эти авторы описали гражданское общество, в котором идет война всех против всех.

Государство выше гражданского общества. Они соотносятся между собой как разум и рассудок соответственно. Государство есть действительность нравственной идеи, шествие Бога в мире. Оно объединяет семьи и сословия в единое целое и представляет собой воплощение разума в условиях конкретного общества.

Философия истории. С появление государства можно говорить об истории, понимая ее как самораскрытие Духа во времени. Т.о., в истории – в отличие от природы – возможен прогресс.

Объективность истории. Хитрость мирового разума. Он против осмысления истории как нагромождения исторических событий. В истории есть своя объективная логика. Но реализуется она стихийно, через страсти и стремления людей. В этой связи Г.В.Ф. Гегель говорит о «хитрости разума» в истории, который предоставляет людям свободу действовать и реализовывать свои страсти и при этом все же осуществляет свою собственную цель.

Очень интересна в этой связи мысль: чем менее разумен конкретный порядок, тем выше роль хитрости мирового разума.

Возможность сознательной активности в истории. Но разумность в истории может реализовываться и планомерно.

Итак, Абсолютная идея реализовала себя как свобода в истории и возвращается к самой себе для самопознания на стадии Абсолютного духа.

3. Абсолютный Дух возвращается к самому себе через самопознание, реализуемое в рамках триады:

- искусство – Абсолютная идея постигает саму себя через чувственные образы (эстетика);

- религия – через самоуглубленные представления (вера);

- философия – через научные понятия.

Как видим, абсолютная идея раскрывает все свои возможности и достигает своего завершения. В философии идея постигает сущность эпохи. Свою систему философ рассматривал как финальную форму самопознания духа, как абсолютную истину.

Противоречие между системой и методом. Итак, в последнем тезисе налицо фактическое противоречие: с одной стороны, бесконечность любого развития (в соответствии с диалектическим методом), с другой стороны – конкретная философская система, историческая и потому преходящая по своей сути, рассматривается как абсолютная истина. Г.В.Ф. Гегеля, конечно, можно просто обвинить в нескромности или недальновидности.

Но следует помнить тот факт, что к 20-м годам XIX века его философия стала ведущей в духовной жизни Германии. И сохраняла свое монопольное положение до 40-х годов XIX века, пока ее не сменила неклассическая философия. И философ оказался в определенной мере прав в своем нескромном выводе: его философия действительно стала вершиной, но не философии в целом, а ее классической формы.

 

Date: 2015-09-18; view: 2608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию