Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-политические взгляды П.А. Гольбаха
Определение общества. Общество – целое, образованное множеством семей и индивидов, объединившихся для более легкого удовлетворения собственных потребностей. Т.о., в данном определении предполагается формальное или молчаливое заключение договора. П.А. Гольбах выделяет две разновидности общества: - всемирное – «весь человеческий род или совокупность всех человеческих существ»; - отдельные общества (народы, города, поселки, семьи). Универсальные законы общества. Добро или зло не заложено в человеческой природе. Оно определяется уровнем порочности общества. Беды людей связаны с непросвещенным пониманием механизмов функционирования общества. Для этого следует обосновать положения (законы общества), которые были бы аналогичны физическим законам. Философ выдвигает три универсальных закона жизни людей: 1. общий принцип эгоизма в человеческой жизни; 2. разумный эгоизм (человек ограничивает себя ради людей, помогает им, а взамен может рассчитывать на помощь и поддержку всего общества); 3. всеобщий детерминизм атомов, объединяющий природу и общество. В целом получается, что П.А. Гольбах – идеалист в понимании причин функционирования общества (признает ведущую роль сознания людей), но общество может существовать без божественного вмешательства и покровительства (религиозный провиденциализм отрицается). Гражданские законы, их отличия от естественных. В целом жизнь общества подчиняется не только естественными, но и гражданскими законами. Если первые носят вечный и неизменный характер в духе философских принципов, то гражданские законы – это правила поведения граждан, установленные обществом для сохранения жизни и обеспечения всеобщего счастья людей. Гражданские законы могут заменяться новыми в связи с особенностями функционирования и развития общества. Идеальная форма правления предполагает равновесие, баланс власти монарха, аристократии и народа. Народ участвует в управлении и защищает свои права и интересы через своих представителей в правительстве. Эта форма правления будет способствовать реализации справедливости и гуманности, в т.ч. и на уровне законодательства. Высшая морально-правовая ценность для П.А. Гольбаха – справедливость, понимаемая в естественно-гедонистическом ключе. Она включает в себя, во-первых, действия, разрешенные естественными законами, и, во-вторых, право человека стремиться к счастью любыми способами, которые не вредят счастью его сограждан. Свобода трактуется как способность индивида совершать для собственного счастья все, что разрешено общественными законами. Этократия. Свои представления о правильном устройстве государства П.А. Гольбах систематизировал в работе «Этократия, или Управление на основе морали» (1776). Понятие «этократия» предполагает власть морально-этических начал в деятельности государства. Среди прочих рекомендаций, он предлагает создать моральный кодекс не только для народных представителей, но и даже для всех граждан.
Основные понятия темы и понятия для повторения
Вопросы для повторения и закрепления 1. Назовите основные особенности идеологии эпохи Просвещения. 2. Вспомните основные представления «Системы природы» П.А. Гольбаха. 3. В чем сущность сенсуализма как гносеологической установки философии Просвещения? 4. Охарактеризуйте основные представления П.А. Гольбаха об обществе. 5. Изложите основные положения теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Творческие вопросы и задания 1. Дайте сравнительный анализ понятий «креационизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм». 2. В чем философия эпохи Просвещения переосмысливает достижения философии Нового времени? 3. Актуальна ли в наше время просветительская трактовка человека? 4. Почему антиклерикальная и антирелигиозная ориентация Ф. Вольтера не выливается в отрицание религии как таковой? 5. Идея Вольтера о необходимости «возделывать свой сад» может быть востребована как смысл жизни в современном обществе? Почему? 6. В чем коллизия частной собственности и общей справедливости в эпоху Просвещения и в наше время?
Date: 2015-09-18; view: 1242; Нарушение авторских прав |