Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная философия. Теория общественного договора
Теория общественного договора. Человек эгоистичен по своей природе. Это вытекает из инстинкта самосохранения. Естественное право философ отождествляет с законами природы: право любого существа определяется количеством его силы. Каждый человек в естественном состоянии имеет право на все, что сочтет нужным и полезным, независимо от критерия своего выбора (разум или аффекты). В итого оказывается, что в естественном состоянии люди враждебны друг другу, а морали нет, поскольку люди руководствуются преимущественно своими страстями. Поскольку борьба приводит к уничтожению людей друг другом, люди переходят в гражданское состояние, которое устанавливается для устранения общего страха и во избежание общих бед. Так естественное право переходит в государственное. Жизнь людей становится лучше, а защита – надежнее. Поскольку общественный образ жизни для человек наилучший, философ замечает: для человека нет ничего полезнее человека. Функционирование государства связывается с управлением аффектами граждан, поскольку невозможно сделать людей иными по сравнению с их естественной природой. Умелая политика позволяет обеспечить преобладание общего блага над частным и разумность поведения людей (пусть даже против их воли). Государство должно обеспечить своим гражданам и индивидуальную свободу, и бесконфликтную совместную жизнь. Законы должны регулировать лишь внешние поступки человека. Лучшая форма правления – республиканская, которая подразделяется на аристократию (правителями становятся по праву рождения или по игре случая) и демократию (правят граждане, избранные народом). При этом Б. Спиноза одним из первых в истории философии утверждает, что количество правителей не имеет значения для понимания демократии. А, как мы помним, в античности демократия – это правление большинства.
Основные понятия темы и понятия для повторения
Вопросы для повторения и закрепления 1. Охарактеризуйте значение понятия «субстанция» для философского мышления Нового времени. 2. В чем, по Ф. Бэкону, преимущество «пути пчелы» в познании? 3. Какие заблуждения разума («идолы») выделяет Ф. Бэкон? 4. В чем состоит рационалистический метод Р. Декарта? 5. Как Б. Спиноза трактует понятия «субстанция», «атрибут» и «модус»?
Творческие вопросы и задания 1. Соотнесите деизм как вариант соотношения Бога и мира с другими вариантами (креационизм, пантеизм, принцип эманации). В чем Вы видите принципиальное отличие деизма от других вариантов? 2. Возможно ли использовать учение Ф. Бэкона об идолах применительно к юридической деятельности? Ответ поясните конкретными примерами. 3. Спор в физике XVII века эмпиризма (представитель – И. Ньютон) и рационализма (представитель – Р. Декарт) закончился безоговорочной победой И. Ньютона и программы построения эмпирической физики. Как Вы думаете, в чем причина такого результата? Действительно ли рационализм бесполезен для получения нового знания в физике? 4. Верно ли изречение Спинозы «Свобода есть познанная необходимость» в свете современной философии? 5. Сравните рационализм Спинозы и Декарта. Выявите, в чём сходство и различие их философских систем.
Date: 2015-09-18; view: 442; Нарушение авторских прав |