Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Философия французского Просвещения и материализм XVIII века





План занятия:

1. Особенности философской мысли эпохи Просвещения, ее основные черты

2. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология

3. Учение французских материалистов о человеке и обществе

 

Цель семинарского занятия – познакомиться с основными достижениями философии эпохи Просвещения.

Данной эпохе мы обязаны появлением и обоснованием идеей прогресса. Своего исторического максимума идеи эпохи достигают во Франции, поэтому большая часть темы посвящена как раз французской философии.

 

1. Особенности философской мысли эпохи Просвещения, ее основные черты

При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты:

Хронология и география периода

Эпохой Просвещения традиционно называется столетний период между двумя революциями: второй (Славной) английской (1688–1689) и Великой французской (1789–1794). Но если во Франции революция завершает эпоху, то в других странах она продолжается и в начале XIX века.

Эпоха Просвещения зарождается в Англии. Родоначальником английского (и общеевропейского) Просвещения является Дж. Локк (1632–1704). Из Англии (а с 1707 года, после формирования унии Англии и Шотландии, – Великобритании) идеи Просвещения попали во Францию, а из нее – и в другие страны (прежде всего, в Германию и Россию). Франция стала страной, где идеи Просвещения достигли своего исторического максимума.

Развитие философии Просвещения во Франции включает в себя два этапа (два поколения просветителей):

- первое поколение (10–20-е годы XVIII века), к которому принадлежат Вольтер (1694–1778), Ш.Л. Монтескьё (1689–1755);

- второе поколение (с 40-х годов XVIII века) – к нему относится подавляющее большинство французских просветителей.

Причем речь идет не сколько об академической («профессорской») философии, а о комплексе из естествознания, собственно философии, художественной литературы и драматургии.

Начало эпохи Просвещения во Франции связывают с 1718 годом, когда в Париже впервые была поставлена пьеса Вольтера (1694–1778) «Эдип», просветительский и вольнодумный характер которой сильно повлияли на мировоззрение современников. А в 1721 году анонимно вышли «Персидские письма» Ш.Л. Монтескьё (1689–1755).

Основные представители

Наиболее крупными философами эпохи Просвещения являются:

- в Англии – Дж. Локк (1632–1704), Дж. Толанд (1670–1722), А. Коллинз (1676–1729), Дж. Беркли (1685–1753), Д. Гартли (1705–1757), Д. Юм (1711–1776), Дж. Пристли (1733–1804);

- во Франции – Вольтер (1694–1778), Ш.Л. Монтескьё (1689–1755), Ж.О. Ламетри (1709–1751), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), Д. Дидро (1713–1784), Э.Б. де Кондильяк (1714–1780), К.А. Гельвеций (1715–1771), Ж.-Б. Д´Аламбер (1717–1783), П.А. Гольбах (1723–1789), Ж.А. Кондорсе (1743–1794);

- в Германии – Х. Томазий (1655–1728), Х. Вольф (1679–1754), Г.Э. Лессинг (1729–1781), И.Г. Гердер (1744–1803), И.В. Гёте (1749–1832), И. Шиллер (1759–1805).

Особенности и основных представителей эпохи Просвещения в России мы рассмотрим в теме «Русская философия».

Особенности общественной жизни и духовной культуры

Общая характеристика общественной жизни и духовной культуры невозможна в силу региональной специфики. Данная специфика связана преимущественно с развитием буржуазных (капиталистических) отношений в конкретной стране.

Английское Просвещение возникает после победы буржуазной ревоюции, когда складываются объективные условия для прогрессивных изменений в обществе. Важную роль в этом процессе сыграла философская мысль, которая формировала новые взгляды на мир и новое видение общественно-политического устройства.

Однако английское просвещение носило элитарный характер, поскольку ориентировалось только на образованных современников, преимущественно знатного происхождения.

В Англии зарождается несколько принципиально значимых для философии Просвещения представлений:

- в онтологии – идея самостоятельной, спонтанной активности материи, понимание движения как атрибута материи (Дж. Толанд (1670–1722), А. Коллинз (1676–1729), Дж. Пристли (1733–1804);

- в гносеологии – сенсуализм Дж. Локка (1632–1704);

Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus – чувство, ощущение) – направление гносеологии, признающее ощущения единственным достоверным источником познания («нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»).

- в социальной философии – политическая доктрина либерализма с идеей естественных и неотчуждаемых прав человека, которые государство обязано соблюдать и защищать, а также идея разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную (Дж. Локк (1632–1704)).


Однако в XVIII веке направление развитии философии существенно изменяется: Великобритания добивается значительных успехов в промышленности, расширилась ее колониальная империя. И философия начинает приобретать консервативно-охранительный характер, встает на защиту традиционных ценностей во избежание новых революционных потрясений. Британский эмпиризм из материалистического, каким он был еще со времен Ф. Бэкона (1561–1626), становится субъективно-идеалистическим (Дж. Беркли (1685–1753)), а вместо характерного для эпохи гносеологического оптимизма формируется скептицизм (Д. Юм (1711–1776)).

На этом основании некоторые авторы не относят Дж. Беркли и Д. Юма к эпохе Просвещения.

Французское Просвещение. Развитие Просвещения во Франции условно связывается с двумя датами: 1715 год (смерть Людовика XIV, с которым завершилась эпоха «блистательного» абсолютизма) и 1789 год (год штурма Бастилии, начало Великой французской революции).

Кульминацией французского просвещения стал 1751 год – год опубликования первого тома «Энциклопедии», появление которой стало культурным событием общеевропейского масштаба, вызвавшим неоднозначный резонанс во Франции.

В философии этого периода можно выделить два течения:

- деистическое, не отрицающее существование Бога и значение религии для общественной жизни (представители: Вольтер, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б. де Кондильяк);

- материалистическое, выступающее с позиций атеизма (представители: Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж.-Б. Д´Аламбер, П.А. Гольбах).

Атеизм (франц. atheisme, от греч. а – отрицательная приставка и theos – бог; буквально – безбожие) – мировоззренческая установка, отрицающая существование Бога и иных сверхестественных существ.

Кульминационный характер идей Просвещения во Франции связан с культурно-исторической ситуацией в стране. Абсолютистская политическая власть и католическая церковь, а также движение Контрреформации надолго законсервировали, по сути, средневековую политическую и экономическую систему в стране. А Великобритания к тому времени уже интенсивно развивалась по буржуазному пути.

Поэтому просветители во Франции стремилась изменить ситуацию к лучшему и боролись против тех негативных тенденций, которые мешали прогрессивному развитию страны.

Немецкое Просвещение носило преимущественно литературно- эстетический характер. А энциклопедизм и систематичность Х. Вольфа (1679–1754) сделали его самым популярным философом Германии вплоть до критического периода И. Канта (1724–1804).

Особенности мировоззрения эпохи Просвещения в наибольшей степени проявились во Франции, усилиями первого поколения просветителей. Особую роль в становлении этой идеологии сыграл «властитель дум» Ф. Вольтер (1694–1778).

Основные идеи мировоззрения эпохи Просвещения:

1. Культ разума – защита и превознесение научного и философского знания, а также технической деятельности как способов преобразования мира и постепенного улучшения условий жизни человечества.

Просветители верили в безграничные возможности человеческого разума и преобразовательный потенциал знания, прежде всего, научного, опирающегося на эксперимент. Разум для них – единая и универсальная для всех людей способность, инстанция вне критики. Большие надежды связывались с постижением «естественного порядка», знание которого позволит преобразовать общество наилучшим образом, т.е. в соответствии с природой человека. Поэтому девизом эпохи стал лозунг «Разум и прогресс».


2. Антиклерикализм (греч. anti – против, лат. clericalis – церковный) – просветители выступали с критикой церкви как социального интитута. Прежде всего, объектами критики выступали притязания католической церкви на политическую власть, ее пороки, а также суеверия людей и некритическое восприятие ими религиозных догм (Вольтер часто призывал в своих произведениях: «раздавите гадину», подразумевая под последним словом католическую церковь).

Однако не все представители эпохи были против религии вообще. Они разоблачали суеверия, мистические и иррациональные элементы религии, призывали к осмысленной и осознанной вере, но не выступали как противники церкви, существования Бога и веры в него.

3. Политический радикализм – призывы к радикальным политическим переменам, критика абсолютной монархии и сословных привилегий, а также пропаганда ценностей буржуазной демократии (свобода, равенство, братство). В этой связи необходимо помнить, что французское Просвещение – это идейная подготовка французской буржуазной революции (1789–1794).

4. Просветительско-образовательная направленность, ориентация на приобщение к культуре и образованию широких слоев общества.

По К.А. Гельвецию, все беды и несчастия людей связаны с невежеством. Преодолеть это состояние люди смогут лишь через просвещение, поступь которого неодолима. В головах людей идут скрытые перемены, в результате которых невежество само себя дискредитирует. Движущими силами просвещения выступают либо «просвещенный монарх», «разумный муж-правитель», либо постепенное распространение знаний и подлинных представлений о реальности в народе.

Эпохальным событием стал выход в свет издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (издавалось в период с 1751 по 1780) в 35 томах. Первые 28 томов (17 томов основного текста и 11 томов иллюстраций к тексту («гравюр»)) подготовлены под редакцией Д. Дидро (1713–1784). В 1777 году другими авторами подготовлены еще пять томов, а в 1780 – два тома указателей. Это первое издание подобного масштаба и предназначения в Европе, а само слово «энциклопедия» (греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний) стало нарицательным для обозначения изданий, систематизирующих знания (в целом или в конкретной области).

5. Исторический оптимизм – просветители верили не только в лучшее будущее своей страны, но и всего человечества. Как говорил Вольтер, «Однажды все станет лучше – вот наша надежда».







Date: 2015-09-18; view: 1037; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию