Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология
Поль Анри Гольбах (1723–1783) – систематизатор материализма Просвещения, придавший ему завершенный вид; автор материалистической концепции природы. Основное произведение: «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770). Современники характеризовали этот труд как «Библия материализма». Предмет философии. В качестве предмета философии рассматривается мир в целом, универсальные законы его существования и изменения. Природа, ее свойства. Для П.А. Гольбаха «...природа …есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во вселенной»[41]. Другое понимание природы – совокупность веществ, действующих в силу собственной энергии. Природа вечна, т.е. не сотворена и неуничтожима. И она есть причина всех вещей. В целом в основе природы лежат причинно-следственные связи. Учение о материи. По его словам, материя есть все то, что воздействует на наши чувства. Материя характеризуется бесконечностью в пространстве и вечностью во времени. Пространство и время объективны и являются формами существования материи. Материя – в духе механистического материализма – отождествляется с веществом. Среди других свойств материи философ указывает: протяженность; подвижность; делимость; плотность, вес, цвет и т.п. В основе структуры материи лежат неделимые и неизменные элементы – атомы, для которых характерен ряд свойств (непроницаемость, протяженность, тяжесть, фигура и движение). Движение как атрибут материи. Главным свойством (атрибутом) материи является движение; природа обладает свойством самодвижения (получает движение от самой себя). П.А. Гольбах различает два вида движения: - механическое, чувственно воспринимаемое как перемещение; - внутренне движение, которое скрыто и определяется энергией взаимодействия невидимых частиц, из которых складывается тело. Учение о причинности. Причинность отождествляется с необходимостью. Случаю нет места в природе. Случай – это лишь название для непознанной пока причины. Материалистическое учение о человеке. Человек, по П.А. Гольбаху, есть часть и продукт природы. Он схож с другими ее продуктами (также живет и чувствует), но отличается от них некоторыми особенностями собственной организации (может мыслить и осознанно стремиться к своим целям). Души и духа как особых нематериальных субстанций в структуре человека нет. Душа есть образное наименование внутреннего органа человека – головного мозга. Мозг обладает рядом функций: воспринимать воздействия среды на органы чувств (сознание) и способность комбинировать эти воздействия (рассудок). Разум рассматривается как совокупность способностей мозга, а ум – умение их применять (демонстрировать). В итоге мышление – способ бытия материи, результат движения в головном мозге. Дени Дидро (1713–1784) – знаменит как организатор подготовки и издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Д. Дидро не создал философской системы, однако ряд его идей выходил за рамки эпохи Просвещения. Природа вечна, бесконечна и никем не сотворена. Вне природы ничего не существует. Материя состоит из молекул, обладающих «интимной силой». Поэтому материя постоянно движется. Движение философ считает абсолютным, а покой – относительным. Все изменения в природном мире подчинены закону причинности. Материя изменяется от простых тел к более сложным, приобретая новые качества. Отстаивает оригинальный для своего времени тезис о всеобщей чувствительности материи; различия в чувствительности связывал с различиями телесной организации. В целом, в природе существуют следующие формы чувствительности: - скрытая – в неорганической природе; - деятельная – в органической природе; - мышление – развитая форма чувствительности, присущая человеку. Date: 2015-09-18; view: 601; Нарушение авторских прав |