![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Характерные черты философии эпохи Просвещения
Указанные особенности идеологии эпохи предопределили и особенности собственно философии. В онтологии характерна тенденция к антиметафизической направленности. В этой связи очень интенсивно критикуется учение Р. Декарта (картезианство). Образцом для подражания становится механистическая картина мира И. Ньютона. Для осмысления взаимодействия Бога и мира используются идеи деизма. Формируется материалистическая онтология, опирающаяся на достижения естествознания. Значительное место в онтологии Просвещения занимают представления о природе. В целом для онтологии этого периода характерен механистический материализм (материализм, опирающийся на законы и представления классической механики) и детерминистское понимание причинности. В гносеологии спор эмпиризма и рационализма XVII века ушел в прошлое. Дж. Локк (1632–1704) в работе «Опыт о человеческом разумении» (1690) обосновывает гносеологию сенсуализма. Его идеи стали программными для философии эпохи Просвещения. Он отрицает представление Р. Декарта о врожденных идеях. Сознание человека изначально есть «чистая доска», на которой опыт пишет свои знаки. Все идеи в уме человека возникают из опыта. Последний имеет два источника: внешний опыт (ощущения, или чувства) и внутренний опыт (рефлексия, или размышление). В данном тезисе сенсуализм непоследователен, поскольку утверждается существование еще одной познавательной способности, отличной от ощущения. В дальнейшем эта двойственность гносеологии Дж. Локка послужила основой для критики и обоснования последовательного и логически непротиворечивого сенсуализма. С помощью ощущений (чувств) мы получаем простые идеи, которые составляют фундамент и границы нашего познания («нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»). Простые идеи человек получает пассивно, без содействия разума. На основе рефлексии человек может анализировать, сравнивать и комбинировать простые идеи для формирования все более сложных и абстрактных идей (модусы, субстанции и отношения). Идеи в сознании человека бывают ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные прообразам и неадекватные. Истина возможна как соединение и разъединение идей соответственно обозначаемым вещам. Познание подразделяется на: - интуитивное (самоочевидные истины, собственное существование); - демонстративное (положения математики, этики, бытие бога); - сенситивное (существования единичных вещей). Последнее рассматривается как наименее ясное и достоверное, что сближает концепцию философа с рационализмом. Также Дж. Локк формулирует учение о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества (например, протяженность, фигура, движение) принадлежат самим вещам, а вторичные (цвет, запах, вкус) – привносятся познающим субъектом, поскольку их материальная основа отличается от отображения в сознании человека. К примеру, ощущения цвета связаны с физическими волнами определенной длины, а запах обусловлен летающими в воздухе молекулами вещества. Поскольку предполагается опора на опыт с признанием первичности материального мира, сенсуализм Дж. Локка характеризуют как эмпирический и материалистический. Кроме того, чувства и разум как способы познания во многом противопоставляются друг другу, формируя практически автономные ступени. В антропологии обосновывается идея «естественного человека», близкого породившей его природе. В целом человек рассматривается как добрый по своей природе, хотя некоторые авторы (например, Ж.О. Ламетри) говорили о злобности и коварстве человека. В материализме этого периода отрицается существование у человека индивидуальной души. В этике сильны индивидуалистические тенденции (признаются естественные потребности человека). Но не менее важна и проблема согласования индивидуальных потребностей и запросов общества. В этой связи получает популярность концепция «разумного эгоизма», согласно которой самоограничение человека в интересах общества будет способствовать и личному благосостоянию, и процветанию общества. В социальной философии достижения философии эпохи Просвещения наибольшие. Как и в философии Нового времени, ведущие позиции занимают представления о естественном праве и теории общественного договора (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, П.А. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др.), формируется программа построения общества «всеобщего благоденствия». В политическом плане просветители были сторонниками либо республики, либо конституционной монархии. В последнем случае они особые надежды возлагали на «просвещенного государя». Просветители прилагали усилия по налаживанию контактов с европейскими правителями того времени с целью изменить их сознание и повлиять на проводимую ими политику (например, Д. Дидро и Екатерина II). В работе Ш.Л. Монтескье «О духе законов» (1748) сформулировано современное понимание разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Формируется принципиально новая идея о существовании особых, общественных законов, которые мыслились по аналогии с естественными, природными. В этой связи получает развитие новое направление – философия истории, которое стремится постичь общие закономерности и магистральные пути исторического процесса. Также впервые в истории появляется идея общественно-исторического прогресса как магистрального пути общественного развития. Правда, просветители высокомерно утверждали, что прогресс характерен только для Европы. Идея прогресса – одна из наиболее значимых идей в истории человечества, поскольку поразительные изменения в общественной жизни за последние два-три столетия есть результат усвоения и воплощения в жизнь этой идеи. И, хотя со второй половины ХХ века представления о прогрессе подвергаются критике с различных позиций, значение этой идеи для европейской истории отрицать или недооценивать нельзя. В связи с представлениями о прогрессе в научный оборот вводится понятие «цивилизация» (как совокупность достижений разума и их реализации в общественной жизни народов, а также как определенный этап истории общества).
Date: 2015-09-18; view: 1129; Нарушение авторских прав |