Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В свою очередь эти формы бытия имеют свои подуровни





Важное место в философском понимании мира имеет понятие субстанции. Проблема субстанции возникает как попытка обоснования идеи о первоначале. Развертывание этой попытки привело к появлению различных подходов, которые можно в самом общем виде свести к следующим:

1. Монизм (материалистический или идеалистический)

2. Дуализм

3. Плюрализм

С точки зрения материалистического монизма центральным понятием является понятие материи. Долгое историческое время под материей понимали фундаментальные свойства вещества, это является общим признаком естественнонаучного определения материи. В тоже время понятие материи имеет философский аспект, который отражается в философском определении материи.

Постановка проблемы материи с необходимостью порождает постановку проблемы сознания. Именно отношение этих двух понятий и является основным вопросом философии.

Проблема материи тесно связана с проблемами движения, пространства и времени.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31.

 

Тема лекции №11. Принцип развития: диалектика и синергетика.

Тезисы лекции:

Диале́ктика (от греч. искусство спорить, вести рассуждение) – метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно); способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин).

Диалектический метод опирается на следующие принципы: 1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) развёртывание исследования вглубь и вширь; д) вычленение сущности, главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчленённого целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учёт места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития;5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развёртывания и обострения.

Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия. В силу данного обстоятельства категории выступают организующим началом сознательной деятельности людей, без них невозможно мышление человека, так как оно осуществляется на их основе.


Категории диалектики, являясь отражением реального мира, вместе с тем, носят объективный характер, т.е. отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей.

Категории являются структурообразующими элементами законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.

Центральное место в диалектике принадлежит закону единства и борьбы противоположностей, так как он раскрывает источник и движущую силу всякого развития.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31.

 

Тема лекции №12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания.

Тезисы лекции:

Термин "эпистемология" происходит от древнегреческого слова "эпистеме" (episteme - знание). Эта часть философии изучает общие черты процесса познания и его результат - знание. Традиционно она входила в теоретическую философию наряду с учением о бытии - онтологией. В классической новоевропейской философии анализ знания обычно осуществлялся в рамках общего учения о "человеческом разуме". Так это было у Декарта, Локка, Лейбница, Юма, Канта - великих философов, заложивших фундамент наших представлений о познании. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Тогда ее обычно называли гносеологией (от древнегр. gnosis - гносис, познание) или теорией познания. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Каких-то особо глубоких причин для этих терминологических изменений не существует. Они прежде всего отражают тот факт, что больше всего работ по теории знания пишут англоязычные философы. Поэтому, если вы будете встречать любой из названных терминов, имейте в виду, что они обозначают примерно одну и ту же область философии.

"Что я могу знать?" - так И. Кант сформулировал общий вопрос, на который должна ответить теория познания. Этот вопрос при дальнейшем анализе разветвляется на множество других. Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Если такие основания есть, то можно ли на них, как на фундаменте, строить системы истинного знания? Если же таких оснований нет, то как мы можем получить достоверное знание? Каковы основные формы человеческого знания? Можно ли найти критерии, позволяющие четко разграничить знание и спекулятивные построения, знание и заблуждение? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании? Эти и подобные им вопросы и являются предметом обсуждения в эпистемологии.


Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Помимо эпистемологии знание изучают и другие дисциплины. К ним, кроме философии науки, относятся психология (особенно психология восприятия и когнитивная психология), этнография (изучающая формы знания архаических сообществ), лингвистика (поскольку язык является средством не только коммуникации, но и познания), история науки. Хотя эпистемология использует результаты этих дисциплин, изучающих особые виды знания, ее основное внимание направлено на наиболее общие, фундаментальные проблемы знания.

В самом общем виде познание можно определить как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Уровень и глубина познания зависит от уровня развития общества и поэтому является исторически изменчивым. Основными элементами познавательного процесса является субъект и объект познания. В силу этого объект познания не совпадает с природным объектом, а является той его частью, которая несет на себе субъективные интересы и целеполагания человека.

Познание осуществляется в двух основных уровнях – чувственный и рациональный. В свою очередь чувственный уровень имеет следующие формы – ощущение, восприятие, представление. Рациональный уровень – понятия, суждения, умозаключения. Между этими уровнями познания существует диалектическая взаимосвязь.

Особое место в познавательном процессе имеет проблема истины. Истина может проявлять себя в форме абсолютной и относительной.

Познание осуществляется как на научном, так и вненаучном уровне. Вненаучный уровень познания – обыденное, религиозное, художественное. Научное познание – особый вид познания, имеющий специфические признаки: системность, обоснованность знаний, язык науки, средства и методы научных исследований.

Научное познание использует методы и формы познания на двух ступенях:

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

Особым родом познания является социальное познание. Где важное значение имеет не только объективные характеристики предметов исследования, но и ценностные установки человека.


Наука тесным образом связана с другими сферами деятельности человека и во многом определяет успех в решении общечеловеческих проблем современности.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31, 32.

 

Тема лекции №13. Философская антропология.

Тезисы лекции:

Бытие человека является одной из главных проблем философии. Природа, сущность, предназначение человека определяют актуальность и специфичность рассмотрения антропологических проблем философией.

Выступая общенаучной основой наук, философская концепция человека подвергает анализу основные формы развертывания родовой сущности человека: труд, сознание, коллективность. Акцентируется роль языка и труда в процессе анторопосоциогенеза как базовых факторов, формирующих как сознание, так и предметно-практическую деятельность.

Стремление гармонизировать человеческое существование, определить его самоценность и смысл реализовалось в концепциях идеального человека и создало гуманистическую традицию в философии. Классические проблемы философского гуманизма, такие как: конечность индивидуального существования, проблема жизни, смерти и бессмертия, дискуссионность вопроса о «праве на смерть» (эвтаназия), социальная и биологическая продолжительность жизни человека – актуальны и для современной эпохи. Интеграционные процессы современной эпохи – становление и развитие единого мирового сообщества – актуализируют философский контекст взаимоотношения человека и человечества, формируя идею планетарной общности судеб человечества.

Проблемы личности имеет важное значение в философии и современной общественной практике в целом. От уровня развития личности во многом зависит понимание им общечеловеческих целей и ответственное отношение к выполнению своих общественных функций.

Содержание понятия личности тесно связано с понятиями «человек», «индивид», но не сводится к ним. «Человек» отражает общеродовой статус, тогда как «индивид» отражает индивидуальную принадлежность к роду. Понятие личность гораздо глубже и сложнее и по сути отражает богатство общественных показателей в жизнедеятельности человека, то есть его социальную сущность. Поэтому в формировании личности большое значение имеет роль социальной среды. В тоже время необходимо отметить относительную автономность личности от общества, что является необходимым условием становления личности.

Личность может выступать как объект и субъект общественной жизни. Роль личности в ходе истории во многом зависела от общественного разделения труда и не всегда выступала как специфический признак человека. Всестороннее развитие личности выступает как гуманистический идеал и смыслообразующее начало человеческой истории. Поэтому очень важно учитывать диалектику исторической необходимости и свободу личности в общественном развитии. Диалектика свободы и необходимости в общественной жизни выступает как диалектика свободы и ответственности человека.

В изучении проблемы личности, его внешней и внутренней свободы важным является философский анализ отчуждения, его причин, сущности и исторических форм. В этом смысле свободу личности нужно рассматривать как процесс снятия отчуждения, которая, в свою очередь, проявляет себя как творческая самореализация личности.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

 

Тема лекции №14. Социальная философия.

Тезисы лекции:

Изучение общества представляет труднейшую задачу не только для философии, но и для других общественных наук. Общество является многозначным понятием. Философия рассматривает общество с точки зрения ее целостности как социальный способ бытия человека, продукт взаимодействия людей, результат созидания и творчества человека. Для философии важно рассматривать общество через деятельность как способ существования социального.

Историческая эволюция взглядов на общество закрепилась в следующих теоретических моделях: натурализм, идеализм, материализм.

Важное значение для правильного понимания сущности общества имеет соотношение понятий «материальное», «духовное», «практическое». В основе общественного развития лежат общественные отношения, которые образуют системность общества, внутри которой необходимо рассматривать экономическую, политическую и другие формы деятельности.

Развитие общества может иметь революционный или эволюционный характер. Философия рассматривает развитие общества через принцип единства и многообразия мировой истории, в котором проявляются общедиалектический закон взаимосвязи всеобщего и отдельного. Важным вопросом общественного развития является понятие общественного прогресса и его критерия.

Общество как любая развивающаяся система имеет свои движущие силы. Субъектом и движущей силой исторического процесса в различных философских направлениях могут выступать как духовные, так и материальные основания общества. Общество представляет собой совокупность различных социальных групп и общностей людей, которые имеют различные интересы, ценности и цели. В силу этого исторический процесс приобретает сложный и вероятностный характер. Поэтому важным является изучение роли в истории как отдельных личностей, так и тех или иных социальных групп. Благодаря этой диалектики исторический процесс происходит в единстве стихийности и сознательности.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

 

Тема лекции №15. Философское осмысление глобальных вызовов современности.

Тезисы лекции:

Социальное прогнозирование связано с задачей предвосхищения будущего, что является необходимым условием целесообразной деятельностью людей. Сам способ бытия человека как сознательная деятельность предполагает опережающее отражение действительности. Творческий характер человека построен на создании идеальных моделей будущего и их реализация в практической деятельности. Поэтому социальное предвидение и прогнозирование является сущностным основанием человека как субъекта познания.

Методы прогнозирования и типы социальных прогнозов исторически относительны и связаны с уровнем развития общества в целом. Сущность и возможности социального прогнозирования на современном этапе связаны с научно-технической революцией и ее возможными последствиями. В этой связи мы наблюдаем в философии существование различных концепций роли науки и техники в жизни общества. Наряду с попыткой абсолютизации роли науки и техники для общественного развития, который получил определение «технократизм» имеет место и негативная оценка научно-технического прогресса для судеб человечества (антисциентизм). Наиболее правильным был бы на наш взгляд отказаться от крайностей таких оценок и рассматривать роль науки и техники с возможными общественными последствиями с учетом того, что наука и техника сами по себе не несут нравственной нагрузки, а именно человек как моральный субъект является ответственным за применения достижения науки и техники. Поэтому гуманистический потенциал научно-технического прогресса зависит от глубины гуманизма самого общества.

Социальное прогнозирование напрямую связано с современной глобальной ситуацией: политической, экологической, демографической, экономической, продовольственной, войны и мира. Решение этих проблем предполагает с точки зрения философского анализа целостного подхода, когда экономические, научно-технические, политические методы решения должны работать взаимосвязано исходя из единства общечеловеческих интересов.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

Планы семинарских и практических занятий

 

Тема 1. Предмет, назначение и функции философии.

Вопросник:

1. Понятие мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропредставление.

2. Мировоззрение и картина мира.

3. Мировоззрение и философия.

Задания:

1. Выяснить значение понятия мировоззрения в контексте формирования философских взглядов на мир.

2. Проанализировать соотношение мироощущения, мировосприятия и миропредставления и их роль в процессе исторического становления картины мира.

 

Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия.

Вопросник:

1. Основные мировоззренческие идеи древнеиндийской философии.

2. Основные мировоззренческие идеи древнекитайской философии.

3. Основные мировоззренческие идеи античной философии.

Задания:

1. Определить сущность древнеиндийской философии, ее источники и ключевые понятия.

2. Определить сущность и ключевые понятия четырех ведущих школ древнекитайской философии.

3.Подготовить сообщение об особенностях философствования одного из представителей античной философии с использованием оригинальных философских текстов.







Date: 2015-09-18; view: 407; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию