Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема лекции №9. Казахская философия
Тезисы лекции: Философское мировоззрение и культура казахского народа зародилось в 5-6 веке. Казахское ханство было образовано в 1456 году в урочище Козы-Басы, что находится в пойме реки Шу. В это время появились первые казахские мыслители Доскамбет, Хайдар Дулати. Собственно казахская философия (даналық ойлар) начинает свою историю именно с этих времен. Уникальность наследия Шокана Уалиханова заключается в том, что в его трудах создан культурно-политический, общественный портрет эпохи половины 19 века. Для истории философии чрезвычайно значимым являются три работы Шокана: «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «Записка о судебной реформе». Личность Ибрая Алтынсарина наиболее полно подходит под это определение «Бір құдайға сыйынын, кел, балалар, оқылық» (Доверившись Всевышнему, давайте, дети, учиться) – поэтические строки Алтынсарина, которые заключают в себе основной просветительский принцип. В произведениях Алтынсарина нет сложных философских умозаключений, метафор, трудных для усвоения. Ему необходимо было быть понятым простому человеку. Ибрай – детский писатель, мудрый знаток детской души, особенностей мировосприятия ребенка. Если признать проблемой категорию философии детства, то Ибрая справедливо следует отнести к разряду тех, кто первым исследовал эту проблему в истории казахской философии. Абай высказывал глубокие мировоззренческие идеи в части познания человеческой сущности. «Любовью (махабат) Аллаха рожден человек», категория, связана с сущностью творца и становящая его могущество. Взаимоотношения между Аллахом и человеком Абай определяет категорией «любить». Таким образом, следует, что долг человека – любить Творца, создавшего его с любовью. Кроме того, человек должен любить всех людей, как братьев, и любить справедливость (әділет), как благой, истинный путь. Эти три характеристики категории «любить» (сүю) составляет, по Абаю, суть святости (имани гүл). Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности (толық адам). По Абаю, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. В творческом наследии Абая – его глубокие размышления о душе и плоти. «Природа не вечна, человек не подвластен души и разума, т.е. человеческого «Я» (мен). Шакарим Кудайбердиев глубоко и всесторонне исследовал идеи Абая относительно души и плоти. Кроме того, он выдвинул свое понимание этой проблемы. По мысли Шакарима, душа пребывает как сущность задолго до появления материальной субстанции человека. Это высшая истина и, к тому же, проявление всего сущего. Философская тематика в трудах национальной казахской интеллегенции конца 19 века - первой половины 20 века (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатова, С. Торайгырова, М. Шокая, Ж. Акбаева и др.) Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 27.
Тема лекции №10. Бытие как центральная категория онтологии. Тезисы лекции: Категория бытия является фундаментальной категорией философии и в своей основе отражает совокупную реальность, то есть единое основание природы и человека, материального мира и человеческого духа. В своем развертывании бытие приобретает различные формы: 1. Бытие вещей, процессов состояний природы 2. Бытие человека 3. Бытие духовного 4. Бытие социального Date: 2015-09-18; view: 680; Нарушение авторских прав |