Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема лекции №3. Философия Средних веков Востока и Запада
Тезисы лекции: В структуре средневекового теоцентризма решающая роль принадлежит идее божественного творения ex nihilo. Идея творения мира из ничего была основополагающей идеей христианской онтологии, ибо через нее вся полнота бытия приписывалась Богу как абсолютному порождающему началу всего происходящего и сущего. Средневековое мировосприятие определялось системой религиозных догматов, совокупность последних была представлена Библией, включающей Ветхий и Новый Заветы. Само христианство как официальная и как господствующая религия средневековой Европы гетерогенно по своим источникам. Патристика обозначает совокупность теологических философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I – III веков. Схоластика – это тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. В средневековой общемировоззренческой установке выступает как способ целостного восприятия мира. «Целостность» религиозной картины мира выражается в идее творения и в творце, который объемлет и содержит в себе смысл своего творения. Идея Бога как творца едино-сущностного мира определяет место и роль природы в системе божественного миросозидания. Поэтому средневековая философия становится по своему преимуществу философией творения. Понимание мира как сотворенного приводит к тому, что природа выступает как объект совершенно определенного религиозного отношения и трактуется как символ, как знак трансцендентной реальности. И становится «книгой», в которой заложены и таятся божественные смыслы. Высшей целью познание природы и ее формообразований в средневековье теоцентрическом образе познания объявляется раскрытие сакрального смысла природы и ее формообразований, заложенных в них в акте творения. Обращение непосредственно к самим текстам средневековых теологов, в частности трудам Аврелия Августина и Фомы Аквинского, показывает, что в средневековой познавательной культуре вера выступала как ступень познания, предваряющая собой разум (или выступала основанием разума). В системе средневекового теоцентризма путь к познанию запредельного мира (мира божественного) лежал через веру откровения, Священное Писание. Многие характерные особенности средневековой философии появились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под классической арабо-мусульманской философией имеются в виду основные философские течения - калам, фальсафа и суфизм, получившие развитие в период с VIII по XIV вв. на территории Арабского халифата, простиравшегося от Гибралтара до Инда. Важно рассмотреть средневековую философию на Ближнем и Среднем Востоке в контексте общей парадигмы мусульманской цивилизации, позволяющей установить ее всемирно-историческую роль, которая не просто выявляет, но и показывает социально-культурную сопряженность с другими цивилизациями как их общечеловеческое измерение. Сущность этой парадигмы определяется прежде всего тем обстоятельством, что она сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации. Классическая арабо-мусульманская философия и культура сохранила и преумножила наследие античности, а также развивала гуманистический характер средиземноморской культуры. Не удивительно, что на арабском Востоке почетный титул «первого учителя» принадлежал Аристотелю, высок был авторитет и мудреца Платона, а античное наследие рассматривалось как исток и неотъемлемая часть культуры мусульманского мира. Калам ("спекулятивная теология") возник и первоначально развивался в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических течений, а также диспутов мусульман с представителями других верований, прежде всего христианства. В этих спорах сложилась характерная для калама религиозная проблематика, включавшая следующие основные вопросы: атрибуты Бога и их соотношение с его сущностью; извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени; божественное предопределение и свобода воли. В каламе принято выделять два направления: ранний калам - мутазилизм, поздний калам - ашаризм. Мутазилиты (обособившиеся, отделившиеся) были представителями первой крупной школы в каламе, процветавшей в первой половине IX в. Их называли поборниками справедливости и единобожия. Наиболее известными представителями мутазилизма были ал-Алляф (ум. ок. 840), ан-Наззам (ум. 835 - 846), ал-Джахиз (ум. 868). Термином фальсафа (араб. - философия) в средневековой мусульманской литературе обозначали античную философию и учения мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. Специфика фальсафа состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. От европейской средневековой философии фальсафа отличалась тем, что в области распространения мусульманской религии не сформировалась и не развивалась схоластика, т.е. философия и религия не были соединены друг с другом так, чтобы стоял вопрос о подчиненности одна другой. Фальсафа развивала светскую культуру, без которой невозможно было бы говорить о культуре многочисленных городов, развитии ремесел и искусств, науки и торговли. Запад обязан Восточному перипатетизму, а именно работам выдающихся мыслителей Востока, как Ибн Сины, Аль-Фараби и др. Они считаются самыми крупными мыслителями Востока, представившими Европе систематизированную форму аристотелизма. Повествование Ибн Сины весьма содержательно, оно вводит нас в культурный и философский контекст эпохи, часто называемой Восточным ренессансом. Ислам на ранних этапах своего становления заключал в себе заметный потенциал ассимиляции различных культурно-духовных традиций. Как для Ибн Сины, так и для Аль-Фараби философия – это не просто высшее метафизическое знание, она имеет и религиозно-нравственный смысл, состоящий в спасении души, которое достигается приобретением знания (просвещением), в том числе и божественной. В восточном перипатетизме рациональная философия во многом тождественна познанию и просвещению, а последнее служит достижению религиозных целей и лишь во вторую очередь решению практических задач. Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19. Date: 2015-09-18; view: 1214; Нарушение авторских прав |