Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, стр. 100





Однако механизм анализаторов нельзя отождествлять с механизмом временных связей не только второй, но и первой сигнальной систем. Суж­дение Вацуро содержит в себе именно подобное смешение основных физиологических понятий. Не требует доказательств, что и вторая сигналь­ная система не может быть замкнута в замыкательных приборах коры головного мозга. В действительности она не функционирует без своих орга­нов: речедвигательного и речеслухового анализаторов.

49 Б. М. Теплов. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных, стр. 101.


С этих позиций возможно объяснить многочисленные факты индивидуальных различий чувствительности.

В современной зарубежной психологии и физиологии широко распространено мнение, что чувствительность есть наследственно обусловленное предрасположение рецепторов к определенному уровню реагирования. В связи с этим пони­манием находятся прямые попытки применить генетику Мен­деля к объяснению происхождения индивидуальных разли­чий в чувствительности, например во вкусовом различении. Так, Снайдер утверждает, что существует наследственная обусловленность индивидуальных различий вкусового разли­чения. Обследовав 100 семейств, он пришел к выводу, что «если ни один из родителей не ощущал вкуса смеси, то ни один из детей не может чувствовать этот вкус». Блэйколн и Фокс категорически формулируют наследственную обуслов­ленность индивидуальных различий вкусовой чувствитель­ности, распространив этот вывод на общую природу чувстви­тельности в своих выводах: 1) «люди имеют врожденные раз­личия в сенсорном отношении», 2) закон Менделя объясняет образование индивидуальных различий чувствительности у человека.

Сходное толкование мы встречаем у Сишора. Утверждая, что индивидуальные различия звуковысотного восприятия объясняются «структурными различиями органов чувств», этот автор приходит к выводу, что «музыкальное дарование не только само по себе врожденно, но оно врожденно в спе­цифических типах». В одной из своих работ (1938 г.) Сишор утверждал, что все индивидуальные различия чувствитель­ности врожденны и не изменяются от упражнения.

Однако теория Сишора убедительно опровергнута совет­скими учеными (Тепловым, Кауфманом и др.).

Обнаруженная Кауфманом разница в звуковысотном раз­личении между пианистами и инструменталистами была им объяснена тем, что пианисты пользуются готовым темпериро­ванным строем, а инструменталисты также, притом главным образом, натуральным. Звуковысотное различение зависит от того, в каких способах практического отношения к звуку функционирует восприятие высоты звука. Совершенно оче­видно, что такая постановка вопроса в корне противоположна претенциозным взглядам Сишора.

В ряде работ по изучению вкуса (Гусева, Терновой) пока­зано, что индивидуальное варьирование вкусовых порогов находится в прямой связи с различными способами интеллек­туального опосредования в процессе вкусового различения. Исследование динамики обонятельной чувствительности (Веденова) обнаружило, что индивидуальное повышение и понижение порогов обоняния варьирует в зависимости

 


от способа взаимодействия ощущения и мышления. Так, согласно этим данным, правильность распознавания запахов и преодоления обонятельных иллюзий находится в зависимости от про­цесса образования представлений о запахе (как правило, обо­нятельная чувствительность под влиянием представлений повышается). Аналогичные данные получены нами в отношении зрения, осязания, болевой чувствительности. Они свиде­тельствуют о зависимости способа чувствительности от типа соотношения первой и второй сигнальных систем, от направлений развития индивидуального опыта человека, формирующегося в процессе его жизни и деятельности.

Характерно, что разнообразные индивидуальные различия существуют в пределах зоны общей закономерности. Так, известно, что пороговые концентрации различны в отношении разных вкусовых веществ (например, сахар — 1 часть на 206s частей воды, соль — 1 часть на 2000 частей воды, хинин -1 часть на 39 000 частей воды). Соответственно и индивиду­альные различия, подчас очень значительные, варьируют в пределах сотых, тысячных, десятитысячных концентраций, являющихся общими пороговыми зонами для вкусового различения. В исследовании цветоощущения Зотова эти индиви­дуальные различия показаны также в пределах зоны общей закономерности. Отличаясь по степени отклонения (например, в восприятии зеленого цвета при смешении цветов возможно увеличение оранжевого компонента до 45%), оно не отли-1 чается по характеру, т. е. направлению. С аналогичным: фактом общей зональности индивидуальных различий мы встречаемся в исследовании болевой чувствительности (Беркенблит), где общей закономерностью является снижение поро­гов, т. е. увеличение чувствительности и боли, но степень колебаний различна (сдвиги от 3 до 12). Таким образом, общие закономерности не только не отвергаются индивидуальными отклонениями, но, напротив, подтверждаются ими. Общая, закономерность многообразно раскрывается в единичных, проявлениях. Следовательно, индивидуальные различия в чувствительности не абсолютны (как это утверждают Салмон и Блэйксли в тезисе, что сенсорный мир индивидуаль­ности совершенно ограничен), но относительны к способам деятельности, в которых они формируются, к объективным условиям, в которых они функционируют.


Интересны в этом отношении данные Зотова о роли угла зрения в цветоощущении: чем больше угол зрения, под кото­рым воспринимается цвет, тем меньше индивидуальные paзличия, тем больше процессы восприятия приближаются к положительной критической точке. С увеличением угла зрения индивидуальные различия уменьшаются. Следовательно, существует обратно пропорциональная связь между вели­чиной угла зрения и степенью индивидуального откло­нения.


индивидуализация чувствительности закономерна уже потому, что и в сфере чувствительности условнорефлекторный механизм является определяющим. На это указывают и новей­шие исследования индивидуально приобретенных изменений чувствительности в процессе восприятия и узнавания.

Исследования показали, что работа второй сигнальной системы в виде общих представлений и мыслительных процес­сов перестраивает и сенсибилизирует работу органов чувств; физиологически это означает сенсибилизирующую роль выс­ших отделов коры головного мозга в отношении органов чувств. Можно полагать, что, несмотря на генетическое значе­ние различий в структуре и функциях органов чувств, главное генетическое основание для образования индивидуальных раз­личий чувствительности заключено в рефлекторной работе коры.

Наследственно-врожденные предпосылки индивидуальных различий чувствительности связаны с типологическими особенностями нервной системы в значительно большей мере, чем с морфологической конституцией рецепторов. Но эти наследственно-врожденные предпосылки сами по себе еще не определяют индивидуального своеобразия чувствительности, зависящего от направления развития жизненного опыта человека в определенных условиях объективной действитель­ности. Относительная неравномерность в развитии разных видов чувствительности, образование «ведущей афферентации» в сенсорной организации человека объясняется тем, что в зависимости от структуры деятельности и условий жизни приобретают ведущее значение определенные виды внешних воздействий,, входящие в состав этой структуры и условий.

Поэтому индивидуальные различия чувствительности являются результатом совокупного действия общего и парциального типов нервной системы, структуры деятельности и накопления жизненного опыта.

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека. На первом году жизни последовательно, а не одновременно формируются различные анализаторные деятельности, но мере выработки с них системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом у годовалого



ребенка есть возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.

В последующем, напротив, доминирование слуха и зрения определяет сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, в которых слово воспитателя и наглядные средства играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не индивидуальным особенностям чувствительности, хотя индивидуальные особенности приобретают более выраженный характер.

Но взрослый человек отличается от другого весьма значительно по своей сенсорной организации; прежде всего это отличие объясняется различием предмета и средств (техники) трудовой деятельности, образа и условий жизни, создаваемых трудом самого человека. Возможности парциального типа нервной системы переходят в действительность благодаря практической деятельности человека, накоплению его жизненного опыта в определенных направлениях.

Имеющиеся в науке данные об индивидуальных различиях чувствительности относятся именно к взрослым людям, лишь частично к подросткам. Очевидно, что в процессе жизни инди­видуализация чувствительности прогрессирует, что связано с общим процессом развития личности.

При такой постановке вопроса возникает необходимость изучить сенсорные сдвиги в процессе старения, изменения сен­сорной организации в старости. Известно, что у старых людей постепенно снижаются уровни чувствительности зрения (особенно остроты зрения), слуха, обоняния и т. д. Однако ника­ких возрастных норм такого изменения чувствительности не удалось установить в силу значительных индивидуальных различий в одном и том же возрасте. Изученные случаи дол­голетия, напротив, свидетельствуют о том, что возможна сохранность различительных функций анализаторов и в глу­бокой старости, если она деятельна, т. е. если не прекращается трудовая деятельность в том или ином виде.

Но особенно интересно явление возрастания индивидуаль­ных различий чувствительности, отмеченное французским пси­хологом Гавини. Она доложила на XIII Международном конгрессе по прикладной психологии результаты длительного экспериментального исследования зрения и слуха у старею­щих и старых людей. Сопоставляя данные, полученные на людях от 50 до 80 лет, она пришла к выводу, что старение в общем скорее проявляется в снижении точности различения, нежели в скорости сенсорных реакций. Только к 80 годам обнаруживается «тотальное» снижение зрительных и слухо­вых функций. Возрастной диапазон оказался очень значитель­ным в пределах 30 лет жизни.



Более существенными, как показывают эксперименты, являются индивидуальные различия, которые не умень­шаются, а возрастают по мере старения.

Эти выводы, конечно, нуждаются в проверке. Однако они показывают, что возрастного доминирования слуха или зре­ния в старости не существует, равно как не существует зако­номерного снижения каждой из этих функций безотноси­тельно к сложившейся в процессе жизни личности сенсорной организации человека.

Изучение сенсорного развития от рождения до глубокой старости составляет одну из важных задач теории ощущений, причем оно особенно необходимо для понимания роли всей сенсорной организации человека в осуществлении функции каждого из видов чувствительности. Но уже сейчас становится ясно, что старение не есть механическое обратное развитие, сопровождаемое последовательным редуцированием органов чувств, как это представлялось до недавнего времени.

Еще в «Феноменологии духа» Гегель наметил схему индивид дуального развития, в которой чувственное познание приписывалось ребенку, а рациональное — взрослому человеку и старику. Последний изображался Гегелем как «рациональное существо», лишенное всех живых связей с окружающим миром. Эту тенденцию продолжил Макс Штирнер, возрастную феноменологию которого разрушили до основания Маркс, и Энгельс, показавшие вздорность такой концепции. Единство чувственного и логического на основе практики и языка есть общая закономерность познания. Изменение соотношений между чувственным и логическим происходит в пределах этой общей закономерности. «Чувственность» познания существует до тех пор, пока человек существует, живет, общаясь с внешним миром посредством чувствующих систем мозга. Сложившаяся в ходе жизни и деятельности человека сенсорная организания сама становится одним из факторов его жизнеспособности и жизнестойкости. В этом смысле слова можно сказать, что сенсорная организация не только продукт жизни человека, но и одно из условий его долголетия.

 

 


 

ГЛАВА III







Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию