Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
См Б М Т е П л о в. Психология музыкальных способностей. М., Изд. АПН РСФСР, 1947
ровка временных связей, являющихся непосредственной основой различения. Опыты с экспериментальной тренировкой чувствительности обнаруживают так же, как и указанные выше исследования других объективных условий ее изменения, данные, которыми весьма важно располагать, так как они свидетельствуют об отсутствии строгих лимитов чувствительности и о больших возможностях ее повышения. Однако не менее важен вопрос и о тех условиях, которые превращают эти возможности в действительность, которые не только формируют новые возможности различения, но и реализуют эти возросшие возможности. Имеются основания считать, что именно таким условием является трудовая деятельность человека. Факты особого сенсибилизирующего действия трудовой деятельности еще не выделены из множества разнородных данных о влиянии упражнения на изменение функциональных состояний органов чувств и анализаторов в целом. Между тем они заслуживают особого рассмотрения. Это можно показать на ценных материалах Селецкой, рассматривавшей полученные ею экспериментальные данные как материалы к проблеме упражняемости органов чувств вообще. Основным вопросом; некоторых исследований Селецкой явился вопрос о сенсибилизирующем влиянии упражнений. Сопоставляя добытые факты с данными об обычных уровнях чувствительности, она обнаружила значительное повышение (по сравнению с обычным уровнем) цветового зрения у сталеваров, специализированного в области некоторых коротковолновых раздражителей.! По оттенкам воспринимаемого цвета сталевар составляет суждение о температуре в печи и в связи с этим регулирует ее. Измерение яркости и насыщенности цвета плавки металла является для него сигналом изменения самого технологического процесса. Цветоразличение сталевара включено в «то трудовую деятельность, приобретает для него жизненно необходимое значение. В процессе квалифицированного решения производственной задачи изменяется уровень его чувствительности. В данном- случае влияет не только тренировка как таковая. Упражнение включено здесь в производственную деятельность в целом, связано с предметом и орудиями труда с общим целенаправленным и планомерным характером трудового процесса. В иных производственных условиях создаются постоянные условия повышения чувствительности других видов. Так, той же Селецкой показано, что у рабочих-шлифовальщиков зрительная чувствительность развивается в области дифференцировки- величин: различения величины просветов деталях. По сравнению с обычным уровнем различительная чувствительность опытных шлифовальщиков возрастает в 20 раз. В области слуха поучительные данные были получены Р. нашей лаборатории Кауфманом. Им были обнаружены значительные различия в уровнях чувствительности к громкости звуков. Он показал, что наиболее высокого размера «громкостная» абсолютная и различительная чувствительность к минимальным интенсивностям и разностям силы звуков достигает у тех людей, для которых изменение громкости является показателем изменения состояния предметов их труда. Так, например, высоко сенсибилизированной оказалась чувствительность громкости у опытных врачей-терапевтов, постоянно пользующихся в системе диагностических средств приемом аускультации (выслушивания больных). Изменение, например, громкости шумов и тонов сердца и легких для такого врача является показателем состояния внутренних органов. Сходный уровень «громкостной» чувствительности обнаружен Кауфманом у авто- и авиамехаников, использующих выслущивание мотора как один из приемов определения состояния двигателя. Повышение чувствительности к громкости у этих людей не одинаково в отношении шумов и тонов. В отношении к громкости шумов чувствительность у них выше обычного уровня в 2 раза, а в отношении громкости музыкальных тонов — и 1,5 раза. В области изучения развития музыкального слуха, помимо уже указанных данных, полученных Тепловым, надо отметить исследование звуковысотного слуха музыкантов, проведенное Кауфманом. В его работе экспериментально показано, что музыканты не только отличаются от немузыкантов высоким уровнем звуковысотного различения, но что имеются более специальные различия между музыкантами разных категорий. При равнении опытных пианистов с опытными скрипачами, виолончелистами и другими так называемыми инструменталистами оказалось, что пианисты менее чувствительны -к малым высотным разностям (менее 1/4 тона), нежели инструменталисты. Кауфман нашел Причину этого различия в том, что пианисты и инструменталисты практически относятся к высоте звука по-разному. Известно, что пианисты оперируют с готовым темперированным строем, а остальным музыкантам приходится самим «добывать» высоту звука, как бы заново настраивая каждый 'раз свой инструмент. Поскольку высота звука этими музыкантами не только воспринимается но и производится соответствующими действиями, постольку в этих случаях значительно повышается различительная чувствительность к малым разностям звуков. В области вкуса аналогичные данные о влиянии практической деятельности были получены в нашей лаборатории Гусевым. В экспериментальных условиях им сравнивались уровни вкусового различения пищи у специалистов-дегустаторов и у других людей. В процессе дегустации проба вкусовых качеств отделена от процесса потребления пищи, т. е. вкусовое различение превращается в специальную деятельность. Гусевым показано, что деятельность дегустатора приводит к значительному повышению абсолютной и разностной чувствительности по отношению ко всем вкусовым качествам (сладкому, соленому, кислому, горькому). Интересно отметить, что в экспериментальных условиях подобного уровня сенсибилизации нельзя было достигнуть.специальной тренировкой. Сопоставляя эти данные о деятельности разных анализаторов, можно предположить, что физиологической основой во всех подобных случаях является образование и упрочение под влиянием труда специальных динамических стереотипов. Всюду здесь имеет место условнорефлекторное изменение анализаторных систем человека. Однако особо важными в указанных случаях являются те жизненные, общественно-трудовые условия, которые упрочивают, придают системность подобным условнорефлекторным изменениям. Предстоит еще исследовать и исследовать эти условия, учитывая чрезмерную сложность трудовых процессов, различное взаимодействие в них субъекта труда, предмета и орудий труда. В проведенных нами опытах мы обнаружили, что разделение сенсорно-двигательных функции обеих рук обусловлено различной приуроченностью их к предмету и орудиям труда. У одного и того же человека оказались разные направления развития кинестетической и тактильной чувствительности. Например, у правшей кинестезия больше развита в правой руке, но у них же левая рука оказалась более специализированной на тактильном различении. Имеется основание предположить, что эти различия вызываются специализацией правой руки на оперирование с орудиями труда и специализацией левой руки на оперирование с предметом труда, с чем связан различный характер сигналов (преимущественно кинестетических с правой руки и преимущественно тактильных— с левой). Взаимодействие орудий и предмета труда в трудовой деятельности человека требует специального изучения особенностей отражения как каждого из них, так и их взаимосвязи в анализаторной деятельности человека. Ныне известно, что усовершенствование мозга и органов чувств прогрессивно развивается под влиянием производства материальной жизни общества. В социалистическом обществе освобожденный от эксплуатации труд стал мощным средством всестороннего развития физических и умственных способностей человека. Изучение его могучего влияния на развитие ^тих способностей составляет одну из важнейших задач психологии. Решение этой задачи требует более глубокого психологического изучения различных видов деятельности человека, ее влияния на непосредственно-чувственное и опосредствованно-логическое отражение объективной действительности. Это следует подчеркнуть особенно в связи с сложившимся;а последние годы положением, когда внимание к воздействию языка как особого общественного условия на формирование и развитие второй сигнальной системы (субстрат мышления) заслонило собой изучение непосредственного влияния труда на изменение природы человека. Нет никакого основания противопоставлять воздействие языка и труда. Как в историческом, так и в индивидуальном развитии оба этих конкретных условия человеческого сознания действуют совместно, общественно обусловливая человеческую природу в целом, но при ведущем значении труда. II Благодаря. успехам науки и техники, производству средств производства постоянно расширяются границы познания, начиная с чувственного отражения человеком объективной действительности. На заре человеческой истории первой образовалась система: рука — орудие труда, двинувшая вперед тактильную рецепцию и кинестезию. В дальнейшем такие системы (анализатор — инструмент, орудие, техническое приспособление, увеличивающее различительную способность анализатора) образовались в разных чувственных деятельностях человека. Тодор Павлов справедливо считает такие системы (орган чувств + орудие) специфическим условием развития чувствительности человека. Орудие не заменяет орган чувств человека, а бесконечно расширяет его возможности. Это ясно видно на примере развития оптической техники, благодаря которой невидимое становится видимым, ощущаемым. Очки, лупы, микроскопы не только устраняют дефекты глаз, недостаток их аккомодации, но и позволяют видеть тела мельчайших размеров. Телескопы делают видимыми отдаленные от Земли космические тела, бинокли и стереотрубы увеличивают во много раз разрешающую силу глаз и ощущение глубины. Дальномеры, раздвигающие границы остроты зрения, определяют с большой точностью расстояния до далеких предметов. Спектрографы и спектроскопы разлагают световые радиации и делают видимыми составные элементы и источники радиации. Фотографические, кинематографические и телевизионные аппараты, радарные установки фиксируют и развертывают не ограниченные временем и пространством картины окружающего мира и т. д. 43 Благодаря технике превращения одних видов энергии в другие видимыми становятся любые явления, в том числе и электрические явления в самом головном мозгу (его биоэлектрическая активность, воспроизводимая на экране электроэнцефалографа). Подобным же образом развивается, особенно в XX веке, система слух-акустической техники. Телеграфная и телефонная связь, радиотехника, стереозвуковое кино, используемое и как метод исследования, звукоулавливатели, или пеленгаторы и т. д. бесконечно расширяют возможности человеческого слуха. Развитие акустической техники преодолевает границы пространства и времени, открывает перед человеком новые возможности для уточнения и расширения слуха как одного из важнейших орудий чувственного познания. Развитие пищевой и химической промышленности играет подобную же роль в прогрессе вкуса и обоняния. Поступательное движение науки и техники, обогащает все, анализаторы внешней среды все более могучими средствами различения предметов окружающего мира, их свойств и отношений. Совершенствуя и изменяя характер труда людей, эти средства вместе с тем являются факторами прогресса мозговой деятельности людей, их физических и умственных способностей. III. Важным фактором развития чувствительности анализаторов человека является совместная деятельность первой и второй сигнальных систем, которую Павлов считал существенной особенностью высшей нервной деятельности человека. Первая сигнальная система есть основа для второй, субст- рата речи и мышления. Однако вторая сигнальная система перестраивает деятельность первой, поднимает ее на более высокий уровень, соответствующий общественному развитию в каждый данный момент. В гносеологическом отношении это явление означает диалектическую взаимосвязь между ощущением и мышлением, включающую и обратное влияние логического мышления на его чувственную основу. Логическое, теоретическое или научное мышление, обоб щающее знания, накопленные --------------- 43См. об этом подробнее в кн.: Г. Т. Слюсарев. Геометрическая оптика. М. Гостехиздат, 1946
человечеством, отражающее объктивные законы мира, определяет уровень и направленность различения объектов, категориальный характер восприятия любой модальности. Поэтому специальное устройство человеческих рецепторов, как указывал Энгельс, «не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления». 44 Логическое мышление и речь как его орудие и форма существования способствуют включению каждого нового чувственного знания в определенную систему познания, в определенный вид познавательной деятельности. Одним из них является наблюдение, представляющее собой единство восприятия и мышления; точность и систематичность визуальных показаний зависят от логической организации гипотезы, обобщенных знаний, опосредствующих каждому из визуальных показаний. Не только в отношении визуальных но и любых других показаний органов чувств установлено, что перцепция (восприятие) всегда так или иначе связана с апперцепцией, материалистическое понимание которой сводится к пониманию обратного влияния второй сигнальной системы на первую. Обобщенные и осмысленные знания не только ускоряют процесс различения и распознавания объектов, но и определяют точность их результатов. Это ясно показано психологией в самых разнообразных случаях (распознавание состава пищевых веществ при дегустации, точность визуальных показаний при пользовании оптическими приборами, например при микроскопировании, слухоразличении малых фонематических разностей при усвоении звукового строя иностранного языка и т. д.). Поэтому развитие логического мышления и речи психология рассматривает в качестве одного из важнейших условий сенсомоторного развития человека. Как все факторы развития сенсорной организации человека, так и этот фактор делают особенно важным обучение и воспитание сенсомоторных качеств, необходимых для развития способностей человека. Роль мышления и речи в общем процессе умственного развития человека настолько велика, а рациональное познание делает столь потрясающие успехи в нашем столетии, что пол час возникает вопрос о «замене» чувственного познания рациональным во всех отношениях. К этому надо добавить, что --------------- Date: 2015-09-18; view: 422; Нарушение авторских прав |