Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же. стр. 45ft
торных систем, которые включены в акты труда, 2) прогрессивное развитие орудий труда, технических средств, расширяющих поле чувственного познания, опосредствующих развитие и соответствующих видов чувствительности, 3) обратное влияние логического мышления, имеющего своим источником чувственное познание, на совершенствование способов этого познания. I Сенсибилизация есть типичное явление развития чувствительности, когда это изменение ее приобретает постоянный i и прогрессирующий характер. В настоящее время установлен ряд объективных условий, которые в эксперименте приводят к повышению чувствительности. Однако не все они выполняют роль постоянно действующего и активизирующего условия. Некоторые из них действуют весьма эффективно лишь кратковременно и в определенных экспериментальных условиях. В этом легко убедиться из самого краткого обзора уже известных нам условий сенсибилизации. Одним из наиболее хорошо изученных условий является, например, адаптация (темновая адаптация для светоощущений, адаптация к тишине для ощущения громкости звуков и т. д.). В процессе и в результате ее отмечаются огромные сдвиги чувствительности. Однако они существуют кратковременно, причем эффективность адаптационных средств зависит от множества сопутствующих условий. Также кратковременна и относительна сенсибилизирующая роль тех фармакологических веществ, которые вовлекают вегетативную' нервную систему в тонизацию тех или иных анализаторных систем. В момент действия этих веществ могут быть получены значительные сдвиги порогов, однако последействие их кратковременно, причем оно не оказывает существенного влияния на последующее развитие анализатора. В физиологии и психологии разносторонне изучена сенсибилизирующая роль взаимодействия различных видов анали заторной деятельности в системе одного анализатора (например, перенос различительных навыков с одних цветовых объектов на другие), равно как и различных анализаторов. Имеется некоторое обобщение в специальных советских научных трудах по этому вопросу. Показано, что при совместной работе разных анализаторов в определенных условиях повышается чувствительность одного из них, играющего в данных условиях доминирующую роль. В этих условиях побочные раздражители, падающие на другие анализаторы, усиливают; возбуждение основного очага возбуждения. В настоящее \время подобные явления вполне объяснимы законом взаимной индукции нервных процессов. Интересно отметить, что сдвиги чувствительности и в этих условиях не очень значительны, мало устойчивы и редко переносятся в другие условия. В последние годы получены экспериментальные данные) о влиянии слова на повышение чувствительности того или иного анализатора, что свидетельствует о второсигнальной регуляции деятельности анализаторов. Однако и это влияние на чувствительность опять-таки ограничено многими условиями, прежде всего тем, насколько прочны ранее выработанные условные рефлексы с данного анализатора. Особенно много научных данных получено в отношении влияния упражнения _на повышение чувствительности. Эти факты вполне укладываются в указанное выше объяснение всех явлений такого рода (наличие глубокой взаимозависимости между двумя основными механизмами нервной деятельности: анализаторами и временными связями). Факты упражняемости в различительной деятельности свидетельствуют о том, что выработка условных рефлексов с анализатора повышает его работоспособность, делает анализатор чувствительным к тем раздражителям, которые до этого были неощущаемыми или неразличаемыми. Доказательными, например, являются экспериментальные данные Теплова, свидетельствующие об исключительных сдвигах звуковысотного различения под влиянием экспериментальной тренировки. Так, например, у одного испытуемого первоначальный порог различения равнялся 32 центам, во втором испытании он был равен 28 центам, в третьем — 22 центам, в четвертом — 16 центам. В другом случае Теплов добился сдвига порога с величины в 226 центов в первом испытании до 94 центов в последнем опыте. Значительное снижение порогов различения, т. е. повышение чувствительности, убедительно показано и в других исследованиях Теплова.42 В области зрения подобное же влияние экспериментальной тренировки в условиях решения испытуемыми значимых для них задач убедительно показано в точных и интересных опытах Шварц. Одним из выводов автора является положение о том, что «чувствительность зрения при узнавании несложных фигур... может—быть увеличена под действием упражнений до 1000—1250% по отношению к исходному уровню». Общим механизмом этих сдвигов чувствительности является образование новых систем условных рефлексов с того или иного анализатора. Особенное значение имеет дифференци- --------------- Date: 2015-09-18; view: 295; Нарушение авторских прав |