Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм чувственного отражения
Построение образа осуществляется в анализаторе как чувствующей системе мозга. Для развитого, человеческого, ощущения необходимо сочетание первичного изображения в рецепторе со вторичным изображением (точнее — его проекцией в мозговом конце анализатора), что возможно при 1 нормальной передаче импульсов от периферического к мозговому концу анализатора. В этом смысле любое, самое простейшее человеческое ощущение есть функция чувствующей системы мозга в целом, т. е. весьма сложное явление природы. Динамика ощущения, его переход к адекватному отражению объекта имеет основой изменение характера движения возбудительного процесса (от иррадиации к концентрации) и его взаимодействие с тормозным процессом. Различение всегда по своей природе индуктивно, так как оно является результатом того или иного взаимодействия нервных процессов в мозговом конце анализатора. На базе безусловных рефлексов с данного анализатора вырабатывается множество условных рефлексов, изменяющих общий Уровень чувствительности анализатора. Следовательно, ощущение как самый элементарный факт Дознания, хотя психологически и представляется самым простым явлением сознания, физиологически есть сложный нейронамический ансамбль. Еще более многосоставным представляется этот ансамбль анатомически, поскольку рецептор, Референтные нервы, мозговой конец анализатора имеют разные структуры, состоящие из множества клеток, исчисляемых порядками от тысяч до миллионов (в световом анализаторе человека). Поэтому сочетание психологического, физиологического и анатомо-морфологического исследований деятельности анализаторов необходимо для научного познания природы ощущений. Задача такого познания еще более усложняется, когда мы сталкиваемся с тем поразительным феноменом, который называется разными терминами: внешней проекцией, объективацией, «вынесением» образа и т. д. Этот феномен постоянно привлекал внимание физиологов и психологов. Но самое ясное определение этого явления было дано Марксом, который писал: «...световое воздействие вещи на зрительный нерв! воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».38 Подобное явление нельзя объяснить только деятельностью анализатора, мозговой конец которого входит в систему замыкательных приборов больших полушарий, так как суть явления находится в каком-то вновь возникающем объективном: отношении между рецептором и изображением на его плоскости («экране») предмета. Очевидно, что процесс, например, зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. Такое предположение требует признания, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Надо предположить также, что между рецептором; и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Такой ход мысли неизбежно приводит к трактовке ощущения как целостного рефлекса, охватывающего весь процесс взаимодействия между человеческим организмом и окружающей его средой, т. е. от объекта к субъекту и от субъекта к объекту. Принцип обратной связи был открыт Сеченовым применительно к этому явлению «проекции» образа в объективны мир. Важное значение имело подробное выяснение роль мышцы в познавательной деятельности. На фактах пространственного видения он убедительно показал, что оптический аппарат глаза интимно связан с глазодвигательной организацией: их взаимосвязь осуществляется на всем протяжении акта пространственного видения, но имеет особенное значение для подобной проекции. Он имел основания для аналогии актов пространственного видения с актами активного осязания, когда сочетание тактильной рецепции с кинестезией мышц --------------- Date: 2015-09-18; view: 890; Нарушение авторских прав |