Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
П. П а в л о в. Поли. собр. соч., 2-е изд., т. IV, стр. 118
Постепенно в процессе опыта у испытуемого будет вырабатываться положительный условный рефлекс на звук «до» (подкрепляемый) и отрицательный, тормозной условный рефлекс на звук «до диез». В этом случае и будет иметь место дифференцировочное торможение, способствующее выработке точной, адекватной (соответствующей обстановке опыта) реакции. В процессе дифференцировки, различения сходных раздражителей происходит встреча возбуждения с внутренним торможением. Различение сходных раздражителей в психологии называется ощущением разности, или разностной чувствительностью. В основе разностной чувствительности находится взаимодействие возбуждения и торможения, а особенную роль в этом взаимодействии играет дифференцировочное торможение. Любой вид внутреннего торможения характеризуется подвижностью, изменчивостью, значительно большей, чем возбуждение. Под действием посторонних раздражителей происходит растормаживание любого вида внутреннего торможения, если имеет место нормальная деятельность коры больших полушарий. Процессы возбуждения и торможения всегда взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь выступает в двух основных формах взаимодействия (или взаимной индукции): 1) отрицательная индукция, при которой процесс возбуждения ведет к усиленному торможению, 2) положительная индукция, при которой процесс торможения ведет к усиленному возбуждению. Кора головного мозга работает как единое целое, регулируя все внешние и внутренние функции организма высших животных и человека. Но это целое вследствие взаимной индукции представляет собой как бы мозаику очагов возбуждения и заторможенных участков мозга. Эта мозаика крайне изменчива в пространственном отношении, так как один и тот же участок мозга в разное время бывает то возбужденным, то заторможенным в зависимости от характера устанавливаемых временных связей организма со средой. Материальной основой ощущения как психического процесса является взаимодействие нервных процессов возбуждения и торможения, осуществляемое в ходе установления и развития временных связей. В 1923 г. Павлов опубликовал статью под характерным названием «Один из очередных вопросов физиологии больших полушарий». Павлов считал таким очередным вопросом вопрос относительно парности больших полушарий. Он придал важное значение тому, что, с одной стороны, существует известное разделение функции между обоими полушариями, а с другой, — возможность замещения деятельности одного полушария (при его оперативном удалении у животных) деятельностью другого полушария. Парная работа больших полушарий имеет решающее значение для осуществления воспринимающих Функций мозга животных и человека.36 Разделение деятельностей между обоими полушариями прогрессивно развивалось в развитии головного мозга. Наибольшее развитие асимметричности (несоразмерности) обоих полушарий достигло у человека. Благодаря речи и преобладающей деятельности одной из рук (правой у большинства людей) в процессе труда у человека особенно развилось левое полушарие головного мозга. Создавалось убеждение, что в деятельности и умственном развитии человека имеет значение само по себе взятое одно из полушарий, а именно левое, являющееся ведущим. Отсюда возникло представление, что правая рука есть функция лишь левого полушария, равно как и речь, главные мозговые аппараты которой сосредоточены в левом полушарии. Но такие представления являются ошибочными постольку, поскольку в нормальной деятельности мозга все части мозга и происходящие в них нервные процессы взаимосвязаны. Очевидно, возникновение и развитие парности больших полушарий было вызвано биологической необходимостью в процессе приспособления сложного организма к условиям жизни. До Павлова вопрос о парной работе больших полушарий интересовал ученых преимущественно с одной стороны — как локализуются (где и в каком полушарии) функции речи и движения, включая предметные действия рук. Павлов подошел впервые к этому же вопросу о парности больших полушарий с новой стороны, а именно — сущности работы анализаторов. Тем самым Павлову принадлежит заслуга превращения этой проблемы в составную часть теории анализаторов и, следовательно, теории ощущений. В лаборатории Павлова был впервые установлен Красногорским важный факт, а именно: как положительный, так отрицательные условные рефлексы, выработанные на коже одной половины тела животного, точно воспроизводятся, повторяются на симметричных участках кожи противоположной стороны тела. Подобный перенос совершался без какой-либо тренировки, не требовал никакого безусловного подкрепления. Эти факты (1911 г.) были подтверждены и развиты --------------- 36 См. Б.Г. Ананьев. Проблема парной работы больших полушарий и головного мозга в учении И.П. Павлова и психология. Сб. «Учение И.П. Павлова и философские вопросы психологии». М., Изд. АН СССР, 1950 в лаборатории Павлова другими его сотрудниками (Анрепом, Розенталем, Фурсиковым). Удивительное и чрезвычайно интересное, по характеристике Павлова, прибавление к этому факту было сделано Быковым. В опытах Быкова оказалось' невозможным достигнуть дифференцировки на симметричных] участках кожи обеих половин тела животного. Павлов вплотную подошел к тому, какую роль играют комиссуральные связи (пути сообщения) между обоими полушариями. Быков и Сперанский перерезали с этой целью так называемое мозолистое тело, являющееся пучком этих комиссуральных связей. Оказалось, что после уничтожения этих путей перенос условных рефлексов с одной стороны на другую был неосуществим. Каждое из полушарий отвечало при этом! раздельной работой по установлению временных связей. Индивидуальный опыт, накапливаемый посредством работы! одного полушария, как бы не существовал для другого полушария. Единый анализатор как бы распался на два самостоятельных анализатора с уничтожением этих комиссуральных связей. Объяснение этого факта заключается в том, что процесс возбуждения, возникающий в одном полушарии, при перерезке этих путей не переходит на другое полушарие. В то же время распространение возбуждения в пределах одного полушария происходит у этих оперированных животных как в обычных условиях. Еще большее значение для уяснения роли парной работы больших полушарий имели дальнейшие работы Быкова по изучению условных рефлексов у собак с перерезанным мозолистым телом. Когда собака оправлялась после операции, у нее вырабатывался пищевой условный рефлекс, причем так же скоро, как и у нормальных собак. Среди условных раздражителей употреблялся и звук свистка (в 1500 кол/сек). Свисток укреплялся на стене, на уровне и на стороне левого уха животного, на определенном расстоянии. После выработки прочного | условного рефлекса свисток перемещался на противоположную сторону (правую). В этом положении звуковой раздра-1 житель не подкреплялся безусловным пищевым раздражителем. Однако, несмотря на 115 повторений, никакой дифференцировки получено не было при перемещении звука то с правой, то с левой стороны. Хотя животное дифференцировало различные звуки (при одном и том же положении; источника звука), оно оказалось неспособным дифференцировать местоположение звука. Выделяя эти опыты Быкова, Павлов заметил, что для дифференцирования места звука необходима соединенная работа полушарий. В свете исследо вания школы Павлова, особенно Быкова, получают свое ное объяснение многие факты физиологии органов чувств и психологии. К этим фактам относятся: 1) парная работа особо важных внешних рецепторов, а именно зрительного (обоих глаз), слухового (обоих ушей), обонятельного (чувствительных клеток обеих половин носа), кинестетического (особенно мышечно-суставных ощущений обеих рук), 2) особая роль этой парной работы одноименных внешних рецепторов в пространственном различении.37 Известно, что восприятие глубины, рельефа, перспективы легче осуществляется обоими глазами (бинокулярное зрение), нежели одним глазом (монокулярное зрение). Также известно, что локализация звука в пространстве (его местоположение) осуществляется легче двумя ушами (бинауральный слух), а не одним (моноуральный слух). Связь между этими двумя хорошо известными фактами становится ясной на основе учения Павлова. Поскольку рецепторы есть части анализатора, постольку парность рецепторов соответствует парности мозговых концов анализаторов. Следовательно, парная работа больших полушарий обусловливает парность работы соответствующих рецепторов. Благодаря парности рецепторов и больших полушарий обеспечивается расширение границ ориентации животного и особенно человека в пространственных условиях его существования. Из психологии и физиологии органов чувств известно, что каждый из одноименных рецепторов (один из глаз, одно из ушей) дает точную реакцию на качество и интенсивность раздражителя. Так, мы можем точно определить цвет, освещенность, форму предмета одним глазом, закрыв другой. Мы можем определить высоту, тембр, силу звуков, пользуясь только одним ухом. Необходимость в совместной работе обоих глаз„ обоих ушей и т. д. возникает тогда, когда нам недостаточно знания лишь о качестве и интенсивности раздражителей, а важно определить расстояние между предметами, их местоположение, удаленность. Иначе говоря, совместная работа одноименных рецепторов порождается необходимостью различения пространственных признаков и отношений между предметами. Но как показали решающие опыты Быкова, именно для такого различения и необходима совместная работа больших полушарий. Парная работа больших полушарий имеет "«этому общее и специальное значение для высшей нервной Деятельности, являющейся материальной основой сознания --------------- Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав |