Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «здоровье» и «норма» в стоматологии





Внедрение первичной профилактики стоматологических заболева­ний, в центре которой находится формирование здорового образа жиз­ни относительно органов и тканей полости рта и организма в целом, связано с определением уровня и критериев здоровья. То есть профи­лактика обязана поддерживать должный уровень здоровья и не допус­кать развития патологии. А каким должен быть уровень стоматологи­ческого здоровья, какого человека следует считать «здоровым» с точки зрения стоматолога — пока не ясно. В первую очередь проблема связа­на с практически сплошной пораженностью населения, в том числе детского, кариесом зубов, зубочелюстными аномалиями и деформация­ми, болезнями пародонта, Поэтому к определению понятия «здоровый ребенок» в стоматологии возможно 2 крайних подхода. При первом из них здоровым может считаться ребенок, не имеющий ни одного кари­озного, пломбированного, удаленного зуба, без зубочелюстных анома­лий и болезней пародонта (таких детей не более 3—5%). При втором крайнем подходе здоровым в стоматологии может считаться ребенок, не имеющий не вылеченных зубов, выраженных зубочелюстных ано­малий и болезней пародонта (т.е. санированный).

Оба подхода не выдерживают критики, так как в первом случае больными будут считаться практически здоровые дети, которые лечи­лись по поводу кариеса и не являются больными даже при самом тща­тельном рассмотрении. Во втором случае к здоровым могут быть отне­сены дети с активным течением кариеса, рецидивирующими формами болезней пародонта и зубочелюстными аномалиями. Следовательно, оба крайних подхода не могут быть взяты на вооружение практической



стоматологией. В связи с этим необходим другой подход, УуЧИТЫваю. щий реальное положение со стоматологической заболеваемосстью

В основу понятия «здоровый ребенок» в стоматологи^ на наш взгляд (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Гонцова Э.Г., 1983; Сунцо^'ц р jje_ онтьев В.К. и др., 1992), должен лечь принцип отсутствия К£акого-либо отрицательного влияния состояния органов полости рта на 3ДрОвье De_ бенка. Поэтому к здоровым в стоматологии должны быть °тнеесены дети с отсутствием острой, хронической и врожденной патологии '^убочелюс-тной системы, т.е. дети с отсутствием признаков активного тгечения ка_ риеса, с запломбированными кариозными зубами, при 0ТСУ'гТСТВИИ ос_ ложненных форм кариеса, без заболеваний пародонта, слизіист0^ ogQ_ лочки полости рта, без какой-либо хирургической патологии, с вылечен. ными зубочелюстными аномалиями. Индекс КПУ, кп + КПУ n^ этом не должен превышать средних региональных значений для каждс0^ ВОЗпаст.

ной группы детей.

Такой подход основан на многолетнем опыте стоматолога^ котооыд убеждает, что правильно запломбированные зубы могут мнопие' ы С(> хранять свою функцию и не нарушать общее состояние здор<овья ребен­ка. Известно также, что некоторые из зубочелюстных аномалу (неболь­шая диастема, незначительное сужение челюстей с сохранени призна. ков физиологического смыкания, небольшой поворот зуба вс^-,™ оси и т.д.) не вызывают каких-либо заметных отклонений в состс^^ 0га. низма в целом и зубочелюстной системы в частности. Позтс,му детед с указанными отклонениями следует относить к здоровым.

При высоком же индексе КПУ возникает неблагоприятна^ неком.
пенсируемый сдвиг в зубочелюстной системе. Такие дети ^олжны на_
ходиться под пристальным вниманием детского стоматолог,а даже пи
отсутствии признаков активного течения кариеса. Наличи^ _

ленных зубов требует также ортопедического вмешательства j-jV)KH0 сказать также, что при наличии таких факторов риска, к;ак Вредные привычки, ротовое дыхание, неправильное глотание, ребенс,к не может считаться здоровым, хотя у него нет зубочелюстной аном^дии -raK0^ ребенок должен находиться под контролем врача-стоматолога под_ ного устранения этих отрицательных факторов.

Нами в качестве показателя, ограничивающего группу дете^ с п0. тенциально повышенной предрасположенностью к кариес; поедлага ется индекс КПУ + кп, превышающий 5,0. Эта цифра выб-_ана на ос_ нове среднего индекса КПУ детей во многих регионах стГраны и его применение с этих позиций кажется оправданным, хотя в, разЛичных регионах этот показатель может значительно меняться. цндекс ин-


тенсивности поражения кариесом может служить простым ориентиром в работе детских стоматологов.

Другой проблемой в понятии «здоровый ребенок» в стоматологии является наличие активного кариеса, когда даже при наличии малого индекса КПУ ребенок не может считаться здоровым. Данный вопрос осложняется трудностями диагностики активного кариеса и отсутстви­ем критериев его излеченности. В качестве такового нам представляет­ся возможным считать прекращение прироста белых кариозных пятен и их обратное развитие.


Серьезным в обсуждаемой проблеме является вопрос о роли ос­ложненного кариеса в оценке здорового ребенка в стоматологии. Так как критерии полной излеченности пульпитов, периодонтитов нена­дежны, а отрицательная их роль в поддержании хронической инфек­ции несомненна, дети с наличием леченного осложненного кариеса не могут быть отнесены к стоматологически здоровым, до получения пря­мых доказательств этого при длительном наблюдении. Поэтому они должны находиться под контролем стоматолога.

Достаточно сложным нам представляется также вопрос о роли зу­бочелюстных аномалий в определении понятия «здоровый ребенок» в стоматологии. Мы предлагаем принять следующий принцип: считать детей с вылеченными или несущественными зубочелюстными анома­лиями здоровыми. К несущественным видам аномалий предлагается отнести равномерное сужение челюстей, не вызывающее нарушение фиссурно- и режущебугрового контакта, небольшую диастему, незна­чительную скученность зубов, не вызывающую гингивита, небно-языч-ное положение одного из премоляров, незначительную тортоаномалию отдельных зубов и некоторые другие, не нарушающие функцию зубо­челюстной системы и внешний вид ребенка.

Проблема представляется актуальной для здравоохранения. Приняв определенное понятие «здоровый ребенок в стоматологии», необходи­мо широкое его внедрение в качестве критерия итогов врачебного вме­шательства при лечении стоматологических заболеваний, как профес­сионального стандарта здоровья в стоматологии. Разработка такого по­нятия должна стать также основой для профилактики, особенно для создания групп диспансеризации в детской стоматологии и особенно важна при внедрении системы обязательного медицинского страхова­ния как цель и результат врачебной деятельности стоматолога.

Критерии здоровья в стоматологии ни в коем случае нельзя счи­тать догмой, застывшим понятием. Вполне закономерно, что с течени­ем времени в перспективе в связи с успехами профилактической и ле-


чебной работы они будут меняться. Так, к 2000 году ВОЗ определила направлением в профилактике повсеместное снижение индекса КПУ (кп) до 2,0.

Как уже указывалось, в реальных условиях очень редко можно встретить человека с идеальным состоянием полости рта. Это связано как с массовым поражением населения стоматологическими заболева­ниями, так и с регулярным неоднократным функционированием орга­нов полости рта при приеме пищи, большими нагрузками при этих процессах, а также постоянным наличием микрофлоры в полости рта. Поэтому у каждого практически здорового человека в полости рта можно обнаружить те или иные отклонения, которые, однако, нельзя считать проявлениями болезни и они, следовательно, не обязательно подлежат лечению. Поэтому в медицине используется широко такой важный показатель здоровья, как «норма». В практически реальных ус­ловиях наиболее часто за норму принимают интервал показателей, оп­ределяемых статистическим путем. В пределах этого интервала орга­низм или органы должны находиться в состоянии оптимального функ­ционирования. В стоматологии такими среднестатистическими показа­телями являются различные индексы — кп, КПУ, РМА, PJ, индексы гигиены и др., позволяющие количественно оценить состояние зубов, пародонта, гигиены полости рта.

 






Date: 2015-09-18; view: 1072; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию