Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможно получение книги со склада в Москве и доставка в регионы





Обращайтесь по телефонам: (095) 189-99-35; (8313) 25-87-11

ISBN 5—86093—058—5

Коллектив авторов, 2001


 

ВВЕДЕНИЕ

Профилактическая направленность заложена в основу Российского здравоохранения, высшим гуманным принципом которого является предотвращение заболеваний. Высокая распространенность и большая интенсивность поражения населения основными стоматологическими заболеваниями выдвигают проблему профилактики в стоматологии в число особо актуальных и значимых. Профилактическое направление в стоматологии опирается на прочную научную базу, в основу которой заложены фундаментальные разработки об этиологии и патогенезе ос­новных стоматологических заболеваний.

На современном этапе принято подразделять профилактику на пер­вичную, вторичную и третичную. Виды профилактики стоматологичес­ких заболеваний на этих уровнях сформулированы на Московском со­вещании экспертов ВОЗ (1977). Особое значение сейчас придается первичной профилактике — системе социальных, медицинских, гигие­нических и воспитательных мер, направленных на обеспечение высо­кого уровня здоровья и предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения.

Практически первичная профилактика в стоматологии реализуется путем выполнения ряда задач: 1) выяснение и оценка эпидемиологи­ческой ситуации (на национальном, республиканском, областном и т.п. уровнях); 2) определение уровня здоровья населения; 3) устранение факторов, способствующих развитию стоматологических заболеваний; 4) организация и проведение мероприятий, направленных на внедре­ние здорового образа жизни по отношению к органам и тканям полос­ти рта, усиление резистентности организма и полости рта к стоматоло­гическим заболеваниям; 5) оценка эффективности и коррекция систе­мы профилактики стоматологических заболеваний.

Согласно нормативным документам, каждый стоматолог, независи­мо от профиля, обязан осуществлять первичные профилактические ме­роприятия в отведенный бюджет рабочего времени. Однако анализ


практической деятельности стоматологов показывает, что они заняты, в основном, чисто лечебной работой. Отказ от проведения первичной профилактики естественно не позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

Реальным путем повышения эффективности стоматологической про­филактики является совершенствование ее организационной структуры, в первую очередь, перенос значительной части нагрузки врача-стомато­лога на плечи специально подготовленного среднего медицинского пер­сонала (зубных гигиенистов). Опыт, накопленный некоторыми цивилизо­ванными странами, убедительно подтверждает, что расширение функций среднего медицинского персонала позволяет сосредоточить внимание стоматолога на ключевых позициях по планированию и внедрению про­филактических мероприятий и, тем самым, существенно увеличив охват населения повысить эффективность профилактики.

На современном уровне состояния здравоохранения немаловаж­ным аспектом внедрения профилактики является ее финансирование. Каждый врач стоматолог должен проникнуться идеей, что без той или иной формы финансирования (государственной, муниципальной, дого­ворной и т.д.) профилактическая работа обречена на провал.

Монография предназначена оказать посильную помощь специалис­там — стоматологам по внедрению первичных стоматологических ме­роприятий, выбору адекватных средств и методов предупреждения па­тологических изменений органов и тканей полости рта, ориентировать на перспективные научные разработки по данной проблеме.

Авторский коллектив, сознавая сложность и уникальность пробле­мы первичной стоматологической профилактики, вполне естественно не может претендовать на полноту изложения всех аспектов, заострив внимание на ключевых моментах. Поэтому все критические замечания и пожелания будут приняты с благодарностью.

Авторы выражают искреннюю благодарность сотрудникам кафед­ры стоматологии детского возраста ОГМА за помощь в работе над мо­нографией.

 

 


 

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ГЛАВА 1
 
 
 

 

В развитии кариеса зубов и зубочелюстных аномалий играют су­щественную роль самые разнообразные факторы: наследственные, врожденные и приобретенные. Боровский Е.В. и Леус П.А. представля­ют развитие кариеса по следующей схеме. Действие разнообразных ка-риесогенных факторов общего характера (неполноценное питание и питьевая вода, болезни и сдвиги в функциональном состоянии органов, экстремальные воздействия). Местными кариесогенными факторами являются зубной налет и бактерии, нарушение свойств и состава рото­вой жидкости, углеводистые пищевые остатки. Существенную роль имеет нарушение резистентности зубных тканей (неполноценная стру­ктура, отклонения в химическом составе, неблагоприятный генетичес­кий код). Наибольшее значение имеет полноценность структуры эмали. Эмаль — это ткань эктодермального происхождения, которая подверг­лась обызвествлению. Это — бесклеточная ткань без сесудов и не­рвов. После обызвествления эмаль не растет и не способна к регенера­ции. В эмали содержится всего около 1,5% органического вещества. Все это приводит к тому, что в зрелой эмали весьма слабо текут об­менные процессы. Следовательно, устойчивость эмали к действию де­минерализующих факторов определяется условиями ее закладки, обыз­вествления и созревания (этим определяется огромная роль антена­тальной профилактики). Эти условия, в немалой степени, зависят от развития альвеолярных отростков, определяющих уровень васкуляри-зации, доставки питательных веществ и микроэлементов. Работами В.К.Леонтьева, Л.Т.Левченко и В.А.Дистеля ^достоверно доказано, что у лиц с множественным кариесом имеет место более тесное располо­жение коронок зубов и корней зубов. Постепенное укорочение челюс­тей, сокращение ретромолярных пространств приводит, в конечном



счете, не только к тесному расположению зубов, но и к их «скученнос­ти». При скученности зубов создаются благоприятные условия для ре­тенции пищевых остатков, образования зубного налета, глубоких дес-невых карманов с усиленно размножающейся микрофлорой. Зубной налет снижает кариесрезистентность зубов, так как содержит большое количество микроорганизмов, является очагом ферментации углеводов и образования органических кислот. Краткое перечисление некоторых факторов, играющих важную роль в развитии кариеса, приводит к по­ниманию необходимости более глубокого изучения взаимозависимости кариеса, развития зубов и челюстей и зубочелюстных аномалий. По­этому, прежде чем приступить к вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, необходимо хотя бы кратко рассмот­реть основные вехи развития жевательного аппарата.

Филогенез — это процесс исторического развития мира организ­мов, их видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Онтогенез — это индивидуальное развитие организ­ма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от за­рождения до конца жизни. Э.Геккель (1866) сформулировал один из основных биогенетических законов, смысл которого заключается в том, что онтогенез есть сжатое и сокращенное повторение филогенеза.

Жевательный аппарат прошел длительный эволюционный путь раз­вития от хрящевых рыб до человека. При этом в процессе филогенеза он проходит две стадии: первичную и вторичную.

Первичная зубочелюстная система присуща всем хрящевым ры­бам. Она состоит из двух висцеральных дуг: челюстной и подъязыч­ной. Челюстная дуга представлена небно-квадратным и меккелевым хрящами, а подъязычная — челюстноподъязычным и подъязычным хрящами. Небно-квадратный хрящ соединяется с черепом с помощью связки и челюстно-подъязычного хряща. Челюстной сустав отсутствует.


Костистые рыбы, амфибии, рептилии имеют вторичный жеватель­ный аппарат, представленный покровными костями, налегающими на первичные хрящи. Жевательный аппарат этих классов животных харак­теризуется наличием первичного сустава, образуемого двумя костями, входящими в состав челюстного аппарата (квадратной и сочленован-ной). Число покровных костей у различных классов позвоночных раз­личное, но, как правило, чем выше в филогенетическом ряду стоит жи­вотное, тем их количество становится меньше.

В процессе эволюции идет усиленная редукция первичного жева­тельного аппарата и первичного сустава. Фактически на смену прими­тивного зубочелюстного аппарата развивается новый вторичный жева-


 

 


тельный аппарат у млекопитающих. Этот жевательный аппарат приоб­ретает новые признаки. Межчелюстные кости срастаются с челюстны­ми, твердое небо образуется за счет межчелюстных, челюстных и неб­ных костей. Нижняя челюсть представлена только одной зубной кос­тью, восходящая ветвь которой сочленяется через суставной отросток с чешуйчатой костью, образуя вторичный сустав. У примитивных форм млекопитающих (однопроходных) имеется бездисковая форма су­става. Далее дифференцируются отдельные элементы сустава: диск, су­ставная ямка, суставной бугорок, суставной отросток. Все это обуслов­лено усложняющейся функцией. Усложняющаяся функция приводит к изменению зубной системы, а дифференцирующаяся зубная система резко меняет и усложняет функцию жевательного аппарата.

Зубы у рыб, амфибий и рептилий однотипны и имеют коническую форму, число их значительно варьирует у многих из этих животных, они сменяются в течение всей жизни и располагаются не только на че­люстных костях, но и частично на различных частях стенок ротовой полости. Такие зубы служат только для удержания добычи до прогла­тывания.

Зубы у млекопитающих дифференцируются на отдельные группы (резцы, клыки, жевательные зубы), они располагаются только на челюстях в отдельных ячейках, уменьшается число зубов и количество смен зубов.

У млекопитающих в зависимости от преобладающей функции идет строгая дифференциация жевательного аппарата. Соответственно вер­тикальным движениям нижней челюсти у хищников в основном имеют место шарнирный сустав и трехбугорковые острые боковые зубы.

Грызунам присущи в основном сагиттальные движения нижней че­люсти. Соответственно этому имеется желобовидный сустав, преиму­щественное развитие получили режущие зубы.

При имеющих место общих признаках, характеризующих зубную систему млекопитающих, разным видам, семействам, отрядам прису­щи и свои, порой резко выделяющиеся, принципы строения и функции зубочелюстной системы, как-то: различное количество зубов, от одного до шести комплектов зубов, отсутствие отдельных групп зубов, посто­янно растущие зубы и т.д.


Височно-нижечелюстной сустав у приматов дисковый; постепенно в процессе эволюции человека утрачивает свое значение задний сус­тавной отросток и огромное значение приобретает суставной бугорок, располагающийся на границе передней стенки суставной ямки. Сус­тав приобретает свойства инконгруентности. Подобное строение сус­тава обуславливает наиболее сложные движения нижней челюсти, а


это, в свою очередь, изменяет строение и взаимоотношение зубных дуг, как-то: появление сагиттальных и трансверзальных окклюзион-ных кривых и т.д.

Эволюционное развитие жевательного аппарата, пройдя борьбу противоречий дифференциации и редукции, достигло наибольшего со­вершенства у приматов. Если на длительном этапе развития позвоноч­ных от хрящевых рыб до гоминид как бы на первый план выступает дифференциация жевательного аппарата, то в истории развития гоми­нид, а также в истории самого человека на первый план выступает ре­дукция жевательного аппарата.

У гоминид имели место большой клык и диастема. Редукция клы­ка, вероятно, связана с утратой последним функции защиты и нападе­ния и перехода этой функции к руке. При этом передний отдел зубной системы значительно сократился. Следовательно, вначале уменьшают­ся размеры резцов и клыков. Далее наступает очередь редукции жева­тельных зубов; при этом роль ключевого зуба переходит от второго мо­ляра к первому. Параллельно идет редукция премоляров. Этот процесс заметен уже у синантропа. У неандертальца уже резко выражены при­знаки редукции всех зубов.

Дальнейшая редукция зубов характеризуется увеличением случаев врожденного отсутствия третьих моляров, уменьшением зубов, усиле­нием степени редукции бугорков. В последние тысячелетия усилилась редукция верхнего латерального резца (резкое уменьшение размеров вплоть до полного его отсутствия).

Одной из причин усиливающегося процесса редукции Weidcnreich (1945) считает общие изменения черепа, связанные с эволюцией мозга.

В настоящее время считается, что изменение структуры пищи, все более развивающаяся «ленность» жевательного аппарата являются од­ной из самых главных причин редукции как зубов, так и, особенно, альвеолярных отростков (Walt, Wiliams, 1951; Andrik, 1962).

Среди причин, вызвавших более позднюю волну изменений в зубо-челюстной системе человека, следует отметить быстрое распростране­ние кариеса. Имеются исследования, утверждающие, что кариес чаще поражает людей с крупными размерами зубов и индивидуумов, имею­щих более дифференцированную структуру зубов (Ломиашвили Л.М., 1993). Вероятно, быстрое уменьшение размеров и упрощение структу­ры зубов человека можно считать защитной реакцией по отношению к кариесу (Зубов А.А., 1968).

Процессы дифференциации под действием усложняющейся функ­ции привели к развитию у человека самого сложного жевательного ап-


парата (инконгруентный височночелюстной сустав, развитый сустав­ный бугорок, окклюзионные кривые, высоко дифференцированные же­вательные поверхности зубов). В то же время взаимодействие процес­сов дифференциации и редукции привело человека к обладанию са­мым уязвимым жевательным аппаратом.

При изучении процессов редукции зубов посредством метода ис­следования прижизненной растворимости поверхностного слоя эмали (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1975) не найдено определенной связи между абсолютной величиной растворимости эмали отдельных зубов и степенью их редукции. В то же время установлена большая вариабель­ность растворимости зубов, подверженных данному процессу. У верх­них латеральных резцов коэффициент вариации растворимости эмали равен 70,0±15,7%, у нижних третьих моляров — 70,0+17,5% и у верх­них третьих моляров — 64,3±18,6%. Совсем иную величину коэффи­циента вариации растворимости эмали имеют зубы с невыраженными признаками редукции, например, первые верхние резцы — всего 26,2±5,9% (Дистель В.А., 1975). Вероятно, процессы редукции прежде проявляются в изменении физикохимических свойств и микрострук­туры эмали, а уже позднее наблюдаются видимые анатомические из­менения.

Если процессу редукции зубов человека посвящено достаточное количество работ, то процессу редукции альвеолярных отростков и взаимосвязи редукции жевательного аппарата и зубочелюстных ано­малий уделено мало внимания. Ряд авторов указывают на взаимо­связь величины челюстей и интенсивности поражения зубов карие­сом и его локализации (Мелик-Пашаев Н.Ш., 1924; Левченко Л.Т., Леонтьев В.К., 1977).

Касательно взаимосвязи зубочелюстных аномалий и кариеса выявле­на следующая закономерность: дети, имеющие выраженные зубочелюст-ные аномалии, примерно в 2 раза чаще поражаются кариесом и эффек­тивность профилактики у них примерно в 2 раза ниже (Сунцов В.Г., Ле­онтьев В.К., Дистель В.А., 1983).

При изучении взаимосвязи кариеса зубов и зубочелюстных дефор­маций обнаружено, что лица с кариесрезистентными зубами обладают более развитыми и правильно сформированными челюстями: тип лица у них более широкий.

Люди же с множественным кариесом имеют менее развитые челю­сти, большинство из них узколицые (табл. 1). Следовательно, не только кариозный процесс является причиной развития многих зубочелюст­ных аномалий, но сами зубочелюстные аномалии приводят к повышен-



 

1 Уго Е |Рас ІРас  
  рот сто сто  
  і а    
  г   I  
і     го  
         
  ъ   n>  
ф а     о
  п     О1
Q лица моляр премо затель
         
         
n   ЧХ раї  
E   п |  
      п  
        о 2s
20,0 6,4± ,93+ ,87± риес тент
H- о о о 1
    о о г S
о     СП  
         
_ ь оо   u> г; 9 О
27,0+ 9,3±1 ,59±0 ,54±0 ражеі «ЄСТВІ ариес
—*■ х» о о Ї х
о <т>   ел 2 т г
         
        і
Л V Л Л  
о о о о  
о о ',05 | о о о о  

-


 



 


 


 

 


 



 


 


Таблица 2


 


Антропометрические показатели челюстей у лиц различного возраста (кариесрезистентных и пораженных множественным кариесом), (М±т)


 


 

 

Показатель Временный прикус (4—5 лет) Сменный прикус начальный период (6—7 лет)
КР КП t Р КР КП t Р
Индекс Пона — премолярный — молярный Сагиттальный индекс Угол нижней челюсти 69,1+2,1 139,4+5,9 127,6+1,0 67,3±2,0 140,9+4,2 126,3+1,0 0,64 0,21 0,91 >0,05 >0,05 >0,05 71,9+2,1 160,6+7,2 125,0±1,0 80,9+1,9 171,8+4,8 126,9+1,3 3,18 1,36 1,17 < 0,01 > 0,05 > 0,05

продолжение табл. 2

 

 

Показатель Сменный прикус конечный период (9—12 лет) Постоянный прикус
КР КП t Р КР КП t Р
Индекс Пона — премолярный — молярный Сагиттальный индекс Угол нижней челюсти 83,0±1,8 65,8±1,2 166,5+7,4 127,9+1,4 88,6+1,668,6±1,4 176,2+4,4 130,9+2,9 2,31 2,48 1,12 0,94 < 0,05< 0,05 > 0,05 > 0,05 76,2+1,8 59,0+1,7 183,2+5,5 120,0+1,0 83,3±2,5 65,4+0,8 227,2+13,5 127,0±1,0 2,223,32 3,01 4,96 < 0,05< 0,01< 0,01 < 0,001

Таблица 3

 

Антропометрические показатели лица и челюстей при различной степени редукции зубов (М±т)

 

Показатель Лица с выражен­ными признаками Лица с незначитель­ными признаками Р
  редукции зубов редукции зубов  
Индекс Пона:      
— премолярный 89,4+2,2 77,9±1,8 < 0,001
— молярный 66,6±2,3 60,3±1,5 < 0,05
Длина переднего отдела зубно-      
го ряда верхней челюсти, мм 12,3±0,7 15,7±0,3 < 0,001
Широтный индекс лица 81,8±3,2 84,8±1,5 >0,05
Угол нижней челюсти, градусы 125,9+1,2 122,8±1,2 > 0,05

тия верхних латеральных резцов) и с незначительными признаками ре­дукции зубов (Дистель В.А., Сунцов В.Г., Беньковская С.Г. и др., 1991). Оказалось, что в группе без выраженных признаков редукции зубов интенсивность поражения кариесом шести верхних фронтальных зубов составляет 50,0% от интенсивности поражения шести жевательных зу­бов. В группе же с выраженными признаками редукции этот показа­тель равнялся лишь 3,46%. Естественно, отсутствие одного или двух латеральных резцов сказалось на результатах в группе с выраженными признаками редукции зубов. Тем не менее, можно заключить, что аден-тия тех или иных зубов при интенсивной редукции жевательного аппа­рата является приспособительным механизмом, «спасающим» зубоче-люстную систему от катастрофического разрушения кариозным про­цессом.

Таким образом, можно сказать, что анатомо-физиологические осо­бенности жевательного аппарата, развитие кариеса зубов и зубочелюс-тных аномалий тесно взаимосвязаны. Это обстоятельство необходимо в первую очередь учитывать при планировании и проведении профи­лактических мероприятий.

Наиболее наглядно взаимосвязь онтогенеза и филогенеза проявля­ется в период эмбрионального развития организма. Разнообразные факторы, действующие в этот период, в значительной мере определяют развитие кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубочелюстных ано­малий. Поэтому необходимо хотя бы кратко рассмотреть этот период развития зубочелюстной системы.

Лицо эмбриона образуется из семи отростков первой жаберной дуги: одного лобного, двух носовых, двух верхнечелюстных, двух ниж-


 


нечелюстных. Начинается оформление лицевой части головы со вто­рой недели развития эмбриона.

У двенадцатидневного эмбриона появляется углубление (первич­ный рот), отделенное от головной кишки глоточной перепонкой. Ме-зенхимальные носовые, верхнечелюстные и нижнечелюстные отростки ограничивают ротовое отверстие.

На втором месяце развития эмбриона вдоль края челюстных отрос­тков образуется утолщение эпителия, которое постепенно разделяется на две пластинки: наружную, из которой формируются щеки и губы, и внутреннюю, из которой формируются зубы.

На втором месяце начинают формироваться челюстные кости.

Верхняя челюсть образуется из шести костных ядер. Пять из них уже с четвертого месяца утробной жизни сливаются вместе, образуя большую часть альвеолярного отростка. Из шестого ядра развивается самостоятельная межчелюстная кость, в которой закладываются резцы. Каждая из небных костей развивается из одного центра окостенения.

На третьем месяце внутриутробной жизни начинается отделение ротовой полости от носовой, на девятой неделе уже образуется твердое небо, а на двенадцатой — мягкое.

При нарушениях процессов развития в эти периоды могут возникать уродства в виде расщелин верхней губы, альвеолярного отростка, твер­дого и мягкого неба. Особое значение при этом имеет процесс развития и минерализации межчелюстной кости. Она минерализуется несколько позднее. Межчелюстная кость часто еще в зародышевой жизни начинает срастаться с небными и альвеолярными отростками, однако шов соеди­нения костей обычно сохраняется до юношеского возраста. Следова­тельно, закладка и развитие жевательного аппарата теснейшим образом связаны с формированием верхних дыхательных путей.

Нижняя челюсть в те же сроки, что и верхняя, развивается из обызвествляющейся мезенхимы, расположенной вокруг меккелева хря­ща. Развивается она как парная кость; две половины затем срастаются на первом году жизни ребенка. Передняя часть меккелева хряща окос­теневает и срастается с покровной костью. Хрящевые участки (незави­симо от меккелева хряща) образуются также у проксимального отдела нижней челюсти. Путем их окостенения и срастания с покровной кос­тью формируются суставной и венечный отр'бстки.

Развитие зубов начинается в сроки, совпадающие с обособлением полости рта от полости носа (5—7 неделя эмбриональной жизни). Раз­личают несколько стадий (периодов) в развитии зубов.


 




Первый период — закладка и образование зачатков. На восьмой неделе на щечно-губной поверхности зубной пластинки вдоль ее ниж­него края образуется 10 колбовидных выростов (колпачков), которые являются зачатками эмалевых органов будущих временных зубов. На десятой неделе в эмалевый орган снизу начинает врастать мезенхима в виде зубных сосочков. В это же время по периферии эмалевого органа уплотняются мезенхимальные клетки и образуется зубной мешочек (фолликул).

Таким образом, зубной зачаток состоит из трех частей: эпителиаль­ного эмалевого органа, мезенхимального зубного сосочка и зубного мешочка.

Второй период — дифференцирование клеток зубного зачатка. Эмалевый орган, который вначале состоял из однородных эпителиаль­ных клеток, позднее разделяется на отдельные слои. При этом образу­ются звездчатые эпителиальные клетки. Эта часть эмалевого органа получила наименование пульпы эмалевого органа. Клетки эмалевого органа, которые прилежат к поверхности зубного сосочка, образуют слои внутренних эмалевых клеток, из которых затем образуются строи­тели эмали — адамантобласты (амелобласты). Наружный слой эпите­лиальных клеток эмалевого органа вместе с клетками пульпы эмалево­го органа превращается в кутикулу эмали (насмитова оболочка).

В то же время идет дифференциация клеток зубного сосочка; в него врастают кровеносные сосуды и нервные веточки (третий месяц эмбрионального развития). Из мезенхимальных клеток зубного сосочка развиваются одонтобласты — строители дентина.

Из мезенхимальных клеток, расположенных вокруг зубного зачат­ка, формируются костные трабекулы альвеолы.

Третий период — гистогенез зубных тканей. Он начинается в нача­ле 4 месяца и протекает более длительно. К 14—15 неделе внутриут­робной жизни с помощью преодонтобластов и одонтобластов начинает формироваться дентин. При дальнейшем развитии центральная часть зубного сосочка превращается в пульпу зуба.

Образование эмали идет в результате деятельности адамантоблас-тов. Процесс образования эмали проходит две стадии: 1) образование органической основы эмалевых призм с первичной их минерализацией и 2) окончательное обызвествление эмалевых призм, приводящее к со­зреванию эмали. Минерализация начинается с поверхности эмалевых призм. Каждый адамантобласт превращается в эмалевую призму, по­этому эмаль сформированных зубов не обладает способностью к реге­нерации (нет «запасных» адамантобластов).


 


Постоянные зубы развиваются аналогично развитию временных зубов из той же зубной пластинки. Это развитие начинается с пятого месяца эмбриональной жизни. К моменту рождения каждый альвео­лярный отросток содержит 18 фолликулов зубов: 10 — временных зу­бов и 8 — постоянных (резцы, клыки и первые моляры). Закладка пре-моляров, вторых и третьих моляров происходит после рождения ребен­ка. Влияние различных естественных факторов и профилактических мероприятий в постнатальном периоде возможно исследовать, ориен­тируясь на формирование этих зубов. Конец фолликулярного периода развития зуба совпадает с моментом его прорезывания.

Большое значение в формировании зубов имеет процесс их мине­рализации. Минерализация зачатков временных зубов начинается на семнадцатой неделе эмбрионального развития плода. К моменту рож­дения минерализованы почти полностью коронки временных резцов и частично — клыков и моляров. У временных зубов крайне редко на­блюдается гипоплазия эмали, так как процесс закладки и развития их находится под защитой и внутри материнского организма. Из постоян­ных зубов во внутриутробном периоде начинается минерализация лишь первого моляра. Процессы закладки, формирования и минерали­зации зубов — это существеннейшие моменты в развитии зубочелюст-ной системы.

Развитие челюстных костей находится под влиянием окружающих мышц: мимических, жевательных, языка и дна полости рта. Это опре­деляет неравномерное развитие челюстных костей — верхней и ниж­ней. К концу второго месяца эмбрионального развития имеет место прогнатическое соотношение челюстей, так как небные отростки еще не развиты и ротовая полость не отделена от полости носа, язык зани­мает высокое положение и стимулирует рост верхней челюсти. После формирования твердого неба язык опускается на дно полости рта, сти­мулирует развитие нижней челюсти, и возникает прогеническое соот­ношение челюстей. К моменту рождения снова образуется прогнати­ческое соотношение челюстей. Некоторые авторы объясняют это тем, что так легче головке ребенка проходить через родовой путь при рож­дении. Нам думается, что здесь имеет место более существенная целе­сообразность, заключающаяся в возможности большей амплитуды со­сательных движений нижней челюсти.

Таким образом, сложный фило- и онтогенетический процесс, без всякого сомнения, в определенной степени воздействует на возможнос­ти развития кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий, что необходимо учитывать при планировании и проведении профилактических мероприятий.


 
 

ГЛАВА 2
 
 

 

   
   
   

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ

 

             
             
             

Профилактика — это система государственных, социальных, ги­гиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспече­ние высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний. Профи­лактика стоматологических заболеваний является общегосударственной задачей и осуществляется в качестве важнейшей составляющей части комплексной программы оздоровления населения. В определении по­нятия «профилактика» четко прослеживается два основных аспекта: а) немедицинский (социальный) и б) медицинский (медицинские и гигие­нические мероприятия). Поэтому уже в основах профилактики заложе­но важнейшее понятие, что только лишь усилиями медицинских работ­ников проблема предупреждения заболеваний никогда не может быть решена — нужны усилия на уровне государственных и социальных формаций.

Система государственных профилактических мероприятий яв­ляется наиболее обширной, охватывающей все население страны. Она направлена на формирование, развитие и поддержание высокого уровня здоровья у населения. К государственным мероприятиям отно­сится система охраны беременных женщин, охрана здоровья матери и ребенка, охрана детства, охрана окружающей среды, сама государ­ственная система здравоохранения. Государственные мероприятия реа­лизуются путем издания законов, постановлений, приказов, реше­ний и являются строго обязательными на территории страны. Реализа­ция государственной системы мероприятий по охране здоровья населе­ния направлена, прежде всего, на антенатальную профилактику заболе­ваний, в том числе стоматологических, на формирование и развитие здорового ребенка, на поддержание здоровья взрослого человека и яв­ляется основой профилактического направления здравоохранения в стране.

Хорошо известно, что закладка и формирование органов и тканей челюстно-лицевой области ребенка происходит во внутриутробный пе­риод и частично после рождения ребенка. Насколько качественно,


полноценно пройдут эти этапы, настолько устойчивыми будут различ­ные образования полости рта, лица, челюстей ко всем неблагоприят­ным факторам внешней и внутренней среды. Государственные мероп­риятия по охране здоровья направлены на полноценное формирование и развитие всех органов и систем организма, в том числе и относящих­ся к области стоматологии.

Ряд постановлений правительства и вышедших на их основе при­казов Минздрава (1961, 1976, 1988) непосредственно посвящены про­блемам стоматологии и нацеливают ее работу в первую очередь на профилактику заболеваний. Система социальных мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний связана с государствен­ными программами. К ним следует отнести внедрение здорового обра­за жизни: соблюдение рационального режима труда, отдыха, научно обоснованных норм питания, личной гигиены. В образе жизни челове­ка проявляется совокупность действия социальных условий и биологи­ческих факторов. Указанные выше социальные блага обеспечиваются законами государства и общества. Однако, недостаточно предоставле­ние только этих благ, необходимо также правильное, сознательное и умелое использование их обществом. Следовательно, в здоровом об­разе жизни проявляются взаимодействие и способ использования человеком социальных, духовных и природных факторов.

Относительно органов полости рта понятие здорового образа жиз­ни имеет важное значение в нескольких аспектах. К ним следует отне­сти рациональное питание, гигиенический уход за полостью рта, пре­одоление вредных привычек, внедрение культуры потребления углево­дов. Гигиенические мероприятия по профилактике стоматологичес­ких заболеваний включают внедрение гигиенического воспитания детей и взрослых по вопросам стоматологии и обеспечение контроля за состоянием внешней среды, состава воды и пищи. Путем внедре­ния гигиенических мероприятий — фторирования питьевой воды, кон­троля за качественным и количественным составом пищи, воды, обес­печивается потребность детей и взрослых в полноценных факторах здоровья организма и органов полости рта. При необходимости прово­дится их коррекция. Воспитательные мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний заключаются во внедрении населению знаний о здоровом образе жизни, в том числе относительно органов и тканей полости рта, в выработке на их основе убеждений в необходи­мости его соблюдения, привития навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии, в воспитании привычки к их соблюдению и контролю за правильностью их применения. Эти за-


 




дачи ложатся на плечи врачей, среднего медицинского персонала, пе­дагогов и родителей. Медицинские мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний направлены на разработку и внедрение этиологически и патогенетически обоснованных средств и методов воздействия на органы полости рта для повышения их устойчивости, прежде всего к кариесу как самому распространенному заболеванию, а также к заболеваниям пародонта. Сюда же включаются мероприятия по снижению действия неблагоприятных факторов внешней среды и полости рта. Медицинские мероприятия требуют создания специаль­ной организационной структуры для применения методов и средств профилактики.







Date: 2015-09-18; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию