Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АЙКИДО Путь Гармонии





Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух китайских иероглифов ай, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «настроение». Айки всегда было центральной темой азиатской философии. Однако Морихэй объявил, что его интерпретация айки гораздо шире, чем интерпретации прошлого, и определил айки следующим образом:

Айки – это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино; это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.


Айки – это великий замысел Космоса; это жизненная сила, которая связывает материальные и духовные аспекты творения. Айки – это поток природы.


Айки обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, айки даёт нам возможность привести к гармоничному единству небо, землю и человечество.


Айки означает «жить вместе в гармонии», в состоянии взаимного согласия. Айки – это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.

 

Айки в видении Морихэя очень близко понятиям западной философии integritas (целостность) и consonantia (гармония). Интеграция, объединение – тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды – это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство – это также моральное состояние: тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным образом.

Consonantia (по-гречески гармония) – это «соответствие одного другому». Мудрецы Запада также постигли гармонию сфер и процесс, в котором все элементы сами организуются в великое целое. Гиппократ писал: «Все вещи находятся во взаимном соответствии». На языке современной физики это звучит так: «Количество позитивной энергии во Вселенной в точности равно количеству негативной энергии; Вселенная представляет собой (и всегда представляла) совершенно уравновешенную энергетическую систему».

Интуитивное знание того, что «все вещи находятся во взаимном соответствии», было общим убеждением как на Востоке, так и на Западе. Трагическим образом, современная цивилизация была отравлена ошибочным утверждением, что жизнь – это всего лишь интенсивное соперничество между видами, в котором выживает только сильнейший. Бесспорно, жизнь – это всегда испытание, и люди, чтобы выжить, должны быть физически и ментально приспособленными (это одна из причин, почему мы занимаемся Айкидо). Однако пагубная точка зрения на наше существование как на постоянную битву с врагами, которых нужно либо покорять, либо полностью уничтожать, явилась прямой причиной эксплуатации и разрушения как человечества, так и окружающей среды, с такой силой проявившихся в девятнадцатом и двадцатом веках.

Упор на необходимость быть «победителем» любыми средствами и любой ценой по большей части уничтожил благородный идеал «спортивного мастерства» в современной атлетике. Морихэй писал: «Спорт в наши дни хорош только для физических упражнений – он не тренирует всего человека. С другой стороны, практика айки воспитывает отвагу, искренность, верность, великодушие и красоту, а также делает тело сильными здоровым». В традиционном Айкидо нет формальных соревнований, а поэтому нет «победителей» и «побеждённых». Многим людям очень сложно принять эту позицию. Даже некоторые из самых близких учеников Морихэя не соглашались с мастером по этому поводу. Они настаивали на организации определённого рода соревнований, которые проводились бы либо в форме турниров по Дзюдо, либо по бальной системе олимпийских состязаний.

Однако Морихэй до самого конца придерживался мнения, что айки – это сотрудничество. В каждом упражнении Айкидо партнёры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителями и побеждёнными. Таким образом, тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны уравнения Айкидо. Посторонние наблюдатели (а иногда и сами ученики) часто замечают: «Техники Айкидо работают только в том случае, если твой партнёр сотрудничает с тобой». Это именно так. Риндзиро Сирата Сэнсэй объяснял айки так: «Живя в гармонии, давайте возьмёмся за руки и достигнем финишной черты вместе».

Айки, как средство исцеления, означает возвращение к жизни и прилив энергии. Лучшие доктора любых культур понимали, что правильный диагноз по большей части зависит от настроенности на пациента, позволяющей почувствовать, что на самом деле пациента беспокоит. Только после этого могло быть предложено соответствующее лекарство. (В старые времена в Японии определённый тип айки использовался для приведения в чувство людей, потерявших сознание в результате несчастного случая или комы.) Морихэй часто говорил о целительных восстанавливающих свойствах тренировок айки: «После хорошей работы у вас должно быть больше энергии, чем было в начале!»


Существует ещё одно значение айки, самое важное для истинной гармонии: совершенное единство мужчины и женщины, блаженное состояние полной физической и духовной близости. (В китайских трактатах, посвящённых сексу, термин айки использовался для обозначения наивысшего сексуального переживания.) Естественное и чистое объединение мужского и женского принципов лежит в основе всего творения. Не следует ошибочно принимать либидо за простое вожделение. Скорее его нужно принимать как искреннее стремление к интеграции и реализации. Мужчина и женщина остаются бесплодными до тех пор, пока не объединятся. Желание стать едиными, восстановить первичное единство – вот цель Айкидо (и всех остальных искусств).

Подобным же образом существует своего рода айки эмбриологии: идеальный ребёнок зачинается, когда оба родителя находятся в полной гармонии, поистине едины телом и душой. Если родители остаются в согласии в период беременности, то плод питается айки, качеством, которое бьётся в сердце матери и течёт в её крови.

Технически айки – это «совершенный тайминг». В додзё человек пытается плавно объединяться с атакующей силой, используя лишь необходимое количество движения, баланса и силы. В повседневной жизни человек старается как можно лучше приспособиться, реагируя на различные жизненные испытания с острым чувством айки.

До, вторая часть слова Айкидо, символизирует как отдельную «дорогу», по которой шагает человек, так и универсальный «путь» философских принципов. Те, кто идут дорогой Айкидо, носят специальную одежду, медитируют определённым образом и практикуют особый этикет. Это культурная дорога Айкидо – порядок действий, основанный на идеалах и классических техниках Основателя, Морихэя. Путь Айкидо включает в себя более широкий диапазон жизни. Он охватывает наше взаимодействие с другими людьми за пределами узкого мира додзё, наше отношение к обществу в целом, наше обращение с природой.

В этом смысле Айкидо – это Тантра, связывание вместе микро- и макрокосмосов. Основная истина Тантры: «Всё, что существует во Вселенной, существует в собственном теле человека. То, что здесь, – там. То, что не здесь, – нигде». В западном гностицизме это выражается так: «Когда вы сделаете верхнюю сторону как нижнюю сторону и когда вы сделаете мужское и женское одним… – тогда вы войдёте в Царствие» (Евангелие от Фомы). Или более кратко: «Как вверху, так и внизу». На языке Морихэя это звучит как варэ соку утю, «Я (мы) – Вселенная!» Совершенствуя своё тело и свою душу посредством практики Айкидо, приобретая реальную способность воспринимать и совершая реальные поступки, мы учимся жить космически.

Айкидо – это также Йога. Это «хомут», который объединяет нас и впрягает нас в высшие принципы. Восемь ответвлений классической Йоги параллельны учениям классического Айкидо Морихэя:

АЙ-КИ-ДО, "Путь Гармонии», надпись, сделанная Морихэем в возрасте восьмидесяти лет. Сама по себе каллиграфия является проявлением айки: уравновешенная, устойчивая и полная жизни и энергии.

Яма, «этика», основой которой является «ненасилие». По словам Морихэя: «Те, кто стремятся к соревнованию, делают серьёзную ошибку. Поскольку бить, ранить или разрушать – это наихудший грех, который только может совершить человек».



Нияма, «дисциплина». В Айкидо это называется танрэн (выковывание): «Цель тренировки заключается в том, чтобы укрепить слабые места, закалить тело и отшлифовать дух».

Асана, «изящные позы». Иногда тренирующимся полезно думать о движениях Айкидо не как о смертоносных техниках боевого искусства, а как об асанах, физических положениях тела, которые соединяют занимающегося с высшей истиной. Так же как асаны, техники Айкидо болезненны и сложны в начале, но постепенно они становятся более лёгкими, более устойчивыми и приятными. В Йоге говорят, что «асана становится совершенной, когда усилие исчезает» и «тот, кто овладевает асаной, покоряет три мира». Морихэй учил: «Гармонично взаимодействуя друг с другом, правое и левое порождают все техники. Четыре конечности тела – это четыре столпа небес».


Пранаяма, «контроль дыхания», необходима для того, чтобы присоединиться к дыханию Космоса: «Делайте вдох и стремительно взмывайте к самым пределам Вселенной; выдыхайте и возвращайте Космос опять внутрь себя. Затем вдыхайте всё плодородие земли. И наконец, объединяйте дыхание небес и дыхание земли со своим собственным, становясь самим Дыханием Жизни».


Пратьяхара – означает «свободу от замешательства», отход от беспорядка чувств, сознание, которое непоколебимо и спокойно. В отношении этого Морихэй наставлял так: «Не смотрите в глаза противнику: он может загипнотизировать вас. Не приковывайте свой взгляд к его мечу: он может напугать вас. Не фокусируйтесь на противнике вообще: он может поглотить вашу энергию».

Дхарана, «фиксирование сознания», ещё называют экаграта, «удержание одной точки». Это хорошо известная в кругах Айкидо концентрация: «Если вы отцентрированы, то можете двигаться свободно. Физический центр – ваш живот. Если ваше сознание будет пребывать там же, любые ваши устремления гарантированно увенчаются победой».


Дхьяна, «медитация». Это состояние глубокого проникновения в суть вещей и чистое, ничем не замутнённое видение: «Отбросьте ограничивающие мысли и вернитесь к истинной пустоте. Станьте в самом центре Великого Вакуума».


Самадхи, «полное слияние», идёт ещё дальше. В самадхи различие между познающим и познаваемым растворяется, это преображение, которое Морихэй выразил как «Я – Вселенная!» Сверхъестественные способности Морихэя имели своим источником всепоглощающее айки самадхи. Его эксцентричное поведение также было характерной чертой высшего уровня Йоги – своего рода божественное безумие, вышедшее за рамки времени и пространства. «Если вы не объединитесь с пустотой Чистого Вакуума, вы не найдёте дорогу айки».


 

Учение Морихэя было резюмировано во фразе Такэмусу айки. Такэ означает «мужество и отвагу»; оно представляет неукротимое и неудержимое мужество жить. Мусу символизирует рождение, рост, свершение, реализацию. Это созидательная сила Космоса, ответственная за производство всего, что питает жизнь. Такэмусу айки – это код к «самому смелому и самому созидательному существованию!»

Дээнский рисунок Кайдзана (начало XX века) хризантемы и орхидеи с надписью «Благородные мужи не дерутся». Хризантема и орхидея – это два из «Четырёх благородных мужей» (остальные двое – это слива и бамбук). То, что благовоспитанные люди воздерживаются от недостойных споров, – это конфуцианская идея. Дзэн и Айкидо подразумевают, что благородные люди не соревнуются и не испытывают зависти – каждый человек прекрасен по-своему. Морихэй всегда поощрял своих учеников взращивать благоуханный цветок своей уникальной внутренней красоты.

 

1
2
3
4
Риндзиро Сирата Сэнсэй демонстрирует тайминг айки: во время развития атаки, он реагирует подвижной стойкой айки (1); вместо того чтобы столкнуться с приближающейся силой, он плавно скользит мимо неё, направляя её сначала вверх, а затем вниз (2, 3); даже после того, как движение закончено, Сирата Сэнсэй сохраняет неуловимую связь со своим партнёром (4).

 

Идзанами (слева, поддерживающая луну) и Идзанаги (справа, поддерживающий солнце), два синтоистских бога творения. Этот рисунок взят из секретного свитка школы фехтования Синкагэ. В Айкидо также гармоничная работа Идзанами (матери) и Идзанаги (отца) символизирует взимодействующую природу Вселенной. Морихэй часто использовал в своём учении символы Идзанами и Идзанаги. «Идзанами – это женский, восприимчивый элемент, ассоциирующийся с водой, центробежной силой и правой стороной вещей; Идзанаги – это мужской, активный элемент, ассоциирующийся с огнём, центростремительной силой и левой стороной вещей». Морихэй надеялся, что каждая женщина осознаёт скрытый в ней потенциал богини сострадания, а каждый мужчина свой потенциал победоносного будды.

 

Идзанами и Идзанаги также известны как ваго но ками, боги гармонии, представляющие идеал истинной и плодотворной близости. Два божества стоят на острове Оногоро, название которого можно перевести как "двое влюблённых в сексуальных объятиях". Западным эквивалентом ваго но ками могут быть греческие божества Афродита и Арес, чья дочь Гармония соткала покров Вселенной.

 

Морихэй характеризовал Айкидо как «крест, простирающийся от небес до земли, объединяющий инь и ян, огонь и воду». Надпись на рисунке дзэнского мастера Мамии Эсю (1871-1945) гласит: «Как только ты поймёшь это, всё будет в порядке!» Такэмусу Айки, написанное рукой Сираты Сэнсэя

 

Морихэй утверждал, что «айки – это любовь» и что с агрессией можно справиться улыбкой. Самая сложная задача для воина – обратить ужасающую ярость врага в безобидный смех.

 

Айки означает гармонию и слияние – тела и души, себя и другого, человечества и природы. При правильной практике в хорошем окружении айки становится неисчерпаемым источником энергии и любви.

 

Морихэй, издающий один из своих невероятных киай. Его мощные выкрики абсолютно выводили из равновесия оппонентов (а порой даже гасили свет в додзё). Иногда киай Морихэя был похож на ужасающий вопль баньши (баньши – привидение-плакальщик; дух, вопли которого предвещают смерть, – прим. перев.), а иногда на рёв урагана. Морихэй здесь также иллюстрирует принцип ямабико, отвечал на атаку немедленно и оглушительно, как горное эхо.






Date: 2015-09-18; view: 1311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию