Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Я и мир. Самопознание и самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития
Самопознание и самосовершенствовании личности. Самопознание – умение анализировать черты своей личности, характера, устройство черт и то, каким образом они реализуются в разных ситуациях. «Я» – это и способность реализовать черты и качества личности с целью решения жизненных задач. Понимание процесса развития индивидуальности, выработка умения управлять чертами через ситуации саногенного мышления и воображения. По Ю. Орлову, самопознание – это не постижение таинства души, но «воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как и почему относимся к кому-то, как и почему относятся к нам». Это не созерцание, а размышление о себе, деятельное, активное. Самопознание следует начинать с анализа черт. Черта – это стабильность стереотип поведения. Наше поведение определяется чертами, и наоборот. Но поведение определяется и ситуацией. Самосовершенствование. Две позиции: 1) это развитие воли, способность заставлять себя делать то, чего не хочется, преодолевать себя ради чего-то важного. Ю. Орлов называет этот путь «путь насилия». 2) Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности на пути к достижению цели; управление своими желаниями, стремлениями, эмоциональными способностями. Самосовершенствование направлено на то, чтобы увидеть последствия своего участия в жизни. Оно зависит от: - целенаправленности личности; - знания своих механизмов психологической защиты; - понимания поступков и характера; - реализма частных целей; - гармонии черт; - регуляции эмоций; т.д. Самосовершенствование – как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации. Организация самосовершенствования. Выбор объекта. Моральная поддержка окружающих. Сравнение себя не с окружающими, а собой. Самообязательства. Самоприказ. Знаки для напоминания. Извлечение пользы из удовольствий и неприятностей. Непривязанный труд (радость от труда). Потребность в успехе. В основе успеха – потребность в удовлетворении результатом своих дел, если они превосходят прошлый уровень исполнения, соответствуют некоторому социальному стандарту успеха, свойственного обществу. Стандарт достижений определяется уровнем притязаний человека, особенностями его личности, опытом. Потребность в достижении и статусе. Наслаждение успехом и страдание от неудач. Сколько потребностей вовлечено в деятельность, столько способов к удаче/неудаче. Анализ потребностей посредством саногенного мышления. Теория А. Адлера: от комплекса неполноценности – к личностному росту. А. Адлер – психолог и личность. Стремление человека к самосовершенствованию – врожденное (по Адлеру). По своему содержанию и форме всегда зависит от цели. Цель: позитивная, негативная. Комплекс неполноценности. Сильное чувство неполноценности может затруднять развитие и саморазвитие. Умеренное побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, добрым,… стремление к развитию способностей, совершенствованию, к превосходству. Чувство превосходства. Стремление к превосходству – в процессе эволюционном. Чтобы эффективно адаптироваться, надо совершенствоваться. В противном случае организм может исчезнуть. Отношение личности к природе, искусству. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности. В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д.Дерябо и В.А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение. Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии. В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются: широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом; интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе; степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом. К параметрам второго порядка авторы относят: · эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля; · обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом; · доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т.п.; · когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония -дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться; · принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных; · сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению. Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Жизненные цели, жизненный стиль. Жизненные цели. Это «мост, защита» (Адлер) между неудовлетворенным «сейчас» и совершенным будущим. Реалистичные и нереалистичные жизненные цели. Жизненный стиль. А. Адлер: это уникальный способ, выбранный каждым человеком для достижения своей жизненной цели; это стиль приспособления к жизни, взаимодействия с жизнью. Влияние схемы апперцепции, она определяет его поведение. Однако, человек сам может выбирать, что включать в свое жизненное восприятие, а чего избегать. Преодоление чувства неполноценности (сотрудничество, осуществление общего дела). Чувство неполноценности и личностный рост. Недостаток общения – к усилению чувства неполноценности; к невротическим стилям жизни. Ситуации детства, которые могут привести к изоляции, недостатку социального интереса, к стилю жизни, основанному на чрезмерном личном превосходстве. 1) органическая неполноценность; 2) избалованность; 3) отверженность. Чрезмерное стремление к превосходству как компенсация чувства неполноценности; как проявление аутоагрессии; как следствие фрустрации. Массовая культура и индивидуальность. С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли. Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры. Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений. Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Основная литература: 2,3,4,5,9,12,13. Дополнительная литература: 31,32,34, 36,39. Date: 2015-09-18; view: 1368; Нарушение авторских прав |