Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И виды духовной деятельности





 

Общественное сознание от­ражает богатство общественной жизни, общественного бытия в раз­личных формах. Если общественное сознание, общественная психо­логия, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, способу существования, со­циальным функциям и т.д., то основной критерий выделения форм общественного сознания – содержательный. Также им присущ специфический способ познания своего объекта.

К формам общественного сознания относятся: политическое, пра­вовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и на­учное сознание. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как природа, так и обще­ство, то политическое сознание – отношения между классами, на­циями, социальными слоями и их совокупное отношение к государ­ственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объективными и субъективными моментами. Если, например, наука не стремится к концентрации на субъективном, то искусст­во фактически теряет всю свою ценность без субъективного, оно не­обходимый сплав объекта – субъекта.

Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, теоретического уровня освоения действительности. Некоторые формы выполняют сходные обществен­ные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, т.е. и та, и другая форма являются мировоззрениями, хотя и различного типа. Религиозное сознание – не только мировоззрение, но оно и мироо­щущение, мировосприятие, т.е. сложная система чувств, эмоций, на­строений и т. д. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. Для науки это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы и т.д.

Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. В результате выстроить в один ряд все формы общественного сознания невозможно, да и вряд ли это нужно. Все они в своей совокупности раскрывают картину слож­ного, многогранного отражения общественного человека, его общественного бытия.

Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Так, сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением в сфере взаимодействия общества и природы и, соответственно, обострением отношений между людьми по поводу их отношения к природе.

Нравственное (моральное) сознание. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения людей играет мораль, выступающая ключевой категорией нравственного сознания. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения членов общества, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Мораль – понятие общечеловеческое (см.
рис. 6.4). Это значит, что мораль не выводится ни из природы, ни из культуры, ни из исторического этапа развития общества, а существует вне времени и является одинаково актуальной для любого момента развития человечества. Если мы допустим ее «выводимость» из всего перечисленного, то возникает необходимость признания относительности морали и, соответственно, отрицания ее общечеловеческой сути, что в корне неверно. Именно об этом и говорил И.Кант, формулируя свой категорический императив (рассмотренный в теме «Исторические типы философии»).

 

 

  НРАВСТВЕННОСТЬ - Способность человека адекватно различать добро и зло, на основе внутреннего морального закона; - Практическая воплощенность моральных идеалов, целей и устоев в различных областях жизни общества и человека; - Отношения между людьми, закрепленные в нравах, традициях, обычаях, поведенческой культуре  
ЭТИКА - Система знаний о природе, законах, содержании и целях нравственной жизни людей; - Теория о должном и достойном образе жизни и мыслей человека Основные категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОРАЛЬ - Нормативно-ценностная система регуляторов социальной жизни и поведения людей; - Идеальный ориентир становления и совершенствования личности и общества в целом    
ПРАВО - система общеобязательных, формально- определённых, гарантированных государством правил поведения, определяющих общественные отношения; - возможность юридического санкционирования (награда или наказание) как принудительной меры общественного воздействия. Основные категории: законное и незаконное, правомерное и неправомерное.  


 

 

Рис. 6.4. Нравственное сознание, этика

 

И.Кант утверждал, что основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью. Итак, напомним здесь Заповеди Божии[95]:

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земл е внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Именно общечеловеческий характер приведенных нравственных законов, признание абсолютности нравственных ценностей, т.е. их универсальности для всех людей доказывает несостоятельность марксистского утверждения «бытие определяет сознание» и является основой для объединения всего человечества в процессе решения вопросов мирного и достойного сосуществования всех народов Земли.







Date: 2015-09-18; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию