Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное сознание
Наука – явление многоликое по своим основным признакам и характеристикам. Во-первых, наука выступает как важная в наши дни форма общественного сознания, позволяющая отразить общественное бытие и окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем. Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основной продукцией которого являются понятия, законы, теории. В-третьих, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями, осуществляемыми по определенным социальным нормам и культурным образцам. В-четвертых, на определенном этапе истории наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Чрезвычайная многоаспектность науки как общественного феномена затрудняет выработку дефиниции (определения), которая бы всесторонне отражала ее сущность. Это служит основанием для определенного скептицизма, следующим образом выраженного Дж. Берналом: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений, и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами человеческой деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития»[107]. Но ведь, во-первых, неполнота и известная односторонность – участь любого определения, так как оно отражает более или менее сложное явление. И, во-вторых, отсеивание аспектов второстепенных, фокусирование в дефиниции самого существенного и непреходящего – задача для исследователя вполне посильная. В порядке рабочего определения, например, можно сказать, что наука есть форма общественного сознания, отражающая природный, социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. Из всех перечисленных выше ипостасей науки в это определение вошла только одна, но именно исходная и целеполагающая: появившись на свет как форма общественного сознания, наука тем самым потребовала рождения новой отрасли духовного производства, постепенно институционировалась и только на очень высоком уровне своего развития начала превращаться в непосредственную производительную силу общества[108].
Контрольные вопросы 1. Как проявляется активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию? 2. Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общественного сознания. 3. Раскройте понятия «идеология» и «общественная психология». 4. Чем можно объяснить возникновение различных форм общественного сознания? 5. Каковы причины существования религиозности в современном мире? 6. Как связаны между собой наука и религия? 7. Каковы основные задачи эстетического воспитания? Назовите основные функции искусства. 8. Уяснили ли вы себе общественно-исторический характер идеального? 9. Что такое менталитет? 10. Как вы объясните многообразие форм общественного сознания? 11. Является ли философия наукой?
Список литературы
1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. – 239 с. 2. Адорно Т. В. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. – 3. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. – 324 с. 4. Брентано A. О происхождении нравственного познания. – СПб.: Алетейя, 2000. – 187 с. 5. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия серебреного века. – М.: Прогресс-традиция, 2001. – 472 с. 6. Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №3. – С.23–31. 7. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. – 784 с. 8. Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №5. – С.116–128. 9. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. – 2001. – №8. – С. 56–65. 10. Кутырев В. А. Разум против Человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). – М.: Черо, 1999. – 230 с. 11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: ACADEMIA, 1999. – 640 с. 12. Овчаренко В. И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. – 2000. – №10. – С. 33–36. 13. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г. А. Тульчинского. – СПб.: Алетейя, 2001. – 415 с. 14. Френкин Л. А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – №9. –С.12–18. 15. Хоружий С. С. О старом и новом. – СПб.: Алтейя, 2000. –477 с.
Date: 2015-09-18; view: 654; Нарушение авторских прав |