Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система общества





1. Политика как общественное явление.

2. Политическая система общества и ее основные элементы. Политическая власть и управление.

3. Государство как главный элемент политической системы, его происхождение, сущность и основные функции. Государство и право.

4. Типы государства и его формы. Структура государственной власти.

5. Правовое государство. Сущность демократии.

 

Основные понятия: политика, политическая система, политические институты, политическая власть, публичная власть, государство, исполнительная, законодательная, судебная власть, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, форма правления, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, право, правовое государство, гражданское общество.

 

Политика – искусство управления государством – то, что выражается в содержании деятельности государства, его направленности, его форм и задач. Политика часто характеризуется как отношения между классами, борьба между ними. Содержание политики как общественного явления слагается из пяти взаимосвязанных элементов: 1) политического сознания (на теоретическо-идеологическом и обыденном уровне), 2) политической деятельности, 3) политических отношений, 4) политических норм
и 5) политики как социального института. Политические отношения при этом выступают как социально-классовые отношения по поводу государственной власти, а социальный институт – как государственные, национальные и другие учреждения, направляющие политическую деятельность.

Черты осуществления политики проявляются: 1) в ее связи с поведением, действием широких масс людей; 2) в проникновении политики во все сферы общественной жизни (экономику, психологию, быт и т.д.); 3) в связи политики с наукой, что позволяет возможно точнее определить программные цели; 4) в связи с творчеством.

Само возникновение и существование политики всегда обусловлено экономикой. Именно она определяет внутреннее содержание и специфику политического развития.

В политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные группы
и классы с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совер-шенствования в интересах как правящего класса, так и общества
в целом (см. рис. 5.12).

 

политика
Отношения между социальными группами, классами, нациями, государствами главным образом по поводу власти
Установки, цели социальных групп, классов, наций, государств, межгосударственных объединений
Политическое сознание – совокупность чувств, традиций, идей и теорий, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества
Практическая деятельность по осуществлению политического курса, политических целей
Участие в делах государства граждан, политических и государственных деятелей, общественных организаций
Искусство – поскольку предполагает работу с людьми, умение учитывать их возможности, деловые и человеческие качества
Субъекты политики – граждане, лидеры, социальные группы, классы, нации, государства, объединения государств
Наука – в той мере, в какой опирается на социальные законы и пронизывает политическую деятельность
Аспекты политики
Функции: 1. Организация политических отношений. 2. Формирование политического сознания. 3. Защита интересов господствующих классов и социальных слоев. 4. Структурирование политической организации общества

 

Рис. 5.12. Политика как форма духовно-практического освоения
социальной действительности

 

Политическая жизнь общества представляет собой совокупность всех форм политической жизнедеятельности людей, как организованных, так и неорганизованных, как официально признанных, так и непризнанных.

Существует ряд принципиальных характерис­тик политической жизни общества, к которым относятся следующие.

Во-первых, это ее властно-обуслов­ленный и социально-противоречивый характер. Обуслов­ленность политической жизни властными отношениями объясняется тем, что ее основными побудительными мо­тивами являются многообразные потребности и интересы людей, удовлетворение которых зависит от механизма политической власти и осуществляемой ею политики. Поли­тические потребности и интересы выражают специфику взаимоотношений и жизненных ситуаций различных соци­альных групп, слоев, профессий, классов, национальных и этнических образований. Они могут быть долговремен­ными и кратковременными, общими и частными, антаго­нистическими и неантагонистическими. Степень развито­сти политической жизни зависит от уровня взаимодей­ствий политических субъектов с институтами власти, осознания ими своих потребностей и интересов.


Во-вторых, существенной чертой политической жиз­ни общества является ее особое пространственно-времен­ное измерение. Политическая жизнь всегда существует в конкретном социальном пространстве. В свою очередь сами пространственные изменения политической жизни происходят в определенных временных рамках, обладаю­щих разной степенью длительности. Политическое про­странство неотделимо от географического пространства, хотя и не тождественно последнему.

Полити­ческое пространство выступает не только формой, но и необходимым условием функционирования политических отношений. Оно служит и ареной политической деятель­ности различных социальных сил общества, и объектом их сложной политической борьбы. Не случайно одной из важнейших проблем, стоящих по существу перед каждым обществом, остается проблема целостности и устойчивос­ти политического пространства.

Что касается политического времени, то оно характе­ризует длительность бытия политических отношений, по­следовательность утверждения одного их типа после дру­гого.

И, наконец, третьей чертой политической жизни, тесно связанной с двумя названными выше, является ее комплексно-динамичный и функционально-целевой характер. Он находит свое выражение в единстве и многообра­зии составляющих ее компонентов, объединенных в опре­деленную систему. Ядро политической жизни общества составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь общества включают­ся также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Входящие в политическую жизнь общества структурные компоненты обладают относительной самостоятельностью и в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой благодаря механизму политической власти, обеспе­чивающему их равновесие и динамичное развитие.

Говоря о функционировании политической жизни, следует иметь в виду, что она осуществляется на трех ос­новных уровнях, каждому из которых свойственна своя целе­вая направленность.

1. Политико-институциональному уровню – достижение политической стабильности, кото­рая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.

2. Гражданско-общественному уровню – обеспечение монопольного права на представительство своих интересов в обмен на подчине­ние гражданско-общественных структур определенным ограничениям со стороны государства.

3. Индивидуально-личностному уровню – создание необходимых и гаран­тированных условий для самостоятельного политического творчества, для свободного формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, концепций, воли неорганизованных людей.

Комплексно-динамичный и функционально-целевой характер политической жизни общества позволяет выде­лить ряд общезначимых принципов, соблюдение которых обеспечивает этой жизни устойчивость и прогрессивное развитие. К такого рода принципам относятся: выбор­ность и разделение властей; политический плюрализм; со­четание представительной и непосредственной демокра­тии; самоуправление; диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан; учет обще­ственного мнения; обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою собственную позицию; верховенство закона; обеспечение политических и социально-экономических прав человека; возможность отзыва лиц, избранных в органы власти; широкий и все­сторонний контроль за деятельностью всех представите­лей властных структур со стороны населения.


Определяющей составной частью политической жизни об­щества является политическая система – совокупность государственных и политических учреждений и институ­тов, политических отношений, политических и правовых норм. Основными элементами политической системы яв­ляются: государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения.

Западные политологи пришли к выводу, что любая политическая система должна отвечать требованиям:

1) устойчивость (продолжительность существования);

2) адаптивность (адекватность реакции на внешние изменения);

3) продуктивность (способность решать появляющиеся проблемы, сокращая тем самым число недовольных);

4) эффективность (поддержка гражданскими существующего политического порядка).

И в западной, и в отечественной литературе выделяют примерно одни и те же структурные компоненты политической системы:

I. Институциональная подсистема – общественно-политические институты и организации (в государстве – партии и организации, принимающие участие в политической жизни страны).

II. Нормативная подсистема – правовые и моральные нормы, политические традиции и обычаи, которые регламентируют жизнедеятельность политической системы.

III. Функциональная подсистема – функции политической системы и ее элементов. Они выражаются в формах и направлениях политической деятельности в различных политических процессах,
в способе и методах осуществления власти.

IV. Коммуникативная подсистема – система разнообразных связей и отношений между этажами политической системы.

V. Культурная система – система политических идей, взглядов и теорий.

Ядром политичес­кой системы выступает государство, которое представля­ет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

В истории развития философской и политологической мысли существовал ряд мнений по поводу происхождения государства как главного элемента политической системы (см. рис. 5.13).

 

Естественно-правовая (договорная)Государство возникло в результате общественного договора (Руссо)
Материалистическая (классовая)Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин)
ОрганическаяОбщество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Аристотель, Спенсер)
ПсихологическаяГосударство возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества, коллективного взаимодействия (Петражицкий)
Теория насилияГосударство возникает в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого) (Дюринг, Гумплович, Каутский)


 

Рис. 5.13. Теории происхождения государства

 

По-разному понималось и социальное назначение государства. Так, Платон, Аристотель и Гегель полагали, что оно состоит в утверждении нравственности. Нидерландский юрист, историк, государственный деятель Гроций (1583–1645) полагал, что назначение государства – в достижении социального блага. Томас Гоббс (1588–1679) считал, что социальное назначение государства – в достижении всеобщей безопасности, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – в утверждении всеобщей свободы. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин считали, что государство служит орудием классового господства и строительства бесклассового общества. Ряд современных западных историков и политологов видят назначение государства в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Служебная роль современного цивилизованного государства состоит в следующем:

ü охрана правопорядка, свобод и прав человека;

ü преодоление социальных противоречий;

ü проведение решений, которые поддерживаются различными слоями общества;

ü сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов.

Обобщая перечисленное, можно сказать, что социальное назначение современного государства состоит в достижении социального компромисса, учета и координации интересов различных групп населения (рис. 5.14).

 

Государство
Политическая организация экономически господствующего класса – институт общественной власти, ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество
Признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций
Единая организация политической власти, которая распространяется на все население в пределах территории страны, ее государственных границ
Обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти
Располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения
Организует и осуществляет власть на правовых основах

 

Рис. 5.14. Государство и его признаки

 

Следует подчеркнуть, что государство – это инсти­тут общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. Власть есть реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее, если необходимо, другим лицам. Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида прово­дить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах.

Большое значение имеет определение структуры государственных органов, представляющей собой упорядоченную, юридически оформленную иерархическую совокупность институтов государства. Основу функционирования струк­туры большинства государств составляет принцип разделе­ния властей, т. е. организация трех основных ветвей госу­дарственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, и разграничение функций между ними. Это по­зволяет представить классификацию органов государственной власти в следующем виде: органы законодательной вла­сти (совокупность органов государственной власти, осуще­ствляющих функцию законодательства, разработку и принятие законов). К ним относится, прежде всего, парла­мент, а также законодательные органы на местах, органы исполнительной власти (совокупность органов, реализую­щих принятые законы и постановления на территории стра­ны и во взаимоотношениях с другими государствами). К их числу относятся правительственные учреждения, а также органы исполнительной власти на региональном уровне; и, наконец, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Это разграничение власти по ее функциям служит основой для нормального функциони­рования политической системы.

Государство как сложившийся механизм власти вы­полняет целый ряд функций, которые могут быть опреде­лены как:

1) обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы;

2) регулирование эко­номических и социальных отношений;

3) правовое регули­рование;

4) взимание налогов и сборов;

5) представление инте­ресов той или иной страны в системе международных ин­тересов.

Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавления групп, находящихся в оппозиции.

Система государственной власти включает в себя определенные струк­турные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть (рис. 5.15).

 

Политическая система
Структура
Государство
Общественные организации (политические партии и движения, профсоюзы, молодежные, творческие, религиозные и др.)
Совокупность государственных и общественных организаций и институтов, участвующих в государственной и общественно-политической жизни страны
Принципы взаимодействия государственных структур и общественных организаций
Сотрудничество
Поиск и достижение компромисса
Помощь и содействие друг другу
Координация деятельности
Роль государства в политической системе
Единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ
Координирует основные стороны жизни общества
Обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти

 

Рис. 5.15. Место государства в политической системе общества

Во-первых, это особый аппарат политическо­го управления. Это объединение людей, профессионально занятых по­литико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определен­ным образом, между ними распределены функции управления.

Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обо­снование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизы­вает всю деятельность политического института, выступая его идео­логической основой.

Вместе с тем она представляет собой мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспе­чение государственной деятельности.

В-третьих, это система права [89]. Государство издает законы, регули­рующие самые разнообразные стороны жизни общества, обществен­ных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

В-четвертых, в систему политической власти входит и материаль­ное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила – целая совокупность органов материального принуж­дения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государствен­ные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государствен­ной деятельности.

И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государствен­ного управления. При помощи деления государственная власть охва­тывает своим влиянием все население страны.

Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство.

Выделяют несколько исторических типов государства, которым соответствуют определенные его формы (см. табл. 5.6).

Таблица 5.6







Date: 2015-09-18; view: 919; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию