Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение общественной психологии и идеологии в различных формах общественного сознания





Формы общественного сознания Общественная психология Общественная идеология
Политическое сознание Массовое политическое сознание (чувство классовой солидарности, патриотизма) Теории о классах, государстве, политические лозунги
Правовое сознание Массовые представления о законном и незаконном, о справедливости Правовые теории и кодексы
Нравственное сознание Нравственные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности Этические теории, моральные принципы, кодексы, идеалы
Эстетическое сознание Эстетические чувства и представления (о прекрасном, безобразном и др.) Эстетические теории
Философия Наивный реализм, элементы миросозерцания, выраженные в народной мудрости, пословицах, мифах Философские и социологические теории
Религиозное сознание Религиозные чувства, вера Богословские теории, религиозные догматы.
Наука Эмпирические знания из опыта повседневной жизни и практики (донаучные знания) Система знаний о мире, выраженная в понятиях, законах, формулах, теориях

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действи­тельности, которое составляет своеобразный базис для возник­новения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущ­ность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных сторонах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму, других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему. Поэтому и то и другое вместе могут быть определены как сознание эмпирическое, стихийно воз­никающее в процессе повседневной житейской практики и харак­терное для основной массы членов общества. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Не­редко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому слою. Это неправомерно и в особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

Обратимся к анализу соотношения понятий «общественное» и «индивидуальное сознание». Очевидно, что сознание индивида носит действительно общественный характер, ибо его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Однако сознание отдельного индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни даже сознанию той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – находясь в антагонистическом противоре­чии) различные духовные пласты и элементы, связанные с воз­действием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания эпохи. Таким образом, индивидуаль­ное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном соз­нании отражает те стороны общественного бытия, которые ха­рактерны для данной исторической эпохи и для данной обще­ственно-экономической формации. Особенное – это отраже­ние принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникну­то и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным ис­точником сознание индивидуальное. И то, что для многих выступает как абсолютно надличностное, неперсонифицированное, на самом деле было внесено в общественное сознание конкретными личностями и теми, имена которых мы помним (Эпикур, Кант, Шекспир, Чайковский, Фома Аквинский, A. Бэкон, Маркс, Коперник, Эйнштейн), и теми тысячами и сотнями тысяч, имена которых в том же самом общественном сознании не сохранились. Выдающийся отечественный историк Е. В. Тарле писал: «Вряд ли что может быть труднее для историка извест­ного идейного движения, как разыскивание и определение на­чала этого движения. Как зародилась мысль в индивидуальном сознании, как она себя поняла, как перешла к другим людям, к первым неофитам, как постепенно видоизменялась...»[94]. Про­слеживая (и прежде всего по первоисточникам) этот путь, исто­рик воспроизводит на конкретном материале механизм вклю­чения инноваций индивидуального сознания в содержание об­щественного.

Еще одна важная закономерность: функционирование идеи уже включенной в содержание общественного сознания, ее «жизнь» или, напротив, возможное «умирание» также неотрывны от индивидуального сознания. Если идея длительное время не функционирует ни в одном индивидуальном сознании, она выхо­дит в «тираж погашения» и в сознании общественном, т.е. умирает.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значе­ние имеет успешно развиваемая нашим обществоведением в последние десятилетия категория «социальная микросреда». Упот­ребление этой категории позволяет вычленить из общего пред­ставления «социальная среда» конкретный и чрезвычайно важный ее фрагмент. Дело в том, что социальная среда, фор­мирующая духовный мир индивида, не есть нечто единое и одноплоскостное. Это и мегасреда – огромный современный мир вокруг человека с его политическим, экономическим и идей­но-психологическим противоборством и в то же время единст­вом. Это и макросреда – скажем, наше недавно еще советское, а сейчас постсоветское общество. Это и микросреда – непо­средственное социальное окружение человека, в качестве основных компонентов (референтных групп) которого выступают семья, первичный коллектив (учебный, трудовой, армейский и т.д.) и приятельское окружение. Понять духовный мир дан­ного конкретного индивида можно только с учетом воздейст­вия на его сознание мега-, макро- и микросреды, причем воз­действия неравномерного в каждом конкретном случае.

Сегодня категория «социальная микросреда» получила права гражданства во многих науках – в правоведении, педагогике, социологии, социальной психологии и т.д. И каждая из этих наук на богатейшем материале подтверждает чрезвычайно большую роль микросреды в формировании личности и ее дальнейшей жизнедеятельности. При всей значимости объективных соци­ально-экономических условий жизни весьма важным, может быть даже решающим, для формирования нормативных уста­новок личности является нередко идеологический и социаль­но-психологический климат в семье, трудовом коллективе, приятельском окружении. Именно они непосредственно созда­ют тот интеллектуальный и моральный стержень личности, на котором затем будет основано либо моральное и правомерное, либо аморальное и даже преступное поведение. Разумеется, ин­дивидуальные особенности сознания детерминируются не только микросредой: необходимо учитывать не в меньшей степени и антропологические (биологические и психологические) особен­ности самой личности, обстоятельства ее личной жизни.

 

Date: 2015-09-18; view: 788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию