Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о субстанции в философии Нового времени
Проблема субстанции в философии Нового времени находит разработку прежде всего в философских системах Б. Спинозы (1632–1677 гг.) и Г. В. Лейбница (1646–1716 гг.). Под субстанцией в эпоху Нового времени понимается то, «…что существует само по себе и представляется само через себя, то есть, то представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться [2; 3; 10]. Такое понимание субстанции отличается от ее понимания в античности (Аристотель) и в средневековье (Фома Аквинский). На смену теизму («Бог в одном») приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог утрачивает трансцендентный, надприродный характер, Он сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. У Спинозы Бог и природа совпадают, это одно и то же. Протяженность и мышление являются атрибутами (свойствами) единой субстанции. Непосредственно субстанция нам дана в виде модусов, то есть конкретных вещей. У Спинозы субстанция постоянна и неизменна (монотеистична). Лейбниц в полемике со Спинозой и другими философами разрабатывает свое понимание субстанции. Субстанцию Лейбниц называет «монады». Монады – «истинные атомы природы», «элементы вещей». Монады представляют собой простейшие, далее неделимые метафизические частицы. Монады в разной степени обладают сознанием, поэтому существует иерархия монад. Студент должен понять, что у Лейбница субстанция множественна, а у Спинозы едина. У Лейбница она активна, способна к самосознанию и развитию, а у Спинозы она пассивна, способна только к механическому движению. Дополнительную литературу можно найти в источниках [3; 5; 8].
Литература
1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С. 123–133. 2. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969. – Т. 1, ч. 2. – 776 с. 3. Грюнбаум, Р. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии (Лейбниц и др.) / Р. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2002. – № 4. – С. 67–88. 4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с. 5. История философии: учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 36–39. 6. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 54–56. 7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 332-339, 365-368. 8. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII вв. / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.
Date: 2015-09-18; view: 499; Нарушение авторских прав |