Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о субстанции в философии Нового времени





 

 

Проблема субстанции в философии Нового времени находит разработку прежде всего в философских системах Б. Спинозы (1632–1677 гг.) и Г. В. Лейбница (1646–1716 гг.).

Под субстанцией в эпоху Нового времени понимается то, «…что существует само по себе и представляется само через себя, то есть, то представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться [2; 3; 10].

Такое понимание субстанции отличается от ее понимания в античности (Аристотель) и в средневековье (Фома Аквинский).

На смену теизму («Бог в одном») приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог утрачивает трансцендентный, надприродный характер, Он сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

У Спинозы Бог и природа совпадают, это одно и то же. Протяженность и мышление являются атрибутами (свойствами) единой субстанции. Непосредственно субстанция нам дана в виде модусов, то есть конкретных вещей. У Спинозы субстанция постоянна и неизменна (монотеистична). Лейбниц в полемике со Спинозой и другими философами разрабатывает свое понимание субстанции.

Субстанцию Лейбниц называет «монады».

Монады – «истинные атомы природы», «элементы вещей».

Монады представляют собой простейшие, далее неделимые метафизические частицы. Монады в разной степени обладают сознанием, поэтому существует иерархия монад.

Студент должен понять, что у Лейбница субстанция множественна, а у Спинозы едина. У Лейбница она активна, способна к самосознанию и развитию, а у Спинозы она пассивна, способна только к механическому движению.

Дополнительную литературу можно найти в источниках [3; 5; 8].

 

Литература

 

1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С. 123–133.

2. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969. – Т. 1, ч. 2. – 776 с.

3. Грюнбаум, Р. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии (Лейбниц и др.) / Р. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2002. – № 4. – С. 67–88.

4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с.

5. История философии: учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 36–39.

6. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 54–56.

7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 332-339, 365-368.

8. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII вв. / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.

 







Date: 2015-09-18; view: 499; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию