Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода





 

 

Классический период в развитии украинской философии связан с борьбой украинского народа за национальное освобождение, что способствовало развитию культуры. В XVI в. (1576 г.) в Украине распространяется деятельность Острогского научно-просветительского центра. В этом центре аккумулировались все течения и направления духовной культуры Украины того времени. Осуществлялась научная разработка и распространение в том числе и философских идей ренесансно-гуманистического и реформационного направления. Большую роль в деятельности центра сыграл Иван Федоров.

В XVII в. большую роль в развитии философской мысли Украины сыграли братства и основание первого высшего учебного заведения Киево-Могилянской Академии (1701 г.). В ее стенах преподавался курс философии, состоявший из трех частей (логики, физики и метафизики). В данный период происходит формирование теоретического мышления, как отрасли украинской культуры. Весомое место в системе философии профессоров Киево-Могилянской Академии (С. Яворский, Ф. Прокопович, М. Козачинский и др.) принадлежит натурфилософии, гносеологии, логике, психологии, этическим и эстетическим проблемам человека. Киево-Могилянская Академия сыграла видную роль в развитии не только украинского народа, но и других восточнославянских народов.

Студент при рассмотрении данного вопроса также может использовать источники [1; 4; 7].

Студент должен отметить, что воспитанником Киево-Могилянской Академии был Г. С. Сковорода (1722–1794 гг.). Его философское учение является вершиной в развитии классического периода отечественной философской мысли. Г. С. Сковорода активно исследует философию жизни, проблему человеческого счастья. Главным в человеке является не теоретико-познавательные способности, а эмоционально-волевая сущность человеческого духа – «сердце человека». В своих взглядах Сковорода исходил из идеи существования двух натур: видимой и невидимой.

Видимая натура – это мир материальный, мир вещей, земли и т. п. Невидимая натура – это дух, истина, вечность, Бог.

Автор выдвинул концепцию трех миров:

1) «макрокосм» – природа, материальный мир, который состоит из множества миров;

2) «микрокосм» – человек в совокупности всех своих связей и отношений;

3) «мир символов» – духовная жизнь, основу которой составляет Библия.

Студент должен усвоить, что в человеке истиной является невидимая натура (душа), телесный человек есть только тень. Человек становится настоящим человеком только тогда, когда достигает своей духовной сущности. Поскольку макро и микрокосм едины, то познание, согласно Сковороде, является аналогом самосознания. Таким образом, осуществляя самопознание, человек тем самым постигает закономерность мира в целом. По-особенному раскрывает Г. С. Сковорода взаимоотношение человека и Бога. Самопознание и познание есть не что иное, как Богопознание. Познавать мир, – значит учиться с помощью разума видеть за видимым невидимое.

С помощью Библии Сковорода пытается установить духовную сущность человека, идеал человеческих взаимоотношений, ибо именно они, определяют, на его взгляд, социальный прогресс. В основе жизни людей находится идея «сродного труда», которая должна соответствовать внутренней природе и способностям человека.

Студент должен понять, что роль сродного труда у Сковороды занимает особое место:

– Сродный труд дает возможность человеку познать истину;

– Сродный труд дает человеку возможность раскрыть лучшие качества своей натуры;

– Сродный труд может принести огромную пользу обществу;

– Сродный труд позволяет человеку соединить в одно целое его внутренний мир и окружающий космос.

Бог у Сковороды сливается с природой, как и у Спинозы (пантеизм). Философ считает, что мир это есть материя, которая вечна, не имеет границ и бесконечна в пространстве и времени.

В философии Сковороды видное место отводится также этическим и социальным проблемам. Сковорода ярко изображает праздность, паразитизм господствующих кругов, раскрывает обнищание и бесправие простых людей. Общественный идеал Сковорода усматривает в «горней республике».

Общественный идеал страны, в которой взаимоотношение между людьми должны строиться на основе их духовной природы, высокой морали, свободы и равенства.

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [4; 6; 7].

 

Литература

 

1. Горский, В. С. История украинской философии / В. С. Горский. – К.: 1996. – С. 504.

2. Громов, М. А. Кардиогносия П. Юркевича и традиции отечественной философии / М. А. Громов // Философская и социологическая мысль. – 1996. – № 3. – С. 16–29; – № 4. – С. 21–32.

3. Петрушенко, А. И. Философия: учеб. пособие / А. И. Петрушенко. – К.: 2002. – 544 с.

4. Подольская, Е. А. Учебник / Е. А. Подольская. – К.: Центр учебной литературы, 2006. – 704 с.

5. Пич, Р. Критическое рассмотрение Юркевичем философии Канта / Р. Пич // Вопросы философии. – 2002. – № 7. – С. 107–115.

6. Философия: учебник / под общ. ред. М. И. Горлача [и др.]. – Харьков: Консум, 2000. – С. 274 – 278.

7. Философия: учеб. пособие / под ред. Л. В. Губернского [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Викар, 2001. – С. 126–128.

 

 

2.5.3 Социально – политические взгляды Кирилло-Мефодиевского общества

 

 

Видную роль в развитии философии украинской национальной идеи, а также социально – политической мысли сыграло Кирилло-Мефодиевское общество (1845–1847 гг.). Основоположниками этого общества были профессор Н. Костомаров, писатель П. Кулиш, профессор Н. Гулак и др. Особенное место в этом обществе занимал гениальный украинский поэт Т. Шевченко. В политической программе общества провозглашалась борьба за социальное и национальное освобождение всех славянских народов в том числе и украинского. В прокламации Кирилло-Мефодиевцев «К братьям украинцам» подчеркивалось: «Все славяне должны между собой породниться, но так, чтобы каждый народ имел свой язык, свою литературу и свое устройство». Члены общества одним из основных направлений своей деятельности видели в борьбе против крепостного права.

Разными путями пришли к обществу его члены. По-разному сложилась их дальнейшая судьба. Отличными были подходы отдельных членов общества по тому или другому политическому вопросу. Но всех их объединяла общность философско-мировоззренческих взглядов, которые основывались на усилиях по созданию образа Украины и украинского народа, осознания им своего места в мире, особенности украинского духа.

Студент должен усвоить, что основными социально-философскими идеями Кирилло-Мефодиевского общества были следующие:

1. Ликвидация самодержавия, крепостного права и сословий.

2. Объединение славянских народов в федеративную республику с парламентским строем и с предоставлением каждому народу равных прав и широкой политической автономии.

3. Украинская нация играет мессианскую роль в создании данной федерации в силу своего единства, духа, равенства и братства.

4. Шевченко Т. Г представлял революционное крыло, призывая к социальной революции.

Эти идеи играют определяющую роль в развитии духовной культуры Украины в ХІХ и в начале ХХ вв.

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [1; 3; 7].

 

Литература

 

1. Горский, В. С. История украинской философии / В. С. Горский. – К.: 1996. – С. 504.

2. Громов, М. А. Кардиогносия П. Юркевича и традиции отечественной философии / М. А. Громов // Философская и социологическая мысль. – 1996. – № 3. – С. 16–29; – № 4. – С. 21–32.

3. Петрушенко, А. И. Философия: учебное пособие / А. И. Петрушенко. – К.: 2002. – 544 с.

4. Подольская, Е. А. Учебник / Е. А. Подольская. – К.: Центр учебной литературы, 2006. – 704 с.

5. Пич, Р. Критическое рассмотрение Юркевичем философии Канта / Р. Пич // Вопросы философии. – 2002. – № 7. – С. 107–115.

6. Философия: учебник / под общ. ред. М. И. Горлача [и др.]. Харьков.: Консум, 2000. – С. 278–282.

7. Философия: учеб. пособие / под ред. Л. В. Губернского [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Викар, 2001. – С. 128–130.

 

 

2.5.4 Философская мысль в Украине конца ХІХ начала ХХ вв.

 

 

Постклассический период в украинской философии характеризуется отступлением от древнегреческой и древнеримской традиции, заключающейся в философском осмыслении методологических, онтологических, гносеологических, социальных и иных проблем бытия. В этот период украинские мыслители сосредоточили внимание в основном на проблемах философии истории.

Значительное влияние на формирование украинской и русской философской мысли, снабжение ее европейской философской культурой имело творчество П. Д. Юркевича (1827–1874 гг.). Особое внимание он уделял естественным наукам, применимости приемов эмпирического исследования в изучении психологии и наук о духе. В его трудах развитие философской мысли рассматривается как сложный, многоплановый процесс.

Студент должен понять, что в своей философской концепции Юркевич особое значение придавал идее. Он расширил понятие идеи путем выведения за рамки чистой гносеологии. Идея необходима не только философскому познанию, но и естествознанию. Естественные науки, так или иначе, подчиняются руководящему свету идеи, которая не существует подобно тому, как существуют материальные объекты, психические явления, а выступает всего лишь «мыслимым», тем, чем должен быть предмет, это идеал, норма. Переход от идеального бытия к действительности осуществляется не только через идею Гегеля, «сущность» Платона, но и через деятельность личности с ее духовностью, душой, сердцем как центром духовности.

П. Д. Юркевич, развивая украинскую традицию, обосновывает философию познания, не ограничиваясь только рациональной стороной, т. е. деятельностью разума, мышления. Философию Юркевич называет «философией сердца». С сердцем он связывает процесс духовной деятельности, этико-эстетический взгляд человека на мир.

Дополнительную литературу по взглядам П. Д. Юркевича можно найти в следующих источниках [2; 5].

Еще одним ярким представителем украинской философской мысли является В. И. Вернадский (1863–1945 гг.). Он создатель целостной философской системы, философии общественной жизни, один из основоположников антропокосмизма, который соединяет в гармоническое целое природно-историческую и социально – гуманитарную тенденции развития науки. Оценивая роль человеческого разума, как планетарного явления, Вернадский делает вывод, что:

1. Разум способен представлять творческие самоорганизующие основы Универсума на Земле и в этом понимании продолжать конструктивную функцию биосферы.

2. Разум создает и направляет культуру и биохимическую энергию.

3. Благодаря Разуму культурная биохимическая энергия реализуется уже не только через размножение организма, а и через информационную, производственную силу науки и труда.

4. В результате Разум сталкивается не только с социальной, но и природной силой всемирного порядка, фактором перехода биосферы в ноосферу.

Таким образом, из краткого освещения украинской философской мысли, этапов ее становления и ее наиболее характерных черт можно сделать вывод, что украинская философия возникла не в стороне от столбовой дороги цивилизации. Ее источником явилась передовая западноевропейская философская мысль и здравый смысл украинского народа.

Дополнительную литературу при подготовке на данный вопрос можно найти в следующих источниках [3; 5; 8].

 

Литература

 

1. Горский, В. С. История украинской философии / В. С. Горский. – К.: 1996. – С. 504.

2. Громов, М. А. Кардиогносия П. Юркевича и традиции отечественной философии / М. А. Громов // Философская и социологическая мысль. – 1996. – № 3. – С. 16–29; – № 4. – С. 21–32.

3. Петрушенко, А. И. Философия: учеб. пособие / А. И. Петрушенко. – К.: 2002. – 544 с.

4. Подольская, Е. А. Учебник / Е. А. Подольская. – К.: Центр учебной литературы, 2006. – 704 с.

5. Пич, Р. Критическое рассмотрение Юркевичем философии Канта / Р. Пич // Вопросы философии. – 2002. – № 7. – С. 107–115.

6. Философия: учебник / под общ. ред. М. И. Горлача [и др.]; – Харьков.: Консум, 2000. – С. 282–304.

7. Философия: учеб. пособие / под ред. Л. В. Губернского [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Викар, 2001. – С. 130–133.

 

Date: 2015-09-18; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию