Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Нового времени
XVII век в Западной Европе характерезуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные усилия философии были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия Его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и ее инструмент разум рассматриваются, как полезные инструменты созидания и преобразования мира. Соответственно и мировоззрение новой эпохи приобретало антропоцентрический, гуманистический характер, оно наполняется идеями прометеизма. Философия Нового времени унаследовала две фундаментальные теории античности: 1) атомистская теория Демокрита; 2) философия математики Пифагора – Платона. Атомистская теория давала возможность представить мир, как совокупность малых материальных частиц движущихся в пустом пространстве, соединяясь и образуя макрообъекты. А математическая теория давала возможность сформулировать законы движения. Безусловно влияние философской мысли способствовало развитию науки и научной революции, ярким примером которой являются: законы механики И. Ньютона, великие географические открытия, открытия Галилея и Левенгука и другое. Дальнейшие потребности практики и развитие науки ставят пред философией новые задачи, определяют новые направления исследования. На первый план выходят проблемы гносеологии, проблемы метода познания, в противовес средневековой схоластике, дающей возможность более эффективно воздействовать на действительность. При рассмотрении философии Френсиса Бэкона студент должен обратить внимание на следующие положения: Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) – английский философ, родоначальник философии Нового времени. В своей работе «Новый органон» (1620 г.) Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Их назначение - улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой. В противовес философии Фомы Аквинского, где философия является служанкой теологии, Френсис Бэкон выделяет два вида знаний (две истины): 1) от Бога (теология); 2) от земли (естественная философия). Науки о природе должны быть ограждены от влияния и вмешательства религии, но этого недостаточно. Чтобы новая наука стала возможной, человеческий ум, по мысли Бэкона, должен быть очищен от идолов, искажающих познание. Бэкон выделяет четыре вида идолов: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы площади; 4) идолы театра. Студент при ответе на данный вопрос, должен раскрыть содержание этих «идолов». Создание новой науки требует и создание нового метода, новой логики исследования. «Хромой идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги», – говорит Бэкон о значении метода [3; 9]. Методом новой науки по Бэкону, может быть только индуктивный метод – метод восхождения от частного к общему. Чтобы сделать индуктивный метод пригодным для получения достоверного знания, необходимо сделать опыт систематическим. От опыта и наблюдений (Бэкон выделяет два вида опытов: плодоносные и светоносные), следует идти к высшим аксиомам через средние аксиомы, которым Бэкон придает большое значение. Таким образом, Бэкон является родоначальником эмпиризма в философии Нового времени. Исходя из того, что подлинное знание должно опираться на опыт, он способствовал формированию эмпирического подхода к познавательному процессу. Для более полного ответа на данный вопрос, можно воспользоваться источниками [7]. При рассмотрении философии Рене Декарта студент должен обратить внимание на следующие положения: Как и Бэкон, Рене Декарт (1596–1650 гг.) видит бесплодность и бесполезность предшествующей схоластической учености и убежден, что для создания новой науки необходим надежный метод познания. Декарт считает, что основой нового метода и новой науки может стать только разум. «Я мыслю, следовательно, я существую». Данное суждение сформулировал еще Аврелий Августин, у Декарта же оно приобретает характер «кредо», то есть такого положения, которое положено в основу всей философии Декарта. Суть рационалистического метода сводится к двум основным положениям: 1) в познании следует отталкиваться от некоторых фундаментальных истин, иначе говоря, в основе познания по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция; 2) разум должен из этих интуитивных воззрений, на основе дедукции, вывести все необходимые следствия. Декарт сформулировал четыре основных правила дедуктивного метода: 1. Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению [4]. 2. Делить каждое затруднение на столько частей, сколько необходимо для их разрешения. 3. Идти в своих размышлениях от простого к сложному. 4. Составлять всеохватывающие перечни – таблицы–сравнения. Необходимо также отметить, что Декарт в основе каждого знания закладывает принцип интеллектуальной интуиции, которая у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Таким образом, Френсис Бэкон и Рене Декарт впервые в истории мировой философии положили начало раскола всей действительности на субъект и объект познания. Субъект – это носитель познавательного действия. Объект – это то, на что направлено действие. Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [5; 7; 9].
Литература
1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С. 123–133. 2. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969. – Т. 1, ч. 2. – 776 с. 3. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. – М.:Мысль, 1972. – Т. 2. – 582 с. 4. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт – М.: Мысль, 1989. – Т. 1. – 654 с. 5. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с. 6. История философии: учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 35–39. 7. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 48–56. 8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 256 - 270, 310 - 322,322-329, 365–368. 9. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII вв. / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.
Date: 2015-09-18; view: 388; Нарушение авторских прав |