Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная философия





 

 

ПЛАН

2.2.1 Проблема бытия и познания философии «досократиков».

2.2.2 Софисты и Сократ. Самопознание, как цель философии. Этический идеализм Сократа.

2.2.3 Философия Платона:

а) учение о бытии;

б) теория познания;

в) проблема человека и общества.

2.2.4 Философия Аристотеля:

а) учение о бытие;

б) гносеология Аристотеля;

в) проблема человека и общества.

Основные философские категории: Античность, космоцентризм, бытие, диалектика, метафизика, идеализм, материализм, атомизм, софистика, идея (эйдос), материя, самопознание, этический идеализм, этический релятивизм, человек, общество, государство.

 

 

2.2.1 Проблема бытия и познания в философии «досократиков»

 

 

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период (VI–V вв. до н. э.) является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Именно поэтому первых греческих философов называли физиками (от греческого phisis – природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.

В древнегреческой философии существовали различные философские школы, которые по-разному трактовали проблему поиска первоосновы мира (АРХЭ). При рассмотрении данного вопроса можно использовать источники [1; 5; 8].

Студент должен изучить и запомнить основные философские школы, их представителей, взгляды на проблему первоосновы бытия.

1. Ионийская или Милетская школа VI–V вв. до н. э. (Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). «Мир – это все, что существует, а бытие – то, как оно существует» В основе бытия лежит какая-либо природная стихия (вода, воздух, огонь).

2. Италийская школа, которая включала в себя такие ветви, как Пифагорейский союз и элейскую школу.

3. Пифогорейский союз VI в. до н. э. Представители: Пифагор, Кратил. Истинно сущим, подлинным бытием является число, числовые сочетания, как нельзя лучше выражают гармонию Вселенной.

4. Элейская школа V–IV вв. до н. э. (Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон). Элейская школа впервые в истории философии выдвинула понятие единого бытия, как непрерывного, неизменного, неделимого, одинаково присутствующего во всех элементах действительности. «Бытие – есть (вечно), небытия – нет». Впоследствии понятие единого, неизменного бытия стало одним из источников идеализма Платона, неоплатоников.

5. Эпикурейская школа IV в. до н. э. – VI в. н. э. Представители: Демокрит, Левкипп). Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесчисленное множество, они и есть бытие.

Студент может также воспользоваться дополнительной литературой [4; 5; 7].

Учение о бытие у античных философов неразрывно связано с их представлением о познании.

При рассмотрении этой части вопроса студент должен обратить внимание на следующие особенности:

1. Античные философы акцентируют внимание на познании единого, неделимого, неизменного, совершенного и всегда равного самому себе КОСМОСА. (С момента возникновения античная философия носит космоцентрический характер).

2. Цель познания античная философия видит не в познании изменчивой чувственно-предметной реальности, а в том, что стоит за ней, в познании ЕДИНОГО. Поэтому философия и является, по мнению греков, высшей наукой, только с помощью ее можно постичь первооснову. Знания, содержащиеся в других науках всего лишь мнения (более или менее достоверные).

3. Греческие философы выделяют два средства познания: ЧУВСТВА и РАЗУМ. (Чувственное познание не может дать нам истинное знание, истина доступна только разуму).

4. В античной философии были заложены основы двух основных методов познания окружающего мира ДИАЛЕКТИКА (Гераклит) и МЕТАФИЗИКА (Ксенофан).

Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [4; 9; 10].

 

Литература

 

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Наука, 1976. – 55 с.

2. Балкина, В. И. Космологическое учение Гераклита Эфесского / В. И. Балкина // Вестник МГУ. – 1998. – № 4. – С. 42–55.

3. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000 – 200 с.

4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с.

5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 22–25.

6. Надточаев, Н. С. Философия и наука в эпоху античности / Н. С. Надточаев. – М.: Наука, 1980. – 287 с.

7. Невлева, И. М. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М.: РДЛ, 2002. – С. 43 - 47.

8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 19–42.

9. Философия: учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2002. – С. 30–37.

10. Філософія: навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К.: Вікар, 2001. – С. 29–39.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию